Сделай Сам Свою Работу на 5

КАРТА ТЕРРИТОРИИ (о съемках фильма)





Кинокомпания «Андреевский флаг»

при поддержке

Министерства природных ресурсов и экологии России,

Федерального агентства по недропользованию – Роснедра,

Министерства по чрезвычайным ситуациям России

и ЗАО «ГМК «Норильский Никель»

представляет

художественный фильм

«ТЕРРИТОРИЯ»

 

 

Жанр драма, приключения

Авторы сценария Александр Мельник, Михаил Александров

Режиссер-постановщик Александр Мельник

Оператор-постановщик Игорь Гринякин

Композитор Туомас Кантелинен

Художник-постановщик Эдуард Гизатуллин

Художник-гример Элизабет Лоусон

Художник по костюмам Гуля Бейшенова

Продюсер Антон Мельник

Производство Кинокомпания «Андреевский флаг»

Литературная основа роман «Территория», Олег Куваев

Выход в прокат 16 апреля 2015 года

 

В ролях:

Константин Лавроненко (Илья Николаевич Чинков),

Егор Бероев (Владимир Монголов),

Григорий Добрыгин (Сергей Баклаков),

Евгений Цыганов (Андрей Гурин),

Ксения Кутепова (журналистка Сергушова),

Ольга Красько (Люда Голливуд),

Владислав Абашин (Жора Апрятин),

Дмитрий Шаракоис (Феникс),

Петр Федоров (дядя Костя),



Константин Балакирев (Кефир),

Олег Шапков (Седой),

Владимир Качан (Робыкин),

Александр Коршунов (Сидорчук),

Рамис Ибрагимов (Борода),

Герасим Васильев (старик Кьяе),

Олег Соколов (Бог Огня),

Виктор Жалсанов (Салахов),

Муляр Дмитрий (Фурдецкий),

Андрей Назимов (Малыш),

Тамара Обутова (Тамара) и другие.


 

Краткий синопсис

 

1960 год. Крайний Северо-Восток нашей страны. На берегу Ледовитого океана, в центре Территории, стоит Поселок, где живут искатели золотых россыпей. Золото необходимо стране после войны, но Территория продолжает давать только олово. Из Города приходит приказ закрыть геологическое управление.

Но легендарный Будда, хозяин Территории Илья Чинков убежден, что золото есть. Он бросает вызов судьбе. За один полевой сезон Чинков берется его найти. Для победы ему нужны люди, которые поверят в золото Территории так же, как верит он сам.

КНИГА ГЕОЛОГОВ (о романе О. Куваева)

 

«Чтобы попасть на Территорию, вы должны сесть в самолет. Лет двадцать назад это тоже было незаурядным дорожным подвигом. Но сейчас вы долетите без приключений. Когда же вам надоест почти сутки сидеть в самолетном кресле и продувать себе уши после посадок на забытых богом аэродромах, вы встретитесь с первой неожиданностью. Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался» (О. Куваев, «Территория»)



Изданный в СССР в 1974 году в журнале «Наш современник», роман сделал имя Олега Куваева всесоюзно знаменитым, а сама книга быстро стала настольной и «заплечной» (так как чаще всего обнаруживала себя в рюкзаках) не только молодых геологов, но и просто молодых - людей, ищущих настоящего подвига. За страницами романа читающая страна увидела и полюбила Чукотку.

Куваев мастерски соединил в книге образы вымышленных героев и реальные события геологического освоения Чукотки в 1940-1950-е годы. Автором превосходно подобраны характеристики золота как явления. В романе есть и всестороннее описание предмета, и примечания к маршруту, и три части, соответствующие трем ежегодным сезонам жизни геолога: лето (полевые работы), осень и зима (камеральная обработка материалов и организация нового поля), весна (заброска грузов, продовольствия, шурфовка).

Книга получила две государственные премии в 1977 г.: ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) и Союза писателей СССР, как лучшее произведение художественной прозы о современном советском рабочем классе. Роман был неоднократно переиздан и переведен более чем на 10 языков.

В наши дни на Чукотке Олег Куваев до сих пор остается одним из самых читаемых авторов. На государственные средства был выпущен 3-томник писателя, включивший его произведения и письма. Традиционными стали встречи читателей и любителей его творчества. А если сегодня спросить начальников геологических управлений или других представителей этой профессии о том, почему они пошли в геологию, почти все ответят, что это произошло не без влияния книги Олега Куваева. В ней есть романтический патриотизм.



