Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. Информационная деятельность предприятия.





§21. Информационные услуги.

Информационные услуги необходимы как собственно туристу, так и организаторам путешествий.

Турист, готовясь к путешествию, а также и в его процессе, нуждается в дополнительной информации о месте пребывания, нормах, правилах и обычаях данной местности и страны, в детальном описании достопримечательностей, схемах и картах местности, схемах транспортных магистралей. Первые путеводители были изданы более двухсот лет назад.

Описания путешествий и туристских приключений издаются в виде популярной и специальной литературы и побуждают потенциальных туристов предпринимать путешествия и приключения. В современной индустрии туризма большое внимание уделяется изданию красочных буклетов, проспектов, бесплатно раздаваемых потенциальным туристам. Туристская отрасль генерирует примерно в три-пять раз больше рекламы, чем иная другая. Все крупные туристские центры издают информационные CD-диски для туристов и работников туризма.

Информационно-рекламные материалы – одно из важнейших средств распространения рекламы в туристской сфере. Фирмы-производители туристских услуг (туроператорские фирмы, предприятия размещения, питания, развлечений) издают самостоятельно или вместе с другими аналогичными фирмами красочные брошюры, буклеты, каталога, открытки и т.д., в которых изобразительным и текстовым способом продвигают рекламу об имеющихся возможностях обслуживания туристов. Для повышения привлекательности такой про­дукции туристские фирмы используют красочные высококачественные фотографии ландшафтов, исторических памятников, отелей и других объектов туристского внимания, а также художественный ряд, поднимающий настроение или престижность мест или услуг.



Выбор информационно-рекламного материала зависит от целей, которые преследуются, финансовых возможностей, фантазии и оригинальности. На практике часто используются определенные гибриды тех или иных информационно-рекламных материалов. Однако любой вид хорош, если он достигает поставленной цели. Каждый из этих рекламных материалов может использоваться практически в любом рекламном мероприятии; все зависит от целей, соответствия текста и оформления рекламного материала этим целям, их способности донести информацию до потребителей. К наиболее типичным видам для рекламной практики информационно-рекламных материалов можно отнести:



– информационное письмо;

– коммерческое предложение;

– информационный лист;

– прайс-лист;

– рекламный листок;

– буклет;

– проспект;

– каталог;

– пресс-релиз.

Информационное письмо – информационно-рекламный материал, имеющий вид письма, выполненного на фирменном бланке и адресованного конкретному должностному или частному лицу, коротко информирующий о фирме и направлениях ее деятельности.

В письме должны быль выделены цели, которые преследуются письмом, т.е. те действия, которые ожидаются от корреспондента. В нём может содержаться перечень новых товаров и услуг, информацию об открытии филиала и т.д. Информационное письмо обычно направляют как первую попытку контакта с возможным покупателем или партнером.

Письмо может быть индивидуальным, адресованным одному адресату, или типовым, когда текст адресован сразу нескольким адресатам. Но все равно ему надо придать индивидуальность, лично подписывая и вписывая адресата. По объему письмо не должно быть большим, стиль написания достаточно свободным, предложения – по возможности краткими.

Коммерческое предложение – информационно-рекламный материал, отличающийся от других видов меньшей рекламной направленностью и большей информативностью. Как правило, направляется корреспонденту, который уже знает о деятельности фирмы; содержит одно или несколько конкретных коммерческих предложений с подробным описанием этого предложения. В отличие от информационного письма оно более тщательно готовится, дополняется приложениями, иногда из-за большого объема приложений оформляется в виде книжки. Коммерческие предложения распространяют на выставках, директ-мейлом, во время деловых встреч, семинаров.



Информационное письмо и коммерческое предложение могут быть отнесены и к рекламным, и к маркетинговым материалам. Необходимо, чтобы их распространение также курировал отдел рекламы для согласованности информации, стиля, оформления. Направленность этих материалов, их большой тираж, тщательность изготовления – все это позволяет их относить к рекламным материалам.

