Лекция 1. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры. Возникновение и развитие естественных наук.
ФГОУ ВПО «Волгоградская Академия государственной службы»
Кафедра философии и культурологии
Муха Т.П.
_____________________________________
(фамилия, инициалы автора)
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
______________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности
Психология»
(код специальности) (наименование специальности ).
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № 2 от «23» сентября 2010г.
Заведующий кафедрой …………………………Д.Р. Яворский
|
Волгоград 2010
Содержание
Наименование раздела
| № Стр.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
| | 1.1.
| Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
| | 1.2..
| Цели и задачи учебной дисциплины
| | 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
| | 1.4.
| Тематический план учебной дисциплины
| | 1.5.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
| | Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
| | 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
| | 2.2.
| Рекомендации по работе с литературой
| | 2.3.
| Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
| | 2.4.
| Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами
| | 2.5.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
| | Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
| | Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
| | Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
| |
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Требования образовательного стандарта
по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания»
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод, история естествознания, панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принцип универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
1.2. Целью учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование целостного научного мировоззрения студентов с вооружением их научной методологией и знаниями, отвечающими современному уровню развития естественных наук; а также формирование личностной мировоззренческой позиции студентов для успешной социальной адаптации их в будущем с всесторонним развитием личности каждого и обучением с перспективой развития интеллектуального потенциала, способствующего в дальнейшей деятельности личностному и профессиональному росту.
Основными задачами данного учебного курса являются:
· Формирование представления о предмете естествознания, его структуре, методологических основаниях, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении в жизни каждого человека.
· Демонстрация методологических, методических, и практических возможностей естествознания в решении научных и социальных проблем. Использование методологического арсенала естествознания для решения практических и научных задач.
· Выработка навыков самостоятельного мышления, формируемого на изучении различных теорий, гипотез и моделей современного естествознания.
· Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.
· Передача студентам комплекса знаний и умений по практическому применению естественнонаучных знаний.
В дисциплине «Концепции современного естествознания» освещаются важнейшие представления, гипотезы, модели естествознания и формулируются основные идеи современной науки и главные теории ХХI века.
Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» предусматривает включение следующих вопросов: возникновение и специфика развития культуры и науки в целом, их взаимосвязь и взаимозависимость; возникновение естествознания, стадии и периоды его становления, математизация и кибернетизация естественнонаучного знания, формирование естественнонаучных картин мира, оформившихся в разные эпохи появления новых знаний о природе и ее законах; понятие о физической материи, её виды и уровни организации, свойства физической материи; законы сохранения и основные фундаментальные принципы физики; концепции корпускулярного и континуального описания природы, детерминизма, пространства и времени, гипотеза Большого взрыва и эволюции Вселенной; основные концепции современной химии и концепция самоорганизации; сущность жизни и специфика живого, особенности организации живой материи, основные концепции ее возникновения и развития (эволюции); концепции антропосоциогенеза и проблемы соотношения биологического и социального в человеке; возрастание негативного влияния антропогенной деятельности людей на Природу и проблемы ухудшения экологической обстановки и здоровья человека; представления о биоэтике, рациональном природопользовании, об устойчивом оберегаемом развитии всего человечества и о парадигме единой культуры.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения предмета «Концепции современного естествознания» студент должен знать:
1. основные этапы и закономерности развития естествознания.
2. особенности ньютоновской и эволюционной парадигм.
3. основные принципы, категории, законы, термины и понятия современного естествознания.
4. основные естественнонаучные теории, модели и гипотезы.
5. методологию, методы, особенности и специфику современного естествознания.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
- использовать полученные знания для раскрытия содержания конкретного миропонимания и методологии исследований, заключенных в современных естественнонаучных теориях.
2. анализировать причины возникновения, динамику развития естественных наук и основных их концепций.
3. характеризовать уровни организации материального мира и процессы, протекающие в нем, как звенья одной цепи.
4. трактовать развитие (эволюцию) как процесс, охватывающий неживую природу, живое вещество и общество.
5. определять значение природных законов, а также место и роль человека во взаимоотношениях с природой и прогнозировать пути познания человеком природы.
- использовать методы естествознания и достижения современной науки для лучшей адаптации человека к окружающей среде и рационального природопользования при решении конкретных задач.
