Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 7. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ





7.1. Понятие, назначение, функции, виды и содержание административно-правовых режимов

Правовые режимы, достаточно широко применяемые и в международно-правовой и во внутригосударственной практике, представляют собой своеобразный институт (правовой с организационными обеспечивающими элементами и соответственными санкциями), нацеленный на установление оптимальных (с точки зрения мирового сообщества или отдельного государства) отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере (например, международно-правовые режимы проливов по международному праву, пенитенциарные режимы, режимы различных категорий земель, таможенные, санитарные и другие по внутригосударственному праву).

Практика правового упорядочения жизненно важных сфер обеспечения жизнедеятельности государства показала, что в ряде случаев недостаточно ограничиваться лишь принятием норм, устанавливающих желательный круг правоотношений в данной области, и особенно в сфере безопасности.

В силу особой важности той или иной конкретной регулируемой сферы возникает необходимость сопровождать принятый пакет норм поведения также особыми гарантиями надлежащего развития на их основе реального процесса отношений, обеспечить надлежащий порядок их реализации.



Поэтому правовые акты, относящиеся к конкретному аспекту обеспечения жизненно важных видов деятельности, оснащаются, как правило, и необходимым организационно-техническим механизмом их неукоснительной реализации (строгая регламентация порядка применения, специальные органы обеспечения конкретного режима, система контроля, соответствующие санкции за нарушения установленного порядка, пропагандистские меры и др.).

Сумма подобных правовых и организационно-технических мер в совокупности с санкциями за нарушение установленных правил и образует в соответствующей сфере безопасности своеобраз-

ный комплексный юридико-организационный институт, именуемый правовым режимом1.

Применительно к отрасли административного права наибольший интерес представляют правовые режимы, вычлененные из общей массы по признаку их принадлежности к государственному управлению РФ, т.е. к той сфере, где отношения между государственными органами, общественными объединениями, самодеятельными экономическими структурами и гражданами регулируется преимущественно нормами административного права. Круг их достаточно широк. При этом большинство административно-правовых режимов устанавливается в интересах обеспечения суверенитета и безопасности государства, охраны общественного порядка и обороны РФ.



Применительно к этому административно-правовой режим (АПР) есть установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности государственных учреждений, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этой цели службами исполнительной власти.

Необходимость института административно-правовых режимов в обозначенной выше сфере деятельности Российского государства обуславливается главным образом наличием пока еще существующей опасности вооруженных конфликтов, геополитических устремлений ведущих мировых держав, их спецслужб, трансконтинентальных корпораций, военно-промышленного комплекса, а также преступных акций со стороны структур организованной преступности, разного рода экстремистских и террористических групп, наркобизнеса и т. п.

Будучи комплексом активных противодействующих специальных мероприятий, административно-правовые режимы являются организационно-правовой основой общей системы мер безопасности в этой сфере.



С их помощью, в частности, реализуются следующие меры: по защите государственной тайны, исключающие возможность бесконтрольного пересечения государственной границы, обеспечивающие борьбу с контрабандой и наркобизнесом, противодействие актам незаконного вмешательства в безопасность гражданской авиации. Ряд предупредительно-правовых мер государство проводит также в интересах охраны общественного поряд-

1 Правовые режимы по их назначению и содержанию следует отличать от облеченных в правовую форму порядка производства разного рода технических и организационных действий, непосредственно не порождающих правовых отношений (технологические режимы и т.п.).

ка, устанавливая специальные способы борьбы с массовыми беспорядками, ограждения предметов, изъятых из гражданского оборота (оружия, сильнодействующих ядов, взрывчатых веществ), от завладения ими преступными элементами. Особая группа мер может быть установлена в интересах обороны страны (введение особого порядка управления в условиях военного положения). Общей целью и главным предназначением АПР является создание на пути иностранных разведок, преступных организаций и лиц достаточно надежных правовых барьеров и обеспечивающих их организационных мер, которые бы серьезно затрудняли, а в ряде случаев и вовсе исключали достижение преступных целей в сфере внешней и внутренней безопасности России. При этом следует признать, что характерными последствием установления подобных мер является в большинстве случаев вынужденная (в силу высших интересов государства), детальная регламентация деятельности государственных органов и общественных организаций, поведения российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, введение некоторых дополнительных правил или изъятий из общепринятых норм, установление особого контроля за надлежащим порядком развития правоотношений в данной охраняемой сфере и некоторые другие ограничительные меры1.

