Сделай Сам Свою Работу на 5

Якутский героический эпос Олонхо





Год внесения: 2003.

Якутский героический эпос Олонхо – древнего происхождения. По предположению исследователей, он возник не позднее VIII – IX веков н.э.

Якутский фольклор известен как уникальное явление в системе устного народного творчества народов мира. В нем получили яркое отражение исторические пути развития якутского народа, его мировоззрение, религиозные и философские представления народа. Дореволюционные исследователи И.А. Худяков, Э.К. Пекарский, С.В. Ястремский и др. отметили большое научное и воспитательное значение произведений якутского фольклора. Они занимались сбором и изучением фольклорных произведений, еще в начале ХХ века предприняли серийный выпуск "Образцов устного народного творчества якутов", в котором впервые были представлены на якутском и русском языках образцы героического эпоса-олонхо, народные песни, сказки, исторические предания и легенды якутов.

Якутский эпос среди других эпосов тюрко-монгольских народов признан как наиболее развитый в жанровом отношении, и в то же время, как наиболее архаический по содержанию, языку и поэтике. Олонхо - это свод сюжетов героических сказаний, состоящих из различных групп олонхо и образующих по отдельным сюжетам циклические образования. Например, цикл сюжетов олонхо о многострадальном Эр Соготохе, повествующий о нем, как о первом человеке на земле. Известен также наиболее развитый цикл сюжетов олонхо о Нюргун Боотуре Стремительном как о богатыре-защитнике Среднего мира и ее обитателей, племен «айыы аймаа». В олонхо в сконцентрированном виде аккумулированы мифологические, философские, морально-этические, нравственные, экологические и эстетические представления и религиозные воззрения древних якутов.



Наиболее уникальным предстает эпос со стороны исполнительского мастерства как специфического творчества человека. Передаваясь из уст в уста в течение многих столетий, манера исполнения олонхо развивалась и в то же время сохраняла свои, веками отточенные, традиции. Исполнение олонхо представляло собой «театр одного актера», когда олонхосут, держа в своей памяти огромную информацию, ритмическим речитативом повествует все содержание олонхо в течение нескольких вечеров подряд. Обладая от природы импровизационным даром, олонхосут должен был красотой описания передавать слушателю все богатство языка древнего эпоса. Олонхосут также владел певческим даром с широким диапазоном, один исполняя все песни главных и второстепенных персонажей олонхо (мифологических, человеческих, женских, мужских, зверей, птиц, животных, отрицательных и положительных). В прошлом олонхосут в своем репертуаре имел в среднем около 10-20 сюжетов олонхо, а наиболее талантливые из них – до 40-50 сюжетов. Народ с любовью давал им имена, подчеркивая их певческий талант: «Ырыа» или «Олонхосут». Именно знаменитые олонхосуты удостаивались этой высокой чести, например, «Ырыа Кириисэ» (Г.Н.Свинобоев), «Ырыа Дыгыйар» (С.Н.Каратаев), «Олонхосут Миитэрэй» (Д.М.Говоров), «Олонхосут Назарка (Н.Петухов) и мн. др.



Вопросы для самоконтроля:

1. Какие первые объекты СССР появились в 1990 году в Списке Всемирного наследия?

2. Какое место по количеству объектов Всемирного наследия занимает Россия?

3. Назовите объекты природного наследия России.

4. Назовите объекты культурного наследия России.

5. Назовите объекты нематериального наследия России.

6. Опишите Санкт-Петербург как объект Всемирного наследия. Какие проблемы сохранения характерны для этого города?

 

Темы дискуссий:

1. Почему объекты природного наследия России сосредоточены в основном в восточной части страны, а культурного – в западной?

2. Какие объекты локального и национального значения достойны внесения в Список Всемирного наследия?



 

Творческие задания:

1. Подготовьте сообщение о развитии туризма на одном из объектов Всемирного наследия России.

2. Подготовьте перечень объектов наследия России, которые достойны внесения в Список Всемирного наследия.

3. Используя данные 2 Главы §9, подготовьте заявку на внесение объекта.

 

Основная литература:

1. Всемирное наследие в образовании и туризме.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие.

3. Максаковский Н.В. Всемирное природное наследие.

4. whc.unesco.org

§20. Перспективы развития туризма.

Развитие туризма немыслимо без использования определённых видов ресурсов. В первом приближении все ресурсы можно разделить на две большие группы: природные и культурные. Под природными ресурсами необходимо понимать действующие процессы биосферы, а под культурными – техносферы. Однако, мы обязаны признать, опираясь на труды В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилёва и др., что биосферные процессы находятся в более гармоничных отношениях, в отличие от техносферных, ибо последние существуют только до тех пор, пока Человек тратит свою собственную энергию на их «содержание» – мускульная сила, финансы и т.д.

Произведения рук человека как из косного, так и из живого вещества (орудия, произведения искусства, домашние животные, культурные растения) … могут либо сохраняться, либо, ежели не законсервированы, разрушаться… Пирамиды стоят долго, Эйфелева башня так долго не простоит. Но не вечны ни те, ни другая. В этом принципиальная разница между биосферой и техносферой.

