Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Методика проведения экскурсии.





§5. Методические приёмы показа.

Главное в методике проведения экскурсий – это умение показать объект, рассказать как о самих объектах, так и о связанных с ними исторических событиях.

В практике проведения автобусных экскурсий различают следующие виды показа объектов:

– из окон автобуса при скорости 40-60 км/ч (комментируется объект, находящийся в поле зрения экскурсантов, характерен для путевой информации);

– из окон автобуса при его замедленном движении (беглый осмотр);

– без выхода из автобуса, на стоянке в непосредственной близости к объекту (анализ объектов более подробный);

– на остановке с выходом экскурсантов из автобуса (такой показпозволяет дать детальный анализ объектов).

В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причём показ объектов занимает в ней ведущее место.

Показ объектов на экскурсии должна отличать последовательность и логичность. Необходимо, чтобы каждый последующий объект находился в неразрывной связи с предыдущим.

Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приёмов.

Приём предварительного осмотра.



Представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Он дает возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет памятями и даёт экскурсантам время для самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления наиболее запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нём, почерпнутых из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно наблюдает в данный момент. Предварительный осмотр продолжается не более 1,5-2 мин, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно используется при показе панорамы города, архитектурного ансамбля, живописного ландшафта и т.д. Например, на Красной площади экскурсоводу следует дать возможность экскурсантам осмотреть площадь в целом и только после этого перейти к показу первого объекта.

Приём панорамного показа.

Даёт возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Например, с панорамной площадки Воробьёвых гор в Москве. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него и внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в тот, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.



Экскурсионный анализ.

Это приём показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта в целом или отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный момент объект мысленно расчленяется на составные части для более глубокого изучения.

Существуют следующие виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, исторический, естественный.

Искусствоведческий анализ используется как приём показа произведений изобразительного искусства и архитектуры. Он помогает раскрыть идею произведения искусства, объяснить средства и приёмы создания художественного образа.

Исторический анализ помогает установить черты, характерные для определенной эпохи, раскрыть связь объекта с историческими событиями.

Качественный анализ используется в природоведческих экскурсиях.

Прием зрительной реконструкции.

При показе тех объектов, которые в данный момент предстают перед экскурсантами в изменённом виде, необходимо мысленно восстановить их первоначальный облик. Часто на экскурсиях требуется воссоздатькартины прошлого или будущего. Данный приём применяется при показе памятных мест, где происходили военные действия, народные восстания, знаменитые события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью известных писателей, композиторов, художников. Задача указанного приёма – дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое происходило на данном месте.



В тех случаях, когда здания и сооружения сохранились плохо, произвести зрительную реконструкцию экскурсоводам помогают уцелевшие части, детали, фрагменты. Опираясь на зрительные впечатления, экскурсовод словесно восстанавливает осматриваемый объект. Восстановить картину сражений помогают, например, оставшиеся окопы, землянки, воронки от бомб, и т.д., и таким образом происходит зрительная реконструкция места действия. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фото, рисунки, чертежи, схемы.

В случаях, когда объект хорошо сохранился, но претерпел изменения, перестройки в более поздние эпохи, задачей экскурсовода является восстановление первоначального облика объекта с помощью жестов и пояснений.

Успех использования приёма зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нём.

Одним из вариантов зрительной реконструкции является приём зрительного монтажа, когда объект создаётся путём суммирования внешнего облика нескольких зданий или нескольких памятников, а, также их отдельных элементов или частей.

Приём локализации событий.

Если экскурсоводу необходимо привлечь внимание экскурсантов к какому-либо объекту ввиду его особой важности, используется методический приём локализации. Локализация – связь событий с конкретным местом. Это способ показа исторического события, явления в точной обстановке, в которой они протекали. Этот приём даёт возможность ограничить внимание участников экскурсии, приковать ихвзгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, происходило событие.

Например, на экскурсии по литературному заповеднику в Ясной Поляне экскурсовод, показывая рабочий кабинет писателя, напоминает: «За этим столом Лев Николаевич написал роман «Война и мир».

В экскурсиях на производственные темы: «В этом цехе был построен первый в стране трактор».

Приём локализации вызывает у экскурсантов чувство сопричастности к рассматриваемым событиям, оказывает на них сильное эмоциональное воздействие и получил у туристско-экскурсионных работников название «власть места» (от лат. genius loci).

Приём зрительного сравнения.

Данный приём построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другими, находящимися перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Использование приёма зрительного сравнения даёт возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение. Одна из задач данного метода – выявить характерные черты, особенности, показать его оригинальность, неповторимость.