Вычленяя главное в назначении административно-правовых режимов, а именно: предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере обеспечения безопасности страны, было бы неправильным видеть в содержании АПР только административно-предписывающие предупредительные элементы, ограничения или нежелательную с точки зрения демократизации российского общества регламентацию деятельности государственных органов, общественных объединений, урезывающие права граждан, и т.п.

В условиях правового государства институт АПР, сохраняя свою юридическую конструкцию, в значительной мере изменяет свое содержание, существенно выходя за жестко распределительные, административно-командные рамки. Административно-правовые режимы в настоящее время должны служить не только делу безопасности государства, но и отвечать интересам общества, стано-

1 Возможность подобных вынужденных исключений из общего порядка реализации конституционных прав граждан по соображениям государственной (национальной) и общественной безопасности прямо предусмотрена международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированным Президиумом Верховного Совета СССР и парламентами большинства стран Европы и Америки. Поэтому административно-правовые режимы либо в явном, либо в завуалированном виде наличествуют в законодательной системе любой страны именно как вынужденные.

виться активным инструментом защиты интересов личности в неординарных ситуациях того или иного режима.

Современная законодательная практика раскрывает дополнительные позитивные возможности АПР, дает ряд примеров многофункциональности их назначения.

Так, например, происходящие интеграционные процессы в сфере отношений между государствами налагают свой отпечаток (в сторону либерализации и единого подхода к правам человека) и на национальные законодательства. Все достигнутые международные соглашения в области контактов между людьми, обмена информацией, гуманитарного сотрудничества и др. реализуются российским государством с помощью модификации внутреннего законодательства, в том числе путем либерализации отдельных институтов действующей системы АПР, уточнения их назначения.

Именно с помощью видоизменяемых институтов АПР Российское государство стремится создать соответствующий международному стереотипу баланс между конституционными правами граждан и порядком их реализации в специально охраняемых или контролируемых сферах, чувствительных с точки зрения обороны и безопасности.

Детально разработанная по всем юридическим параметрам, основаниям и процедурам система АПР как нельзя лучше отвечает современным требованиям обеспечения безопасности государства. В связи с этим в АПР все большее значение приобретают нормы, предусматривающие не только порядок проведения и реализации прав граждан в определенной сфере, но также и нормы, содержащие гарантии прав лиц, попавших в сферу этой деятельности.

Следует отметить также, что именно в рамках АПР в настоящее время создаются некоторые благоприятные условия для развития и укрепления новых экономических и политических процессов в стране (например, многократные визы, упрощенный порядок регистрации для иностранных участников совместных предприятий и др.), а также для защиты этих процессов в чрезвычайных ситуациях.

Виды административно-правовых режимов.Конкретные виды административных режимов и меры по их реализации устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки в стране и отдельных ее районах. Они могут зависеть от характера преступных посягательств, от нацеленности действий и принадлежности к обеспечению внешней и внутренней безопасности стран.

С этой точки зрения на первый план выдвигаются режимы, специально нацеленные преимущественно на обеспечение интересов безопасности государства. К данной первой группе АПР относятся: административно-правовой режим защиты государственной тайны, пограничный режим, режим въезда в РФ и вы-

езда из нее. Меры этих режимов направлены на устранение причин и перекрытие каналов утечки секретных сведений из охраняемой сферы, на неприкосновенность и надежную охрану государственной границы, на недопущение на территорию страны членов террористических и иных преступных организаций.

Ко второй группе относятся режимы, в равной степени предусматривающие интересы обеспечения безопасности государства и охраны общегосударственного порядка. Наиболее типичными представителями этого вида режимов являются административно-правовой режим проживания и передвижения иностранцев на территории страны, а также режим обеспечения безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ).

Третья группа режимов устанавливается преимущественно в целях охраны общегосударственного порядка. Сюда, главным образом, входят режимы, относящиеся к так называемой разрешительной системе (порядок приобретения, хранения, использования огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, ядов, ядохимикатов, наркотических препаратов и др.), паспортная система и некоторые другие.

Четвертую группу составляют административно-правовые режимы, способствующие достижению целей и задач иных отраслей управления. В них также содержатся отдельные режимные мероприятия, способствующие обеспечению внешней и внутренней безопасности (таможенный и санитарный режимы и др.).

