Сделай Сам Свою Работу на 5

Мужество в экзистенциализме





Проблемами мужества, помогающего человеку преодоле­вать страхи, тревоги и беспокойства, в современной психоте­рапии занимается направление, связанное с экзистенциальной философией и психологией Американскими психологами Ирве Яломом и Ролло Мэем были выявлены четыре главные причи­ны, которые больше всего вызывают у каждого человека тре­вогу и беспокойство. Это — смерть, свобода, изоляция и бес­смысленность.

Страх смерти в этом списке — один из главных, который больше всего вызывает у человека беспокойство и тревогу. Он происходит из конфликта между желанием быть и между стра­хом небытия. Этот страх, в общем, понятен и естественен. Но в нынешнее время у жителей Больших Городов, шокированных террористическими актами и уличной преступностью, он начи­нает зашкаливать Постоянное напряжение сильно изнуряет и лишает жизнь радости. Надежда на то, что власть может что-то сделать, невелика Поэтому каждому приходится заботиться о себе самом. С одной стороны, это могут быть личные средства безопасности, вроде газового баллончика, с помощью которого можно избавиться от назойливого пьяницы или хулигана. Но это — защита от ситуативного страха. Экзистенциальный страх сидит в человеке гораздо глубже и единственное средство защи­ты от него — это принятие мысли о несовершенстве этого мира и о конечности своего существования.



Дети не знают страха смерти, потому что они имеют огром­ную веру, что с ними ничего такого плохого не может случить­ся. Ребенок наивно думает, что кто угодно можно умереть, но только не он, потому что «дети не умирают». Позиция взрос­лого в отношение к смерти — это принятие ее неизбежности, понимание ограниченности нашего существования и то, что все мы рано или поздно уйдем в Вечность.

Психологические исследования показывают, что меньше всего испытывают страх те, кто ближе всего к своей подлинной сущности, кто умеет быть самим собой, и, помня о временнос­ти своего существования, наполняют смыслом каждое мгновение проживаемой жизни. Хорошо об этом сказал Р. Киплинг в своем знаменитом стихотворении «Заповедь»:

Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной, И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других.



Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твое же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде, На карту все, что накопил с трудом, Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно все пусто, все сгорело, И только воля говорит: «Иди»!

Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и с друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновение, Часов и дней неуловимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

В экзистенциальной терапии более глубокое осознание пре­ходящего характера человеческого существования ведет к более глубокому осознанию жизни и ее ценности. Здесь можно привести аналогию с дыханием. Напомним, что в нем для того, чтобы больше и лучше усвоить кислород, надо для начала обо­гатить организм углекислым газом. Точно так же для повыше­ния ценности жизни, оказывается необходимым время от вре­мени размышлять и о смерти.

Для преодоления страха смерти в экзистенциальной психо­терапии используется несколько приемов.



Один из них связан с отказом от нерациональных спосо­бов психологической защиты, которые связаны с детской ве­рой в свою исключительность и вере в спасителя, который в последний момент придет на помощь На сознательном уровне многие люди понимают неизбежность смерти, но в глубине души они иррационально верят в собственное бессмертие и непри­косновенность. Вера в доброго спасителя формируется в дет­стве по прочтению добрых сказок, которые необходимы ре­бенку для формирования у него позитивного взгляда на жизнь и вере в справедливость. Но у взрослого такие способы защи­ты нерациональны, и они снимают необходимое чувство ответ­ственности за свою жизнь. Психотерапевт может помочь осво­бодиться от этой детской и наивной веры и научить клиента принимать неизбежность смерти на примере жизни и смерти других людей. Этому могут помочь размышления о том, что все мы начинаем стареть и двигаться к смерти со дня своего появления на свет. Дни рождения, встречи Нового года, ухуд­шение здоровья с возрастом, разводы и болезни, взросление детей и уход их из дома — все это вехи на жизненном пути, напоминающие о неизбежном ходе времени. Поэтому так до­рога в жизни ее каждая секунда. Она не должна проходить и проскакивать мимо просто так и тратиться бесцельно и без смысла. Осознание этого факта приводит к самодисциплине и необходимому самоограничению, что ведет к более глубокому и насыщенному проживанию жизни.

Многократные размышления и обсуждения проблем смер­ти, знакомство с классическими произведениями философии и искусства, посвященными этой трудной для осмысления теме, представление в воображении естественного финала своей жизни, написание некролога самому себе и другие аналогич­ные упражнения уменьшают чувствительность к страху смер­ти и ведут к философскому примирению с ним.

