Сделай Сам Свою Работу на 5

Статья 33. Приостановление полномочий судьи





Принципы правосудия

Судебная власть и правосудие основываются на демократических принципах, которые представляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, определяющие сущность и содержание организации и порядка деятельности судов при осуществлении правосудия.

Основные принципы закреплены в Конституции и являются основополагающими при принятии отраслевых законов, регулирующих вопросы в сфере судоустройства и отправления правосудия, а также являются обязательными для соблюдения и исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами.

Конституция устанавливает принципы правосудия, которыми должен руководствоваться судья при применении закона:

1. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не считается преступником до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.

2. Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение.



3. Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4. В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5. Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы: а) устанавливающие или усиливающие ответственность; б) возлагающие новые обязанности на граждан; в) ухудшающие положение граждан. Если после совершения человеком правонарушения закон отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7. Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8. Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;



Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10. Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

 

 

Законность

Законность - ведущий принцип всех отраслей права, законность -принцип, действующий во всех сферах государственной и отечественной жизни.

Являясь универсальным общеправовым принципом, законность представляет собой строгое и безусловное исполнение и соблюдение Конституции РК и соответствующих ей законов и иных нормативных правовых актов гражданами, должностными и юридическими лицами. В сфере правосудия этот принцип означает:

- правосудие осуществляют только суды, образованные и наделенные полномочиями в порядке, предусмотренном Конституцией и законом;

- судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и законам;

- суды при отправлении правосудия должны осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, организаций;

- суды должны обеспечивать исполнение Конституции РК, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики;

- при осуществлении правосудия суды должны строго выполнять требования процессуального законодательства о порядке производства по судебным делам.

В п.2 ст.4 Конституции РК закреплено положение о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. В этой связи одной из главных задач судов является не только соблюдение Конституции, но и обеспечение ее прямого действия. Это означает, что в случае несоответствия закона или подзаконного акта Конституции или отсутствия в них норм, содержащихся в Конституции, суд должен применять Конституцию в качестве акта прямого действия, поскольку конституционные нормы обладают верховенством над законами и иными нормативными актами.



В сфере правосудия принцип законности обеспечивается установленной законом системой гарантий. Например: право обжалования судебных постановлений суда по мотивам их незаконности и необоснованности; судебный надзор; обязательная отмена решений суда в случаях нарушения норм материального и процессуального законов и т. д.

В случаях установления при рассмотрении судебных дел факта, что закон или иной нормативный правовой акт ущемляет закрепленные Конституцией РК права и свободы человека и гражданина, суд вправе обратиться с

представлением в Конституционный Совет о признании этого акта неконституционным и в связи с этим приостановить производство по делу.

 

 

Осуществление правосудия только судом

Правосудия - это деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения в судебные заседания и разрешения в судебных заседаниях, в установленном законом порядке гражданских, уголовных и иных дел с целью всемерного укрепления законности и правопорядка.

Этот принцип берет свое начало от Конституционного положения о разделении в государстве власти на три ветви, одной из которых является судебная власть.44

Ст. 75 Конституции РК и ст. 1 Конституционного закона о судебной системе предусматривают, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Исчерпывающий перечень этих судов строго предусмотрен Конституцией и Конституционным законом о судебной системе: Верховный суд РК и местные суды.

Правосудие, являющееся основной формой осуществления судебной власти, представляет собой рассмотрение и разрешение судьей (судом) в судебных заседаниях уголовных, гражданских и иных дел в порядке уголовного, гражданского и иных, установленных законом, форм судопроизводства.

Принцип осуществления правосудия только судом имеет огромное политико-правовое значение.

Никакие другие органы и должностные лица не вправе рассматривать, разрешать или брать под контроль гражданские, уголовные и иные дела, отнесенные к юрисдикции судов. В соответствии с этим законодательством предусмотрена недопустимость создания специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием.

Только суд вправе в судебном заседании признать лицо виновным или невиновным в совершении преступления и вынести в этой связи соответственно обвинительный или оправдательный приговор; принять решение по рассматриваемому иску. Только суд имеет исключительное право по судебным делам назначать наказание и иные меры государственного принуждения.

