Сделай Сам Свою Работу на 5

Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.





Правоохранительная деятельность - это урегулированная законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридич. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно - правового воспитания граждан.

Основные признаки:

· в процессе осуществления правоохранительной деятельности реализуется закон, т.е. применяется норма права.

· правоохранительная деятельность связана с восстановлением нарушенного права и справедливости в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения к правонарушителю.

· правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные на то субъекты: уполномоченные государственные органы (следователь, судья, суд, прокуратура);

· правоохранительная деятельность осуществляется в форме строго определённой законом;



· решения, принятые уполномоченными должностными лицами, обязательны для исполнения всеми субъектами.

К основным задачам правоохранительной деятельности относятся:

ü охрана общественного строя в государстве;

ü охрана экономической системы;

ü охрана политической системы;

ü укрепление законности и правопорядка;

ü защита основных прав и свобод граждан;

(2) Место суда в системе правоохранительных органов.

Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, его защиты от нарушений, как орган судебной власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

Согласно ст. 3 «Закона о судоустройстве и статусе судей в РБ» “Суды в Республике Беларусь призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования”.



Существует 2 точки зрения: 1.суд относится к правоохранительным органам.2.суд не относится к правоохранительным органам.

Суд стоит на вершине, т.к. судебный орган, единственный из всех правоохранительных органов окончательно судит о праве, от имени гос-ва решает вопросы о виновности или невиновности лица, о применении или неприменении к нему соответствующего наказания. А следственный комитет, адвокатура, нотариат, при осуществлении своей деятельности играет вспомогательную суду роль.

 

 

(3) Судебная власть: понятие, основные свойства и их характеристика.

Судебная власть – функционирующая на основе закона и в порядке, установленном законом, система судебных учреждений – органов судебной власти – действующая в целях обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод граждан.

В понятие судебной власти должно входить 4 положения: наличие не менее 2 субъектов правоотношений, одним из которых является суд; возможность суда применять принуждение в случае не исполнения его законных требований; подчинение суду всех субъектов правоотношений; наличие правовых норм, регулирующих действие участников правоотношений. Назначение судебной власти: защита прав граждан, учреждений, государства.

Свойства: самостоятельность и независимость (ограничена от других ветвей власти, запрещение вмешательства в его деятельность, подчинение нижестоящих судов вышестоящим), полнота и исключительность (судебная власть исключительна по своему характеру), объективность и беспристрастность, верховенство судебной власти (правосудие от имени РБ, в соответствии с конституцией и иных нпа, контролирует досудебное произ-во), легитимность (считается при доверии к ней народа), политическая нейтральность (судьи вне политики и политической борьбы).



Судебная защита является наиболее цивилизованной, совершенной, надежной и эффективной защитой субъективных прав и законных интересов граждан. Она содержит максимум гарантий прав личности и справедливого разрешения споров, связанных с правом.

(4) Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властью.

Взаимоотношения с испол. и законод-й властью происх-ят по 2 направлениям:

1.каждая из 3-х ветвей осущ-ет свои полномочия, сдерживая и уравновешивая друг друга, обеспечивая тем самым в гос-ве закон-сть, соблюдение прав и свобод субъектов правоотношений;

 

2.ветви власти должны сотрудничать между собой в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом(взаимодействие!)

Воздействие закон-ой власти на судебную:закон. власть формирует судеб. политику, кот. должна проводить СВ (закон-тель принял Кодекс о СУ, ужесточил требования для стан. судей); закон. власть участвует в формировании суд. корпуса (предс-ль Верх. Суда- назначается през-том с согласия Совета Республики); закон. власть принимает участие в финанс-нии для СВ, принимает НПА, формирует судебную политику.

Судебная власть влияет на закон-ую: СВ в лице Конст.Суда осуществляет контроль за конст-ностью законодательных актов; СВ опосредственно участвует в формировании профес-го корпуса закон. власти.

Испол. власть влияет на СВ: участвует в формировании суд. корпуса и финанс-я суд .власти; реализует судебные решения.