И наконец, к последней, пятой группе относятся комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, безопасности государства, общественного порядка, здоровья и безопасности граждан в условиях наступления исключительных обстоятельств (военная угроза, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, массовые беспорядки и др.). Такими режимами, решающими комплексные задачи, являются правовой режим чрезвычайного положения и режим военного положения.

Содержание административно-правовых режимов.При всем многообразии АПР и содержащихся в них режимных мероприятий (обусловленном различием объектов), исходя из единства их целевого назначения, можно выделить некоторые типовые правовые и организационные элементы, определяющие содержание всех АПР именно как мер режимных.

Необходимо иметь в виду, что при проведении режимных мероприятий речь идет не вообще об упорядочении каких-либо работ, какой-либо деятельности с точки зрения технологического процесса, совершенствования управления в той или иной области и т.д., а преследуется цель сделать эту деятельность подконтрольной с точки зрения интересов обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, не допустить отклонений от установленного в этих интересов порядка данной дея-

тельности, предупредить, выявить и пресечь действия, наносящие ущерб охраняемым интересам. Поэтому в содержании АПР на первый план выдвигается детальная регламентация порядка деятельности в режимных сферах, система разрешений, регистрация определенных видов деятельности отдельных категорий лиц, учет и контроль некоторых видов деятельности, прямое запрещение отдельных действий, установление и применение различных видов ответственности за нарушение действующих правил, а также административных мер воздействия для предупреждения и пресечения нарушений при строгом соблюдении установленных гарантий законных прав и интересов лиц, попавших в сферу действия этого или иного режима.

В связи с этим система мероприятий конкретизируется применительно к каждому АПР с помощью правовых установлений, в которых должны содержаться:

четкая регламентация порядка деятельности в режимных областях, осуществляемая преимущественно путем установления положительных правил поведения и производства работ, которые в своей совокупности образуют определенные параметры этой деятельности, препятствуют совершению действий в ущерб государственной и общественной безопасности (например, порядок въезда и производства работ в пограничной зоне, порядок учета и работ с секретными документами и др.);

перечень разрешений (с указанием от какого органа), необходимых для осуществления того или иного вида режимной деятельности (приобретения оружия, сильнодействующих ядов и др.);

перечень действий, подлежащих обязательной регистрации (прибытие иностранцев в пункт назначения на территории страны);

перечень действий, запрещенных без специального на то разрешения (аэрофотосъемка в приграничных районах);

виды ответственности и конкретные меры воздействия, которые могут быть применены за допущенные нарушения режима;

порядок обжалования и заявления претензий на действия властей, превышающих свои полномочия в сфере данного режима.

Таким образом, правовой контекст является материальной основой, юридическим содержанием всех действующих в стране административно-правовых режимов, нацеленных на охрану интересов государственной и общественной безопасности.

Другой неотъемлемой составной частью каждого конкретного режима является организационное обеспечение надлежащей реализации принятых правовых мер в той или иной охраняемой сфере.

Внутренняя организационная инфраструктура, обеспечивающая непреложность реализации и действенности установленных режимных правил, присуща любому виду АПР. Их основу составляют специально создаваемые режимные органы с учетов содер-

жания и особенностей того или иного АПР (режимно-секретный орган, пограничная охрана, таможенные органы и др.). Режимные органы комплектуются специально подготовленным личным составом, обеспечиваются необходимыми техническими средствами защиты, контроля и охраны.

Применительно к конкретному режиму эти органы наделены соответствующими полномочиями. В общем виде они состоят в том, что режимные органы в пределах своей компетенции правомочны:

—осуществлять контроль за соблюдением режимных правил в порученной охраняемой сфере;

—практически реализовывать установленную в данной сфере систему разрешений (санкций) на осуществление некоторых видов деятельности учреждений, предприятий и отдельных категорий лиц, что служит средством предварительного контроля за предстоящим характером деятельности в режимной области, а также своевременного ознакомления с лицами, имеющими намерение вступить в сферу режимных отношений;

—производить регистрацию определенных видов деятельности, отдельных фактов и категорий лиц в сфере данного режима в интересах контроля за соблюдением установленных мер, оперативного выявления нарушителей, получения статистических данных и др. (регистрацию въездов и выездов из страны, оружия, лиц, прибывающих на особо важные объекты и т.п.);