Судебные постановления суда могут быть отменены или изменены только вышестоящим судом и только в порядке, установленном законом кассационном, апелляционном, а также в порядке судебного надзора.

Вступившие в законную силу судебные постановления подлежат обязательному исполнению на всей территории Республики Казахстан всеми физическими, должностными и юридическими лицами. В случаях неисполнения гражданами, должностными лицами государственных органов и организаций вступившего в законную силу судебного постановления, эти лица подлежат административной ответственности. В случаях злостного неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению, виновные лица подлежат уголовной ответственности (ст. 392 УК РК).

 

Избрание и назначение судей

 

Судейский корпус судов Республики Казахстан формируется двумя способами - избранием и назначением из числа кандидатов, зачисленных в резерв.

Председатель Верховного Суда, председатели судебных коллегий и судьи Верховного Суда республики избираются Сенатом по представлению Президента республики сроком на 5 лет. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели коллегий и судьи областных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета республики.

Председатели районных судов республики назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции, сроком на 5 лет.

К лицам, назначенным и избранным на должность судьи, законом также предъявляются определенные требования, установленные ст.28 Конституционного закона о судебной системе.

Судьей районного (городского) суда может быть любой гражданин Республики Казахстан, имеющий безупречную репутацию, достигший двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен, успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда.

К кандидату в судьи вышестоящего суда закон устанавливает, помимо указанных требований, дополнительные: стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, два года работы судьей.

Лица, отвечающие указанным требованиям, зачисляются в резерв, а отбор кандидатов на должность судьи ведется на конкурсной основе.

Таким образом, закон, помимо гражданства, устанавливает возрастной, образовательный, профессиональный и моральный цензы. И это логично, поскольку законодатель, исходя из содержания специфики судебной деятельности, требует от судьи не только достаточных теоретических знаний и нравственной безупречности, но и наличия практического опыта, который обычно приходит с годами. Все это, без сомнения, позволяет судье не только правильно применять нормы материального и процессуального законодательства, но и уметь разбираться в сложных ситуациях, встречающихся при рассмотрении дел, осмотрительно и ответственно принимать решения, которые должны быть не только обоснованными и законными, но и справедливыми.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РК и законы, обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Это означает, что суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. В случае несоответствия закона или подзаконного акта Конституции или отсутствия в них норм, содержащихся в Конституции, суд, как это уже было отмечено, должен применять Конституцию РК в качестве акта прямого действия.

«Должность судьи не дает права на ошибку, потому что в нашей работе каждая ошибка - это судьба конкретного человека, интересы государства. Мы -Верховный Суд - высшая инстанция, наши погрешности не исправит, не обжалует никто».

При выполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы опорочить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективной беспристрастности. Широкий комплекс властных полномочий, предоставленных ему государством, сопряжен не только с его правовой, но и с большой моральной ответственностью. Нормы, регулирующие деятельность судьи, можно охарактеризовать не только как правовые положения, но и как частное, конкретное выражение общих нравственных установлений, которые представляют собой этическую основу его деятельности. Любое неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих обязанностей в конечном итоге приводит к нарушениям нравственных требований. При рассмотрении судебных дел и материалов нередко возникают ситуации, правильное разрешение которых зависит не только от уровня знаний, но и уровня правовой культуры, правосознания и добросовестности судьи. Это, в свою очередь, порождает его повышенную, двойную ответственность за каждое решение, действие и диктует необходимость нравственного обоснования принимаемых решений, — исходить не только из соображений дозволенности их законом, но и соответствия их морально-этическим предписаниям. Поэтому с учетом специфики правового статуса судьи, его активной роли в выполнении задач правосудия, закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие другим видам профессии. Так, судья обязан как при выполнении своих обязанностей, так и во внеслужебных отношениях: не позволять своей семье, общественным и иным связям влиять на его деятельность в качестве судьи; не раскрывать или использовать в своих целях конфиденциальную информацию, которую он получил в результате своей должности; проявлять уважение, терпимость и воспитанность в профессиональных и иных отношениях и т.п. (ст. ст. 1,2,4 Кодекса судейской этики).46 Судья должен избегать такого поведения, которое может быть расценено, как стремление угодить руководителям представительных или исполнительных органов, добиться расположения со стороны председателя данного суда или вышестоящих судей. Недопустимо появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, неряшливо или вызывающе одетым, посещение им заведений, пользующихся сомнительной репутацией (казино, игорные дома и т.п.), афиширование своих личных связей с руководящими работниками представительных, исполнительных и других органов и т.п.