Огромная роль в преодолении страха смерти принадлежит мужеству, о котором хорошо сказал знаменитый протестантский богослов Пауль Тиллих: «Сам страх временности суще­ствования возможен благодаря тому, что он уравновешен му­жеством, утверждающим временность Без этого мужества че­ловек поддался бы уничтожающему характеру времени, он отказался бы от настоящего. Но человек утверждает момент настоящего, хотя аналитически он кажется нереальным, и за­щищает его от страха, который вызывает в нем мимолетность этого момента. Он утверждает настоящее через онтологичес­кое мужество, столь же изначальное, как и его страх времен­ности. Это мужество присуще всем существам, но изначально и осознанно оно присутствует только в человеке, который спо­собен предвидеть собственный конец. Следовательно, челове­ку нужно величайшее мужество, чтобы взять на себя свой страх. Человек самое мужественное из живых существ, пото­му что он должен одолеть глубочайший страх. Самое трудное для него — утверждать настоящее, потому что он способен представить себе будущее, которое ему еще не принадлежит, и прошлое, которое ему уже не принадлежит. Он должен защи­щать свое настоящее от видения бесконечного прошлого и бес­конечного будущего, ни одному из которых он не причастен. Человек не может избежать вопроса о предельном основании своего онтологического мужества... Космологический вопрос о Боге есть вопрос о том, что предельно делает возможным мужество, — мужество, приемлющее и преодолевающее страх категориальной конечности».

Чем больше страха смерти присутствует в сознании чело­века, тем меньше он оказывается удовлетворенным своей жиз­нью. Это означает, что он живет не подлинной своей жизнью и не проник в свою сущность. По мере нахождения смысла жиз­ни, проживанием ее с предельно полной включенностью, этот страх отходит на второй план.

Нижеследующие наставления великих философов свиде­тельствуют о важности размышлений о смерти:

Сократ: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а по­том, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!»

Аналогичным образом высказывался и Сенека: «Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти,

мужество и радость несмотря на состояние тела, силу, несмот­ря на бессилие. Хороший кормчий плывет и с изодранным па­русом, и даже когда снасти сорвет, он приспособит то, что ос­талось и плывет дальше.

Кто не хочет умирать, тот не хотел жить. Ибо жизнь дана нам под условием смерти и сама есть лишь путь к ней.

А это ведь великое дело, и долго надо ему учиться, — когда придет неизбежный срок, уйти со спокойной душой

Не презирай смерть, а прими как благо — ведь она нечто такое, чего желает природа».

Цицерон:

«Жизнь философа есть постоянное размышление о смер­ти, — каждому человеку надлежит смолоду приучаться без ужаса глядеть на свой последний час, иначе нет и не будет ему покоя. Так как несомненно, что все мы должны рано или по­здно умереть».

Монтень:

«Философствовать — значит учиться умирать».

Страх свободы связан с огромным количеством возмож­ных вариантов жизни, которые предлагают человеку совре­менные демократические общества. Многие и молодые люди, и взрослые оказываются не готовы пользоваться свободой, которая сегодня у них есть. Самое трудное здесь — это уме­ние принимать решения, нести за них ответственность и оста­ваться им верными. Поэтому некоторым людям бывает свой­ственно переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого — на своих родителей, или на своих учителей, или же на власть. Такое перекладывание ответственности чаще случается тогда, когда с ними случаются какие-либо непри­ятности. Когда клиент на приеме жалуется психотерапевту на свою жизнь, то он вправе задать ему вопрос типа: «Каков ваш собственный вклад в ту трудную ситуацию, которая сло­жилась в вашей жизни теперь?» Такой вопрос подводит чело­века к необходимости начать анализировать свою жизнь и принимать ответственность за свои решения и вытекающие из них поступки.

Если мы по своему неведению и недомыслию попадаем в трудную ситуацию, то сами и должны уметь из нее выкараб­киваться. Часто приходящие на психологическое консульти­рование клиенты чувствуют себя жертвами сложившихся об­стоятельств, которые они не в силах изменить.

Эльза завязала роман с женатым мужчиной, который не хотел покидать свою семью. Переоценив свои возможности и видя, что она не в силах изменить ситуацию, Эльза впала в глубокую депрессию.

