Сделай Сам Свою Работу на 5

Потому что я – это я, а ты – это ты.





Выступление на педсовете

Заместителя директора по воспитательной работе

Зариповой Л.Г.

Тема: « Формы и методы педагогического

Сотрудничества»

«Дари себя детям!»

Из « Заповедей» Ш.А.Амонашвили

« Педагогика сотрудничества» является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, создавших оригинальные и самостоятельные теоретико-эмпирические системы обучения – Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.И.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, и другие.В обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы – Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, достижения русской – К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой и зарубежной – Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн – психолого-педагогической практики и науки.

Стержнем разрабатываемой педагогической концепции являлось сотрудничество как главная идея, цель и средство воспитания и обучения. В основе « педагогики сотрудничества» лежали новые отношения с учащимися, исключающие принуждение детей к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение учебного предмета. Одним из важнейших элементов « педагогики сотрудничества» был личностный подход к воспитаннику, т.е. приемы, « при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему».



Идея « педагогики сотрудничества» с ее обращением к ребенку предусматривала изучение ребенка и явилась первым шагом к возрождению идей педагогической антропологии. Главной целью « педагогики Сотрудничества» была гуманизация, « очеловечивание» педагогического процесса.

Формы «педагогики сотрудничества»:

- академическая + клубная;

- индивидуальная + групповая;

- дифференцированная.

Методы:

- проблемно-поисковая,

- творческая;

-диалогическая;

- игровая.

Целевые ориентации:

· Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

· Гуманно-личностный подход к ребенку.

· Единство обучения и воспитания.



Концепция сотрудничества

В « Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения « учитель-ученик». Традиционное обучение основано наположении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Сотрудничество в отношениях « ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:



· Гуманно-личностный подход к ребенку.

· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

· Концепция воспитания.

· Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

· Новый взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса.

· Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений.

· Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.

· Новую трактовку индивидуального подхода.

· Формирование положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

· Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы.

· Обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления.

· Идет объединение, интеграция школьных дисциплин.

· Вариативность и дифференциация обучения.

· Используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

-превращение школы Знания в школу Воспитания;

-постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

-возрождение русских национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

-постановка трудной цели.

 

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идей компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.

 

По концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

« Школа –в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В этой связи основными характеристиками педагога являются:

Высокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке труда, компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией и ориентированность в смежных областях деятельности, способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Сейчас слово предоставляется учащимся – они озвучат нам актуальные и перспективные ожидания наших учащихся.

Практикум №1

« Примерьте» на себя нижеприведенные характеристики эффективного учителя (по А. Маслоу). Определите их индивидуальную выраженность в процентных показателях, помня, что каждая характеристика максимально может иметь стопроцентное проявление.

Эффективный учитель

· Направлен на самоактуализацию (то есть на реализацию своих возможностей в полной мере)

· Позитивно относится к себе и высоко себя оценивает (имеет хорошо осознаваемую позитивную Я-концепцию)

· Творчески настроен и креативно подходит к делу (имеет творческое отношение к жизни в целом)

· Психически здоров (полноценно развиты психические функции и отсутствуют отклонения в психике)

· Автономен и независим (свободен для творчества)

· Спонтанен (естественен, сохраняет детскую непосредственность)

· Принимает вещи такими, какие они есть (объективно, адекватно)

· Демократичен и ориентирован на доброжелательное общение

· Обладает позитивным влиянием на ученика и классный коллектив

· Может побудить живой интерес к преподавательскому предмету

· Верит в способности своих учеников

· Искренне сорадуется и сопереживает ученикам

· Укрепляет в учениках чувство самоуважения

Полагаю, вы согласитесь с мнением, что в своей профессиональной деятельности эффективный учитель достигает учебно-воспитательных и развивающих результатов не любой ценой (например, ценой собственного здоровья или невротизации учеников). Он учитывает принцип экологичности « Не навреди!» (здоровью и психике ребенка, самому себе) и высшее мерило (главный образовательный стандарт и критерий) – жизнь человека (своя и других людей).

Практикум №2

Вспомните одного из своих учеников, к которому вы испытаете не самые лучшие чувства. Подумайте и напишите 5 позитивных качеств его личности, которые вы действительно видите в нем. Затем проанализируйте, насколько легко или трудно вам было это сделать. Если легко, то вы в целом принимаете его как личность, но отдельные стороны его вас раздражают. Если же – нелегко, то вероятнее всего вы отвергаете его в целом. Насколько, по вашим ощущениям, ученик чувствует вашу неприязнь? Как это проявляется в вашем с ним взаимодействии?