Судья должен противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в его деятельность, пресекать попытки взятия под контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами. "Судам, - указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РК, от 14 мая 1998г. - надлежит оставлять без рассмотрения письменные или устные обращения должностных лиц государственных органов, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, а в необходимых случаях, кроме того, ставить вопрос о привлечении к ответственности этих лиц". Так, ч. 1 ст. 339 УК РК устанавливает: " Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия - наказывается штрафом в размере от двухсот до трехсот минимальных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет". Те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок, или без такового. Кроме того, законодатель предусматривает ответственность за конкретные формы вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия по ст.340 УК РК (посягательство на жизнь судьи, а равно его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде), а также по ст. 341 УК РК (угроза убийством, причинением вреда здоровью, повреждением или уничтожением имущества в отношении судьи или его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде).

Судья должен соблюдать тайну совещания судей, не разглашать сведений, полученных при проведении закрытых судебных заседаний. Присутствие в совещательной комнате других лиц, в том числе и участников процесса, законом не допускается.

Законом предусмотрена полная деполитизация судов. В этой связи важным требованием к судье является предусмотренная законом недопустимость быть депутатом, занимать иную оплачиваемую должность (кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности), осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. То есть, законодатель устанавливает требование политической нейтральности судьи в целях обеспечения его независимости и беспристрастности. Данное положение предусматривает, что единственной функцией судьи является только судебная деятельность. Занятие же преподавательской, научной и иной творческой деятельностью должно осуществляться вне рабочего времени как совместительство в соответствии с трудовым законодательством.

 

 

Независимость судей

 

В соответствии с п.1 ст.77 Конституции РК и ст. 25 Конституционного закона о судебной системе, при отправлении правосудия судья независим и подчиняется только Конституции и закону. Судьи при осуществлении предоставленных им законом полномочий не подчиняются каким - либо органам и должностным лицам исполнительной и законодательной ветвей государственной власти и не подотчетны вышестоящим судебным инстанциям.

Судья при рассмотрении дел должен быть беспристрастным и принимать решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке рассмотренных доказательств и, руководствуясь при этом только Конституцией РК и законом. При этом суды могут применять только те нормативные правовые акты, которые не противоречат Конституции РК.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных им или находящихся в его производстве дел (п. 3 ст.25 Конституционного закона). Свое мнение по конкретному делу судья вправе высказывать только в совещательной комнате.

Однако независимость судьи нельзя понимать как безответственность и вседозволенность. Законом предусмотрена ответственность судей за нарушения законности при рассмотрении дел, совершение порочащего поступка.

Несменяемость судей означает, что после наделения их полномочиями в установленном законом порядке: они не могут быть освобождены от должности за исключением случаев и в порядке, прямо предусмотренных законом; они не могут быть переведены на другую должность или в другой суд без их согласия; их полномочия могут быть приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, установленным законом.

«Независимость состава суда является необходимым условием непосредственного восприятия судом всех исследуемых доказательств, возможностью реально участвовать в судебном разбирательстве и принятии решения, а также служит гарантией объективности выводов суда по окончании судебного разбирательства».48

Вместе с тем, законом предусмотрена возможность освобождения судьи от должности при наличии определенных оснований:

1) уход в отставку или освобождение от должности судьи по собственному желанию;

2) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением;

3) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого

судьи;

5) утрата гражданства Республики Казахстан;

6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

7) назначение, избрание судьи на другую должность и переход на другую работу;

8) упразднение суда или истечение срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде (ст. 34 Конституционного закона).

