Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень рекомендуемой литературы





Т. В. Пойдина

 

 

Методические указания по выполнению

самостоятельной работы по дисциплине

«История искусств»

для студентов дневной формы обучения

по направлению подготовки 270100 «Архитектура»;

Дизайн архитектурной среды

 

Изд-во АлтГТУ

Барнаул 2012


 

 

ББК

Пойдина, Т.В.Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «История искусств» (для студентов дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды»)/ Т.В. Пойдина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2012. – с.22.

Определено значение самостоятельной работы в изучении дисциплины «История искусств», подробно характеризуются основные требования к содержанию и порядку выполнения видов самостоятельной работы, приводится тематика заданий и список литературы, необходимой при выполнении самостоятельной работы.

Рекомендованы студентам дневной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды»

 

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

теории и истории архитектуры.



Протокол № 7 от 14.11.2012 г.


Содержание

Пояснительная записка 4

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 5

2. Тематика заданий контролируемой самостоятельной работы и

методические указания по выполнению 6

3. Самостоятельная работа в форме написания эссе 15

3.1 Методические рекомендации по написанию эссе 15

3.2 Примерный план эссе (анализ художественного произведения) 16

4. Самостоятельная работа в форме написания реферата 17

4.1 Требования к структуре и содержанию реферата 17

4.2 Рекомендуемые темы рефератов 19

5. Самостоятельная работа в форме подготовки презентации 20

Список используемой литературы 22

 


Пояснительная записка

Дисциплина «История искусств» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональная часть). Модуль: История и теория» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды». Дисциплина нацелена на процесс познания мира через искусство, как отражение культуры человеческого общества и его эстетических представлений, с помощью конкретных художественных образов.



В процессе изучения курса «История искусств» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям.

Важнейшими задачами самостоятельной работы являются:

– овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными;

– формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.

В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «История искусств» студент должен знать:

– сущность феномена искусства и основные эстетические категории;

– знать классификацию видов искусств, периодизацию истории искусства, тенденции развития современного мирового искусства;

– направления и теории в истории искусств, школы современного искусства; памятники мирового и отечественного искусства;

Уметь:

– сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть ведущих представителей;

– находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко- художественные сведения; понимать связи между историческими, историко-культурными процессами и современностью;



– анализировать произведения искусства; вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.

Владеть:

– навыками выявления художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров;

– навыками художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений, выявления основополагающих принципов синтеза искусств.

1. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы

Тематика заданий для самостоятельной по дисциплине «История искусств» разработана в соответствии с образовательным стандартом и учебной программой для студентов очной формы обучения по направлению подготовки270100 «Архитектура»; 270300 «Дизайн архитектурной среды».

Самостоятельная работа, а также защита рефератов строятся как система с постепенно усложняющимися заданиями и направлены на создание поискового и информационного поля. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства. Отсюда стержневым вопросом в формировании дизайнерского мышления становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств. При анализе произведений искусства различных исторических эпох особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств, вопросы, связанные с изучением взаимодействия монументально-декоративного искусства с архитектурой предполагают углубленную самостоятельную подготовку по аналитической работе с текстами, изучению памятников, подготовку презентационных материалов, виртуальной экскурсии. Поэтому особая роль отводится изучению образцов архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства, анализу художественных поисков использования монументально-декоративных композиций в дизайне среды и тенденций их развития. Выполняя учебные задания, следует изучить варианты декоративной стенописи (развитие архитектурной структуры, выявление формы, эстетическое обогащение пространства). На этой основе разработаны комплекты учебных и практических заданий проблемного характера для закрепления теоретических знаний и овладения рядом умений и навыков.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История искусств» включает в себя:

– углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;

– работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;

– знакомство с широким кругом памятников искусства;

– освоение наглядных материалов; подготовку презентации;

– подготовку к двум текущим и промежуточной аттестациям;

– аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);

– подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария.

Самостоятельная работа по курсу «История искусств» обеспечивает:

– закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений;

– формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений и умения оценивать явления художественной культуры; овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений художественной культуры;

– осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

– аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам искусства; выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты).

Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:

1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как с рекомендованной, так и с найденной самостоятельно);

2. Выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров; просмотр репродукций и освоение наглядных материалов; подготовку презентации.

3. Усвоение основных положений рассматриваемых методологических концепций искусствоведения, понимание сущности феномена искусства и основных эстетических категорий;

4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;

6. Использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий.

