Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 1. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры. Возникновение и развитие естественных наук.





ФГОУ ВПО «Волгоградская Академия государственной службы»

Кафедра философии и культурологии

Муха Т.П.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора)

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Психология»

(код специальности) (наименование специальности ).

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 2 от «23» сентября 2010г.     Заведующий кафедрой …………………………Д.Р. Яворский    

 

Волгоград 2010

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»  
1.1. Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт  
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.2. Рекомендации по работе с литературой  
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса  
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  

 




РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания»

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод, история естествознания, панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принцип универсального эволюционизма; путь к единой культуре.



1.2. Целью учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование целостного научного мировоззрения студентов с вооружением их научной методологией и знаниями, отвечающими современному уровню развития естественных наук; а также формирование личностной мировоззренческой позиции студентов для успешной социальной адаптации их в будущем с всесторонним развитием личности каждого и обучением с перспективой развития интеллектуального потенциала, способствующего в дальнейшей деятельности личностному и профессиональному росту.



Основными задачами данного учебного курса являются:

· Формирование представления о предмете естествознания, его структуре, методологических основаниях, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении в жизни каждого человека.

· Демонстрация методологических, методических, и практических возможностей естествознания в решении научных и социальных проблем. Использование методологического арсенала естествознания для решения практических и научных задач.

· Выработка навыков самостоятельного мышления, формируемого на изучении различных теорий, гипотез и моделей современного естествознания.

· Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.

· Передача студентам комплекса знаний и умений по практическому применению естественнонаучных знаний.

В дисциплине «Концепции современного естествознания» освещаются важнейшие представления, гипотезы, модели естествознания и формулируются основные идеи совре­менной науки и главные теории ХХI века.

Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» предусматривает включение следующих вопросов: возникновение и специфика развития культуры и науки в целом, их взаимосвязь и взаимозависимость; возникновение естествознания, стадии и периоды его становления, математизация и кибернетизация естественнонаучного знания, формирование естественнонаучных картин мира, оформившихся в разные эпохи появления новых знаний о природе и ее законах; понятие о физической материи, её виды и уровни организации, свойства физической материи; законы сохранения и основные фундаментальные принципы физики; концепции корпускулярного и континуального описания природы, детерминизма, пространства и времени, гипотеза Большого взрыва и эволюции Вселенной; основные концепции современной химии и концепция самоорганизации; сущность жизни и специфика живого, особенности организации живой материи, основные концепции ее возникновения и развития (эволюции); концепции антропосоциогенеза и проблемы соотношения биологического и социального в человеке; возрастание негативного влияния антропогенной деятельности людей на Природу и проблемы ухудшения экологической обстановки и здоровья человека; представления о биоэтике, рациональном природопользовании, об устойчивом оберегаемом развитии всего человечества и о парадигме единой культуры.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Концепции современного естествознания» студент должен знать:

1. основные этапы и закономерности развития естествознания.

2. особенности ньютоновской и эволюционной парадигм.

3. основные принципы, категории, законы, термины и понятия современного естествознания.

4. основные естественнонаучные теории, модели и гипотезы.

5. методологию, методы, особенности и специфику современного естествознания.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  1. использовать полученные знания для раскрытия содержания конкретного миропонимания и методологии исследований, заключенных в современных естественнонаучных теориях.

2. анализировать причины возникновения, динамику развития естественных наук и основных их концепций.

3. характеризовать уровни организации материального мира и процессы, протекающие в нем, как звенья одной цепи.

4. трактовать развитие (эволюцию) как процесс, охватывающий неживую природу, живое вещество и общество.

5. определять значение природных законов, а также место и роль человека во взаимоотношениях с природой и прогнозировать пути познания человеком природы.

  1. использовать методы естествознания и достижения современной науки для лучшей адаптации человека к окружающей среде и рационального природопользования при решении конкретных задач.

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. разработки программ эмпирического исследования проблем живой и неживой природы.