Кроме того, судья имеет право быть освобожденным от должности в форме отставки в случае его собственного желания об этом, либо по состоянию здоровья, либо при упразднении суда или истечения срока полномочий. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности, на него также распространяются и другие положения Конституционного закона, за исключением отправления правосудия (ст.35 КЗ).

Об освобождении судьи от должности принимается:

- постановление Сената по представлению Президента Республики Казахстан в отношении Председателя Верховного Суда, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

- указ Президента РК в отношении председателя, председателей коллегий и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда;

Основания и порядок присвоения квалификационных классов, продолжительность пребывания в каждом из них, лишение квалификационных классов предусмотрены законодательством.

Конституционным законом предусмотрены также случаи, когда судья может быть временно лишен полномочий по рассмотрению судебных дел и материалов, т. е. когда его полномочия приостанавливаются. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, влекущих приостановление полномочий судьи:

1) судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов РК;

2) судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим;

3) дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности;

4) при переходе на другую работу.

Решение о приостановлении полномочий судьи принимается:

- Президентом РК в отношении Председателя Верховного Суда РК;

- Председателем Верховного Суда - в отношении всех остальных судей. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.

 

Неприкосновенность судей

 

Важнейшей гарантией независимости судей и необходимым условием предотвращения какого-либо воздействия на них при отправлении ими правосудия является установленное законом положение о неприкосновенности судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики без согласия Сената (кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений).Ст.27 Конституционной Закон о судах.

Посягательство на жизнь судьи, совершенное с целью воспрепятствования его законной деятельности, либо мести за такую деятельность, а также угроза убийством, причинения вреда здоровью, повреждения или уничтожения имущества судьи, а равно его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде влечет уголовную ответственность (ст.340, 341 УК РК). В целях предотвращения подобных фактов законом предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение безопасности судей, членов их семей и близких родственников (ст.98 УПК РК). К таким мерам относится: право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, обеспечение личной охраны и др.

Неприкосновенность распространяется на судей всех судов не только при непосредственном отправлении ими правосудия, но и вне их служебной деятельности. Однако это вовсе не означает, что судья останется безнаказанным в случае совершения им порочащего должность судьи поступка. Законом предусматривается лишь особая процедура привлечения его к ответственности (дисциплинарной, уголовной). Так, ст.498 УПК РК предусматривает, что уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным Прокурором РК, который поручает расследование органу, осуществляющему дознание и предварительное следствие. Для получения согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, арест и привод Генеральный прокурор вносит представление Президенту РК или в Сенат Парламента РК. После получения согласия Президента РК, Сената Парламента РК производится дальнейшее расследование. По уголовным делам в отношении судьи производство предварительного следствия является обязательным. Если Президент или Сенат Парламента не дали согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, уголовное дело подлежит прекращению.

 

Рассмотрение судебных дел на профессиональной основе

 

Пункт 1 ст. 79 Конституции РК, а также ст.ст. 1, 24 Конституционного закона о судебной системе предусматривают образование судов только в составе постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству.

Вместе с тем, ч.2 ст.75 Конституции предусматривает исключение, в соответствии с которым уголовное судопроизводство в случаях, предусмотренных законом, осуществляется с участием присяжных заседателей.

Указом президента РК имеющий силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в РК». Институт народных заседателей был упразднен. Рассмотрение всех дел в судах стало осуществляться только профессиональными судьями. Вместе с тем, законодатель не отказался от идеи участия в осуществлении правосудия граждан. Важным шагом в дальнейшей демократизации правосудия явился Закон РК "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК" от 7 октября 1998 г., учредивший суд присяжных заседателей по уголовным делам.

Таким образом, законодательством установлено, что правосудие осуществляется как профессиональными судьями, так и в случаях, предусмотренных законом, с участием непрофессиональных присяжных заседателей.

Рассмотрение всех дел в судах первой инстанции осуществляется судьей единолично, за исключением уголовных дел о преступлениях, за которые законом предусмотрена смертная казнь. Эта категория дел рассматривается коллегиально в составе трех судей. Коллегиальное рассмотрение дел может осуществляется также судом с участием присяжных заседателей в случаях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством.