—осуществлять прямое запрещение отдельных конкретных действий, могущих нарушить интересы обеспечения безопасности в охраняемой сфере (недопущение пресечения Государственной границы России тем категориям лиц, въезд которым в страну закрыт);

—в необходимых случаях разрабатывать и реализовывать меры физической охраны и технической защиты на режимных объектах и территориях;

—прибегать к мерам пропагандистского обеспечения режимных мер, специального обучения и подготовки лиц, занятых в сфере данного режима (повышения профессиональных знаний и навыков, подготовки и инструктажа лиц, работающих с секретными документами и т.п.);

—осуществлять профилактическую работу и применять в необходимых случаях установленные законом меры административного воздействия к нарушителям того или иного режима.

Важным средством обеспечения соблюдения административно-правовых режимов и отдельных режимных мероприятий является установление ответственности за их нарушение. В зависимости от характера и степени общественной опасности этих нарушений российское законодательство предусматривает соответствующие виды ответственности в уголовном, административном и дисциплинарном порядке.

Паспортная система РФ

Понятие паспортной системы и ее правовые основы.Паспортная система РФ представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих паспорт гражданина РФ в качестве основного документа, удостоверяющего его личность на территории РФ, а также определяющая порядок выдачи, замены паспортов, регистрации граждан РФ и снятия их с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства.

Паспортная система предназначена для решения целого ряда задач. Наиболее значимыми среди них являются: создание необходимых условий для реализации гражданами их прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими членами общества и государством; государственный учет населения; обеспечение общественной и государственной безопасности.

Создание основ четко выраженной паспортной системы в России относится к периоду реформ Петра I в начале XVIII в. Они предопределили все дальнейшее развитие паспортной системы в нашей стране. Основные нормы, относящиеся к паспортной системе, были изложены в Уставе о паспортах. Отдельные его установления были впоследствии изменены и дополнены в Положении о видах на жительство 1894 г. и других правовых актах. В результате к 1917 г. в России сложилась паспортная система, основанная на сословном делении населения.

В период советской власти паспортная система была впервые введена в 1932 г. [114] и затем ее содержание изменялось в соответствии с развитием советского государства и общества. С 1932 г. по настоящее время паспортная система в нашей стране прошла длительный путь развития, который можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (с 1932 по 1974 г.) характеризуется частичной паспортизацией населения страны и активным использованием этого правового института для регулирования миграции населения. Второй этап начался с принятия в 1974 г. Положения о паспортной системе в СССР [166] и закончился в начале 90-х гг. Он отличается паспортизацией всего населения страны при одновременном сохранении роли паспортной системы как регулятора передвижения граждан по территории страны. Начало третьему этапу было положено в 1993 г. принятием Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [74]. Этот этап характеризуется значительной демократизацией норм паспортной системы, связанной в первую очередь с введением права на свободу передвижения по территории страны, заменой разрешительного порядка прописки на уведомительный порядок регистрационного учета и с введением в действие нового образца паспорта – паспорта гражданина РФ.

В настоящее время паспортная система, как и любая другая система, состоит из отдельных элементов (групп правовых норм). Их образуют:

правовые нормы, устанавливающие содержание паспорта;

нормы, определяющие порядок его выдачи и замены;

правовые нормы, регулирующие порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства и снятия их с регистрационного учета.

Правовую основу паспортной системы в настоящее время составляет целый ряд нормативных актов. В Конституции РФ 1993 г. [29] закреплено право свободно передвигаться, а также выбирать место пребывания и жительства каждому, кто законно находится на территории России. Данное положение детализировано в Законе РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [74]. В нем введены понятия места пребывания и места жительства, указаны цели осуществления регистрационного учета; основные правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, а также установлены некоторые другие важные положения.

На основе перечисленных нормативных актов был принят ряд постановлений Правительства РФ. Наибольшее значение для правового регулирования паспортной системы имеют следующие постановления.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации [165], в котором установлены общие правила получения, замены, сдачи паспортов; сведения, подлежащие внесению в паспорт образца 1997 г., порядок их внесения и др. Следует иметь в виду, что наряду с этим правовым актом вплоть до конца 2003 г., т. е. до окончания замены паспортов на новые, продолжает действовать и Положение о паспортной системе в СССР 1974 г., в котором установлено содержание паспорта гражданина СССР.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации [177], в которых подробно регламентирован порядок регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и жительства граждан РФ, сроки, в течение которых должна быть осуществлена регистрация, документы, необходимые для ее осуществления, а также ряд других существенных положений.