Закон. власть влияет на исполнительную: по Конст-ции РБ любое решение можно обжаловать в суде!

 

(5) Судебно-правовая реформа в РБ. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.

Постановление Верховного Совета РБ от 23 апреля 1992г.

Содержание: -регулировала судебную власть; -рег. конституционную основу суд.вл.; -рег.построение суд.сис-мы; - рег.предварит. расслед-ие, осуществление прокурорского надзора, деят-сть адвокатуры, ОВД;

Главные цели: 1. Создание правовой сис-мы, способной обеспечить функционирование правового гос-ва 2. Утверждение самостоятельной, независимой суд.власти, как основного гаранта прав и свобод граждан 3.воплощение в зак-ве демократических принципов организации и деят-сти правоохранит. органов.

Судебная система РБ в соот-вии с полож-ями концепции суд-прав. реформы, формируется на основании след. принципов:

1.на основании децентрализации суд.системы за счет функц-го разделения организ-ых форм суд. власти(т.е. создание спец-ых судов)

2.на основ. мах приближения суда к населению (т.е. предполагалось ввести должность "мирового судьи")

3.на основ. обеспечения компет-ти и профес-зма в суд. деят-ти (это начало было выполнено)

4.рефор-ние на основании сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел в суде 1-й инстанции

5.предус-лось предоставить населению участие в осущ-нии правосудия в качестве присяжных заседателей

6.восстановление апелляционного суда (действует в общих и хозяйственных судах РБ)

7.образ-ние спец-ых судов и специализированных судебных коллегий (в РБ еще нет!)

 

 

(6) Необходимость судебно-правовой реформы в РБ.

Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента для проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:

- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;

- разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти; - наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.

Одной из решающих причин, определивших необходимость проведения судебно-правовой реформы, является то, что система органов юстиции, сформированная в основном в условиях политического тоталитарного государства на рубеже 30-40-х годов нашего столетия, не в состоянии выполнять функции, присущие юстиции в правовом государстве. Юстиция отстала от демократических изменений, произошедших в обществе. Свободная личность нуждается в беспристрастной и квалифицированной судебной защите от произвола, а суд остается со своим прежним назначением и местом в системе власти. В нынешнем состоянии органы системы юстиции восприимчивы к диктату преобладающей политической силы и не могут гарантировать беспристрастности, присущей юстиции в правовом государстве.

Наглядным свидетельством кризиса и упадка действующей системы юстиции является большая текучесть кадров. Специалисты "бегут" от переходящей пределы допустимого нагрузки, от низкой заработной платы, не отвечающей уровню ответственности, возлагаемой на юристов, от жилищной неустроенности. Служение правосудию становится непрестижным. Так, за последние пять лет из органов прокуратуры уволилось около половины ее состава. Среди судебного корпуса республики остается значительное число вакансий.

Таким образом, сложившаяся система органов юстиции не отвечает современным требованиям и нуждается в реформировании. Предметом судебно-правовой реформы должен стать комплекс мер по законодательному обеспечению и организационному преобразованию деятельности всей системы юстиции, которую следует понимать как совокупность всех правоохранительных органов от милиции до учреждений нотариата и судов.

 

(7) Правосудие-важнейшая функция судебной власти. Соотношение понятий «суд.власть»и«правосудие».

Правосудие – самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

Черты правосудия: регулируемая законом деят-ть суда; по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях установленном порядке юридических дел и конфликтов; с применением в необходимых случаях мер гос принуждения к правонарушителю; в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенных или оспариваемых прав. Правосудие важнейшая и основная ф-ция судебной власти.

Виды: рассмотрение и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел, связанные с охраной прав, законных интересов граждан,учреждений; рассмотрение в судебном заседании уголовных дел, решение вопрсов о виновности или невиновности, применение наказаний к лицам, признанных виновными; рассмотрении в судебном заседании дел об административных правонарушениях; рассмотр в судебн заседении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования; конституционное судопроизвдство, осущ Конституц судом.