Информационный лист – рекламный материал – по содержанию аналогичен информационному письму, но не содержит атрибутов адресата. Фирменные бланки обычно не используются, формат может быть различным. В оформлении используется фирменный знак или фирменные цвета.

В информационном листе иногда прибегают к обращениям общего или профессионального характера (деловым людям, любителям приключений). Информационный лист носит более долговременный характер, рассчитан не на конкретного адресата, а на определенную категорию клиентов, посетителей фирмы, выставок. Текст не следует перегружать подробностями: информационный лист адресован не конкретному лицу, а всем интересующимся определенным направлением или товаром. Среди них могут быть люди с разным уровнем знания. Информационный лист должен содержать всю полноту информации, свести к минимуму возможные вопросы у «среднего» клиента фирмы или посетителя выставки.

Прайс-лист. Самостоятельным видом специализированной печатной продукции являются прайс-листы, в которых публикуются цены на туристские товары и услуги. Этот вид рекламы помимо информационной нагрузки имеет еще и психолого-экономический эффект. Каждый клиент хочет знать об уровне и всех изменениях цен на те или иные товары и услуги. В таком случае предоставление ему информации в виде прайс-листа сразу поднимает в его глазах надежность и устойчивость фирмы, создает более непринужденную атмосферу, позволяет самостоятельно, «без подсказки» выбрать приемлемый комплекс услуг или маршрут в соответствии с собственными финансовыми возможностями.

Рекламный листок несет чисто рекламную информацию о конкретном товаре или услуге. От предыдущих материалов отличается более броским оформлением, «рекламным» текстом. Главная задача рекламного листа – броситься в глаза, вызвать желание взять, прочитать. Поэтому по тексту рекламный листок ближе всего к рекламным сообщениям в прессе: броский заголовок, «задиристый» слоган, оригинальный или смешной рисунок. От рекламного сообщения в прессе рекламный листок отличается большим объемом, более подробным описанием.

Рекламные листки – издания, в которых текст и графическая часть (иллюстрация) размещены на одном листе. Листки относятся к оперативной рекламе. Их выпуск не требует больших полиграфических усилий и производится в кратчайшие сроки. Поэтому они используются для срочной рекламной информации по ограниченному туристскому предложению. Распространение листков происходит по почте потенциальным потребителям, они раздаются на выставках, среди участников презентаций, семинаров, на столах в торговых залах и т.д.

Буклет – рекламный материал, небольшой по объему, многоцветный, выполненный на хорошей бумаге, с рисунками, фотографиями. Буклет содержит рекламное описание фирмы или конкретного продукта, услуги (иногда нескольких, относящихся к одному виду или направлению деятельности).

Буклет относится к рекламным материалам престижного, имиджевого характера. Обычно выпускается фирмами, достигшими определенных успехов, завоевавших прочное положение на рынке. Чаще всего буклеты изготавливаются на бумаге формата А4 или чуть меньше и складываются гармошкой. Текст размещается внутри одной полосы, но в некоторых случаях расположение текста или рисунка сразу на нескольких полосах позволяет добиться большего эффекта, хотя в этом случае необходимо следить, чтобы сгиб не мешал пра­вильному восприятию текста.

Проспект по оформлению близок к буклету, но отличается большим объемом, преобладанием цветных фотографий, диаграмм. Он может быть посвящен годовщине образования фирмы, новому виду престижного турпродукта и т.д. Проспект, как и буклет, относится, скорее, к рекламным материалам престижного характера, на их изготовление необходимы значительные финансовые ресурсы. Для буклетов и проспектов существует одно правило: они должны быть выполнены либо с очень высоким качеством изготовления, либо не выпускаться совсем. Реклама престижного характера, смотрящаяся хуже, чем реклама конкурентов, способна нанести больший урон, чем ее отсутствие.

Каталог обычно имеет формат небольшой книжечки, содержит перечень всех товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой (или товаров одного направления). Каталоги очень удобны в работе, особенно в том случае, если фирмы предлагают большой перечень услуг по нескольким направлениям. Оформление каталога может быть разным: от просто текстовых материалов, расположенных по определенным разделам и содержащих информацию о названии, назначении, характеристиках товаров и услуг, до выполненных типографским способом каталогов с цветными иллюстрациями. Каталог является основным видом рекламной продукции, выпускаемой туроператором.