Исследуйте наличие у себя выше перечисленных факторов, которые, возможно, повлияли на ваше отношение к данному ученику.

Чтобы восстановить позитивное восприятие личности этого ученика в целом, попросите своих коллег, обучающих его, одноклассников назвать позитивные качества, которыми, по их мнению, он обладает. Обсудите также с другими учителями, есть ли черты, которые они не принимают в исследуемом ученике. Подумайте, по отношению к каким его качествам следует проявить терпимость, а где стоит установить границы вашей толерантности.

Придерживаясь принципа позитивного подхода к решению проблем я хочу подарить вам историю, которая поможет вам прийти к взаимопониманию.

« Ночью слона привели в темное место. Много людей пришло, чтобы увидеть его. Так как было темно, и посетители не могли видеть слона, они трогали его, чтобы составить себе представление о том, что это такое. Так как животное было очень большим, то каждый посетитель мог ощупать лишь небольшую часть и затем рассказать о нем. Тот, кто ощупывал ногу слона, сказал, что он похож на большую колонну; тот, кто касался бивней, рассказывал, что он острый; третий, кому досталось пощупать ухо, убеждал, что слон похож на опахало; четвертый, кто гладил слона по спине, утверждал, что он прямой и ровный как диван. У каждого осталось свое мнение о слоне…

Вот, что значит видеть только часть проблемы.

На восприятие окружающих может повлиять эмоциональное состояние. Проблема эмоциональной саморегуляции - одна из самых важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития учителя. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Результаты исследований показывают, что «синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться у будущих педагогов еще в период обучения в вузе. Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личносностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Все это приводит к общей неудовлетворенности педагога своей профессией.

 

 

Практикум №3

Выразите свои негативные чувства по поводу неприемлемого поведения ученика (воспитанника) в следующих ситуациях.

1. Звонок с урока еще не прозвенел, однако некоторые ученики уже тихо сложили вещи в портфель и приняли «стартовую позу».

2. Старшеклассник ходит в школу – на занятия и на вечера – в дырявых джинсах, другую одежду носить отказывается.

3. ученик в очередной раз не выполнил домашнее задание и проявляет изобретательность в оправдательных объяснениях.

4. Вспомните ситуацию, где кто0то из ваших учеников проявил некорректность к Вам.

Составьте « Я-замечание».

« Я-замечание» - это сообщение человека о возникшей у него проблеме из-за того, кому он направляет свое высказывание.

 

Тип педагогической агрессии Страте- гия поведения Преобла- дающая эмоцио-нальная реакция       Формы поведения
1. Импульсивные действия Активная Аффект Физическое воздействие на учащихся (толкают, хватают, пытаются ударить) и действия с предметами (бросают учебник, мел тряпку, хлопают дверью, указкой и др.)
2. Враждебные высказывания Активная Гнев Словесное оскорбление, грубое обращение, унижение учащихся, крик, угрозы, насмешки  
3. Конфронтация Активно- пассивная Отчуждение Отказ от выполнения необходимых профессиональных задач (объяснять материал, вести урок, показывать опыты, проводить внеклассные мероприятия и др.)
4. Доминантность Активно- пассивная Подавление Установление жестких требований к учащимся, общение в форме указаний, распоряжений. Применение наказаний, подменяющих учебные действия (конспектировать, «зубрить» учебный материал), занижение оценок
5. Оппозиция Активно- Пассивная Негативизм Отказ разговаривать с учащимися, отвечать на вопросы, давать объяснения, повторять учебный материал, сопровождаемый демонстрацией обиды
6. Стереотипная дифференциация Пассивная Антипатия Пристрастное отношение к отдельным учащимся («двоечникам», «хулиганам», «лентяям» и др.)
7. Нетерпимость Пассивная Отвращение Презрительное отношение к выделяющимся учащимся, имеющим отклонения в поведении, физические недостатки, неопрятным и т.п.

 

Сохранение психического и физического здоровья учителя, его стрессоустойчивость и способность к быстрой адаптации в изменяющейся профессиональной среде – необходимые условия профессионального развития личности педагога и ее творческой самореализации и толерантного отношения к обществу.

Возможно, еще глубже и полнее проникнуться идеей толерантности Вам, уважаемые педагоги, поможет эта Молитва.

Молитва о встрече

Я пришел в это мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

 

И ты пришел в этот мир

Не для того, соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

 

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.