Не так уж редки случаи, когда, например, клиент хочет уйти с опостылевшей работы, но говорит, что не может этого сде­лать. Возможности свободного проявления воли значительно увеличиваются, если психотерапевт научит своего клиента вместо слов «я не могу» говорить слова «я не хочу» Локус контроля в этом случае меняется с внешнего на внутренний. И одно дело — зависеть от кого-то другого, и другое дело — зависеть от своего собственного решения.

Еще одна проблема свободы — бремя ответственности за данные обещания и принятые ранее решения. Часто родители и близкие программируют наше поведение, и, чтобы их не огор­чать, мы принимаем решение пойти им навстречу, поступая так, как хочется не нам, а им. В этом случае мы начинаем про­живать не свою собственную жизнь, а чью-то чужую Свобода воли для того человеку и дана, чтобы жить своей жизнью — так, как подсказывает нам наша внутренняя природа. Да, мы можем ошибаться, но в случае ошибки нам некого винить, кро­ме самих себя.

Следующая проблема свободы — когда человек не знает, чего он хочет. В этом случае нет и цели, к которой надо было бы двигаться. Такое бывает в тех случаях, когда из-за разных текущих повседневных дел оказывается нарушен контакт с внутренним миром. Психотерапевты учат своих клиентов вхо­дить в контакт со своим бессознательным и каждый день, по много раз, утром и вечером, спрашивать у самих себя: «Что я хочу больше всего?», «Что мне надо делать сейчас в первую очередь?», «Без чего я не могу и не хочу жить?» Такие вопросы формируют гештальт, то есть ту потребность, которая лежит в области подсознания и при ее «всплытии» оттуда способна осу­ществлять дальнейшее развитие личности.

У многих людей свобода воли оказывается парализован­ной перед принятием решения о том, в каком направлении двигаться по жизни дальше. Такая растерянность бывает, к примеру, у женщин, которые, придя в магазин, в тревоге стоят перед витриной, не зная, какие туфли или платье им [выбрать — все они кажутся им прекрасными и все хочется надеть.

Драма выбора заключается в том, что принятое решение исключает альтернативу и возможность двигаться по иному жизненному пути. Несколько равно притягательных альтер­натив при отсутствии навыков принятия решения могут вверг­нуть человека в пучину сомнений и нерешительности. «А вдруг я никого не смогу найти после развода. Что же, мне придется оставаться одной?», «А что, если я не смогу устроиться на ра­боту по профилю. Что же, мне придется переучиваться?»

Нерешительность и сомнения связаны:

• или с ощущением недостатка ресурсов в виде способностей,

• или с недостаточной силой желания изменить свою жизнь,

• или с чрезмерным чувством вины перед близкими, которые много для данного клиента сделали,

• или со страхом перед неизвестностью.

Можно повысить свою уверенность и силу своего желания в процессе аутотренинга, постоянно говоря себе: «Я хочу, я могу, я это сделаю и я справлюсь», «Я преодолею», «Я хочу другой жизни», « У меня есть силы для того, чтобы добиться того, чего я хочу», «Если я хочу жить так, как я хочу, я должен измениться», «Я могу измениться и стать сильным». В любом случае клиенту необходимо войти в контакт со своим внутрен­ним Я и беспристрастно спросить себя «Какой жизни для себя я хочу на самом деле?»

Но надо знать, что идеальных выборов не бывает. За каж­дый выбор приходится платить какой-то потерей. Однажды Сократа спросили: «Что лучше — жениться или остаться холостяком?» Сократ, у которого было два не очень удач­ных брака, ответил: «Какое бы решение ни выбрать — же­ниться или остаться холостяком, все равно в нем будешь раскаиваться».

Страх изоляции связан с проблемами одиночества, от ко­торого страдают многие жители Большого Города, особенно те, кто переехал в него недавно. А таких сегодня в Больших Городах становится все больше и больше.

Переезд в Большой Город из маленьких городков и посел­ков связан с нарушением близких и доверительных межлично­стных отношений, которые новый горожанин имел прежде. Вновь прибывший часто воспринимает других как Оно, как некие неодушевленные предметы, с которыми следует обращаться как с инструментом для достижения своих целей. Но такое отношение к другому человеку, как к вещи, ведет к ощущению потерянности и к психологической изоляции. В этом случае не удовлетворяется потребность в единении с себе по­добными, отчего возникает чувство одиночества и покинутос­ти, несмотря на огромное количество людей вокруг.