Пресс-релиз – материал, предназначенный для раздачи представителям прессы на выставках, презентациях, пресс-конференциях, благотворительных акциях. Он обычно включает те материалы, с которыми фирма хотела бы ознакомить журналистов: краткие сведения о фирме, наиболее престижных товарах и услугах, перспективы развития фирмы, данные о благотворительной деятельности, сведения о руководстве фирмы. В зависимости от назначения, цели, тематики пресс-релиз может быть коротким или более подробным. Рекомендуется к каждому мероприятию составлять свой пресс-релиз, отвечающий направленности мероприятия и встречи с журналистами.

Большое значение имеют современные электронные средства информации, в частности сеть Интернет, в которой многие тысячи и миллионы сайтов предлагают пользователям детальное описание туристских центров, туристских услуг, достопримечательностей и даже виртуальные путешествия, в том числе по электронным музейным экспозициям. По сети Интернет можно не только выбрать себе путешествие и туристское агентство, но забронировать туристскую поездку, билеты на перевозку, осуществить оплату услуг.

§22. Имидж фирмы.

Туристу необходима полная информация о самой турфирме. Любая фирма в процессе своей деятельности непременно вступает во взаимодействие с внешней средой – с представителями органов власти, с фирмами-партнерами, покупателями, посетителями, с представителями прессы и т.д. В то же время любая фирма имеет собственную внутреннюю структуру, иерархию, систему взаимосвязей. В процессе внешних и внутренних коммуникаций формируется имидж фирмы как форма отражения фирмы в сознании людей или совокупное общественное восприятие причем это может происходить стихийно или целенаправленно. Фирма, которая стремится добиться успеха и выиграть в конкурентной борьбе, уделяет большое внимание созданию и сохранению положительного мнения о себе, своих товарах и услугах, своей работе. Положительный имидж, хорошее мнение о фирме у потребителей, партнеров, конкурентов, поставщиков, властей ведет к увеличению прибыли в финансовом плане, укреплению позиций на рынке, процветанию.

В переводе с английского «имидж» – это образ, облик, представление. По определению, имидж – это целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей, т.е. совокупное общественное восприятие.

Имиджу присущи следующие основные характеристики:

– адекватность: созданный образ (имидж) должен в точности соответствовать сути и правдоподобию;

– оригинальность: имидж должен быть легко распознаваемым среди других имиджей и легко запоминаться;

– пластичность: оставаясь неизменным, он должен оперативно модифицироваться, откликаясь на изменение внешней среды;

– адресность – имидж должен иметь точный адрес, т.е. привлекать на свой сегмент рынка определенные потребительские группы;

– комплексность: имидж должен быть комплексным, многофакторным;

– ясность и конкретность: отражаемые факторы должны быть четкими, различимыми и хорошо продуманными;

– незавершенность: как в многосерийном фильме, поддерживать клиентов в постоянном ожидании чего-то нового, более эффективного чем прежде.

Имидж – это сравнительно недавно возникшее определение, которое должно служить объяснению того, почему данный туристский продукт или данная фирма более чем другие, пользуется успехом у широкой публики. Хороший имидж, являясь чрезвычайно важным для туристского предприятия, не менее необходим и для местности, региона или страны, которым он служит в качестве дополнительного капитала.

Действительно, когда речь идет о том, чтобы посетить тот или иной регион или страну, или воспользоваться какой-либо туристской услугой, то принятие решения в большинстве своем зависит от имиджа, который имеет этот регион, страна или продукт. Обычно процесс принятия решения распадается на три этапа:

– известен продукт или нет;

– если да, то какое мнение формируется его имиджем;

– если мнение благоприятное, то какое поведение вызывает этот имидж – привлекает или нет.