Рассмотрение уголовных дел в судебных коллегиях в апелляционном и надзорном порядках, а также пересмотр судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом в составе не менее трех судей.

Рассмотрение уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам может осуществляться судьей единолично, если пересматриваемое решение суда было вынесено единолично судьей, или судом в составе не менее трех судей, если пересматриваемое решение суда было вынесено судом в составе не менее трех судей.

При рассмотрении дел в коллегиальном составе один из судей является председательствующим, на которого законом возлагаются обязанности по руководству судебным разбирательством, обеспечению полного, всестороннего, объективного и справедливого рассмотрения дела и т.д. Однако судьи, рассматривающие дело в составе коллегии, пользуются равными правами с председательствующим при решении всех вопросов, возникающих в процессе рассмотрения дела.

В существующей мировой практике рассмотрение дел с участием присяжных заседателей осуществляется в случаях, когда обвиняемый сам ходатайствует о таком составе суда, либо когда обвиняемый не признает себя виновным, либо по делам о тяжких преступлениях, а также о тех преступлениях, за которые в качестве наказания законом предусмотрена смертная казнь.

Если обратиться к существующей практике состава судов по осуществлению правосудия в различных странах, то она довольно разнообразна.

Так, например, в ряде государств состав судов по рассмотрению уголовных дел выглядит следующим образом: в Германии - 3 профессиональных судей и 2 советника; в Англии - 1 профессиональный судья и 12 присяжных заседателей; в Бельгии - 3 профессиональных судей и 12 присяжных заседателей; в Италии - 2 профессиональных судей и 6 присяжных заседателей; в Австрии - 3 профессиональных судей и 8 присяжных заседателей; в Швейцарии - 1 судья и 12 присяжных заседателей; в США - 3 и более профессионалов и от 6 до 12 присяжных заседателей; в Норвегии - 3 и более профессионалов и 10 присяжных заседателей. Таким образом, численный состав непрофессиональных судей, т.е. присяжных заседателей, может быть самым разнообразным. Методы отбора кандидатов в присяжные заседатели также различны. В большинстве стран система отбора присяжных заседателей состоит в методе случайного характера выбора кандидатов в присяжные, т.е. обеспечение равной вероятности для любого из граждан, отвечающих соответствующим требованиям закона, войти и коллегию присяжных заседателей. В отличие от коллегиального рассмотрения дела профессиональными судьями, присяжные заседатели не принимают участия в исследовании доказательств. Они призваны разрешить только один вопрос — виновен подсудимый или невиновен.

Этот вердикт они выносят в совещательной комнате самостоятельно и при этом свое решение они не должны мотивировать и обосновывать.

 

 

Равенство всех перед законом и судом

 

Правосудие в Республике Казахстан в соответствии с ст. 77 Конституции осуществляется на началах равенства граждан, независимо от их социального, должностного, имущественного положения, расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, местожительства и иных обстоятельств.

Равенство всех перед законом означает, что действующие в республике законы одинаково применяются ко всем гражданам и подлежат неукоснительному соблюдению и исполнению. Любое лицо, нарушившее закон, подлежит ответственности, установленной законом. Равенство всех перед судом означает, что все граждане, представшие перед судом, имеют соответствующие их процессуальному положению равные обязанности и равные права для защиты своих прав и законных интересов (например, обвиняемому обеспечивается его право на защиту; лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется переводчик и т.д.). Судопроизводство во всех судах и в отношении всех граждан осуществляется по единым правилам судопроизводства, закрепленным в соответствующих процессуальных законах (ГПК, УПК и др.).

Различия между гражданами по признакам пола, рагы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, листа жительства, отношения к религии, убеждений, к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам не могут служить основаниям для каких - либо привилегий или дискриминаций при рассмотрении судом конкретного дела.

Вместе с тем наличие определенных отступлений от общих правил судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования не противоречит сущности этого принципа. Предусмотренные законом отступления являются исполнительным средством ограждения от произвола и нарушения законности в отношении лиц, наделенных депутатскими полномочиями, члена Конституционного Совета РК, избранных или назначенных на должности судьи.