Показ наглядных пособий.

Восполнить недостающий зрительный ряд или более конкретно воспринять экскурсионный объект и связанные с ним события помогают наглядные пособия. Наглядные пособия не должны подменять зрительный материал, который можно увидеть на экскурсии.

Наглядные пособия – дополнительный источник знаний об объектe и событии, с ним связанном; они особенно необходимы при осмотре и реконструкции памятных мест.

Восприятие наглядных пособий, являющихся дополнительным источником знаний, в отличие от прямого восприятия реальных объектов, называется опосредованным восприятием. Так как наглядные пособия дополняют зрительный ряд, применение большого их количества в одной экскурсии не рекомендуется: например, в 3 - 4-х часовой экскурсии не более 15.

Важен строгий отбор необходимого наглядного материала, который должен соответствовать объектам и помогать полнее раскрыть тему экскурсии. При изготовлении наглядных пособий соблюдаются определённые требования: они должны быть чёткими, ясными, аккуратно выполненными. Размеры картин, рисунков, схем и фото должны быть 18-24 см или 24-30 см для того, чтобы экскурсанты, не вставая со своих мест (если показ идёт в автобусе), могли их рассмотреть.

Наглядные пособия можно классифицировать на:

– естественные, или натуральные: семена, отдельные растения, коллекции насекомых, которые чаще всего применяются в природоведческих экскурсиях;

– изобразительные: карты, схемы, таблицы, картины, фото, копии документов;

– технические средства: кинофильмы, аудиокассеты и т.д.

Показ объектов по ходу движения.

Иногда в ходе экскурсии остановка возле объекта не предусмотрена и объект в процессе движения транспорта находится в поле зрения экскурсоводов считанные секунды. В этом случае необходима предварительная подготовка экскурсантов к осмотру объектов. Показ предваряется рассказом об объекте, общие сведения даются прежде, чем он покажется в поле зрения. Экскурсовод должен заранее сориентировать экскурсантов, где находится памятник, в окружении каких объектов он будет виден и, как только начинают вырисовываться контуры объекта, обращает внимание на наиболее характерные черты и детали. Естественно, глубокого экскурсионного анализа объекта при показе в процессе движения не даётся.

Показ мемориальной доски.

При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски, экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам, и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать её вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании, воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, то есть объект, о котором идёт речь, не сохранился.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методические приёмы показа вам известны?

2. Назовите виды показа объектов, используемые при проведении
автобусных экскурсий.

3. Какой методический приём показа осуществляется экскурсантами самостоятельно без рассказа экскурсовода?

4. В каких случаях целесообразно использовать приём панорамного показа?

5. Какие виды экскурсионного анализа вам известны?

6. На каких экскурсиях часто применяется приём зрительной ре­конструкции? Чем это вызвано?

7. Что такое локализация событий?

8. Для чего необходим приём зрительного сравнения?

9. Какие виды наглядных пособий вам известны?

10.В чём заключаются особенности показа мемориальной доски?

 

§6. Средства показа экскурсионных объектов.

Все приёмы показа самостоятельно почти не применяются (за исключением приёма предварительного осмотра) и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом. Средствами показа экскурсионных объектов помимо словесного описания можно считать жест. Являясь формой внеречевого воздействия, жестикуляция имеет определённый смысл. Жест акцентирует внимание слушателей на содержании изучаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное.

Экскурсовод прибегает к самым разнообразным жестам, производимым рукой. По движению руки экскурсант должен приблизительно представить себе то, что он увидит. Поэтому жест экскурсовода должен быть своевременным, четким и красиво исполненным.

Жест, с одной стороны, организует экскурсантов, направляя их внимание на объект, с другой – выступает как средство эмоционального воздействия на них.

Жесты и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Жест, будучи эмоционально-смысловым движением, должен быть использован именно в то мгновение, когда произносимая фраза нуждается в усилении своей выразительности. В связи с этим экскурсоводу необходимо продумать манеру использования жестов с учетом возрастного состава группы и психологических особенностей экскурсантов, рода занятий и т.д. Например, для школьной аудитории жестикуляция должна быть активнее, чем для людей среднего и пожилого возраста, т.к. стремительные, часто повторяющиеся жесты могут показаться им утомительными.

В экскурсии жесты имеют самый разнообразный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, перечисление по пальцам, движение указательного пальца по кругу, в сторону объекта, движения одной рукой, скрещивание рук.

И экскурсионной практике принята следующая классификация жестов:

Основная группа – жесты указательного характера (т.е. жест-указка). При выполнении этого жеста первостепенная роль отводится руке и особенно пальцам.