Понятию имиджа в туризме даются различные определения. В исследованиях Всемирной туристской организации (ВТО) отмечается, что «имидж страны – это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа». Все перечисленные факторы позволяют сразу же при упоминании названия строить целую цепь ассоциаций по отношению к данной стране. Имидж может быть сокращен до предела, до простого символа: кленовый лист для Канады, трилистник для Ирландии, кенгуру для Австралии и т.д.

Имидж туристской фирмы обладает рядом признаков:

– фирма должна быть известна клиенту или группе клиентов;

– фирма как объект внимания должна быть социально значима для человека или группы людей, вызывая к себе интерес и привлекая внимание набором своих услуг;

– фирма должна уметь воздействовать на сознание, эмоции и поступки как отдельных людей, так и группы граждан.

В зарубежном туристском бизнесе создание имиджа фирмы является одной из стратегических целей и задач маркетинга.

Имидж фирмы складывается из многих компонентов – от рекламы до оформления помещения и работы с посетителями. Составной частью имидж-рекламы является та часть работы фирмы, которая видна посетителю, покупателю, партнеру, когда он приходит в офис: внешний вид помещений, элементы его оформления, офисная мебель, оборудование, приемы работы с посетителями и т.д.

Благоприятное впечатление, оставленное фирмой, заставляет посетителей повторно обратиться именно к ней, рекомендовать её знакомым, и наоборот неряшливость офиса, неприятные впечатления оттолкнут посетителей, несмотря на финансовую устойчивость фирмы.

Фирменный стиль – это совокупность, приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами и независимыми наблюдателями не только товаров и услуг фирмы, но и всей ее деятельности, а также позволяют противопоставлять свои то­вары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

В широком смысле фирменный стиль – это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы, деловых бумаг, всей документации, офиса, упаковки и одежды сотрудников. В узком смысле фирменный стиль – совокупность товарного знака, цветовое и графическое оформление деловых бумаг.

Осведомленность потенциальных потребителей создается также и с помощью внешних и внутренних атрибутов.

Внешние атрибуты:

– использование определенных цветов и форм в фирменном знаке предприятия, который является узнаваемой частью в его внешнем дизайне, например, предприятия McDonald's и Holiday Inn, красные крыши американских мотелей Red Roof;

– специальная архитектура, например, гостиница Luxor в Лас-Вегасе, представляющая собой тридцатиэтажную стеклянную пирамиду, которую венчает яркий световой элемент; московские гостиницы «Украина» и «Ленинградская» в виде монументальных сооружений со шпилем, служащие ориентиром в городе;

– скульптурные особенности, например, огромный сфинкс при входе в гостиницу Luxor, глазами выстреливающий лазерные лучи; «летящая» статуэтка бога торговли Меркурия и бронзовый механический поющий петух в московской гостинице «Международная»;

– особая стратегия расположения. Американские мотели Red Roof располагаются по так называемому принципу грибов, т.е. на определенной территории, как правило, вдоль автострад с хорошей видимостью на большие расстояния размещаются несколько мотелей, которые имеют красные крыши. Такая же стратегия используется многими ресторанами. Например, российский ресторан «Актер» расположен на территории «Мосфильма».

Внутренние атрибуты:

– Одежда – прекрасный способ закрепить осведомленность потен­циальных потребителей. Специальная форма авиакомпании British Airways уже стала эталоном высокого стиля. Singapore Air стали известны и популярны во многом благодаря оригинальной форме стюардесс, выполненной в национальном стиле Balik. Многие южно-азиатские компании переняли эту идею, воплотив у себя различные варианты своих национальных стилей в форменной одежде;

– Стиль обслуживания. Необычный способ для осведомленности предпринял ресторан «Кафе «Пушкин». Швейцар, одетый в стиле пушкинской эпохи, встречает и провожает посетителей ресторана, нарочито подчеркивая аристократичность обслуживания, принятого в нем. В сети ресторанов «Елки-Палки» в качестве отличительной особенности подается фирменный салат не в обычном блюде, а в имитации деревенской телеги, что пользуется особенным успехом у посетителей. В ресторане «Актер» в меню используются названия блюд, заимствованные из известных фильмов, пьес и художественных произведений, а также придуманные самими актерами.