 

Равенство сторон и состязательность процесса

 

Состязательность - это принцип судопроизводства, заключающийся в таком построении судебного разбирательства, при котором функция обвинения отделена от функции защиты и функции решения дела; суд занимает главенствующее положения в процессе, руководит судебным разбирательством и обязан принимать все предусмотренные законом меры к всесторонними полному и объективному исследованию обстоятельств дела, установлению истинны по делу, выносить законные и обоснованные решения по делу; участники судебного разбирательства, в том числе обвинитель и обвиняемый, наделены ровными процессуальными правами.

Принцип равенства сторон и состязательности в судопроизводстве (ст. 23 УПК РК) заключается в том, что при судебном разбирательстве дел его участники наделены равными процессуальными возможностями для защиты своих прав и законных интересов перед судом.

Суд, занимающий главенствующее положение в судебном заседании, и руководящий судебным разбирательством, обязан принять все предусмотренные законом меры для установления истины по делу и вынесения законного и обоснованного судебного постановления.

При состязательном судопроизводстве функция обвинения, которую осуществляет прокурор, потерпевший, частный обвинитель и гражданский истец, отделена от функции защиты, осуществляемой подсудимым, его защитником, гражданским ответчиком, и функции рассмотрения и разрешения дела, выполняемой судом. Это означает, что и обвинение, и защита обеспечиваются равными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и участию в судебных прениях. Суд же не связан с мнениями сторон и должен принимать решение по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь Конституцией и законом, а также своим правосознанием.

Следует заметить, что в ранее действовавшем законодательстве, наряду с понятием "равенство сторон" (ст. 9 Указа Президента РК, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» от 21 декабря 1995 г.) употреблялось и понятие "равноправие сторон" (ст. 23 УПК). Представляется, что второе понятие является более точным и правильным, так как отражает сущность принципа состязательности. Прав в этой связи В.М. Савицкий, указывающий, что: "Говорить о равенстве сторон бессмысленно, таких сторон в живом уголовном деле нет. ...Ни о каком фактическом или юридическом, равенстве не может быть и речи, когда на одной стороне находится представитель государственной власти, предъявляющий суду доказательства виновности, а на другой гражданин, чья судьба в буквальном смысле слова решается в результате судоговорения. Равенства сторон нет и быть не может, это пустые слова, маниловщина, а вот их равноправие в ходе доказывания абсолютно необходимо как органическая часть принципа состязательности".

Таким образом, принцип состязательности является одной из важнейших гарантий, с помощью которой должны достигаться цели правосудия при рассмотрении дел, и, в первую очередь, - установление истин.

 

Язык судопроизводства

 

В основе этого принципа лежит Конституционное положение о том, что в РК государственным является Казахский язык. В соответствии со ст.19 Конституции РК и ст.ст. 4-5 Закона РК «О языках» Судопроизводство во всех судах республики ведется на государственном языке, при необходимости наравне с ним употребляется русский язык или другие языки.

Лицам, участвующим в деле, обеспечивается право ознакомления с его материалами, участия в следственных и судебных действиях с помощью переводчика, право выступать в суде на родном языке или любом другом языке, которым они владеют и т.д. По делам обвиняемых, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, законом предусмотрено обязательное участие защитника.

Важной гарантией осуществления данного принципа является обеспечение участвующим в деле лицам, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, бесплатного перевода материалов дела на язык, которым они владеют.

В качестве переводчика приглашается лицо, не заинтересованное в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет уголовную ответственность (ст.352 УК РК).

 

7.10. Гласность судебного разбирательства

 

По общему правому при судебном разбирательстве дел в зале судебного заседания могут присутствовать не только участники процесса, но и другие граждане, не участвующие в судопроизводстве, а также представители прессы, радио, телевидения и др. Вместе с тем принцип гласности действует до тех пор, пока это не противоречит охраняемым интересом личности, юридических лиц и государства.

Кроме того, логическим продолжением гласной деятельности органов, осуществляющих борьбу преступностью и коррупцией, является и открыты рассмотрение любого дела стимулирует и организует стремление судебных органов предельно снизить проявление коррупции в принятии решения, обеспечит авторитет государства, всех ветвей власти перед общественностью.55

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.