Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера.





По мнению С. Шехтера, эмоции — это результат взаимодей­ствия двух компонентов:

1) неспецифического — физиологического возбуждения (ак­тивация (arousal));

2) специфического — интерпретации человеком причин свое­го возбуждения в контексте целостной ситуации, в которой оно появилось (атрибуция).

С. Шехтером было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и яв­ляются необходимым условием для возникновения эмоцио­нального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, а не его знак и модальность. В соответствии с его теорией какое-то со­бытие или ситуация вызывает у человека физиологическое воз­буждение, и у него возникает необходимость оценить причины этого возбуждения. Тип или качество эмоции, переживаемой человеком, зависит не от ощущения, возникающего при физио­логическом возбуждении, а от того, как человек оценивает си­туацию. Поэтому одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев в зависимости от трактовки ситуации (рис. 83).

Одна из первых попыток экспериментальной проверки тео­рии С. Шехтера состояла в формировании эмоциональных ре­акций посредством воздействия на физиологическое возбужде­ние и интерпретацию ситуации. Одной группе испытуемых вво­дили адреналин, вызывающий возбуждение, другой — плацебо. Каждая из групп была разбита на три подгруппы:



• одним испытуемым давали истинную информацию о воз­действии препарата;

• другим — ложную;

• третьим ничего не рассказывали о возможном влиянии препарата.

После введения препарата все ложно информированные ис­пытуемые, часть испытуемых, располагавших точной информа­цией, и часть испытуемых, не располагавших никакой инфор­мацией, попадали в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение; остальные же испытуемые оказыва­лись в обществе человека, который изображал ярость. Авторы предполагали, что лица, не получившие правильного объясне­ния своих физиологических симптомов, будут испытывать вли­яние ситуации в большей степени, чем те, кто знает истинную причину симптомов, ибо если под влиянием адреналина у них возникает состояние возбуждения и они оценят ситуацию как веселую (или, напротив, раздражающую), то симптомы возбуж­дения будут отнесены к ситуации и они в большей степени бу­дут вовлечены в нее. Те же, кто будет отдавать себе отчет в том, что причиной симптомов является инъекция, будут менее чувс­твительны к влиянию ситуации. Они будут иначе истолковы­вать данную ситуацию, а поэтому испытывать другие эмоции. Ожидалось также, что менее чувствительными будут лица, ко­торым вводили плацебо (вследствие более низкого уровня воз­буждения). Результаты эксперимента в общем подтвердили ис­ходные предположения: дезинформированные испытуемые и испытуемые, не получившие никакой информации, были склонны имитировать настроение и поведение актера, как эй­форическое, так и гневное. Испытуемые, которые располагали точной информацией о действии адреналина, были менее под­вержены постороннему влиянию (С. Шехтер, Дж. Сингер).



Однако дальнейшая проверка теории во многих случаях не подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоцио­нального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрица­тельные результаты были получены на лицах с высокой личност­ной тревожностью или находящихся в состоянии стресса. В другом исследовании было показано, что неразъясненное, гипнотически внушенное возбуждение вызывает у человека же­лание интерпретировать свое внутреннее состояние негативно (К. Маслач). X. Левенталь и А. Томаркен показали, что фено­мен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов.



Одним из основных недостатков теории С. Шехтера, по мнению Я. Рейковского, является то, что она не объясняет, как возникает физиологическое возбуждение в естественных усло­виях. Кроме того, не совсем корректным является и использо­вание просто общего понятия «физиологическое возбужде­ние», так как при разных эмоциях это возбуждение может при­обретать различные формы.

Познавательная теория эмоций Арнольд—Лазаруса. У М. Ар­нольд в качестве детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция возникает как результат последователь­ности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки (рис. 84). До того как эмоция возникнет, объект дол­жен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего человека, возникает эмоция как нерациональное принятие или отвержение.

Таким образом, эмоция всегда следует за оценкой и, как от­мечала М. Арнольд, «сначала я вижу нечто, потом я представ­ляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу». М. Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуи­тивно заключает, что ему нечто угрожает, он сразу чувствует: оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избе­жать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция.

Интуитивная оценка объекта понимается автором как «чувственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлек­сивного суждения») и характеризуется мгновенностью, непос­редственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуи­тивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенден­цию к постоянству (объект или ситуация, определенным обра­зом оцененные и эмоционально отреагированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализа­ции (переносятся на весь класс объектов).