2. работы с текстами научно-популярной и научной литературы.

3. обобщения, анализа и синтеза полученных естественнонаучных знаний.

4. поиска нужной информации в печатных текстах, Интернете и обработки её для рефератов, докладов и сообщений.

5. самостоятельного мышления в соответствии с правилами логики и техники мыслительной деятельности.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» органично вписывается в контекст гуманитарных дисциплин и опирается на знания студентов по философии, культурологии, логике, истории, математике, экономике, информатике, психологии, экологии, природопользованию и безопасности жизнедеятельности.

Междисциплинарные связи курса осуществляются при изучении методов, закономерностей, принципов, законов, теорий, моделей и гипотез современного естествознания и анализе их при преломлении и конкретизации в социальной практике

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Для П-100, БкП-100

 

(общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 60 час.,

из них аудиторных 32 ч.)

 

 

ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
№ п/п Тема занятия Лекции   Семинары
  Раздел 1. Естествознание в системе науки и культуры    
1. Наука как феномен культуры. Возникновение и развитие естественных наук.
2. Естественнонаучные картины мира в различные эпохи развития естествознания
       
  Раздел 2. Современное естествознание о микро-, макро- и Мегамирах    
1. Современная квантово-релятивисткая картина мира
2. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы Самостоятельное изучение
3. Представления о взаимодействии и движении материи. Фундаментальные принципы и законы сохранения. Самостоятельное изучение
4. Концепция пространства и времени в современной науке Самостоятельное изучение
5. Гипотеза Большого взрыва и модель расширяющейся Вселенной
6. Основные концепции современной химии Самостоятельное изучение
8. Концепция самоорганизации в современном естествознании
  Раздел 3.Современное естествознание о живой природе    
1. Проблемы современной биологии и особенности организации живой материи
2. Современные представления о возникновении и развитии жизни на Земле
3. Концепция эволюции в биологии Самостоятельное изучение
4. Концепции антропогенеза и устойчивого развития человечества
  Итого
    Экзамен

 

 