Паспорт гражданина РФ, порядок его выдачи и замены.Одним из основополагающих элементов паспортной системы является установление паспорта гражданина РФ в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на всей ее территории.

При этом наряду с паспортом1 имеется ряд других документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на ее территории. Такими документами в настоящее время являются: свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста; заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ; военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; а также некоторые другие документы [177].

В этой связи важное значение для установления паспорта гражданина РФ в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на ее территории, имеет наличие обязанности для всех граждан РФ иметь паспорта по достижении ими 14-летнего возраста. При этом следует заметить, что фактически в настоящее время в нашей стране действуют два вида паспортов: паспорта гражданина СССР, содержащие вкладыши или текст, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ, либо паспорта гражданина СССР со штампом о постоянной прописке на территории РФ на 6 февраля 1992 г. [52] и паспорта гражданина РФ, выданные после 1 октября 1997 г.

В паспорте гражданина СССР содержатся следующие сведения о личности: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения. В последние годы выдачи по желанию гражданина, а ранее – в обязательном порядке, в паспорт при выдаче вносилась также запись о национальности гражданина. Помимо перечисленного, в паспорт вносятся также сведения о родившихся у него детях: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения.

В этом паспорте делаются отметки: о регистрации и расторжении брака, об отношении к военной службе, о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства, а также о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Кроме того, с согласия гражданина в его паспорте органами здравоохранения производится отметка о группе и резус-принадлежности крови.

В отличие от паспорта гражданина СССР, содержание паспорта гражданина РФ образца 1997 г. было изменено. В него вносятся отметки о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на ее территории, а также – по его желанию – об идентификационном номере налогоплательщика. Кроме того, было принято решение о внесении в паспорт личного кода гражданина и машиносчитываемых записей (эти графы

1 Здесь и далее по тексту, за исключением специально оговариваемых случаев, паспорт гражданина СССР образца 1974 г. не отделяется от паспорта гражданина РФ образца 1997 г.

пока что не заполняются). Наряду с этим из паспорта была изъята графа для указания национальной принадлежности.

Особо следует отметить, что все сведения, записи и отметки, содержащиеся в паспорте, имеют юридическое значение, т.е. для доказательства их подлинности не требуется никаких других документов.

Еще одно отличие паспорта гражданина РФ от паспорта гражданина СССР состоит в сроке его действия. Так, если старый паспорт является бессрочным, то срок действия нового паспорта устанавливается в зависимости от возраста гражданина: от 14 до 20 лет; от 20 до 45 лет; от 45 лет – бессрочно.

В настоящее время идет замена паспортов на новые, которая должна быть закончена до 31 декабря 2003 г. До окончания этого срока будут находиться в обращении оба вида паспортов. При этом в настоящее время выдаются только паспорта гражданина РФ.

Выдача и замена паспортов осуществляется органами внутренних дел, как правило, по месту жительства. В то же время граждане, не имеющие места жительства, получают паспорта по месту пребывания; лица, находящиеся на длительном стационарном лечении в психиатрических лечебных заведениях, – по месту расположения этих учреждений; лица, находящиеся в местах лишения свободы – по месту расположения исправительных учреждений и т.д.

Для получения паспорта в соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ нужно представить заявление установленной формы о выдаче (замене) паспорта, свидетельство о рождении либо иной документ, подтверждающий сведения, необходимые для получения паспорта; а также 2 фотографии размером 35x45 мм.

Замена паспорта осуществляется при наличии таких оснований, как достижение установленного возраста, перемена гражданином в установленном порядке фамилии, имени или отчества, сведений о дате или месте рождения; изменение пола, обнаружение неточности записанных в паспорт данных; непригодность паспорта для дальнейшего использования; а также в иных случаях, установленных нормативными актами РФ.

Для замены паспорта гражданин представляет: заявление о выдаче (замене) паспорта; старый паспорт; 2 личные фотографии размером 35x45 мм; документы, подтверждающие одно или несколько из приведенных выше обстоятельств.