При анализе конкретных произведений изобразительного искусства следует обратить внимание на неповторимое воплощение одной и той же темы разными авторами, в разных видах искусства; на многообразие воплощения одних и тех же литературных образов средствами других искусств. Полезными являются задания поискового характера: сбор материалов, иллюстрирующих одну из изучаемых проблем (живопись на мифологические сюжеты и т. п.). Важным является освоение элементов библиографической работы.

Самостоятельная работа включает изучение постоянной экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края, знакомство с экспозициями художественных галерей и выставочных залов. Цель практических заданий в рамках самостоятельной работы по курсу «История искусств» состоит в приобщении студентов к овладению навыками приемов описания и атрибуции художественного произведения, что способствует формированию профессиональных компетенций, а именно способности использовать воображение, мыслить творчески, демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус.


 

2. Тематика заданий контролируемой самостоятельной работы и методические указания по выполнению

I семестр

Тема. Первобытное искусство [2, 3, 10].

Задание для самостоятельной работы: проведите сравнительный анализ эволюционного изображения животных и человека от палеолита до железного века. Составьте таблицу.

Периоды первобытного искусства Зооморфные изображения Антропоморфные изображения
Палеолит    
Мезолит    
Неолит    
и т.д.    

Тема: Искусство Древнего Египта [1, 2, 4, 12].

1. Задание для самостоятельной работы: выявить особенности искусства Древнего Египта времени правления преемников Эхнатона; подготовьте перезентацию: сокровища гробницы Тутанхомона. Изучите мелкую пластику, прикладное искусство и художественные ремесла эпохи Новое царство (ювелирные изделия, украшенная деревянная мебель, фаянсовые сосуды и фигурки).

Тема: Искусство Древней Греции» [1, 3, 12].

1. Задание для самостоятельной работы: вывить базовые категории философско-эстетической платформы греческого искусства. Проследить связь искусства с древнегреческой мифологией и религией. Изучить особенности Гомеровского периода. Приступая к изучению темы, студенты прежде всего должны иметь в виду, что древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. Философско-эстетическую платформу греческого искусства составляют: космологичность, рационализм, антропоцентризм. Кульминацией развития древнегреческой эстетической мысли сталклассический период ее развития (V-IV вв. до н. э.). Следует обратить внимание, что само понятие «классический» подразумеваетзрелость, совершенство, соразмерность, в том числе и эстетических концепций. Произведения греческого искусства поражают своим реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Знакомясь с данным вопросом, студенты должны обратить внимание, одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции – калокагатия – (от kalos – прекрасный и agathoc –хороший, добрый) – понятия, означавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте. Сложение греческих мифов о богах и героях. Изучая данную тему, следует обратить внимание, что искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, богов-покровителей и богинь греческие мастера изображали в антропоморфном облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе. Философские взгляды, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человечества.

Контрольные вопросы и задания: Почему поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея» являются источниками изучения древнегреческой культуры. Обоснуйте свой ответ. Изучите вопрос: Дипилонские вазы. Выявите виды орнаментов. Подготовьте презентацию:Эволюция древнегреческой вазописи: геометрический, чернофигурный и краснофигурные стили.

Тема: Искусство Древнего Рима [1, 2, 4, 12].

1.Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации «Позднеантичная живопись (Помпеи, Геркуланум)». При изучении данной темы студентам следует обратить внимание, что принято различать четыре стиля настенных росписей. Первый, имеющий, несомненно, восточное происхождение, состоит из простых раскрашенных четырехугольников, имитирующих мрамор, при этом окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание. Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем, изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюжетами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения. Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные построения, но изображаемые здания носят фантастический характер. К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. Назначение перспективного обрамления заключается главным образом в том, чтобы поместить картины с изображением фигурок в определенной глубине и не дать им слиться с плоскостью стены. Четвертый стиль, появляющийся лишь в последние годы существования Геркуланума и Помпей, вновь обращается к архитектурно-перспективным построениям второго стиля, отличаясь, однако, от последнего более интенсивным колоритом и более сложной конструктивной организацией.

2. Задание для самостоятельной работы: освоение наглядных материалов, составление аннотаций: назовите типы монументов в Древнем Риме. Приведите примеры.

 

Тема: Искусство Средних веков [1, 2, 4, 12].