Понятие судебная власть и правосудие близкие, но не идентичные. Судебная власть более широкое понятие, тк кроме правосудия включает выполнение других действий, напр, прием граждан, рассмотрение жалоб и заявления граждан. Иначе говоря, суд власть охватывает всю сферу обществ отношений, связанных с организ и деят-тью судов и отправления правосудия.

(8) Нормативно – правовые основы судоустройства и организации правоохранительных органов в РБ.

Правовые источники курса:

Ø Конституция РБ;

Ø Международные правовые источники:

а) всеобщая декларация прав человека 1948

б) международный пакт о гражданских и политических правах 1966

в) европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950…..

Ø Кодифицированные законы: кодекс «О судоустройстве и статусе судей»

а) закон « О прокуратуре РБ»

б) закон «О КС РБ» и т.д.

Ø Указы и декреты Президента РБ

Ø Постановления Совета Министров РБ

Ø Постановления пленума ВС, ВХС РБ, а также заключения КС РБ

(9) Конституционные основы организации судебной власти в РБ

Под конституционными основами судебной власти понимают закрепленные в конституции или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида деятельности.

1.Судебная власть в РБ принадлежит судам. Правосудие в РБ имеют право осуществлять лишь суды в лице судей и привлекаемые к осуществлению правосудия народных заседателей.

2.Независимость судей и подчинение их только закону. Независимость судей обеспечивается: их неприкосновенностью; обеспечение особым порядком избрания, назначения судей на должность и освобождения их от должностей; особая процедура осуществления правосудия; тайное совещание судей при вынесении решений и запрещение ее разглашения; ответственность за неуважение к суду, вмешательство в разрешении конкретных дел; материальное и социальное обеспечение судей; создание необходимых организационно – технических условий деятельности суда.

 

3.Осуществление правосудия на основе конституции и иных нормативно правовых актах.

 

4.Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде. По общему правилу дела в судах рассматриваются коллегиально, иногда единолично судьей. Коллегиальное рассмотрение дел происходит в судах в инстанции при рассмотрении уголовных дел, в отношении несовершеннолетних либо дел, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы более 10 лет или смертной казни. В судах кассационной инстанции дела рассматриваются в кол-ве 3 судей.

5. Состязательность и равенство сторон в процессе.

6. Функция обвинения, защиты при осуществлении правосудия. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность (презумпция невиновности)

7. Открытое разбирательство дел во всех судах (согласно УПК закрытое разбирательство дела в суде допускается в интересах обеспечения охраны государственных интересов или иной охранительной законной тайной, по делам о преступлениях совершенных лицами, не достигшими 16 лет, по делам о половых преступлениях)

8. Право сторон или участников процесса на обжалование судебных постановлений, решений, приговоров.

9. Право граждан на судебную защиту всем гражданам, юр лицам, гарантируется защита прав, свобод, законных интересов.

10. Право граждан на юридическую, адвокатскую помощь.

 

 

 

 

(10) Понятие о судебной системе, её звеньях и судебных инстанциях. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебная инстанция»

Судебная система представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории гос-ва. Она состоит из отдельных ступеней вышестоящих и нижестоящих судов, кот образуют звенья судебной системы.

Звено судебной системы составляют суды с одинаковыми полномочиями. В РБ трехзвенная судебная система. Судебная инстанция указывает на взаимоотношения звеньев судебной системы в процессе осуществления правосудия.

1 звено: Районные(городские), межгорнизонные военные суды. 2 звено: областные(Мин гор суд), Белорусский военный суд. 3 звено: ВС, ВСХ, КС.