– Внутренний интерьер.

Ресторан «Сирена» своим прозрачным полом, под которым скрывается огромный аквариум, где плавают редкие промысловые рыбы – осетры, стерляди, семги, – подтверждает, что посетитель пришел именно в рыбный ресторан. Зал воссоздает атмосферу трюма гигантского деревянного корабля, декорированного латунными корабельными лампами, а аквариумы, встроенные за иллюминаторами, создают иллюзию погружения в экзотический океан. Сеть ресторанов «Елки-Палки», напротив, доказывает приверженность национальному русскому стилю и меню, подчеркивая особенности деревенского уклада: деревянные столы и стулья, лавки, простые занавески, деревенская телега, подковы на стенах. Рестораны «Елки-Палки» явились демократическим продолжением более изысканного ресторана «Царская охота», где нарочито подчеркнут деревенский русский стиль. Ресторан «Шинок» воссоздает украинский быт. На посетителей особенно сильное впечатление оказывают живые животные, стоящие во дворике украинской хаты, – куры, коза, или лошадь, являющиеся непременным атрибутом ресторана.

Есть множество гостиниц, мотелей, ресторанов, которые расположены так далеко или невыгодно, что их с трудом можно найти. Однако многие смогли найти выход из создавшегося положения и свой «недостаток» превратили в преимущество, благодаря продуманной информационной политике.

В Сейшельской гряде есть ничем не приметный островок, находящийся в частной собственности. Чтобы вызвать к себе интерес и привлечь туристов, владелец острова умело использовал историю открытия всей Сейшельской гряды. Зная, что острова в XVII-XVIII вв. были пристанищем пиратов, он создал легенду об оставленных ими кладах на островке Муайен. Всем желающим посетителям островка предполагается возможность покопать и попытать счастья найти сокровища. Современный Робинзон Крузо раздает прибывающим на островок составленные им карты. На них отмечена единственная дорога вокруг острова, построенная владельцем острова, хозяйственные постройки, дом владельца и, главное, пиратская бухта. Установлены определённые часы и дни посещения острова, чтоподогревает ажиотаж, созданный владельцем вокруг своего владения.

Организаторы туризма также пользуются большим спектром информационных услуг. При формировании туристского продукта, они изучают специальные профессиональные путеводители. Так, всемирный туристский путеводитель World Travel Guide, переиздающийся раз в два года издательством Columbus Press (UK), содержит детальные описания по единообразным схемам почти 200 стран, туристских центров и территорий. Издаются различные каталоги туристских агентств и туроператоров, расписания движения транспорта по странам и даже всему миру. Так, существуют расписания рейсов всех авиалиний, железных дорог, автобусов, речных и морских судов. Такие расписания имеются в электронном виде на CD-дисках, а также в глобальных мировых информационных системах и системах автоматизированного бронирования туристских услуг (Amadeus, Sabre и др.).

Кроме того, любое предприятие туристской индустрии имеет разветвленную сеть внешних коммуникаций. Это партнеры по бизнесу, клиенты, государственные учреждения, общественные организации, средства массовой информации и др. К мероприятиям в области внешних коммуникаций в туризме относятся выставки, семинары, презентации, пресс-конференции; организация рекламных туров, пресс-туров; информационные нерекламные кампании в прессе, на радио и телевидении; лотереи, конкурсы, благотворительные акции, спонсорство, организация культурных, спортивно-зрелищных меро­приятий и пр.

Выставочная деятельность преследует ряд целей: демонстрация услуг, изучение рынка и предложений конкурентов; реклама услуг, реклама фирмы; заключение договоров с партнерами и прямая продажа услуг.

Участие в выставках является, безусловно, очень важной акцией для предприятий туристского бизнеса. Новые фирмы могут таким образом заявить о себе и своей продукции; фирмы, уже работающие на рынке, – продемонстрировать новые предложения.

Выставка дает представление о соотношении сил у конкурентов, позволяет войти в контакт с сотрудниками компетентных государственных инстанций, получить интересующую информацию, приобрести полный пакет профессиональной литературы, установить новые связи и укрепить старые.