1.Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации «Синтез искусств в готическом соборе: скульптурные ансамбли Реймса, Амьена, Шартра, Нотр Дам де Пари, Наумбурга, Бамберга». Приступая к изучению данной темы, следует обратить внимание, что исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Образы величавой, полной драматической выразительности архитектуры готического собора получали свое развитие и дальнейшую сюжетную конкретизацию в сложной цепи монументальных скульптурных композиций и витражей, заполнявших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы. При самостоятельном изучении темы следует изучить место и роль скульптуры в синтезе искусств, структурно
-типологические особенности готических скульптурных ансамблей. На примере скульптурных ансамблей Реймса, Амьена, Шартра, Нотр Дам де Пари, Наумбурга, Бамберга следует изучить и наглядно представить средства синтеза архитектурных и скульптурных форм скульптурный комплекс главного соборного фасада, скульптурные композиции порталов.
Самостоятельная работа включает изучение витражных композиций: витражная «роза» западного фасада собора Парижской Богоматери, витражный комплекс Шартрского собора, витражный комплекс Шент Шапель в Париже. Укажите особенности готических витражей и их роль в убранстве католических храмов.

2. Задание для самостоятельной работы: изучите развитие художественного ремесла в средние века; выявите художественные достоинства Лиможских Эмалей.

3. Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации Миниатюры средневековья «Великолепный часослов герцога Беррийского». Студентам следует знать, что часословами, или часовниками назывались рукописные книги. Они начинались с календаря, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками Зодиака. Далее следовала Литургия, приуроченная к определённому часу, состоявшая из библейских чтений, молитв. Часослов украшался миниатюрами и был одет в великолепный переплет. При подготовке презентации следует знать, что миниатюры братьев Лимбург представляют собой своего рода энциклопедию жизни позднего Средневековья. При анализе художественных особенностей «Роскошного часослова» особое внимание следует обратить на большую композиционную свободу, многообразие вариаций форм миниатюр и орнаментов обрамлений, а также и то, что художники осуществляли единый план украшения книги с чередованием больших и малых иллюстраций: сцены вписываются в круг, в сложные обрамления. Наиболее прославленные изображения часослова – цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замков.

Тема: Искусство Византии [1, 3, 4].

1.Задание для самостоятельной работы: Назовите техники монументальной живописи в культовом искусстве Византии? Приведите примеры изображений, выполненных в этой технике.Раскройте особенности иконописи как вида искусства. Какие устойчивые иконографические типы сложились в византийской иконописи? Укажите специфику византийских икон сравните византийскую и русскую икону, раскройте традиции, выявите отличительные особенности. Какие устойчивые иконографические типы сложились в византийской иконописи Изучите основные канонические типы икон: Спас, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Великая Панагия, Богоматерь Умиление, Богоматерь Одигитрия», Троица.

Тема: Искусство западноевропейского Возрождения [1, 2, 6, 10, 13, 16, 17, 18].

1.Задание для самостоятельной работы: Охарактеризуйте творчество Джотто как родоначальника живописи Возрождения. Изучите творчество Томазо Мазаччо – родоначальника реалистической живописи XV в. Выявите особенности творчества Андреа Мантенья, объясните почему его называют крупнейшим художником Северной Италии. Какие мировоззренческие постулаты определили характер искусства эпохи Возрождения?

2. Задание для самостоятельной работы: подготовьте презентацию «Сандро Боттичелли – выдающийся живописец Флоренции».

3. Задание для самостоятельной работы: подготовка виртуальной экскурсии по музеям мира «Творческие портреты Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне». «Тициан, Веронезе и Тинторетто как представители позднего Возрождения».

Тема: Искусство XVII-XVIII вв. [1, 3, 4, 7, 16, 17 ].

1. Задание для самостоятельной работы: Объясните значение терминов: Караваджисты. Болонский академизм.

2. Задание для самостоятельной работы: формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений. Проследите развитие реалистического направления в живописи Франции XVIII в. Изучите творчество Шардена.

3. Задание для самостоятельной работы: формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений. Изучите особенности искусства Англии XVIII в. Почему У. Хогарта называют основоположником реализма, создателем искусства сатиры? Выявите сочетание светской парадности с меткостью психологической характеристики в творчестве Д. Рейнольдс. Обоснуйте в чем проявляется утонченный сентиментализм портретов Т. Гейсборо, их связь с образами литературы английского Просвещения.

4. Задание для самостоятельной работы: формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений. Франсиско Гойя- развитие критического реализма Гойи в 1790-х гг.