Однако более пристальное изучение туристских ресурсов позволяет утверждать, что все они без исключения относятся к техносфере. Ведь на сегодняшний день практически не сохранилось ни одного неизменённого человеком природного (экологического) ландшафта, а есть только антропогенные.

Поэтому можно сделать вывод, что объекты туристского показа являются частью техносферы. Но раз так, то для их поддержания необходимо затрачивать определённую энергию. В противном случае изъятые из биосферы материалы с течением времени вернутся в лоно природы. Характерным примером такого рода явлений может считаться перечень «7 чудес древнего мира», из которого до наших дней сохранилась лишь пирамида Хеопса. От остальных же, в лучшем случае – развалины (Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской), либо – воспоминания.

Однако, на протяжении всей истории человечества были попытки выделения наиболее значимых объектов туристского показа, которые в настоящее время привели к появлению нескольких международных документов, призванных выявлять, изучать и сохранять их. Наиболее важные документы появились, благодаря деятельности ЮНЕСКО: Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия (1972 год), Конвенция об охране Всемирного нематериального наследия (2001 год), Конвенция об охране Всемирного подводного наследия (2009 год) и др.

Большинство культурных объектов представляют собой отдельно стоящие памятники или небольшие ансамбли. Современная тенденция развития идеи Всемирного наследия заключается в объединении или расширении ранее внесенных объектов в более крупные, глобальные, масштабные, комплексные объекты. Это связано, прежде всего, с тем, что познание уникальности чего-то малого без связи с едиными закономерностями и причинами его обособления является неполноценным и поэтому не всегда привлекательным для туриста с одной стороны, а с другой – развитие туризма на малых объектах экономически не всегда оправдано.

Именно поэтому в Списке Всемирного наследия отдельно стоящие памятники и ансамбли стали развиваться, постепенно расширяя свои границы, до крупных комплексных межрегиональных объектов.

Такое расширение позволяет более динамично использовать идею Всемирного наследия для устойчивого развития территорий, в частности для развития туризма. Поэтому, совершенно не исключено появление крупных объектов Всемирного наследия как на базе уже существующих, так и внесенных сразу, например: Золотое кольцо России (может объединить сразу 6 существующих объектов Всемирного наследия), Серебряное кольцо России (может объединить сразу 5 существующих объектов Всемирного наследия), Русский Кремль и т.д.

В скором времени Список Всемирного наследия России может быть дополнен новыми объектами. В табл. 8, представлены российские потенциальные объекты, заявки, на включение которых государство уже подало.

Табл. 8.

Потенциальные объекты Всемирного наследия России

№ заявки Год Название и географическое положение Критерии Примечание
1. Исторический и культурный заповедник «Джейрах-Асса», Республика Ингушетия  
2. Архитектурный и археологический комплекс «Усадьба графа Н.П. Шереметева», Москва К (1,3,6)  
3. Архипелаг Валаам, Республика Карелия  
4. Водлоозерский национальный парк, Республика Карелия, Архангельская область  
5. Историко-архитектурный комплекс Болгар, Республика Татарстан  
6. Ансамбль городских зданий Свияжска, Республика Татарстан  
7. Исторический центр Иркутска, Иркутск  
8. Храм Христа Спасителя, Москва К (2,6)  
9. Ростовский Кремль, Ярославская область К (2,3,4,6)  
10. Железнодорожный мост через реку Енисей, Красноярский край К (1,2,4)  
11. Исторический центр Енисейска, Красноярский край К (2,3,4)  
12. Церковь Дмитрия «на Крови», Углич, Вологодская область К (1,2,4)  
13. Великий Псков, Псков К (1,2,4)  
14. Петроглифы Сикачи-Аляня, Хабаровский край    
15. Тебердинский заповедник, Республика Карачаево-Черкессия П (7,8,9,10) Дополнение к номинации «Западный Кавказ»
16. Даурские степи, Забайкальский край П (10)  
17. Коммандорские острова, Камчатский край П (7,8,9,10)  
18. Магаданский государственный природный заповедник, Магаданская область П (7,8,9,10)  
19. Природные парк «Ленские столбы», Республика Якутия П (7,10)  
20. Красноярские столбы, Красноярский край П (7,8,9,10)  
21. Большое Васюганское болото, Томская область П (7,8,9,10)  
22. Ансамбль Астраханского Кремля, Астрахань К (2,3,4)  
23. Ильменские горы, Челябинская область К (6) П (7,8)  
24. Археологические памятники Танаиса, Ростовская область К (2,3,5)  
25. Русские кремли, Астраханская, Псковская, Ярославская области К (2,3,4) Объединение номинаций «Великий Псков», «Ростовский Кремль», «Астраханский кремль»

 

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что идея Всемирного наследия в целом продолжает развиваться. Однако, усилия, которые необходимо прилагать для его сохранения, явно недостаточны и связано это в первую очередь с тем, что доступной широкой общественности информации об этом движении практически нет.