Жест-указка обычно направлен в сторону объекта, показывает, на именно здание или сооружение следует обратить внимание в минный момент. Этот жест используется также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой.

Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах рассматриваемого объекта. Используется он и при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события.

Широкое распространение получили объемные, или иллюстративные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину, наблюдаемого объекта.

Конструктивные жесты подчеркивают особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и т.д.), применяются в архитектурно-градостроительных экскурсиях.

Реконструирующие жесты помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Их цель: дать представление о первоначальной форме объекта.

Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод предлагает выйти из автобуса или занять место в салоне, размещает группу у объекта, просит экскурсантов пройти к следующему объекту.

Наглядный жест дает возможность экскурсоводу правильно демонстрировать пособия. Недопустимо, чтобы экскурсовод сам рассматривал наглядное пособие при его показе (у экскурсантов может сложиться впечатление, что экскурсовод плохо знаком с материалом), нельзя держать руку с пособием на уровне груди. Рука должна быть поднята достаточно высоко (приблизительно на уровне головы), что дает возможность всем экскурсантам хорошо видеть иллюстрации.

Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент. Начинающие экскурсоводы ведут себя робко, смущаются, и жесты их кажутся неуверенными и напряженными. Неприятное впечатление производят небрежные и невыразительные жесты. Недостатками в использовании жестов к экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, отрыв жеста от речи. Экскурсоводу, как и актеру, необходимо технически отрабатывать, шлифовать, разнообразить жесты. Существуют жесты-паразиты: постоянное поправление очков, прически, частое снимание и надевание перчаток, неуместное постукивание пальцем и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что можно отнести к средствам показа экскурсионных объектов?

2. Какие виды жестов вам известны?

3. Для чего необходимы жесты указательного характера?

4. Когда используются реконструирующие жесты?

5. В чём отличие конструктивных жестов от объёмных?

 

§7. Методические приёмы рассказа.

Неотъемлемая часть экскурсии – это рассказ экскурсовода. По отношению к показу рассказ вторичен, подчинён показу и вне показа не используется. Рассказ может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление.

Увлечение рассказом в отрыве от показа приводит к распространённому недостатку в проведении экскурсий – лекционности.

Соотношение рассказа и показа не во всех экскурсиях одинаково и зависит, прежде всего, от темы экскурсии, наличия и характера показываемых объектов (одни объекты экскурсанты с неослабевающим вниманием наблюдают 15-20 минут, другие – не более 2-3 минут), от вида экскурсии (автобусная, пешеходная), состава группы.

Рассказ может строиться как на основе индуктивного принципа (от частного к общему), так и дедуктивного (от общего к частному). В экскурсионной практике чаще используется индуктивный метод.

Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы во многом определяется правильно отобранными приёмами рассказа.

Существует несколько методических приёмов рассказа.

Экскурсионная справка.

Часто используется при осмотре дополнительных объектов, когда выход из автобуса не предусмотрен. Это сжатое изложение материала об объекте или событии. В справке сообщаются только основные данные об объекте: дата постройки, автор, размеры и т.д. Особенно часто справки применяются в обзорных и загородных историко-краеведческих экскурсиях.

Приём описания.

Ставит своей задачей помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений. Для описания объекта характерны точность и конкретность. В автобусных экскурсиях приём описания используется при всех видах показа как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода.

Приём объяснения.

Это приём, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины какого-либо события, явления, факта, при этом рассказ об объекте носит доказательный характер. Наиболее часто этот приём используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях.

Приём объяснения характерен и для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл и изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. В архитектурной экскурсии с помощью этого приёма выявляются особенности конструкции здания, характерные черты ансамбля.

Приём характеристики.

Приём характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств явления. В отличие от приёма описания приём характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых даёт наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом характеристика показывает как сходные черты его с другими объектами и ни явлениями, так и отличительные. Приём описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик внутренних, невидимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приёма ха­рактеристики даётся оценка качественных сторон объекта, таких, как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность.

Приём комментирования.

Используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения. Этот приём, как правильно, имеет место в производственных экскурсиях: при показе движущегося конвейера, работы машин, механизмов, строительных и реставрационных работах. Экскурсоводы используют его в загородных и городских обзорных экскурсиях при показе работы городского транспорта, а также в природоведческих во время наблюдения за животными за природными явлениями.

Приём цитирования.

Это введение в рассказ экскурсовода отрывков из произведений, из документов, мемуаров, статей. К цитированию прибегают для поддержания, яркого и убедительного выражения своих мыслей, сохранения особенностей языка и колорита определённого исторического времени и ознакомления с чьим-то авторским мнением.

Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. Особенно эффективно цитирование тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далёкие времена, быт и деятельность наших предков.

Литературный монтаж.

Рассказ может строиться на определённом выборе отрывков из различных литературных произведений, документов, статей, воспоминаний, раскрывающий подтему или один из основных вопросов экскурсии. Отрывки должны представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить то, о чём идёт речь, увидеть динамику событий, изображённых в произведениях, включённых в монтаж. Чаще всего этот приём используется в экскурсиях на литературные темы, но может применяться и в исторических экскурсиях. Литературный монтаж оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов, но доступен не каждому экскурсоводу, ибо требует от него глубокого знания литературы, истории, безупречного вкуса и артистических способностей.

Приём соучастия.

Задача этого приёма – помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящается экскурсия. Делается это, например, с помощью обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приёма зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.

 

Вопросы для самоонтроля:

1. От чего зависит соотношение рассказа и показа на экскурсии?

2. В каких случаях даётся экскурсионная справка об объекте?

3. Какова задача приёма описания?

4. Чем отличается приём объяснения от приёма характеристики?

5. На каких экскурсиях применяется приём комментирования?

6. Для чего необходим приём соучастия?

7. Когда применяется приём цитирования литературный монтаж?

§8. Особые методические приемы проведения экскурсий.

Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержания материала.

Методический прием движения.

Движение экскурсионной группы является одним из шести обязательных признаков экскурсии. Под этим признаком, как правило, подразумевается передвижение от одного объекта к другому как следование по заранее составленному маршруту. Однако особенность экскурсий заключается не только в том, что показ объектов и рассказ о них происходит в движении, т.е. в целенаправленном передвижении от объекта к объекту, но и экскурсионные объекты наблюдаются также и «движении» (от беглого осмотра до глубокого анализа деталей). Такое движение вблизи объекта и внутри него с целью лучшего осмотра понимания сущности объекта является не просто признаком экскурсии, а особым методическим приемом, с помощью которого происходит наблюдение экскурсионных объектов. При медленном движении экскурсантов вокруг памятника их внимание акцентируется на отдельных деталях. Например, на архитектурно-градостроительных экскурсиях обход здания или крепостных стен, подъем на башню позволяет более эффективно представить размеры сооруже­нии, расположение помещений, их форму, высоту, увидеть способ кладки стен, особенности отделки.

Рассказ экскурсовода во время движения сводится к минимуму, в таком случае преобладают показ и самостоятельное наблюдение объекта.

Итак, движение в экскурсии происходит в двух формах:

– передвижение от объекта к объекту по заранее составленному маршруту как неотъемлемый элемент и признак экскурсии;

– движение как методический прием с целью более детального, глубокого изучения объекта.

Встречи экскурсантов с участниками событий.

При проведении экскурсий могут быть организованы встречи с бывшими участниками событий, о которых ведется рассказ на экскурсии. Такие встречи должны быть тщательно подготовлены. Необходимо заранее определить содержание выступления, чтобы рассказ участника событий соответствовал теме экскурсии и не повторял материал, излагаемый экскурсоводом. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.

Прослушивание звукозаписей.

В ряде случаев, если это возможно, в экскурсиях используются звукозаписи. Например, на военно-исторических экскурсиях прослушиваются песни военных лет, сообщения Совинформбюро, выступления участников событий.

На литературных, искусствоведческих экскурсиях при посещении мест, где жили выдающиеся писатели, композиторы, могут включаться отрывки из их произведений; при рассказе в искусствоведческих экскурсиях о знаменитых певцах, актерах, также прослушиваются отрывки из произведений в их исполнении.

Такие музыкальные и литературные паузы не должны быть длительными. Они должны органично «вплетаться» в ткань экскурсии.

Прием активизации познавательной деятельности экскурсантов.

Иногда экскурсоводами применяется прием исследований, наглядно подтверждающий рассказ экскурсовода.

Например, при осмотре средневекового замка глубину колодца можно определить при помощи горящего листка бумаги, который падая, освещает стены и дно. Такой прием способствует активизации внимания экскурсантов, чаще всего используется при работе с детьми на производственных и природоведческих экскурсиях.

Прием исследований часто сочетается с приемом заданий. В этом случае экскурсовод не сам проводит исследование, а обращается с просьбой к экскурсантам установить глубину того же колодца, прочитать вслух надпись на историческом памятнике или мемориальной доске, определить размеры объекта, вспомнить какие произведения писателя, картины художника знают экскурсанты.

Прием вопросов-ответов.