5. Задание для самостоятельной работы: подготовка виртуальной экскурсии «Западноевропейское искусство XVII в. в музеях мира»; знакомство с широким кругом памятников искусства.

Задание для самостоятельной работы: подготовка виртуальной экскурсии «Западноевропейское искусство XVIII в. в музеях мира»; знакомство с широким кругом памятников искусства.

Тема: Искусство XIX века[1, 3, 4, 7, 16, 17 ].

1. Задание для самостоятельной работы: формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений. Искусство Англии XIX века. Джон Констебль – основоположник европейского пейзажа нового времени. Проанализируйте роль пейзажных этюдов с натуры в его творчестве. Выявите романтические тенденции в искусстве Джозефа Уильяма Тернера.

2. Задание для самостоятельной работы: формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений. Романтизм в искусстве Франции. Теодор Жерико: связь с современностью, острота жизненных наблюдений, страстная взволнованность.

3. Задание для самостоятельной работы: изучите творчество Э. Мане выявите тесную связь его творчества с традициями французского реализма. Обратите внимание на особенности колорита, блестящее решение проблем передачи света и воздуха.

Тема Искусство рубежа XIX- XX вв. [1, 3, 4, 7, 16, 17 ].

1. Задание для самостоятельной работы: аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование); освоение наглядных материалов; подготовку презентации. В ходе выполнения задания следует обратить внимание, что первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи. На него оказал глубокое воздействие стиль модерн, который выдвинул на первый план проблему создания но­вых форм и выразительных средств. Модерн в архитектуре: свободная планировка зданий, орнаментальные, криволинейные очертания, индивидуализированный облик построек, текучесть форм фасадов, их близость скульптуре и природным явлениям, применение железобетона, стекла, облицовочной керамики. Приведите примеры синтеза искусств. Обоснуйте свой ответ.

2. Задание для самостоятельной работы: формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений. Творческие объединения на рубеже XIX–XX вв.: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Русский авангард. Выполнение задания направлено на усвоение художественных поисков в русской живописи рубежа XIX –XX вв. В ходе изучения вопроса следует обратить внимание, что в первой половине 1910-х годов рус­ские художники активно вели экспери­менты и поиски, создавали новые груп­пы и объединения. Художествен­ная жизнь стала захватывающе интерес­ной: одна за другой следовали выстав­ки, издавались разнообразные журналы. Важной особенностью данного пе­риода является то, что высоких резуль­татов достигают все виды искусства: архитектура, живопись, декоративно- прикладное искусство, книжная гра­фика, скульптура, театрально-декора­ционное искусство. На рубеже XIX —XX вв. в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились такие творческие центры, как Абрам­цево (имение С.И.Мамонтова) и Талашкино (имение М. К.Тенишевой), собравшие под одной крышей живо­писцев, архитекторов, музыкантов, вдохновленных идеей возрождения народного искусства.

Контрольные вопросы: Назовите представителей «Мира искусства». В чем заключается суть творческой программы «мирискус­ников»? Охарактеризуйте деятельность Союза русских художников как одного из крупнейших выставочных объеди­нений начала XX в. Какое направление русской живо­писи начала XX в. было наиболее близким поэтике символизма? Обоснуйте свой ответ. Назовите представителей русского авангарда и обоснуйте их вклад в художественную жизнь эпохи..

 

Тема: Искусство XIX века[1, 3, 4, 7, 16, 17].

1. Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом. Выявите национальное своеобразие романтизма в разных странах, обусловленное местными историческими традициями. Рассмотрите Биндермайер как стилистическое направление в немецком и австрийском искусстве 1810-40-х гг. При изучении вопроса следует обратить внимание, что архитектура и декоративное искусство перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта: отражение вкусов бюргерской среды, любовь к бытовой среде. Для живописи (Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. фон Швинд, Ф. Вальдмюллер в Австрии) характерны интерес к простому человеку, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей. Изучите особенности творчества прерафаэлитов в английской художественной культуре XIX века. Самостоятельная работа по изучению данного вопроса предполагает знакомство с творчеством Россетти, Миллес, Хант, Моррис, Берн-Джонс, при этом следует обратить внимание на возрождение наивной религиозности дорафаэлевского искусства, мистическую окраску образного строя.

Тема: Искусство Западной Европы XX века [ 2, 3, 4, 7, 16, 17].