Презентации, семинары и пресс-конференции являются отличными друг от друга мероприятиями PR, которые имеют одну основную общую цель: распространение у широкой и узкоспециальной аудиторий знаний о фирме, новом продукте и услуге, новом виде деятельности, крупном успехе фирмы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая информация необходима туристу, собирающемуся в пу­тешествие?

2. Какие виды информационно-рекламных материалов вам известны?

3. Что такое имидж фирмы, из чего он складывается?

4. Какие основные характеристики присущи имиджу предприятий туризма?

5. Назовите признаки имиджа турфирмы.

6. Какие внешние атрибуты фирмы влияют на степень осведом­лённости потенциальных клиентов?

7. Что можно отнести к внутренним атрибутам фирмы?

8. Какие профессиональные путеводители вам известны?

9. Какие мероприятия можно отнести к области внешних комму­никаций?

 

§23. Выставочная деятельность предприятий туризма.

Большое значение имеют туристские специализированные выставки. Можно утверждать, что в мире ежедневно проводится четыре – пять крупных туристских выставок в различных регионах и туристских центрах. Туристские выставки предназначены в основном для оптовой продажи туристского продукта, но частично на них осуществляется допуск и обычных посетителей. Выставки обычно красочные и шумные проводятся четыре – пять дней. Самой крупной туристской выставкой в Европе следует признать Берлинскую Туристскую Биржу (Германия), проводимую в начале марта (она привлекает более 7200 экспонентов и до 60 тыс. участников, площадь выставки свыше 160 тыс. кв. м). Следующей по значимости является туристская выставка World Travel Market в Лондоне (Великобритания).

В России ежегодно проводятся две крупные международные туристские выставки: MITT в марте в Москве и INWETEX – C.I.S Travel Market в конце сентября в Санкт-Петербурге.

На выставках поставщики гостиничных и туристских услуг встречаются с покупателями лицом к лицу. Любой организатор выставки делает все, чтобы создать деловую атмосферу для экспонентов и посетителей. Однако просто заказать выставочную площадь – это еще не все. Благодаря планированию, экспоненты могут значительно увеличить эффективность своего участия в выставках, а также выйти на новые рынки, найти новые контакты и развить свой бизнес (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее популярные туристские выставки, форумы и ярмарки

Название выставки Число посетителей (профессионалы/ обычные посетители) Название выставки Число посетителей (профессионалы/ обычные посетители)
Всемирная туристская ярмарка в Лондоне в среднем 28000/12000 Международная биржа по туризму в Берлине в среднем 20 000 / 80 000
Международный салон по туризму в Париже в среднем 14000/150000 Международная туристская выставка в Брюсселе 13 000/только для профессионалов
Международная туристская ярмарка ФИТУР в Мадриде в среднем 10000/250000 Международная туристская биржа в Милане в среднем 5000 / 40 000

 

Выставка по своей сути – форма рекламы, поэтому, принимая решение участвовать выставке, следует ответить на те же вопросы, что и при организации любой другой формы рекламы. Необходимо определить, насколько предполагаемая выставка соответствует поставленным целям.

До недавнего времени существовало мнение, что выставка – это только демонстрация товара и услуг, производимых той или иной фирмой. В последнее время ситуация значительно изменилась на выставках не только демонстрируют товар, но и заключают договоры о продаже, о долговременном сотрудничестве и партнерстве и т.д. То есть основной акцент теперь делается на окупаемость выставки непосредственно в период ее работы или в ближайшее время после ее окончания.

Обычно, принимая решение об участии в выставке, пытаются решить несколько задач, стоящих перед фирмой:

– Демонстрация товаров и услуг.

На выставке возможно представление всех товаров и услуг, производимых и предоставляемых фирмой, наглядных материалов о них (видеозаписи, каталоги проспекты и пр.) большому кругу специалистов и покупателей. Для нового турпродукта выставка – прекрасное место демонстрации и изучения спроса.

– Изучение рынков сбыта.

