Сделай Сам Свою Работу на 5

Научные концепции гражданского общества.





Идея гражданского общества является одной из важнейших политических идей Нового времени. Возникнув в середине ХVII в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело известную эволюцию, породив несколько концепций и интер­претаций. Однако оно неизменно рассматривается в противо­поставлении понятию «государство».

Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского общества» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от при­родного к цивилизованному существованию. Человек в «диком», «природном» состоянии, не знающий ни цивилизации, ни го­сударства, развивается в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному со­стоянию общества противопоставляется цивилизованное, об­щественно-политическое, олицетворяющее порядок и граж­данские отношения.

Естественным началом общества и жизни человека стано­вятся не природа и необузданные природные страсти челове­ка, а цивилизованность, т. е. исключительная способность че­ловека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было при­знано условием удовлетворения базовых человеческих потреб­ностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появи­лось в результате процессов дифференциации и эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, соци­альной, культурной), в рамках которых происходит удовлетво­рение повседневных потребностей индивида.



Становление самостоятельных сфер общественной жизни отражало процессы возрастающего разнообразия деятельности индивидов и усложнения социальных отношений. Разнообра­зие социальных отношений было следствием становления ав­тономной личности, не зависимой от власти и обладающей таким уровнем гражданского самосознания, который позволял ей строить свои отношения с другими индивидами разумно и целесообразно. В основе процесса кристаллизации независи­мого индивида, по Дж. Локку, лежит частная собственность. Она является экономической гарантией его свободы и поли­тической самостоятельности.



Отношения между государством и гражданским обществом строились на договорной основе. По своей сущности эти отно­шения были цивилизованными, поскольку государство и гра­жданское общество вместе создавали условия для удовлетво­рения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов. Государство охраняет неотчуж­даемые права граждан и с помощью власти ограничивает при­родную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство; а гражданское общество сдерживает стрем­ление власти к господству.

Другую традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индиви­дов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные по­требности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был свя­зан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся является «Мировой Дух», или «Абсолютная Идея». Граж­данское общество было «инобытием» духа-идеи, а именно государство олицетворяло все добродетели и было наиболее совершенным воплощением мировой саморазвивающейся идеи, самого могучего проявления человеческой личности, всеобщности политического, материального и духовного начал.

Государство защищало человека от случайностей, обеспе­чивало справедливость и реализовывало всеобщность интере­сов. Гражданское общество и индивид были подчинены госу­дарству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования все­объемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражда­нам их права и свободы.



Отвергая тезис Г. Гегеля о первичности государства по от­ношению к гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом глобального общества, а жизнедея­тельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является ре­зультатом эволюции материальных условий жизни. Граждан­ское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов. К. Маркс рассматривал гражданское об­щество как общественную организацию, развивающуюся не­посредственно из производства и обращения. Совокупность экономических, производственных отношений индивидов (т. е. отношения, в которые вступают индивиды между собой в про­цессе производства) и соответствующих им производительных сил (средства производства и рабочая сила) составляют базис. Экономический базис обусловливает надстройку, политические институты (в том числе и государство), право, мораль, рели­гию, искусство и т. д. Государство и политика является отра­жением производственных отношений.

Следуя тезису о зависимости надстройки от базиса, К Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего средствами производства. Следовательно, буржуазное государство является, по К. Марксу, механизмом реализации и защиты интересов экономически гос­подствующего класса-собственника, включающего промыш­ленников, предпринимателей, финансистов, землевладельцев. В таком государстве гражданами оказываются лишь имущие классы и социальные группы. Буржуазное государство, реализуя волю экономически господствующего класса, препятствует свободному развитию авто­номных индивидов, поглощает или чрезмерно регулирует гра­жданское общество. Следовательно, взаимоотношения между государством и гражданским обществом не являются равными и договорными.

Возможность преодоления разрыва между гражданским обществом и государством в условиях капитализма К. Маркс видел в создании нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностные начала полностью растворятся в коллективном.

Надежды К. Маркса на то, что пролетарское государство создаст условия для развития ассоциаций свободных граждан, оказались несбыточными. На практике социалистическое государство подчинило себе обще­ственную собственность и лишило гражданское общество его экономической основы. На базе государственной собственно­сти возник новый политический класс - партийная номенкла­тура, который не был заинтересован в формировании авто­номной и свободной личности, а следовательно, и зрелого гражданского общества.