В своей концепции Р. Лазарус также придерживается идеи когнитивной детерминации эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъек­тивным и не связывается с фактами, поддающимися непо­средственному наблюдению, что ведет к игнорированию воп­роса о детерминирующих оценку условиях. Кроме того, Р. Ла­зарус не согласен с тем, что оценка признается М. Арнольд чувственной по характеру. мнению Р. Лазаруса, каждая эмоция является комплекс­ным ответом, состоящим из трех различных компонентов:

1) первый компонент — сигнальные переменные или сти-мульные свойства;

2) второй компонент — оценочный, определяемый как фун­кция мозговых процессов, с помощью которых человек оцени­вает стимульную ситуацию;

3) третий компонент — когнитивные, экспрессивные и инс­трументальные типы ответов (рис. 85).

Когнитивные реакции трактуются как психологическая за­щита. Экспрессивные реакции представляют собой мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не пре­следующее определенной цели. Инструментальные реакции мо­гут быть трех категорий:

1) символы — сигнализируют о наличии некоторого аффекта или маскируют нежелательный аффект;

2) средства — сложные целенаправленные инструменталь­ные действия, такие, как агрессия или бегство;

3) обычаи — культурно обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания.

Таким образом, в концепции Р. Лазаруса два положения яв­ляются главными:

1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содер­жания, есть функция особого рода познания или оценки;

2) эмоциональный ответ представляет собой некий синд­ром, включающий три основные группы симптомов:

 

• субъективные переживания;

• физиологические сдвиги;

• моторные реакции.

По мнению Р. Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации:

1) угрожающая;

2) благоприятствующая.

Оценка ситуации вызывает тенденцию к выполнению соот­ветствующих приспособительных действий (именно тенденцию, поскольку эти действия не всегда осуществляются). В принципе,приспособительные действия могут осуществляться на основе исключительно познавательных механизмов, без участия эмоцио­нальных процессов. Эмоции возникают лишь при некоторых до­полнительных обстоятельствах. Так, отрицательные эмоции по­являются тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опас­ную, но не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения, т. е. когда эти способы еще только должны быть найдены и существует некоторая неуверен­ность в отношении такой возможности.

Центральным в концепции Р. Лазаруса является понятие «угроза», понимаемое как оценка ситуации на основе предвос­хищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на уст­ранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления уг­розы. Тенденции к действию в связи с наличием угрозы и ее ус­транением отражаются в различных симптомах эмоциональ­ных реакций.

Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки яв­ляются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у различ­ных людей разную оценку и как следствие — разную эмоцио­нальную реакцию. Много внимания уделяется и приспособи­тельным к угрозе реакциям.

Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Как уже отмечалось, предшественником этой теории был Дж. Дьюи, ко­торый полагал, что эмоция возникает лишь тогда, когда осу­ществляется инстинктивное действие или появляется препят­ствие на пути реализации произвольных форм поведения. В этой ситуации, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек и испытывает эмоцию. Иными словами, психо­логически эмоция — это адаптивная реакция, а органические из­менения являются проявлением этой борьбы за адаптацию.

Позднее согласно разработанной Л. Фестингером теории когнитивного диссонанса, когда между ожидаемой и действи­тельной информацией имеется расхождение {когнитивный дис­сонанс) возникают отрицательные эмоции, в то время как сов­падение ожидания и результата {когнитивный консонанс) при­водят к появлению положительных эмоций. Однако существу­ют данные, свидетельствующие о том, что в ряде случаев и диссонанс может вызывать положительные эмоции.

По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходим некоторый «оптимум расхождения» между установками и сигналами (новизна, необычность, несоответ­ствие) (рис. 86). Если сигнал не отличается от предшествовав­ших, то он оценивается как неинтересный; если же он отлича­ется слишком сильно, то кажется опасным, неприятным, раз­дражающим и т. п.

«Я-теория» эмоций К. Роджерса. Центральным понятием этой теории является понятие Я-концепции (обобщенное пред­ставление человека о самом себе). Чем глубже восприятие и познание человеком самого себя, чем больше они связаны с яд­ром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза Я-концепции вызыва­ет у человека страх. Когда же Я-концепция подтверждается и одобряется, у него появляются положительные эмоции.

В целом основным недостатком когнитивных теорий явля­ется то, что они не учитывают наличие возникающих безуслов­но-рефлекторных эмоций. Как отмечает Е.П. Ильин, некото­рые эмоциональные реакции не требуют участия коры головно­го мозга и процессов осознанной переработки информации. Так, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощу­щений, протекают без участия когнитивных процессов: мы сна­чала ощущаем, переживаем ощущение и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем.

14.5. Мотивационные теории эмоций

Эта группа теорий либо указывает на тесную и непосред­ственную связь проблемы эмоций с потребностно-мотивацион-ной сферой человека, либо подчеркивает их побудительную, мотивирующую роль в его поведении и деятельности.

