Сделай Сам Свою Работу на 5

Представительный уровень.





В любом демократическом обществе политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпора­тивные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различ­ных социальных субъектов. Группы по интересам пытают­ся оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представи­тельство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты.

Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по вы­движению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции.



На представительном уровне осознанные интересы пре­образуются в альтернативные политические программы по отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне. Внегосударственные образования являются интегрирующим звеном между государством и обществом (заметим, что при господстве в обществе одной политической партии политиче­ская система отождествляется с политикой конкретных ру­ководителей, а потому критика руководства механически переносится на систему в целом. В многопартийной систе­ме обвинения правящей партии не распространяются на систему).

В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между госу­дарственным аппаратом и ограниченным кругом влиятель­ных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение опреде­ленным ограничениям со стороны государства. Складыва­ется своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и го­сударства на основе объединения узкогрупповых и общего­сударственных интересов.



Особо следует выделить деятельность криминальных струк­тур. Она направлена на дезорганизацию регулятивных фун­кций политического режима, что подрывает доверие насе­ления к легальным средствам реализации назревших по­требностей.

Сам факт существования криминальных интере­сов подрывает доверие граждан к политическим ценностям. Человек от­чуждается от политики, контакт гражданина с государством становится возможным лишь на принудительной основе, что особенно опасно в кризисных ситуациях.

Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникнове­ние специфических групповых интересов в государствен­ную политику.

Индивидуальный уровень.

Если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государст­венный интерес, на представительном — групповой, то на индивидуальном — частный. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Эти движе­ния приобретают встречный характер по отношению к инс­титуциональным властным структурам.



Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявле­ния — свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Возможность про­текания спонтанных процессов в жизни общества обеспе­чивается наличием суверенитета народа и автономности личности. Независимые граждане не приемлют организа­ции и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе есте­ственной целесообразности.

Одной из форм спонтанного движения является граж­данское неповиновение. Это — символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое реше­ние и по возможности пересмотрело его. Это возможно в правовом государстве, так как нарушители обосновывают свой протест в свете конституционных принципов. Кроме того, широко распространены массовые протесты, связан­ные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окру­жающей среды и т. д.

Спонтанные процессы власть имущие стремятся ис­пользовать в своих интересах (с помощью бюрократическо­го аппарата), добиваясь иногда бюрократизации массового движения и выхолащивания из него свободных импульсов. Само по себе спонтанное движение может приводить к негативным результатам. Более того, возможно проникно­вение в структуры неорганизованного движения деструктивных эгоистических индивидуальных и групповых инте­ресов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло. Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и само­защите. Высвобождение спонтанных сил снизу не должно сводиться к выражению лишь частных интересов, оно дол­жно вести к раскрепощению парализованной политической энергии. Административная политическая власть не может ограничивать себя сама, ее надо ограничивать властью тех, кто выражает интересы других. Кроме того, свободные фор­мы жизни общества должны иметь возможность трансфор­мироваться. Самоорганизующееся движение приобретает свой нормативный фундамент, определенный уровень пра­восознания и политической культуры и становится способ­ным добиваться выражения своих требований и их удов­летворения.

Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное политическое творчество (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпиты­вает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям и интересам той части населения, которая не поддается целенаправлен­ному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни. В современных условиях новые формы спонтанного движения выступают в качестве противовесов бюрократи­ческим официальным институтам.

Для спонтанного развития политической жизни необхо­дима свобода, поскольку, во-первых, у государства нет воз­можности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху, не может предусмотреть все правила управления об­ществом; в-третьих, через спонтанную политическую жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований естественной целесообразности и обеспечивается учет есте­ственных потребностей людей.

Существуют два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликт­ный и консенсусный.

Конфликтный — преодоление или даже ликвидация оп­ределенной группы интересов. При таком способе исклю­чается совместный поиск истины, сотрудничество невоз­можно, единственное средство — насилие. Разрушив груп­повые интересы, власть все-таки не в состоянии уничто­жить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспро­изводятся.

Консенсусный способ основан на признании наличия разнообразных интересов и, их носителей естественным со­стоянием общества. Сторонники этого способа исходят из необходимости согласования интересов. Они ведут совме­стный поиск и отбор целесообразных форм социально-по­литической организации. Этот способ направлен на регули­рование интересов.

Общая характеристика политической жизни не исключает ее конкретизации с учетом исторической судьбы наро­да, государственного устройства, политического режима, национальной психологии, состояния культуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.