Анализируя последствия реализации марксистской доктри­ны в России, приведшей к установлению тоталитарного режи­ма и уничтожения ростков гражданского общества, А. Грамши отстаивал идею гегемонии гражданского общества. Под послед­ним он понимал все, что не является государством. В условиях зрелого гражданского общества, каковым оно было на Западе, процесс социального переустройства следует начинать не с политической революции, а с достижения гегемонии передо­выми силами внутри гражданского общества. Это утверждение А. Грамши вытекает из его определения самостоятельной роли надстройки как существенного фактора исторического развития.

Рассматривая процесс формирования гражданского обще­ства на Западе, А. Грамши обратил внимание на большое зна­чение идеологии и культуры в утверждении политического господства буржуазии. Установив интеллектуальное и мораль­ное господство над обществом, она заставила другие классы и группы принять свои ценности и идеологию. Особое значение в надстройке, по А, Грамши, принадлежит гражданскому обще­ству, которое тесно связано с идеологией (наукой, искусством, религией, правом) и институтами, создающими и распростра­няющими ее (политическими партиями, церковью, средствами массовой информации, школой и т. д.). Гражданское общест­во, как и государство, служит господствующему классу в упро­чении его власти.

Взаимоотношения государства и гражданского общества за­висят от зрелости последнего: если гражданское общество рас­плывчато и примитивно, то государство является его «внеш­ней формой». Государство может уничтожить гражданское об­щество и выступить единственным инструментом власти. И лишь в условиях зрелого гражданского общества, как на Западе, его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В последнем случае, согласно А. Грамши, под госу­дарством надо понимать «частный аппарат» «гегемонии» граж­данского общества.

Следовательно, анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, долгое время в политической науке понятия «государство» и «гражданское общество» не различались, ис­пользовались как синонимы. Однако, начиная с середины ХVII в., процессы дифференциации различных сфер общества, осво­бождения их из-под всеохватывающей государственной вла­сти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами актуализировали поиск сбалансированного представительства двух тенденций в исто­рическом развитии: с одной стороны, стремления индивида к автономии и свободе и, как следствие, нарастания спонтан­ности и стихийности в социальном развитии, что в политиче­ской науке отразило понятие «гражданское общество», а с другой стороны, потребности в упорядочении, целостности, нейтрализации конфликтов в постоянно усложняющихся со­циальных взаимодействиях, что отразило понятие «государ­ство». Чаще всего государство и гражданское общество проти­вопоставлялись друг другу.

Во-вторых, гражданское общество (в основе своей буржуаз­ное) приходит на смену традиционному, феодальному общест­ву. В западной политической науке при всех вариациях доми­нируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную универ­салию, обозначающую пространство межличностных отноше­ний, противостоящих государству в любой его форме. Как сфера реализации повседневных потребностей индивидов граждан­ское общество включает весь исторический комплекс взаимо­действий частных лиц друг с другом.

Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Особенностью за­падной культуры является удивительная адаптивность к ме­няющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, граждан­ского общества и автономной личности. В качестве основания для сбалансированного взаимодействия этих сил была признана идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского обще­ства и государства.

В-третьих, современная политологическая интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную и много­уровневую систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отноше­ний, которые развиваются вне рамок и без вмешательства госу­дарства, а также разветвленную систему не зависимых от госу­дарства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повсе­дневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом: базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д. удовлетворяют производственные отношения, составляю­щие первый уровень межличностных взаимосвязей. Они реали­зуются через такие общественные институты, как профессио­нальные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, об­щении, сексе и т. д. реализует комплекс социокультурных от­ношений, включающих религиозные, семейно-брачные, этни­ческие и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей и протекают в рамках таких ин­ститутов, как семья, церковь, образовательные и научные уч­реждения, творческие союзы, спортивные общества.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отноше­ний составляют потребности в политическом участии, что свя­зано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень пред­полагает сформированность у индивида конкретных политиче­ских позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических пар­тий, движений.

Если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура граждан­ского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фон­дов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объе­динений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные ин­тересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Эти самостоятельные и не зависимые от государства обще­ственно-политические институты подчас напряженно проти­востоят друг другу, борясь за доверие граждан, остро критику­ют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве. В свое время А. Токвиль как одну из особенностей США назвал наличие разветвленной системы институтов гражданского об­щества, ставшей гарантом стабильности американской демо­кратии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.