Психоаналитическая теория эмоций. Сформулировать точ­ное определение эмоций (или аффектов) в рамках классиче­ской психоаналитической теории затруднительно. Сложность вызвана тем, что 3. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах 3. Фрейд пишет, что аффект — это единствен­ная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида. Сле­довательно, 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории влечений и, по сути, отождествлял аффект с влечением. Согласно его точке зрения аффект это качественное выраже­ние количества энергии влечения и ее разновидностей. Исходя из этого различают аффекты разрядки, которые сопровождают проявление влечения, и аффекты напряжения, которые сопро­вождают сдерживание влечения. При этом и 3. Фрейд, и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате сдерживания, конф­ликта влечений или основных подструктур личности: Оно, «Я» и сверх-Я).

Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта:

1) энергетический компонент инстинктивного влечения
(«заряд» аффекта — количественная или интенсивностная мера
аффекта);

2) процесс «разрядки»;

3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или пе­реживание эмоции — качественная мера аффекта).

3. Фрейд различал три способа видоизменения аффекта:

1) механизм обращения аффекта;

2) механизм смещения аффекта;

3) механизм преобразования аффекта.

Наиболее четкое и обобщенное представление психоанали­тиков о механизмах возникновения эмоций было сформулиро­вано Д. Рапапортом. Воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происхо­дит мобилизация инстинктивной энергии. Если эта энергия не может открыто и непосредственно реализоваться (в том случае, если инстинктивные требования конфликтны), она ищет дру­гие каналы разрядки в виде непроизвольной активности, ос­новными видами которой являются эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание. Они могут проявляться одновре­менно, поочередно или вообще независимо друг от друга. От­крытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, поэтому у человека и возникает необходимость пос­тоянно эмоционально разряжаться.

Психоанализу, по мнению В.К. Вилюнаса, современная пси­хология эмоций обязана возникновением того сомнения в от­крытости и доступности феноменологии эмоциональных пере­живаний, которое сегодня кажется само собой разумеющимся. Сознательное скрывание человеком своих эмоциональных пе­реживаний является лишь самым простым случаем их искаже­ния, гораздо чаще это происходит бессознательно и направле­но на избегание, вытеснение их психотравмирующего воздейс­твия. Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций являет­ся и разработка феномена амбивалентности эмоциональных переживаний.

«Гормическая» теория эмоций У. Макдугалла.Этот автор в своих рассуждениях отталкивался от идеи целенаправленности поведения живых существ. Источником этой целенаправлен­ности является особая нематериальная сила — горме (от греч. horme - стремление, побуждение, влечение, порыв), представ­ляющая собой устремление к биологически значимой цели, обусловленное врожденными инстинктами либо приобретен­ными склонностями. По мнению У. Макдугалла, главным регу­лятором целенаправленного поведения животных и людей яв­ляются инстинкты.

Каждый инстинкт состоит из трех компонентов:

1) предрасположенность к восприятию некоторых раздра­жителей;

2) эмоция;

3) предрасположенность к выполнению определенных действий.

Побуждающая сила инстинкта заключена именно в сред­нем звене — в эмоции. Эмоция направляет индивида к опреде-

ленным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализа­ции) инстинкта.

Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмо­ции: инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т.д. Существуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие одновременного проявления нескольких инстинк­тов (например, инстинктам любопытства и бегства соответству­ет эмоция, сочетающая черты удивления и страха). У. Макду-галл выделял также производные эмоции, не связанные с отдель­ными инстинктами и зависящие от специфических представле­ний и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, например, как надежда, беспокойс­тво, радость и т. п.

Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не толь­ко от эмоций, но и от других психических образований — слож­ных чувств (sentiments). Чувства — это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенден­ции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту.

Хотя теория У. Макдугалла не получила большого распро­странения, ее идеи имели известный резонанс, оставив опреде­ленный след в ряде современных концепций (психоэволюци­онной теории Р. Птутчика, дифференциальной теории эмоций К. Изарда и др.).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.Согласно К. Изарду эмоции являются детерминантами поведения в ши­рочайшем диапазоне его проявлений. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотива­ции, новые поведенческие тенденции, что необходимо для ус­пешного взаимодействия индивида с окружающей средой. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого сущес­твования образуют десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, ин­терес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотиваци-онными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и мотор­ными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептив­ные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В целом автор определяет эмоции как сложный феномен, вклю­чающий нейрофизиологический, двигателъно-экспрессивный и чувс­твенно-переживательный компоненты. Источниками эмоций яв­ляются нейронные и нервно-мышечные (гормоны и др.), аффек­тивные (боль, половое влечение, другая эмоция) и когнитивные (оценка, атрибуция, память, антиципация) активаторы.