КАРТА ТЕРРИТОРИИ (о съемках фильма)

 

Рассказанная Куваевым история охватывает продолжительный временной период. Съемочной группе потребовалось несколько экспедиций, чтобы застать природу в разных состояниях - от весны к зиме. Яркие насыщенные краски, глубокие переходы между светом и тенью, тона, словно сошедшие с картин Рокуэла Кента. Авторы фильма сняли Север так, как обычно снимают юг – вкусно, сочно, ярко.

В декабре 2012 года на Чукотке, в бухте Провидения, прошел заключительный этап съемок фильма «Территория». Съемки проводились на просторах национального природно-этнического парка «Берингия», территория и акватория которого включает в себя природные комплексы, памятники Берингийской суши, имеющие значительную историческую, экологическую, культурную и этническую ценность. Основной природной особенностью бухты Провидения являются многочисленные фьорды невероятной красоты, уникальные для русского Севера.

 

Художниками была воссоздана аутентичная архитектура здания геологического Управления в Певеке (прототип здания управления Территории). Для строительства декорации были использованы 115 тонн дерева, привезенного из Владивостока.

Транспортные средства той эпохи, собирались со всех окрестностей – это и грузовые машины ЗИЛ-157 и вездеходы, но главная автомашина «Победа», была привезена кораблем из Владивостока и полностью отреставрирована в поселке Провидения.

Съемки велись в условиях, приближенных к полярной ночи, солнце вставало лишь на 4 часа в день, что позволило оператору больше обычного работать в «режиме» закатного и восходящего солнца – самом выразительном для камеры.

Логистика съемок была настолько сложной, что часть актеров пришлось доставлять через США (Аляска находится в 400 км. от бухты Провидения). Они совершили кругосветное путешествие всего за несколько дней.

А первым натурным объектом фильма стало плато Путорана. Это крупнейшее горное плато на территории России, северо-запада Красноярского края, на границе с Таймырским полуостровом. Название «Путорана» появилось на карте только в послевоенные годы и в переводе с эвенкийского означает «озера с крутыми берегами». На территории плато расположен Путоранский государственный природный заповедник, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В июне-июле 2011 года съемки фильма велись в буферной зоне заповедника. Для съемочной группы из 150 человек развернули палаточный лагерь с полевой кухней, двумя банями (мужской и женской), стиральными машинами и даже современным туалетом. Группа была снабжена самым необходимым, особенно огромным количеством репеллентов – комаров на территории заповедника не счесть. В условиях полной изоляции съемочная группа, включая знаменитых артистов, прожила 1,5 месяца. Без связи (на территории заповедника оказались совершенно бесполезны мобильные телефоны), без возможности добраться самостоятельно до ближайшего населенного пункта, города Норильска. Снова стали актуальны письма и посылки. А свои мобильники члены группы отдавали вертолетчикам – во время рейдов за едой и топливом в Норильск можно было принять хотя бы сообщения с Большой Земли.

В апреле 2012 г. состоялась вторая экспедиция, и вновь на плато Путорана, чтобы захватить зимнюю натуру. Специально для съемок гибели героя Петра Федорова (дяди Кости), вертолетом Ми-26 (самым большим в мире), на внешней подвеске, из Норильска, был доставлен трактор 50-х годов, «Сталинец-100» весом 16 тонн. Для того, чтобы снять уникальное природное явление – пятидесятиметровые ледопады, группе пришлось 20 дней жить на плато Путорана в автономном лагере при температуре, временами достигающей минус 40 градусов.

Летом 2012 года в Москве прошел 4 съемочный блок. Были сняты оставшиеся интерьерные сцены и закончена работа в павильонах. Для того, чтобы с детальной точностью воссоздать обстановку середины прошлого века, художники по реквизиту тщательно выбирали мебель, предметы интерьера и быта прошлого столетия на блошиных рынках и ярмарках столицы и соседних городов. Часть геологического реквизита была взята в аренду у «Государственного геологического музея им. Вернадского» и у частных лиц. Огромную помощь оказывали консультанты-геологи, обращая внимание на детали – ведь в картине все должно быть правдоподобно. На проекте лишь один объект остался практически «нетронутым» декораторами – это исторический кабинет директора завода ЗИЛ И.А.Лихачева, в котором по сюжету работает заместитель министра Сидорчук. В нем полностью сохранились и мебель, и предметы интерьера того времени. Туда лишь добавили карты и предметы, имеющие отношение к геологии.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

 

*** Картина снята в ультравысоком разрешении 4К, впервые в России.

*** с 19.06.2011 по 27.12.2012 - полтора года длились съемки картины.

*** Снято около 70 часов рабочего материала. Затрачено 95 000 метров пленки.

*** Вертолетные съемки картины велись с использованием вертолета Eurocopter и стабилизирующей системы «Super Gyron. Вертолет Eurocopter AS 350 B3 является самым маневренным вертолетом в мире, что позволяет добиваться максимального операторского результата. В России не существует систем для проведения стабилизированных съемок с вертолета Eurocopter. Поэтому оборудование было доставлено из Франции. Такое же оборудование было использовано для вертолетных съемок инаугурации президента В.В. Путина в мае 2012 года.

