Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила назначения административных наказаний





Правила назначения административных наказаний установлены гл. 4 КоАП РФ. По общему правилу назначение административного наказания осуществляется в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. В случае назначения административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. За одно административное правонарушение административная ответственность может наступать только 1 раз.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, установлены ст. 4.2 КоАП РФ. К ним относятся:

—раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

—предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;



—совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

—совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Кроме того, орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установлен ст. 4.3 КоАП РФ. Ими признаются:

—продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

—повторное в течение одного года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;



—вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

—совершение административного правонарушения группой лиц;

—совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

—совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

В случае совершения нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое из них. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции.

Немаловажное значение имеет давность привлечения к административной ответственности. По общему правилу она составляет 2 месяца, а при нарушении законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе – один год со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения. Причем в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения указанные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.



Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окон-

чания исполнения постановления о назначении административного наказания.

В деле обеспечения обоснованного, целесообразного, справедливого привлечения нарушителей к административной ответственности и наложения административных наказаний важное значение имеет определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Их система разрозненна и неоднородна, а их конкретный перечень содержится в КоАП РФ (разд. 3).

Дисциплинарная ответственность по административному праву

Наряду с административной ответственностью нормы административного права определяют порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарную ответственность можно определить как применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим и некоторым другим категориям лиц в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы или установленной нормативными актами дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке.

Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими основными признаками:

—основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. противоправное деяние, которое влечет по действующему законодательству дисциплинарную ответственность;

—дисциплинарная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного дисциплинарного взыскания;

—взыскание за совершение лицом дисциплинарного проступка налагается на него непосредственным руководителем либо иным лицом, которому он подчинен по службе или работе.

К числу нормативных актов, которыми регулируется этот вид юридической ответственности, относятся: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации и некоторые другие акты [26, 84, 108, 170, 171].

Федеральные государственные служащие несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение

возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, а также за несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой. При этом дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность, например административная.

Видами дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных служащих, являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

При необходимости для выяснения всех обстоятельств, связанных с дисциплинарным проступком, может проводиться служебное расследование. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей. До применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Это является одной из гарантий обоснованности налагаемого взыскания. Отказ дать объяснение не препятствует наложению на служащего дисциплинарного взыскания.

Взыскания налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, в этот срок не засчитывается время болезни служащего или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение срока для наложения взыскания, считается день, когда соответствующему должностному лицу стало известно о совершении проступка. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении) руководителя, наложившего взыскание, и сообщается наказанному под расписку, отказ от которой не влияет на действенность объявленного взыскания. При необходимости приказ (распоряжение) о наложении взыскания может доводиться до сведения личного состава государственного органа, где служит привлекаемый к ответственности государственный служащий.

Дисциплинарное взыскание снимается автоматически, если в течение года со дня его применения государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Взыскание может быть снято и до истечения года, если служащий не допустит нового нарушения дисциплины и притом проявит себя как хороший, добросовестный работник.

При несогласии государственного служащего с наложенным на него дисциплинарным взысканием он может обжаловать нало-

жение по своему усмотрению в административном или судебном порядке.

Дисциплинарная ответственность различных категорий государственных служащих имеет определенные особенности. В первую очередь это касается милитаризованных служащих. Так, например, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность не только за нарушение воинской дисциплины, но и за большинство административных правонарушений.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом ВС РФ. Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

В Дисциплинарном уставе ВС РФ перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на различные категории военнослужащих: солдат и матросов, сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов; офицеров, высших офицеров. Так, например, на солдат и матросов могут налагаться следующие взыскания: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; назначение вне очереди в наряд на работу – до 5 нарядов и и т.д.

Дисциплинарный устав ВС РФ определяет дисциплинарную власть командиров (начальников) по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных им военнослужащих по их типовым должностям (командир роты, командир полка, командующий армией и т.д.). Причем дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. В случае отсутствия конкретных должностей командиров (начальников) в Дисциплинарном уставе они пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, полковник пользуется властью командира полка (корабля 1 ранга). Дисциплинарный устав ВС РФ определяет также порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Наряду с этим военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд.

Положением о службе в органах внутренних дел установлены особенности дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел. На них за нарушение служебной дисциплины могут налагаться следующие взыскания: замечание, выговор, стро-

гий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел. В учебных заведениях, кроме того, применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), отчисление из учебного заведения. Положением установлены также права начальников по наложению дисциплинарных взысканий.

Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции дано понятие служебной дисциплины в федеральных органах налоговой полиции, а также установлены виды дисциплинарных взысканий, применяемых за ее нарушение к сотрудникам: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снятие с должности; снижение в специальном звании на одну ступень; увольнение из налоговой полиции. Дисциплинарные взыскания налагаются и применяются в пределах прав, предоставленных начальникам директором Федеральной службы налоговой полиции РФ.

Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ определено понятие служебной дисциплины в таможенных органах, виды дисциплинарных взысканий, налагаемых за ее нарушение, и порядок их наложения. В соответствии с этими нормативными актами установлены следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.