|
Тема 4. Искусство, его формы, основные направления
Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
— биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
— игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
— магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
— трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов,
событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.
Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.
Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Функции искусства
Наименование функции
| Ее содержание
| Общественно-преобразующая
| Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
| Художественно-концептуальная
| Анализирует состояние окружающего мира
| Воспитательная
| Формирует личность, чувства и мысли людей
| Эстетическая
| Формирует эстетические вкусы и потребности человека
| Утешительно-компенсаторная
| Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
|
Окончание табл.
Наименование функции
| Ее содержание
| Предвосхищения
| Предвосхищает будущее
| Внушающая
| Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
| Гедонистическая (от греч. наслаждение)
| Доставляет людям удовольствие
| Познавательно-эвристическая
| Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке
| Образец задания
С8.Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение)
по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).
«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).
Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);
— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен
(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:
• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».
• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.
• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Тезис — то, что требуется доказать
Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения
Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:
— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);
— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Тема 5. Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Наука
___..................1 ,
Социальный институт со своей структурой и функциями
| • Отрасль духовного производства
| • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов
| Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
| Система научных исследований
| Опытно-конст-рукторские изыскания
|
|
| Основная продукция
|
|
| Понятия, законы, теории
|
| | | | | Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Основа классификация
| Виды науки
| Предмет и метод познания
| — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика — Технические науки и математика
|
Окончание табл.
Основа классификация
| Виды науки
| «Удаленность» от практики
| — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем
| Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели
| Ее содержание
| 1. Постепенное развитие науки
| Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
| 2. Развитие науки через научные революции
| Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1
| 3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
| За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
| 4. Развитие через интеграцию научного знания
| Строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук
| 1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Наука
Общество
Потребности развития общества Материально-техническая база общества
Внутренние законы науки
• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)
• Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)
• Сочетание процессов дифференциации и интеграции
• Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Функции современной науки
Наименование функции
| Ее содержание
| Культурно-мировоззренческая
| Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры
| Познавательно-объяснительная
| Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
| Прогностическая
| Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
|
Образец задания
Запишите слово, пропущенное в схеме.
НАУКА
Фундаментальная
Ответ: Прикладная.
Тема б. Социальная и личностная значимость образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции
| Ее содержание
| Экономическая
| Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
| Социальная
| Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
| Культурная
| Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей
| Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
| Компоненты
|
|
|
|
|
|
| Совокупность образовательных стандартов и программ
|
| Органы управления образованием
|
| Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
|
|
|
| Сеть - образовательных учреждений
|
| Система образования в России
| • Гуманистический характер образования
• Приоритет общечеловеческих ценностей
• Право личности на свободное развитие
• Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур
• Общедоступность образования
• Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых
• Светский характер образования в государственных учреждениях
• Свобода и плюрализм в образовании
• Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений
|
|
• Дошкольные образовательные учреждения
• Общеобразовательные школы (гимназии)
• Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
• Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
• Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.)
• Университеты, колледжи, технические школы
• Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
• Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
|
| | | | | | Общие тенденции в развитии образования
Тенденция
| Ее сущность
| Демократизация системы образования
| Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
|
Окончание табл.
Тенденция
| Ее сущность
| Рост продолжительности образования
| Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
| Непрерывность образования
| В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
| Гуманизация образования
| Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
| Гуманитаризация образования
| Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
| Интернационализация процесса образования
| Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
| Компьютеризация процесса образования
| Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
|
В4.
Образец задания
Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) усиление сословного характера образования-
4) гуманитаризация образования
5) отказ от преподавания общественных наук
6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 246.
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Вызывает споры и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход
| Материалистический подход
| Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом
| Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял
| Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали у которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
— веру в богонаправленностъ деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
Разновидности культа:
— магия (колдовство) — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.
— умилостивительный культ — комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Атрибуты религиозного культа
Объект
| Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни
| Субъект
| Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид
| Средства культовой деятельности
| Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, и т. п.)
| Способы
| Складывающиеся нА основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать
|
Окончание табл.
Культовые акты
Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.
Результат
Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Ранние формы религии
Форма религии
| Ее сущность
| Тотемизм
(англ. totem на языке сев.-амер. индейцев букв, «его род»)
| Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас
| Анимизм (от лат. anima — душа, дух)
| Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий
|
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
—
| Факторы, способствующие образованию церкви
| -
|
|
|
|
|
|
Общее вероучение
|
| Церковь как социальное явление
| -
| Система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих
|
|
-
| Религиозная деятельность
|
|
| Культовая | Внекультовая
|
В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные функции религии
Наименование функции
| Бе содержание
| Мировоззренческая
| Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание
| Компенсаторная (терапевтическая)
| Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
| Коммуникативная
| Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.
|
Окончание табл.
Наименование функции
| Ее содержание
| Регулятивная
| Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
| Интегрирую-ще-дезинтег-рирующая
| Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)
| Культуро-транслирую-щая
| Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
| Легитимирую-ще-разлегити-мирующая
| Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция)
| Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитич-ностъ носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.
Мировые религии
Линии сравнения
| Буддизм
| Христианство
| Ислам
| 1. Этимология
| Отсанскр.«будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию
| От гр. Chri-stos — Мессия
| Араб. букв, предание себя воле Бога, покорность
| 2. Время и место зарождения
| VI—V вв. до н. э. Индия
| I в. н. э. Восточные провинции Римской империи
| Начало VII в. н. э. Азия, Аравийский полуостров
| 3. Территория, на которой проживают исповедующие религию
| Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия
| Преимущественно Европа и Северная Америка
| Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа
| 4. Источники вероучения
| Типитака («Три корзины»)
| Библия
| Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство
| 5. Основы учения
| Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо
| Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид
| Человек — существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.
|
Окончание табл.
Линии сравнения
| Буддизм
| Христианство
| Ислам
| 5. Основы
учения
| в противном случае возрастают вражда и страдание
|
| Требуя от верующих покорности Аллаху,
предписывает
такую же покорность земным властям
| 6. Количе-
ство после-
дователей
религии
| Ок. 500 млн
человек
| 2 млрд чело-
век
| Ок. 1,5 млрд
человек
| Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация» — 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых — построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока,
Образец задания
B2.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия». Верование; обряд; магия; знание; политеизм. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия». Ответ: Знание.
Тема 8. Мораль. Нравственная культура
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Развитие норм морали
Наименование нормы
| Сущность
| Характер нормы
| Чем поддерживается
| Когда возникает
| Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)
| Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
| Распространяется на членов данной общины
| Мистическая боязнь определенных актов или существ
| Родовой строй
| Обычай
| Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах
| Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
| Авторитет общественного мнения
|
| Традиция (лат. traditio — передача)
| Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения
|
|
|
| Моральные правила
| Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
| Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение
| Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения
| Разложение родового строя
| По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|