Объектом детального изучения в этой теории являются част­ные (базовые, фундаментальные) эмоции, которые рассматри­ваются как различающиеся «переживательно-мотивационные» процессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение чело­века. К. Изард называет следующие основные признаки базо­вых эмоций:

• они всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

• проявляют себя при помощи выразительной и специфи­ческой конфигурации мышечных движений лица (мимики);

• сопровождаются отчетливым и специфическим пережи­ванием, осознаваемым человеком;

• возникли в результате эволюционно-биологических про­цессов;

• оказывают организующее и мотивирующее влияние на че­ловека, служат его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, от­несенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и панто­мимического выражения. Наряду с фундаментальными эмоци­ями в данной теории изучаются и эмоциональные комплексы, та­кие, как тревога, депрессия, удовольствие и враждебность, представляющие собой комбинации базовых эмоций, которые появляются одновременно или в определенной последовательности (см. более подробную характеристику базовых эмоций по К. Изарду в гл. 14).

Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симо­нова. Данная теория является одной из наиболее известных и хорошо разработанных в современной психологии эмоций. П.В. Симонов считал, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлет­ворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ра­нее приобретенного индивидуального опыта. Это представлено автором в виде специальной «формулы эмоций»:

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (воз­можности) удовлетворения потребности на основе врожденно­го и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлет­ворения потребности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которой субъект располагает в данный момент. Кроме того, эмоция зависит и от других факторов:

• индивидуальных (типологических) особенностей субъек­та (мотивационной сферы, эмоциональности, волевых качеств и т. п.);

• фактора времени, в зависимости от которого эмоциональ­ная реакция приобретает характер аффекта или настроения;

• качественных особенностей потребности (чувства возни­кают на основе социальных и духовных потребностей, тревога — низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, фрустрация — низкой вероятности достижения желаемой цели и т.п.).

Однако эти факторы обусловливают лишь вариации беско­нечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Из формулы следует, что эмоция возникает только при на­личии потребности: нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин — Ис) = О, т. е. если человек полностью обладает необходимой для удов­летворения потребности информацией (Ин = Ис).

С позиции теории П.В. Симонова наиболее фундаменталь­ной классификацией эмоций является деление их на положи­тельные и отрицательные. Ситуация избытка прагматической информации по сравнению с прогнозируемой или возрастание вероятности удовлетворения актуальной потребности (Ин < Ис) порождает положительные эмоциональные состояния, де­фицит информации или падение вероятности достижения це­ли (Ин > Ис) — отрицательные.

Также предлагается вариант классификации эмоций в зави­симости от величины потребности, вероятности ее удовлетво­рения и характера взаимодействия с объектами (табл. 14).

Таблица 14 Классификация эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера действий (по П.В. Симонову)

 

 

Величина потребности Оценка веро- Контактное Дистанционные действия
удовлетворе-ния ствие с объ­ектом овладение, обладание объекток( зашита, со­хранение объекта преодоле­ние, борьба за объект
Нарастает Превышает Наслажде- Восторг, Бесстра- Торжество,
  имеющийся ние, удо- счастье. шие, сме- воодушев-
  прогноз вольствие радость лость, уве­ренность ление, бод­рость
Небольшая Высокая Безразли- Спокой- Расслабле- Невозмути-
    чие ствие ние мость
Нарастает Падает Неудоволь- Беспокой- Насторо- Нетерпе-
    ствие, от- ство, пе- женность, ние, негодо-
    вращение, чаль, горе, тревога, вание, гнев,
    страдание отчаяние страх, ужас ярость, бе­шенство

Как отмечает Е.П. Ильин, в классификации П.В. Симонова присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (сме­лость, бесстрашие) и эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм).

С физиологической точки зрения, считает П.В. Симонов, эмоции это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направ­лении минимизации (ослабления, прерывания) или максимизации (усиления, продления, повторения) этого состояния. Кроме того, автором была выявлена ведущая роль в обеспечении эмоцио­нального поведения единого интегративного комплекса из четырех мозговых структур: гипоталамуса — миндалины — гиппо-кампа — передних и височных отделов неокортекса.

Как отмечают Г.А. Вартанян и Е.С. Петров, некоторые эмо­циональные реакции, связанные с биологическими потребнос­тями, возникают вне зависимости от вероятности достижения цели и являются как бы безусловными или фатальными.

Несмотря на определенные различия и противоречия, обус­ловленные разными методологическими подходами, между рассмотренными выше теориями при более подробном анали­зе можно обнаружить и много схожих моментов. Кроме того, некоторые теории, отличающиеся упрощенным или односто­ронним пониманием проблемы эмоций, раскрывают вместе с тем важные их аспекты.



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.