Ученые выделяют 4 инстанции: 1. Суды 1й инстанции, они рассматривают дела по существу, исследуют доказательства и выносят судебные решения. 2. Суды 2й инстанции (кассационные). Судами этой инстанции являются высшие суды, которые проверяют законность и обоснованность судебных решений не вступивших в законную силу по кассационным жалобам, заинтересованных участников процесса или по кассационному протесту прокурора. 3.Суд 3й инстанции (надзорной). Эти суды проверяют законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу по протестам прокуроров, председателей судов. 4.Судебная инстанция по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды данной инстанции проверяют законность и обоснованность суд решений, вступивших в законную силу, в связи с появлением новых обстоятельствах, кот не были известны суду при первом рассмотрении дела. Апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность решений судов 1й инстанции путем повторного судебного разбирательства данного дела с исследованием доказательств и постановлением нового судебного решения, которое является окончательным.

Кассационная и надзорная инстанции являются проверочной формой (процессуальная форма). Не процессуальной формой надзора является изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики.

(11) Общая характеристика действующей судебной системы в РБ, задачи судов, единство судебной системы.

Судебную систему в РБ составляют:

КС РБ – орган судебного контроля за конституционностью нормативно правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

ЗАДАЧИ СУДОВ:

КС РБ призван обеспечивать верховенство К РБ и её непосредственное действие на территории РБ, соответствие нормативных правовых актов государственных органов К РБ, решение других вопросов, предусмотренных К РБ, Кодексом « о судоустройстве и статусе судей» и иными законодательными актами.

Общие и хозяйственные суды в РБ призваны защищать гарантированные К РБ и иными актами законодательства личные права и свободы, социально- экономические и политические права граждан, конституционный строй РБ, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

ЕДИНСТВО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ:

Единство судебной системы РБ обеспечивается путём:

установления судебной системы РБ К РБ и Кодексом «о судоустройстве и статусе судей»;

соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства;

признания обязательного исполнения на всей территории РБ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

закрепления единства статуса судей;

финансирования судов из республиканского бюджета;

 

(12) Состав КС РБ:

КС РБ формируется в количестве 12 судей. Судьями КС РБ являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей КС РБ.

КС РБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей КС РБ.

Порядок формирования КС РБ:

КС РБ формируется в следующем порядке:

6 судей назначаются Президентом РБ;

6 судей избираются Советом Республики Национального собрания РБ.

В случае досрочного выбытия из состава КС РБ назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном К РБ и Кодексом РБ О судоустройстве и статусе судей.

Компетенция КС РБ:

КС РБ рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и их отдельных положений.

КС РБ по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания РБ, ВС РБ, ВХС РБ, Совета Министров РБ дает заключения:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции РБ и международно - правовым актам, ратифицированным РБ;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции РБ, международно- правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ;

 

 

(13) Система общих судов. Районные (городские), межгарнизонные военные суды: порядок формирования, состав, компетенция, компетенция председателей.

Систему общих судов составляют:

- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;

- областные (Минский городской), Белорусский военный суды;

- Верховный Суд РБ.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Образование:

Районный (городской), межгарнизонный военный суды образуются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВС РБ;

Состав:

Районный (городской), межгарнизонный военный суды состоят из председателя суда и судей.

Количественный состав судей районного (городского), межгарнизонного военного судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВС РБ;

При наличии 5 и более судей в составе районного (городского), межгарнизонного военного судов вводится должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей - должность второго заместителя председателя суда.

Компетенция:

Районный (городской):

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

- рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об административных правонарушениях;

- рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;


- изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

Межгарнизонный военный суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные военным судам;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

Председатели районного (городского), межгарнизонного судов:

- организуют деятельность соответствующего суда;

- председательствуют в судебных заседаниях, назначают судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяют иные обязанности между судьями;

- ходатайствуют перед ВС РБ о внесении предложений в КС РБ о проверке конституционности нормативных правовых актов;

- ведут личный приём граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

 

 

(14) Областные (Минский городской), Белорусский военный суды:

Состав:

Областной (Минский городской), Белорусский военный суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В областном (Минском городском), белорусском военном судах образуются:

- президиум суда;

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам;

Компетенция:

Областной (Минский городской), Белорусский военный суды:

- рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

- могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях;

- осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

- изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;

Председатели областного (Минского городского), Белорусского военного судов:

- организуют деятельность суда;

- распределяют обязанности между своими заместителями;

- созывают президиум соответствующего суда и председательствуют на его заседаниях;

- могут председательствовать в судебных заседаниях;

- распределяют обязанности между судьями;

- представляют соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;

 

 

 

 

(15) Верховный Суд РБ

ВС РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав:

ВС РБ состоит из судей ВС РБ, в том числе Председателя ВС РБ, первого заместителя и заместителей Председателя ВС РБ. Количество заместителей Председателя ВС РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя ВС РБ.