Студент должен приобрести следующие навыки:
1. разработки программ эмпирического исследования проблем живой и неживой природы.
2. работы с текстами научно-популярной и научной литературы.
3. обобщения, анализа и синтеза полученных естественнонаучных знаний.
4. поиска нужной информации в печатных текстах, Интернете и обработки её для рефератов, докладов и сообщений.
5. самостоятельного мышления в соответствии с правилами логики и техники мыслительной деятельности.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» органично вписывается в контекст гуманитарных дисциплин и опирается на знания студентов по философии, культурологии, логике, истории, математике, экономике, информатике, психологии, экологии, природопользованию и безопасности жизнедеятельности.
Междисциплинарные связи курса осуществляются при изучении методов, закономерностей, принципов, законов, теорий, моделей и гипотез современного естествознания и анализе их при преломлении и конкретизации в социальной практике
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Для П-100, БкП-100
(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 60 час.,
из них аудиторных 32 ч.)
ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
| №
п/п
| Тема занятия
| Лекции
| Семинары
| | Раздел 1. Естествознание в системе науки и культуры
|
|
| 1.
| Наука как феномен культуры. Возникновение и развитие естественных наук.
|
|
| 2.
| Естественнонаучные картины мира в различные эпохи развития естествознания
|
|
|
|
|
|
| | Раздел 2. Современное естествознание о микро-, макро- и Мегамирах
|
|
| 1.
| Современная квантово-релятивисткая картина мира
|
|
| 2.
| Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
| Самостоятельное изучение
| 3.
| Представления о взаимодействии и движении материи. Фундаментальные принципы и законы сохранения.
| Самостоятельное изучение
| 4.
| Концепция пространства и времени в современной науке
| Самостоятельное изучение
| 5.
| Гипотеза Большого взрыва и модель расширяющейся Вселенной
|
|
| 6.
| Основные концепции современной химии
| Самостоятельное изучение
| 8.
| Концепция самоорганизации в современном естествознании
|
|
|
| Раздел 3.Современное естествознание о живой природе
|
|
| 1.
| Проблемы современной биологии и особенности организации живой материи
|
|
| 2.
| Современные представления о возникновении и развитии жизни на Земле
|
|
| 3.
| Концепция эволюции в биологии
| Самостоятельное изучение
| 4.
| Концепции антропогенеза и устойчивого развития человечества
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| Экзамен
|
Тематический план самостоятельных занятий для П-100, БкП-100
№№
| Виды самостоятельной работы
| Обучение дневное (очное)
| Форма контроля
| 1.
| Письменное самостоятельное изучениетем:
1.
2. Тема 1. Этика науки.
3. Тема 2. Развитие естественнонаучных знаний в России XIX вв.
4. Тема 3. Развитие естественнонаучных знаний на Руси X-XVI вв.
5. Тема 4. Современного естествознания: новые горизонты и открытия (за последние 5 лет).
6. Тема 5. Физика микромира (описать открытие элементарных частиц, их свойства).
Тема 6. Характеристика Солнечной системы, её происхождения и развития.
Тема 7. Характеристика Земли как геологического тела. Происхождение и развитие Земли.
Тема 8. Дать определение порядка и хаоса и описать происхождение порядка из хаоса.
Тема 9. Привести пример любой открытой системы и описать её развитие через известный алгоритм.
Тема 10. Понятие живого в концепции В.И. Вернадского.
Тема 11. Современное объяснение биологической вечности жизни.
Тема 12. Взгляды А.П. Руденко по вопросу о возникновении жизни на Земле.
Тема 13. Доказательства эволюции и методы ее изучения.
Тема 14.Биологический возраст и перспективы развития человека как вида.
Тема 15. Особенности и единство современных рас: несостоятельность расизма.
| 10 час.
| Письменные домашние работы. Проверка конспектов.
Доп. вопросы на зачете и экзамене.
| 2.
| Подготовка рефератов, рецензий и отзывов к ним по темам:
1. Естественнонаучные взгляды, открытия и методология Леонардо да Винчи.
2. Восточная преднаука: великие энциклопедисты.
3. Квантовая физика: становление, эволюция, принципы.
4. Современная квантовая хромодинамика: проблемы и перспективы.