В ряде ситуаций для некоторых категорий граждан отпадает необходимость в пользовании паспортом либо вместо паспорта им выдается другой документ, удостоверяющий личность. В таких случаях предполагается сдача паспортов либо их изъятие у владельцев. Так, в настоящее время предусматривается сдача паспортов лицами, у которых прекратилось гражданство РФ в органы внут-

ренних дел по месту жительства или пребывания, либо дипломатические или консульские учреждения за границей; сдача паспортов лиц, умерших в РФ, в органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти; изъятие паспортов у лиц, заключенных под стражу или осужденных к лишению свободы, органами предварительного следствия или суда до момента освобождения из-под стражи или отбытия наказания в виде лишения свободы; возможность изъятия паспортов у лиц, поступивших на лечение в психиатрические стационары, администрацией лечебного учреждения на период лечения и т.д.

Порядок регистрационного учета граждан РФ.Регистрационный учет граждан РФ состоит из постановки на регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства (регистрации) граждан, а также их снятия с регистрационного учета.

Понятия места пребывания и места жительства даны в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 названного Закона местом пребывания является «гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно» [74].

В качестве места жительства может выступать «жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [74].

Нужно отметить, что действующим законодательством определены местности, в которых право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ может быть ограничено: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

В соответствии с установленным порядком регистрация граждан по месту пребывания осуществляется по их прибытии в жилые

помещения, принадлежащие другим гражданам, а также в гостиницы, дома отдыха и т.д. Она проводится без снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.

Для регистрации в жилом помещении необходимо представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания в указанном жилом помещении (это может быть договор найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Должностные лица, ответственные за регистрацию граждан (в жилом помещении), заполняют адресные листки прибытия и передают их и представленные гражданином документы в органы регистрационного учета, которые, в свою очередь, регистрируют гражданина по месту пребывания и выдают ему свидетельство о регистрации по месту пребывания.

При регистрации в гостинице, кемпинге, доме отдыха и ином подобном учреждении (за исключением регистрации в больницах) на граждан заполняются не адресные листки прибытия, а схожие с ними анкеты, которые по своему содержанию несколько менее информативны.

Регистрация граждан по месту жительства осуществляется после их прибытия к новому месту жительства. Для нее гражданин должен представить должностным лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для лиц, обязанных состоять на воинском учете; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, после получения указанных документов заполняют карточки регистрации, поквартирные карточки или вносят соответствующие сведения в домовые книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета и отрывные талоны к ним – на лиц, подлежащих статистическому наблюдению; а также проверяют факт постановки военнообязанных на воинский учет1. После этого они передают все вышеперечисленные документы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел, сотрудники которой проверяют документы и оформляют регистрацию граждан по месту жительства.

Важной составной частью регистрационного учета является снятие с него граждан. В соответствии с действующим порядком сня-

1 В соответствии с установленным порядком регистрация граждан, обязанных состоять на воинском учете, производится после их постановки на воинский учет.

тие с регистрационного учета по месту пребывания осуществляется по истечении сроков пребывания – для лиц зарегистрированных в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, либо по их выбытии – для лиц, зарегистрированных в гостиницах, домах отдыха, больницах и т. п. При этом заявлений от граждан о снятии их с регистрационного учета не требуется.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в случаях: изменения гражданином места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления лица умершим решением суда; выселения лица из жилого помещения или признания его утратившим права пользования жилым помещением; обнаружения несоответствия действительности сведений или документов, которые послужили основанием для регистрации лица, а равно неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации лица.

Наиболее часто из вышеперечисленных причин встречается изменение гражданами места жительства. В этом случае граждане, желающие самостоятельно сняться с регистрационного учета по месту жительства, должны представить должностным лицам, ответственным за регистрацию, заявления произвольной формы от каждого лица, достигшего 14 лет, с указанием точного адреса, по которому они собираются выбывать, а также документы, удостоверяющие личность.

В паспортах граждан, снимающихся с регистрационного учета по месту жительства, производится соответствующая отметка. В случае, если гражданин был зарегистрирован по иному документу, удостоверяющему личность, такая отметка производится в свидетельстве о регистрации по месту жительства. При этом снятие военнообязанных лиц с регистрационного учета осуществляется после их снятия с воинского учета.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.