*** На плато Путорана находится природный Путоранский заповедник. Территория лагеря патрулировалась вооруженной охраной. Это абсолютно дикая земля для людей, но родной дом для медведей и росомах.

*** Во время зимней и летней экспедиций на плато Путорана у съемочной группы не было возможности пользоваться сотовой связью и Интернетом. В наличии было всего 3 спутниковых телефона.

*** От лагеря съемочной группы на Плато Путорана до ближайшего населенного пункта, г. Норильска – 120 км. Добраться туда можно исключительно на вертолете.

*** Условия проживания во время экспедиций были на высочайшем уровне: теплые палатки, кухня, бани, стиральные машины и даже современный туалет. Группа была снабжена самым необходимым, особенно огромным количеством репеллентов.

*** Во время летней экспедиции на плато Путорана в июне-июле 2011 (группа провела в палаточном лагере на 150 человек месяц) съемочная группа налетала 220 часов вертолетного времени. Зимой группа размещалась по 12 человек в одном палаточном модуле.

*** В бухту Провидения контейнеровозом из Владивостока было доставлено 115 тонн дерева для строительства декорации «Поселок геологов».

*** До съемочной площадки в бухте Провидения нескольким актерам пришлось добираться через город Ном (Аляска). Кругосветное путешествие заняло несколько дней.

*** Художнику по гриму Лиззи Лоусон, работавшей с Робертом Паттисоном на картине «Милый друг», с Дэниелом Крэйгом на картине «Вызов», так понравилось путешествие в Россию и работа на проекте, что она начала писать книгу о нашей стране и о «Территории».

 

ИСТОРИИ СО СЪЕМОК

… В летней экспедиции на плато Путорана принимали участие и собаки – хаски. Им предстояла тяжелая задача – протащить нарты по каменистой земле. После двух дублей животные поняли, что быстро они не отделаются, и наотрез отказались работать дальше. Вместо них в кадр встали олени и потащили героев Григория Добрыгина и Тамары Обутовой. Но «потащили» - это еще сильно сказано: впереди оленей тянул дрессировщик, а сзади нарты подталкивали еще несколько человек.

… Единственное место во время летней экспедиции, где не было комаров – это палатка-столовая. Там можно было вкусить неведомое для тундры блюдо – фруктовый салат из ананасов.

… Художник по костюмам Гуля Бейшенова при подготовке к съемкам больше месяца занималась только подбором ткани и ее цвета для куртки Гурина, которого играет Евгений Цыганов. Дело в том, что по сценарию куртка должна быть оранжевая, японская. Режиссер представлял себе цвет, как у современных рабочих жилетов, но он слишком яркий для одежды середины 1950-х. Образцы тканей были отправлены на утверждение из Москвы в Норильск, а там и на плато Путорана, где в тот момент оператор и режиссер определялись с местом съемок.

… Герою Григория Добрыгина пришлось преодолеть вплавь широкую бурную реку. Снимали эту сцену в летней экспедиции на реке Муксун (плато Путорана), температура воды составляла +4 градуса С. Сцена снималась в четырех разных местах на реке, на каждую переправу делался один дубль, так как Добрыгин не использовал дублера и выполнял трюк самостоятельно. Помог опыт и мастерство Григория: много лет он профессионально занимался плаванием.

… Единственное средство передвижения в районе плато Путорана – вертолет. От лагеря, где расположилась группа, до съемочной площадки добирались только по воздуху. Примечательно, что во время зимней экспедиции на плато (март-апрель 2012 г.) на 9 дней съемки были приостановлены из-за погодных условий. Съемочная команда оставалась отрезанной от «цивилизации».

… В съемках фильма принимали участие и самые обычные люди – жители г. Норильска. Пионеры, почтальон, симпатичные барышни - вся массовка полностью состояла из них.

… Во время съемок в г. Норильске местные автовладельцы «пожертвовали» своими автораритетами ради искусства: грузовик ЗИЛ-157, «Победа», 1953 года выпуска и Волга 21-й модели. Специально для одной сцены, которая на экране займет всего несколько секунд, “Победу” перекрасили в бежевый цвет при помощи … гуаши. Но смыть не успели. Пришлось владельцу бежевого авто ехать так на работу под уверения декораторов, что краска вся смоется. А самым главным из транспортных средств стала Волга: на ней подъезжает к Управлению «Северстроя» герой Константина Лавроненко, Илья Чинков.

