Сделай Сам Свою Работу на 5

Список источников и литературы





1. Арнольдов Л. В. Удар прошлому. //Шанхайская Заря. 26 июля 1929 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russianshanghai.com/ articles/post266 (Дата обращения 10.09.2013)

2. Женщина Востока — очаровательный сфинкс. //Шанхайская Заря. 2 февраля 1934 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russianshanghai.com/articles/post266 (Дата обращения 10.09.2013)

3. Си Л. Девушки из Шанхая. М.: Corpus, 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://litfile.net/web/242790/270000-271000 (Дата обращения 10.09.2013)

 

Балакина В.В., исторический факультет

Научный руководитель: к.и.н., доцент Л. Г. Сидорчукова

Феномен деконструкции телесности в современном изобразительном искусстве (Э. Гормли)

Сегодня возрастает роль искусства как способа особого видения, вчувствования, понимания мира. Эпоха постмодернизма трактует искусство как более универсальный путь познания действительности. Поэтому особенно актуально обнаружить тенденции художественного осмысления телесного бытия человека в современном искусстве. Актуальность темы исследования связана с современным состоянием философско-культурологического учения о человеке, сущность, существование и самоидентификация которого всё чаще рассматриваются с позиции представлений о его телесной организации в современном искусстве.



Данное исследование представляет собой поиск подтверждений философско-культурной концепции и психологических идей в практике современного искусства, исходя из зрительного опыта автора, что актуализирует тематику исследования и обуславливает его новизну.

Обратимся к сути понятия: «интерпретативная антропология» неразрывно связана с ее создателем — Клиффордом Гирцем. Исходный пункт исследований — неудовлетворенность существующим многообразием определений культуры, стремление придать этому понятию очерченные границы и сделать его доступным для научного анализа.

Гирц выделяет две ступени научного анализа:

· на первой («ведение дневника») им прослеживается нечеткая граница между фактом и теорией вследствие осознания того, что представления информантов о собственной культуре есть не что иное, как ее интерпретация;

· на второй (систематизация полученных сведений) = выявляется проблема интерпретации следующего порядка (интерпретация интерпретации) (И. Касавин, 2009, с. 342).



Для того, что бы на примере попробовать реализовать интерпретативный анализ Гирца, за основу мы взяли творчество одного из самых выдающихся скульпторов - монументалистов современности, автора 20-метрового Ангела Севера, 30-метрового Квантового облака (Гринвич) и других проектов - Энтони Гормли.Изучив выставочную деятельность Э. Гормли, были выявлены 2 экспозиции, проходившие в России, а именно в Санкт-Петербургском Государственном Эрмитаже и в Центре современной культуры «Гараж» в Москва (в данном докладе остановимся лишь на одной из них).

Непосредственно перед анализом, следует обратиться к самой фигуре автора - «деконструктивиста»:

На счету Гормли более 100 персональных выставок и множество наград, среди которых звания лауреата премии Тернера, самой престижной премии Англии в области современного искусства, и кавалера ордена Британской Империи. Главный объект в искусстве Энтони Гормли - человеческое тело, его трансформации, положение во времени и пространстве. Это, несомненно, основополагающий фактор, позволяющий нам рассмотреть творчество Гормли в данном анализе.

Энтони Гормли в своих скульптурах переосмысливает сами понятия о структуре и конструкции. По мнению скульптура, тело будет оставаться телом вне зависимости от того, из чего оно состоят – из плоти и крови или, к примеру, из мусора (есть такая скульптура у Энтони Гормли – «Мусорный Человек»). Исследуя человеческое тело как область памяти и трансформации на протяжении последних двадцати пяти лет, художник наполнил новой силой изображение человека в скульптуре, используя собственное тело как предмет, средство и материал своего творчества (Современное британское искусство).



Отходя от концептуальной основы творчества Гормли, остановимся на выставке, открытой 16 июля 2009 в Центре современной культуры "Гараж" Основу выставки составила инсталляция "Поле притяжения", состоящая из 287 скульптурных "частиц".

Остановимся на первой ступени «гирцевского» анализа.
Работа была изготовлена по заказу британского Центра современного искусства Baltic в 2003 году. В рамках проекта были получены гипсовые слепки участников-добровольцев в возрасте от двух до восьмидесяти пяти лет. На основании слепков создавались скульптуры, состоящие из 8 рядов прутьев нержавеющей стали разной длины, спаянных в полости каждого из слепков.