1.Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом, подготовку презентации. Изучение вопроса включает работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;

2. Задание для самостоятельной работы: Подготовка виртуальной экскурсии «Искусство Западной Европы XX века в музеях мира». При изучении вопроса «Символизм как художественное течение» следует выявить обращение символизма к мифологии, национальному фольклору, древним эзотерическим учениям. Расцвет символизма в литературе: Малларме, Метерлинк, Элиот, Вячеслав Иванов, Белый, Хлебников, Брюсов), в изобразительных искусствах: Редон, Шаванн, Тороп, Мунк, Рерих, Бенуа, Бакст).

3. Задание для самостоятельной работы: подготовка презентации «Модерн и модернизм в искусстве конца XIX – XX вв.». Следует изучить эстетические принципы модерна: преодоление эклектизма художественной культуры XIX в., использование новых технических и конструктивных средств. Модерн в архитектуре: свободная планировка зданий, орнаментальные, криволинейные очертания, индивидуализированный облик построек, текучесть форм фасадов, их близость скульптуре и природным явлениям, применение железобетона, стекла, облицовочной керамики. Выполнение самостоятельной работы требует последовательного изучения с модернистских течений в живописи как провозглашение независимости искусства. При подготовке презентации следует обратить внимание на новую трактовку цвета в фовизме (творчество Матисса, Дерена); выражение душевного состояния разочарованного в своей эпохе художника в экспрессионизме (группировки «Мост», «Синий всадник»; создание новой реальности в геометрических формах кубизма (творчество Пикассо, Брака); культ энергии, скорости, механистичности в футуризме; мир сновидений и подсознания в сюрреализме (творчество Дали, Танги, Миро); отказ от изображения видимых форм реальности в абстракционизме (творчество Кандинского, Малевича, Мондриана).

Тема: Тенденции в развитии современного искусства [2, 3, 4, 7, 16, 17].

Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций освоение наглядных материалов овладение понятийным аппаратом, аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование). Постмодернизм: формы художественного творчества. Изучение вопроса требует понимания феномена постмодернизма (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм) как совокупного названия художественных тенденций, характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда. При изучении темы следует знать, что сложившись, сначала как направление в литературной критике, искусстве и философии в 70-х годах прошлого века (Ж. Деррида, Р. Барт, П. де Ман, Ж.-Ф. Лиотар, Х. Уайт, Х. Миллер), постмодернизм затем был отождествлён с одним из стилистических направлений архитектуры. На рубеже 70-х-80-х годов он стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи (У. Эко, И. Ильин). Следует обратить внимание, что постмодернизм, отвергая рационализм «интернационального стиля», обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Старые средства выражения (то есть традиционные виды живописи, графики, ваяния и т. д.) соединились с новыми техническими средствами творчества (помимо фотографии и кинематографа, видеозапись, электронные звуко-, свето- и цветотехника), проявившись прежде всего в поп-арте и кинетизме. Изобразительное творчество постмодернизма провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.

 

Перечень рекомендуемой литературы

Основная

1. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие / М.В. Соколова.- 3-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с. 2. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: в 2-х т. : учеб. / Н. М. Сокольникова. - М. : Академия, 2009. Т. 1 – 10 экз., Т 2..

Дополнительная

3.Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия / [редкол. : Е. Д. Федотова (отв. ред.) и др.]. - М. : Белый город, 2006. Т. 3.

4. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: учеб. для вузов / Т. В. Ильина. - М. :Высш.шк., 2004. – 368 с.

5. История искусства : научное издание / Л. И. Акимова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. А. Виноградова [и др.]. - М. : Искусство - XXI век : Республика, 2003. - 672 c. : цв. ил.

6. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века /[редкол.: Е. И. Ротенберг (гл. ред.) и др.].-СПб.: Дмитрий Буланин, 2004..

7. Мировое искусство. Импрессионизм: [история движения в биографиях художников: ил. энцикл. /сост. И. Г. Мосин].-СПб.: Кристалл, 2006.-174 с.: ил. 8. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней.- СПб.: Кристалл, 2006. – 189 с.

9. Степанов, А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. IV-XV века /А. В. Степанов.-СПб.: Азбука-классика, 2003.-498, [1] с.: ил..

10. Художники эпохи Возрождения. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2005. – 365 с. 11. Янсон, Х. В. Основы истории искусств: [пер. с англ.] /Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон.-СПб.: Азбука-классика, 2002.-540 с.: ил. 2 экз.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.