Компетенция:

ВС РБ:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и даёт разъяснения по вопросам применения законодательства.

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель ВС РБ:

- организует деятельность ВС РБ и иных общих судов;

- утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

- вносит на утверждение Пленума ВС РБ представления по составу судебных коллегий ВС РБ;

- формирует судебные составы для рассмотрения дел;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами;

 

 

 

(16) Система хозяйственных судов РБ. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные суды: состав, компетенция.

Систему хозяйственных судов составляют:

- хозяйственные суды областей (г. Минска);

- ВХС РБ;

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, налоговые, земельные и др.

Состав:

Хозяйственный суд области (г. Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

Компетенция:

Хозяйственный суд области (г. Минска):

- рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

- готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирования отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

Специализированный хозяйственный суд:

- рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

- изучает и обобщает судебную практику, ведёт и анализирует судебную статистику;

- готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

 

 

 

(17) Система хозяйственных судов РБ. Высший Хозяйственный Суд РБ: состав, компетенция.

Систему хозяйственных судов составляют:

- хозяйственные суды областей (г. Минска);

- ВХС РБ;

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, налоговые, земельные и др.

ВХС РБ возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав:

ВХС РБ состоит из судей ВХС РБ, в том числе Председателя ВХС РБ, первого заместителя и заместителей Председателя ВХС РБ.

Компетенция:
ВХС РБ:

- рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

- осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами РБ постановлений Пленума ВС РБ;

- оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;

 

 

 

(18) Понятие и содержание статуса судьи.

Судья всех судов в РБ обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими.

Судьи военных судов и Военной коллегии ВС РБ, являются военнослужащими.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Судья не может быть переведён на другую должность или в другой суд без личного согласия.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.

Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания РБ, депутатами Палаты представителей Национального собрания РБ и местных Советов депутатов, а так же членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

 

(19) Требования к кандидату на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками. Имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее 3 лет, порядок исчисления которого определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом. Не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Требования к кандидату на должность председателя, заместителя председателя общего и хозяйственного судов.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3 лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

 

 

(20) Квалификационный экзамен на должность судьи общего и хозяйственного судов. Зачисление кандидатом в судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально - психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями.

Зачисление кандидатом в судьи:

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

Квалификационная коллегия судей даёт оценку деловым и морально – психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

(21) Порядок назначения судьи на должность. Государственная защита судей.

Назначение судей: судьи районных (городских), военных, областных (Минского городского) судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВС РБ.

Судьи хозяйственных судов областей (г. Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя ВХС РБ.

Судьи ВС РБ и ВХС РБ назначаются Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ по представлению соответственно Председателя ВС РБ и Председателя ВХС РБ.

Судьи назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. До начала работы каждый судья обязан принести присягу.

Государственная защита судей: судьи в процессе осуществления своей деятельности подлежат обязательному государственному страхованию за счёт средств республиканского бюджета.

 

 

(22) Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов.

Основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности:

Судья может быть привлечён к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

за нарушение Кодекса чести судьи РБ;

за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка;

Виды дисциплинарных взысканий:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в квалификационном классе судьи на срок до 6 месяцев;

освобождение от должности;

 

 

 

(23) Приостановление и прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов.

Полномочия судьи приостанавливаются Президентом РБ в случае возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи, в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Прекращение полномочий судьи:

в случае: отставки;

подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

истечения срока его полномочий;

прекращения граждан

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.