На экскурсиях со школьниками, а также и со взрослой аудиторией экскурсовод может подвести экскурсантов к нужным выводам и обобщениям, задавая заранее продуманные вопросы по теме, учитывая при этом состав, место, время экскурсии. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод своими вопросами активизирует экскурсантов. При правильной организации вопросно-ответного метода обеспечивается активная мыслительная деятельность участников экскурсии. Этот метод довольно сложный и применяется только опытными экскурсоводами.

Элементы ритуала.

Во многие экскурсии на военно-патриотические темы, а также в отдельные подтемы обзорных экскурсий включаются элементы ритуала. При посещении братских могил, мемориальных кладбищ, памятных мест, где зажжен Вечный огонь, экскурсанты чтят память погибших минутой молчания, возлагают цветы, присутствуют при смене почетного караула и др.

Элементы ритуала оказывают сильное эмоциональное воздействия на участников экскурсий.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие особые методические приёмы вы знаете?

2. В каких формах происходит движение экскурсантов на экскурсии?

3. В чём состоят сложности организации встречи экскурсантов с участниками событий?

4. На каких экскурсиях можно организовать прослушивание звукозаписей?

5. В чём заключается суть приёма активизации познавательной
деятельности экскурсантов?

6. На что направлен приём вопросов-ответов?

§9. Техника проведения экскурсий.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники её проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований.

Знакомство экскурсовода с группой происходит на месте встречи с группой до начала маршрута. Экскурсовод здоровается с присутствующими, называет фамилию, имя, отчество, фирму, которую представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса.

Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. От первого знакомства во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой.

Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путёвки были отделены от самой экскурсии одним – двумя днями. Это существенно в том отношении, за что этот промежуток времени пройдёт психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.

Выход экскурсантов из автобуса.

К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остаётся сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на место их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.

Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовав экзотичностью, необычностью объекта. На остановках, где предусмотрен выход группы, экскурсовод выходит первым и определяет направление движения. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются дополнительные остановки, «например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса. Если время стоянки по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом экскурсантам.

Расстановка группы у объекта.

При разработке экскурсии, какправило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определённое методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расстановки группы в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев.

В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, местности, объекта природы. Группа должна стоять так, чтобы видеть и объект, и экскурсовода, и свою очередь экскурсовод должен видеть и группу и объект. Самое удобное расположение группы – полукольцом, при этом экскурсовод должен стоять вполоборота к экскурсантам на краю полукольца следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтобы майи экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.

Передвижение экскурсантов.

Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между её головной частью и теми, кто идёт последним, не должно превышать 5-7 метров. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, который излагается в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп и движения зависит от состава группы (дети, молодёжь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъём в гору, неблагоустроенность дороги и т.д.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, т.к. объекты показа расположены рядом друг с другом. Более сложно установить необходимый темп движения группы и автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, а после того как соберётся вся группа.

Соблюдение времени в экскурсии.

В методической разработке указывается точное время, отведённое нараскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено всё: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту. Умение уложиться в определённое время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика. Из экскурсии убирается всё лишнее, что ведёт к перерасходу времени. Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам автобус и т.д. В результате экскурсия начинается с опозданием. У экскурсовода остаётся один выход – сокращать время, отведённое на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя всё главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Паузы в экскурсии.

Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

– смысловая, когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали и увидели. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время, для самостоятельного осмотра;

– дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несёт какой-либо смысловой нагрузки.

В экскурсиях свободное время может даваться для приобретения сувениров, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Ответы на вопросы.

В пути следования группы экскурсанты задают экскурсоводу вопросы. Вопросы могут относиться к объектам, связанным с темой экскурсии и не имеющим никакого отношения к ней. Отвечать на вопросы, интересующие одного-двух человек, немедленно не следует, ибо это отвлекает остальных. Экскурсовод во вступлении должен условиться с группой о том, что для вопросов будет отведено время после окончания экскурсии. Давать ответы на вопросы, не имеющие отношение теме экскурсии, не входит в обязанности экскурсовода. Он может лишь дать совет, на каких экскурсиях, в какой литературе можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На какие организационные моменты экскурсоводу следует обратить внимание при проведении экскурсии?

2. Когда и где происходит знакомство экскурсовода с группой?

3. Как осуществляется выход из автобуса? Кто выходит первым?

4. Как следует расположить группу у объекта? Что при этом следует учитывать?

5. Как происходит передвижение экскурсантов от объекта к объекту?

6. Какие виды пауз на экскурсии вам известны?

7. Когда экскурсоводу целесообразнее всего отвечать на вопросы
экскурсантов?

 

§10. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.