Выставки позволяют изучать спрос на большинство товаров, услуг; уточнять существующие рынки сбыта и определять новые. На выставки, особенно международные, обычно съезжаются представители различных фирм, предприниматели, торговые агенты со всего мира, а также со всех концов России и ближнего зарубежья (в случае проведения выставки в России).

– Реклама товаров и услуг.

При правильно поставленной работе на выставке могут реализоваться сразу несколько видов рекламы: имидж-реклама, стимулирующая реклама, реклама стабильности.

С точки зрения имидж-рекламы, выставки – прекрасное место для встречи с представителями прессы, коммерсантами, специалистами, руководителями различных государственных и коммерческих структур и объединений.

– Сбыт товаров и услуг.

Выставка – удачное место для заключения договоров о продаже товаров и услуг, а также договоров о партнёрстве и сотрудничестве. Как правило, на туристских выставках пытаются заключить контракты на оптовую продажу или покупку туруслуг.

– Изучение продукции конкурентов.

На выставке изучение продукции конкурентов может происходить как бы случайно, под видом посетителя.

Кроме того, на выставке можно узнать новости туристской жизни, отдохнуть, развлечься и повеселиться.

Выбор выставки осуществляется на основе сформулированных целей участия в выставке и таких факторов, как:

– направленность туристского продукта (въездной, выездной, познавательный, деловой и т.д.);

– соответствие туристскому региону;

– финансовые возможности фирмы;

– престижность выставки и ее вид;

– язык региона проведения выставки.

Все выставки по их направленности условно можно разделить на несколько типов:

– Отраслевые – строго по направлению деятельности.

Сюда относятся все туристские выставки, ярмарки, биржи и туристские шоу общей и тематической направленности.

– Относительно отраслевые.

Выставки, не полностью отвечающие направлению деятельности туристских фирм, но имеющие к ним отношение.

– Косвенные.

Выставки, относящиеся к другой отрасли, но включающие раздел по профилю туристской деятельности фирмы.

– Общие.

На выставке определяется общий уровень развития направлений по нескольким отраслям сразу.

Степень заинтересованности в туристской продукции наиболее высока на выставках первого типа и понижается в последующих типах выставок. Но и степень конкуренции распределяется примерно так же.

Большое значение, особенно для сезонного бизнеса, такого как туризм, имеют сроки и место проведения, а также реклама и оформление выставки.

Как правило, ведущие выставочные центры заранее распространяют планы выставок на год. Специализированные фирмы предлагают свои услуги по организации участия в выставках в различных формах (отдельный стенд, рабочее место, заочное участие, бизнес-тур).

В выставочном центре можно узнать ориентировочные расценки по интересующим выставкам. Для каждой намеченной для участия выставки следует определить стоимость участия в выставке, необходимую для экспозиции, выставочную площадь, ориентировочную стоимость, дополнительных расходов на транспортировку оборудования стенда, оформление, изготовление рекламных материалов, плакатов, витрин и пр.

Впервые принимая решение об участии в той или иной выставке, необходимо изучить материалы прошлых выставок, каталог, отзывы средств массовой информации, материалы оргкомитета о количестве посетителей. Если среди посетителей или участников были постоянные партнеры или покупатели, необходимо узнать их мнение. Ежегодно во многих странах проводятся международные выставки по тематике туризма, в которых принимают участие многочисленные национальные и иностранные туристские фирмы. Их основной задачей является реклама своего туристского продукта. Главным способом их рекламирования являются рекламное оформление стенда, распространение на стенде рекламных печатных изданий и устная информация, передаваемая специально подготовленным стендистом во время бесед с посетителями стенда.

§24. Этапы участия в выставке.

Планирование и организация работы турфирмы на выставке требует детальной разработки. Участие на выставке можно разделить на три этапа:

I. Подготовка выставки.

II. Проведение выставки.

III. Работа после окончания выставки.

Этапы подготовки выставки включают в себя:

– составление перечня выставляемых туристских услуг;

– определение размера и составление плана выставочного стенда;

– заключение, договора с оргкомитетом, передача ему плана вы­ставочного стенда и заказа на оборудование и услуги;

– изготовление рекламных материалов: информационных листков, плакатов, буклетов, проспектов, сувениров;

– подготовка информационных материалов: описаний, прайс-листов;

– проведение рекламной кампании;

– выбор и подготовка обслуживающего персонала;

– составление сметы затрат.