Большинство культурных объектов представляют собой отдельно стоящие памятники или небольшие ансамбли. Современная тенденция развития идеи Всемирного наследия заключается в расширении ранее внесенных объектов в более крупные, глобальные, масштабные, комплексные объекты. Это связано, прежде всего, с тем, что познание уникальности чего-то малого без связи с едиными закономерностями и причинами его обособления является неполноценным и поэтому не всегда привлекательным для туриста с одной стороны, а с другой – развитие туризма на малых объектах экономически не всегда оправдано.

Именно поэтому в Списке Всемирного наследия отдельно стоящие памятники и ансамбли в последнее время стали развиваться, постепенно расширяя свои границы, до крупных комплексных межрегиональных объектов, табл. 5.

Таблица 5

Примеры крупных межрегиональных объектов Всемирного наследия

№ п/п Название (было/стало) Страны Годы внесения
1. Вал Адриана / Границы Римской Империи Великобритания, Германия 1987, 2005
2. Колокольни Фландрии и Валлонии / Колокольни Бельгии и Франции Бельгия, Франция 1999, 2005
3. Высокий Берег / Архипелаг Кваркен Швеция, Финляндия 2000, 2006
4. Геодезическая дуга Струве Норвегия, Финляндия, Швеция, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова

 

Такое расширение позволяет более динамично использовать идею Всемирного наследия для устойчивого развития территорий, в частности для развития туризма. Поэтому, совершенно не исключено появление крупных объектов Всемирного наследия как на базе уже существующих, так и внесенных сразу, например: Золотое кольцо России (может объединить сразу 6 существующих объектов Всемирного наследия), Серебряное кольцо России (может объединить сразу 5 существующих объектов Всемирного наследия) и т.д.

Помимо расширения уже внесенных объектов, каждая страна представляет список потенциальных объектов Всемирного наследия. На сегодняшний день в нем представлено 1440 объектов, из них 150 расположено на территории бывшего Советского Союза.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что идея Всемирного наследия в целом продолжает развиваться. Однако, усилия, которые необходимо прилагать для его сохранения, явно недостаточны и связано это в первую очередь с тем, что доступной широкой общественности информации об этом движении в России практически нет. Вся официальная информация представлена на сайте Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.com на английском и французском языках.

Для частичного решения данной проблемы авторами была разработана геионформационная система «Всемирное наследие». Однако, полностью решить сложившуюся проблему пока не удаётся.

В 1994 году Центром Всемирного наследия совместно с сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО был разработан межрегиональный проект «Участие молодежи в сохранении и развитии Всемирного наследия» («Young People’s Participation in World Heritage Preservation and Promotion»). Целью его является развитие образовательных программ в области информирования подрастающего поколения об уникальных ценностях памятников природы и культуры и привлечения молодых людей к практической деятельности по сохранению всемирного наследия. В рамках данного проекта издано методическое пособие «Всемирное наследие в руках молодых», которое переведено на различные языки мира, в том числе и на русский язык. Основанное на принципах взаимного сотрудничества, данное пособие предполагает «интерактивное взаимодействие преподавателей разных дисциплин с учащимися по выработке активной и созидательной позиции в области сохранения и обогащения культурного и природного наследия».

Надеемся, что целевая аудитория данного учебника по достоинству оценит необходимость сохранения не только Всемирного, но и локального наследия своей родины и поддержит лозунг ЮНЕСКО: «Наследие в руках молодых».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богданов, Е.И., Г.И. Большакова, Е.Г. Драпеко, Н.В. Исаев. Экономика и управление на предприятии туризма: Учебник / Е.И Богданов и др. – СПб.: СПбГУСЭ, 2008. – 171 с.

2. Всемирное культурное и природное наследие в образовании: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Лениздат, 2001. – 316 с.

3. Всемирное наследие в руках молодых. – М.: Московское бюро ЮНЕСКО, 2000. – 251 с.

4. Всемирное наследие Санкт-Петербурга: Учебно-справочное пособие / А.С. Баранов, Д.П. Финаров и др. // Под ред. В.Ф. Любимова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 183 с.

5. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс, 2008. – 560 с.

6. Кисель, В.П. Памятники Всемирного наследия: Попул. энцикл. справочник / В.П. Кисель. – Мн.: БелЭн, 2001. – 288 с.

7. Конвенция об охране Всемирного природного и культурного наследия. – Париж: ЮНЕСКО, 1972. – 15 с.

8. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. – Париж: ЮНЕСКО, 2003. – 16 с.

9. Максаковский, В.П. Всемирное культурное наследие / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2003. – 608 с.

10. Максаковский, Н.В. Всемирное природное наследие / Н.В. Максаковский. – М.: Просвещение, 2005. – 396 с.

11. Природное наследие России / Совет Гринпис. – М., 2000. – 214 с.

12. The World Heritage: Map/ UNESCO World Heritage Centre.

13. The World Heritage: Newsletter/ UNESCO World Heritage Centre.

14. The World Heritage: Paper/ UNESCO World Heritage Centre.

15. The World Heritage: Review/ UNESCO World Heritage Centre.

16. UNWTO World Tourism Barometer.

17. whc.unesco.org – официальный сайт Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.