В «Поле притяжения» скульптуры, по словам Гормли, взывают к тому, чего в них недостает – к движению, к мысли, к чувству, жизни. Эти скульптуры – неуловимые сущности, производные от физических тел. Движение зрителя через физическое пространство произведения складывается в повествование. Проходя через созвездие составляющих его элементов, человек становится частью возникающей истории (Музей современного искусства «ГАРАЖ»).

Эта зрелищная инсталляция расположена по всей территории зала музея, и приходящие люди могут спокойно бродить среди этих железных человечков, находя в каждом из экспонатов отражение себя. Кажется что, проходя через это «выставочное поле», ты постоянно видишь на своем пути вереск, который по дуновению ветра оказывается в разных частях залы. Обращаясь к семантике «перекати-поле» - это символ бесприютности и запустения, отчаянной борьбы за жизнь.

Кстати, перекати - поле - это не отдельный вид растения, а образование, состоящее из различных растений с тонким стеблем, которые ломаются осенью и, гонимые ветром, распространяют семена. По пути такие стебли захватывает веточки других, особенно цепких растений и под конец скатываются в довольно большой ком. На вторичном этапе интерпретации интерпретаций «Поле притяжения» становится тем самым «комом смыслов» которые слиты воедино в проекте скульптора.

Отдаляясь от естественно-научных фактов, можно обозначить следующее: скульптурные изображения Э. Гормли как «перекати-поле», что придает выставке совершенно иную смыслообразующую линию. Человек в современности, это странник безвыходности, который адаптируется к условиям жизни, тем самым теряя свой духовный компонент, становясь пустым конструктом идей. Эти «пустые сухие комочки металла» обретают некую значимость лишь тогда, когда попадают в одну реальность с человеком. В этой реальности и образуется симбиоз современной оболочки и живой души, в этом пространстве рождается телесная составляющая культуры.

Взгляд Гормли на человеческую фигуру гораздо тоньше. Можно сказать, что это взгляд на структуру личности. Именно такие работы автор демонстрирует на выставке в Москве. Из Лондона в Москву эти скульптуры перевозили в подвешенном состоянии. Их везли на вешалках в специальных трейлерах. Эти скульптуры очень хрупкие. Скелетообразные человечки Энтони Гормли напоминают терракотовую армию китайского императора Цинь Ши-хуанди, который, как известно, был похоронен вместе с глиняными копиями солдат своей многотысячной армии. Получилась стальная армия скульптора Гормли.

Вплетая в канву интерпретативных рассуждений философский компонент, очевидной, на наш взгляд, стала взаимосвязь выставки британского скульптора с одним из основных понятий философии Жиля Делёза «тело без органов». Суть теории в том, что существует тело «актуальное» и «виртуальное». Любое «актуальное» тело имеет или выражает набор черт, навыков, движений, аффектов и так далее. У каждого «актуального» тела есть также и «виртуальное» измерение — обширный запас потенциальных черт, отношений, аффектов, движений и т. д. Этот источник возможностей Делёз и назвал телом без органов (Ж. Делёз., 1998, с. 125).

«Сделать себя телом без органов», следовательно, экспериментировать с собой, чтобы выводить или активировать такие виртуальные возможности. Эти возможности, в основном, активируются (или «актуализируются») посредством связи с другими телами (или телами без органов). По сути своей, каждый экспонат выставки являет собой «актуальное тело», а сделать его телом в виртуальной системе, наполнить пустые скульптуры смыслами и возможностями задача современного зрителя. Следуя теории Делеза, превратить скульптуры Энтони Гормли в тела без органов, может только «диалог с человеком», именно этот диалог и способен внести в современное деконструктивное искусство образ телесности.

Объединяя всю выставочную практику Э. Гормли, взятую нами в качестве объекта исследования, можно определить следующее: арт-проект «Поле притяжения» по теории У. Эко являют собой модель «открытого произведения» – «трансцендентальную схему», фиксирующую двусмысленность нашего бытия в мире (У. Эко, 2005).

Выводы из этих рассуждений очевидны - «Центр теоретических исследований сместился. Теперь акцент падает на неразрывный узел «схема-вариация», где вариация представляет гораздо больший интерес, чем схема». Именно это мы видим в проектах британского скульптора, объекты, созданные им, некая схема, требующая интерпретации смыслов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.