Тематический план самостоятельных занятий для П-100, БкП-100

№№ Виды самостоятельной работы Обучение дневное (очное) Форма контроля
1. Письменное самостоятельное изучениетем: 1. 2. Тема 1. Этика науки. 3. Тема 2. Развитие естественнонаучных знаний в России XIX вв. 4. Тема 3. Развитие естественнонаучных знаний на Руси X-XVI вв. 5. Тема 4. Современного естествознания: новые горизонты и открытия (за последние 5 лет). 6. Тема 5. Физика микромира (описать открытие элементарных частиц, их свойства). Тема 6. Характеристика Солнечной системы, её происхождения и развития. Тема 7. Характеристика Земли как геологического тела. Происхождение и развитие Земли. Тема 8. Дать определение порядка и хаоса и описать происхождение порядка из хаоса. Тема 9. Привести пример любой открытой системы и описать её развитие через известный алгоритм. Тема 10. Понятие живого в концепции В.И. Вернадского. Тема 11. Современное объяснение биологической вечности жизни. Тема 12. Взгляды А.П. Руденко по вопросу о возникновении жизни на Земле. Тема 13. Доказательства эволюции и методы ее изучения. Тема 14.Биологический возраст и перспективы развития человека как вида. Тема 15. Особенности и единство современных рас: несостоятельность расизма.   10 час. Письменные домашние работы. Проверка конспектов. Доп. вопросы на зачете и экзамене.  
2. Подготовка рефератов, рецензий и отзывов к ним по темам: 1. Естественнонаучные взгляды, открытия и методология Леонардо да Винчи. 2. Восточная преднаука: великие энциклопедисты. 3. Квантовая физика: становление, эволюция, принципы. 4. Современная квантовая хромодинамика: проблемы и перспективы. 5. Происхождение и эволюция звезд. 6. Внеземные цивилизации: перспективы поисков. 7. Характеристика Галактик. 8. Синергетика - ее значение в настоящее время. 9. Самоорганизация в живой и неживой природе. 10. Специфика биологической информации. 11. Управление в биологических системах. 12. Современные представления о возникновении жизни на Земле: взгляды Д. Холдейна. 13. Современные проблемы и перспективы развития эволюционного учения. 14. Вид и видообразование как качественный этап эволюционного процесса. 15. Дискуссионные вопросы эволюционного учения. 16. Генетические основы эволюционного процесса. 17. Современные модели макроэволюции. 18. Биологический возраст и перспективы развития человека как вида. 19. Особенности и единство современных рас: несостоятельность расизма. 20. Происхождение человека и общества. 21. Религиозная концепция происхождения человека. 22. Биосфера и космические ритмы. 2 час. Заслушивание докладов на семинарах. Проверка отзывов и рецензий на рефераты. Доп. вопросы на зачете и экзамене.  
3. Подготовка к выполнению тестовых домашних заданий по темам семинарских занятий. 2 час. Тестирование разных видов. Доп. вопросы на зачете и экзамене.  
4. Устное самостоятельное изучение тем: 1. Сциентизм и антисциентизм. 2. Структура и методы естественнонаучного познания. 3. Фундаментальные принципы современной физики и законы сохранения. 4. Представления о взаимодействии и движении в современной физике. 5. Концепция детерминизма и статистические законы. 6. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 7. Развитие представлений о пространстве и времени от античности до наших дней. 8. Концепция пространства и времени в современной науке: СТО и ОТО. 9. Качественное многообразие форм пространства и времени. 10. Основные концепции современной химии. 11. Структура, функции, эволюция биосферы. 12. Многообразие организмов - основа организации и устойчивости биосферы. 13. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 14. Генетика и механизмы эволюционного процесса. 15. Понятие о биоэтике, её актуальные проблемы. 16. Концепция устойчивого оберегаемого развития. 11 час. Тестирование разных видов. Доп. вопросы на зачете и экзамене.  
5. Индивидуальное собеседование: а) по темам пропущенных занятий; б) по темам, выносимым на научные конференции; в) по темам, вызывающим вопросы. 3 час. Тестирование разных видов. Проверка письменных работ. Проверка работ, которые готовятся на научные конференции.
  Итого: 28 час.  

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 1. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры. Возникновение и развитие естественных наук.

Взаимодействие и взаимосвязь культуры и науки. Мифы как первое донаучное объяснение мира. Причины и условия возникновения науки. Наука как феномен культуры. Этапы развития науки. Классификация наук. Естественно - научная и гуманитарная культуры. Краткая характеристика и специфика современной и постмодернистской науки. Понятие о синтагмах знаний.

Модели развития науки. Кумулятивная модель развития науки. Модель развития науки по Т. Куну: понятие парадигмы и научных революций. Модель развития науки по И. Лакатосу. «Кейс стадис».

Естествознание как совокупность наук о природе. Предмет естествознания, цели и задачи. Закономерности и особенности развития естественных наук. Методологические проблемы естествознания. Структура естествознания. Методы естествознания и их классификация. Общий ход развития естествознания.

Четыре стадии познания природы. Пять периодов развития естественных наук, их краткая характеристика.

Взаимодействие и взаимосвязь развития естествознания и математики. Математизация современного естествознания. Кибернетика как наука об управлении в системах любого ранга. Кибернетизация современного естествознания: кибернетизация эволюционной теории, моделирование процессов самовоспроизведения, кибернетика в физике, проблема моделирования искусственного интеллекта.

Основные понятия: культура, наука как феномен культуры, «настоящая наука», естественнонаучная культура, гуманитарная культура, парадигмы и научные революции, синтагма знаний;фундаментальные естественные науки, физика, химия, биология, междисциплинарные естественные науки, естественные науки частного характера, закономерности развития естественных наук, методы естествознания, стадии и периоды развития естествознания, математизация и кибернетизация современного естествознания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.