5. Происхождение и эволюция звезд.
6. Внеземные цивилизации: перспективы поисков.
7. Характеристика Галактик.
8. Синергетика - ее значение в настоящее время.
9. Самоорганизация в живой и неживой природе.
10. Специфика биологической информации.
11. Управление в биологических системах.
12. Современные представления о возникновении жизни на Земле: взгляды Д. Холдейна.
13. Современные проблемы и перспективы развития эволюционного учения.
14. Вид и видообразование как качественный этап эволюционного процесса.
15. Дискуссионные вопросы эволюционного учения.
16. Генетические основы эволюционного процесса.
17. Современные модели макроэволюции.
18. Биологический возраст и перспективы развития человека как вида.
19. Особенности и единство современных рас: несостоятельность расизма.
20. Происхождение человека и общества.
21. Религиозная концепция происхождения человека.
22. Биосфера и космические ритмы.
| 2 час.
| Заслушивание докладов на семинарах.
Проверка отзывов и рецензий на рефераты.
Доп. вопросы на зачете и экзамене.
| 3.
| Подготовка к выполнению тестовых домашних заданий по темам семинарских занятий.
| 2 час.
| Тестирование разных видов.
Доп. вопросы на зачете и экзамене.
| 4.
| Устное самостоятельное изучение тем:
1. Сциентизм и антисциентизм.
2. Структура и методы естественнонаучного познания.
3. Фундаментальные принципы современной физики и законы сохранения.
4. Представления о взаимодействии и движении в современной физике.
5. Концепция детерминизма и статистические законы.
6. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
7. Развитие представлений о пространстве и времени от античности до наших дней.
8. Концепция пространства и времени в современной науке: СТО и ОТО.
9. Качественное многообразие форм пространства и времени.
10. Основные концепции современной химии.
11. Структура, функции, эволюция биосферы. 12. Многообразие организмов - основа организации и устойчивости биосферы.
13. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
14. Генетика и механизмы эволюционного процесса.
15. Понятие о биоэтике, её актуальные проблемы.
16. Концепция устойчивого оберегаемого развития.
| 11 час.
| Тестирование разных видов.
Доп. вопросы на зачете и экзамене.
| 5.
| Индивидуальное собеседование:
а) по темам пропущенных занятий;
б) по темам, выносимым на научные конференции;
в) по темам, вызывающим вопросы.
| 3 час.
| Тестирование разных видов.
Проверка письменных работ. Проверка работ, которые готовятся на научные конференции.
|
| Итого:
| 28 час.
|
| 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Лекция 1. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры. Возникновение и развитие естественных наук.
Взаимодействие и взаимосвязь культуры и науки. Мифы как первое донаучное объяснение мира. Причины и условия возникновения науки. Наука как феномен культуры. Этапы развития науки. Классификация наук. Естественно - научная и гуманитарная культуры. Краткая характеристика и специфика современной и постмодернистской науки. Понятие о синтагмах знаний.
Модели развития науки. Кумулятивная модель развития науки. Модель развития науки по Т. Куну: понятие парадигмы и научных революций. Модель развития науки по И. Лакатосу. «Кейс стадис».
Естествознание как совокупность наук о природе. Предмет естествознания, цели и задачи. Закономерности и особенности развития естественных наук. Методологические проблемы естествознания. Структура естествознания. Методы естествознания и их классификация. Общий ход развития естествознания.
Четыре стадии познания природы. Пять периодов развития естественных наук, их краткая характеристика.
Взаимодействие и взаимосвязь развития естествознания и математики. Математизация современного естествознания. Кибернетика как наука об управлении в системах любого ранга. Кибернетизация современного естествознания: кибернетизация эволюционной теории, моделирование процессов самовоспроизведения, кибернетика в физике, проблема моделирования искусственного интеллекта.
Основные понятия: культура, наука как феномен культуры, «настоящая наука», естественнонаучная культура, гуманитарная культура, парадигмы и научные революции, синтагма знаний;фундаментальные естественные науки, физика, химия, биология, междисциплинарные естественные науки, естественные науки частного характера, закономерности развития естественных наук, методы естествознания, стадии и периоды развития естествознания, математизация и кибернетизация современного естествознания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|