… Художник-постановщик Эдуард Гизатуллин нашел кусочек старых обоев в мусорной куче, решив, что они могут идеально подойти для фильма. Оказалось, что это были настоящие обои 50-х годов. По фрагментам был восстановлен полностью рисунок обоев того времени, и таким образом созданы обои, которые зрители увидят во всех интерьерах проекта.

… Одна из трагических ролей в картине досталась знаменитому трактору послевоенных лет С-100 - «Сталинцу», который по сценарию должен провалиться под лед. Его искали по всей стране, а в итоге нашли в Норильске. «Последние часы» героя были сняты еще в зимней экспедиции, а то, что происходило тогда в кабине, снимали уже в Москве в павильоне, на «хромакей».

… Если на Плато Путорана хозяйничали росомахи и медведи, то на Чукотке, Берингово море несколько дней подряд привлекало к себе внимание группы огромными стаями белух. А однажды, при съемках финальной сцены фильма, под радостные крики «Гагарин в Космосе!», недалеко от берега проплывал настоящий кит!

… Все сцены снятые на Чукотке, давались огромным трудом. Сильнейшие порывы ветра, суровые декабрьские морозы, непроходимые места, короткий световой день. Но были в этом и свои плюсы - костюмерам и гримерам природа помогала: одежду актеров практически не фактурили, только немного смачивали водой. Стоило актерам выйти на улицу – вода на одежде замерзала и покрывалась снегом, бороды от горячего дыхания покрывались инеем, а снег и ветер корректировали образ, через некоторое время трескались губы и обветривались щеки, ничего не придумано, все по-настоящему - актеры превращались в бывалых полевиков. Они стойко преодолевали все трудности, ни на что не жалуясь, прекрасно понимая, что добиться такого эффекта и достоверности в других условиях было бы просто невозможно. Но их оберегали и грели, как только появлялась свободная от съемок минута. А на обеде, когда смена обычно уже заканчивалась (к этому времени уже заканчивался световой день), с особенным удовольствием ели обжигающий суп в теплом уютном кафе, смотрели снятый материал и «оттаивали», настраиваясь на завтра.

… В одной из сцен, Григорию Добрыгину (который все трюки в фильме делал без помощи каскадеров) пришлось совершенно голым бежать по замерзшему озеру за собаками, которые по сюжету срываются и убегают… Это первая сцена фильма, «Пролог», снять его хотелось особенно хорошо. А день оказался одним из самых ветреных и морозных за всю экспедицию. Все очень переживали за Григория - никому не хотелось быть на его месте. Но после первого и хорошего дубля, который понравился режиссеру и оператору, Григорий даже предложил «актерский», уверяя, что он готов побежать еще раз. Решено было не рисковать. Впереди еще не один съемочный день.

… Очень много физически приходилось работать актеру Владиславу Абашину (Апрятин) – это и переправа по замерзшему озеру, где группа Апрятина на лодках, при помощи весел, а иногда и рук, пробивалась сквозь лед по замерзшему озеру, и сцена спасения Баклакова, где Влад буквально тащил на себе Григория Добрыгина; сцена спасения Салахова и Бога Огня. Съемки этих эпизодов проходили на открытой местности, обзор камеры - 360 градусов, поэтому греться в машинах не было возможности, из-за их удаленности от съемочной площадки.

… Рядом с декорацией «поселок геологов» в течение месяца строился шурф (вертикальная (редко наклонная) горная выработка небольшой глубины (до 25 м), в котором по сюжету работает герой Константина Балакирева – Кефир. В дни, когда Константин не снимался, его редко можно было застать дома или увидеть прогуливающимся по поселку, но никто не знал, чем актер занимается в свободные от съемок дни. Только некоторое время спустя в группе пошел слух о том, что «Костя сам строит свой шурф». Оказывается, Константин, вместе с постановщиками и декораторами, строил к своей сцене декорацию – «Шурф». «Это для того, чтобы потом в кадре не выглядеть глупо. Я целый год готовился к этой сцене и хотел бы сделать все достоверно, это мой «сольный номер», я не могу не оправдать доверия режиссера. Когда я работал физически, чувствовал себя настоящим шурфовщиком. Надеюсь, в кадре у меня все получилось, эта сцена мне очень дорога. Я ее показывал на пробах, два раза. И меня тогда утвердили».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.