Остановимся на рассмотрении некоторых мероприятий по подготовке к участию в выставке.

Бронирование площади для участия в любой выставке должно быть осуществлено заранее. При этом возможно самостоятельное бронирование площади напрямую в администрации выставки или через фирму консолидатора. Через всемирную Сеть это сделать проще всего и выгоднее для заказчика, поскольку сразу можно познакомиться со схемой размещения стендов и выбрать для себя наиболее выгодный вариант, познакомиться с другими участниками.

Консолидатор – это хорошо известная организаторам выставки или форума компания, которая постоянно приобретает выставочную площадь (обычно большие объемы площади, что даёт возможность получать значительные скидки), оборудует ее, снимает с организаторов хлопоты по размещению информации в каталоге, получению бейджей (нагрудные значки-таблички с фамилией участника) на вход и т.д. В России выставочных консолидаторов несколько: московские – ITE International, ОАО «Московское выставочно-конгрессное агентство», МКБ, Санкт-Петербургский ЗАО «Санкт-Петербург «Экспресс», новосибирский «Сибирская ярмарка», сочинский ЗАО «Соуд – Сочинские выставки» Сроки бронирования площадей по разным выставкам варьируются, но чтобы получить желаемое место, если оно не находится в длительной аренде у других компаний, лучше всего заказать площадь для участия в следующей выставке сразу же после окончания форума, т.е. за год вперед.

Не менее чем за полгода до начала выставки перечисляется по представленным банковским реквизитам аванс, составляющий от 30 до 50 % общей суммы платежа.

Далее следует определение необходимого размера выставочного модуля. Размер стенда играет определенную представительскую роль, но далеко не ту, которую принято у вас ей отводить. Гораздо, большую роль играет качественное, оригинальное оформление экспонатов, привлекательная реклама, слаженная работа стендистов, внимательное отношение к посетителям. Умение оригинально оформить стенд, сделать его интересным для посетителя – это – то главное, что должно занимать всех работающих над подготовкой к выставке. Необходимо шире использовать нестандартные решения и композиции, но не в ущерб обзору и условиям демонстрации экспонатов.

Обычно оргкомитеты выставок в информационном письме указывают размеры минимального стенда, а также размеры других предлагаемых стендов, описание услуг и оборудования, полагающихся при аренде площади того или иного размера. На выставках, организуемых за рубежом, предлагаются варианты стандартных выставочных модулей разных размеров и конфигураций. Как правило, можно заказать стенд по собственным эскизам при условии, что он будет вписываться в отведенное место и это будет заблаговременно согласовано с оргкомитетом.

Опытными участниками выставок обычно заказывается два-три барных стула, поскольку высокий стенд почти полностью скрывает сидящего стендиста, а стоять целый день достаточно тяжело. Вообще, мировой опыт показывает, что более 50 % расходов у экспонентов уходит на дизайн и возведение стенда.

Нередки случаи, когда финансы компании ограничены, и она приобретает выставочную площадь на правах долевого участия с другими участниками, при этом их совместная площадь оказывается очень мала. Таким образом, получается общее представительство. В этой ситуации необходимо понимать, что к такой компании вряд ли пойдет какой-то крупный туроператор или компания и приобретет его продукт. Они обычно не воспринимаются как солидные партнеры.

С другой стороны, совместные стенды могут сыграть положительную роль для их участников и сэкономить некоторые средства, когда выступают единым тематическим стендом. Так, национальные туристские организации Голландии, Германии, Турции, Египта, Кипра, ОАЭ, Маврикия и Барбадоса, Сейшельских и Мальдивских островов часто приобретают большие выставочные площади для большинства туристских форумов. Гостиничные цепочки или ассоциации (например, The Leading Hotels of the World, The Small Luxury Collection, Sheraton, Marriott) посту

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.