Защита от тревоги, связанная с изоляцией, приобретает разные формы. На позитивном полюсе решение проблемы мо­жет быть связано с нахождением любви и созданием семьи, или с присоединением к группе единомышленников в спортив­ных увлечениях, или с нахождением себя с прихожанами в цер­кви. На негативном полюсе — беспорядочные половые связи, употребление алкоголя и наркотиков, вступление в преступ­ную группировку.

Решение проблемы таким образом будет достигнуто, когда отношения типа Я — Оно будут заменены на отношения типа Я Ты. Только в этих отношениях человек может чувство­вать себя человеком, потому что к нему относятся как к чело­веческому существу, когда к нему относятся не как к вещи, а как к неповторимому и уникальному созданию.

Для преодоления чувства изоляции психотерапевты на груп­повом тренинге учат своих клиентов навыкам общения и ана­лизируют их способы отношения к другим. Прагматическое отношение к другим как к «нужным людям», стремление про­сто использовать человека, а потом его забывать за ненужнос­тью — за такую тактику меркантильного поведения человек заплатит чувствами тревоги, беспокойства и одиночества. С другой стороны — проявление живого интереса к жизни дру­гого, бескорыстная помощь ему в его делах, встреча его с улыб­ками и с комплиментами, словами одобрения и признательнос­ти ломает ту стену, которая отделяет психологическое про­странство одного человека от психологического пространства Другого. Только тогда возникает система отношений Я — Ты, в которой нет одиночества и нет изоляции.

Беспокойства и тревоги, связанные с бессмысленностью существования, возникают у жителей Большого Города как ответ на бюрократизацию и регламентацию профессиональных отношений, в которых не остается места для самостоятельной свободной творческой деятельности. Стремление к власти или к социальному престижу, к приобретению материальных благ, подтверждающих социальный успех, все это, с точки зрения гештальттерапии Фрица Перлза, лишь социальные роли, и они не могут являться главными целями в жизни человека. Главными же могут быть только финальные цели. Под ними подра­зумевается личностный рост, развитие способностей, раскры­тие духовного потенциала своего Я, в котором только и может заключаться жизненный смысл. Обо всем этом — в последней главе книги.

Философия мужества

В восточной и античной философии мужество и стойкость приписывалось благородному мужу и мудрецу, которые в са­мые сложные минуты жизни остаются спокойными и рассуди­тельными, стойко переносящими выпадающие на его долю не­взгоды. Они наставляли своих последователей, что и в жизни, полной удач и успехов, и в жизни, полной потерь и страданий, надо всегда иметь при себе мужество и стойкость. Удача и сча­стье переменчивы. То, что сегодня радует и веселит, завтра может превратиться в прах. И к этому надо быть готовым все­гда, — так говорили стоики и буддисты о необходимости обла­дать умением противостоять суровым испытаниям жизни.

Вот полезные изречения восточных мыслителей, касающих­ся мужества.

Средневековый китайский философ Хун Цзычэн:

«Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой .тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мо­сту. В слове «мужество» заключен глубочайший смысл. Если на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе не хватает мужества, ты непременно застрянешь в какой-ни­будь заросшей бурьяном яме» (С. 59).

Следующие мысли древнеиндийских мудрецов могут по­мочь укрепить мужество и стойкость:

Без устали нести бремя, не бояться ни зноя, ни холода, все­гда быть довольным — трем этим достоинствам следует учить­ся у осла.

Того посещает богиня счастья, кто трудится, подобно льву. Лишь ничтожные говорят: «все от судьбы». Одолевай судьбу множественными делами, если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины.

Радуйся выпавшей тебе радости, переноси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждет урожая.

Расцвет и изобилие предвещают упадок и гибель. Семена новой жизни таятся в увядании и смерти. Благородный муж, наслаждаясь покоем, должен готовиться к заботам и лишениям, а терпя невзгоды, должен хранить стойкость и твердо ве­рить в то, что успех придет к нему» (Афоризмы старого Китая. М..1991.С.55).

В античные времена к философам-стоикам принадлежали Сенека, Демокрит, Марк Аврелий. На протяжении почти двух тысяч лет мысли этих философов помогали и помогают людям выстоять в труднейших жизненных обстоятельствах. Они, как показывает практика, могут помочь жителю Большого Города и сегодня.

Сенека:

«Мы не можем изменить мировых отношений, мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное доброде­тельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы.

Великие люди радуются невзгодам, как храбрые воины — битве.

Всегда в смятении душа, что тревожится за будущее, и до всех несчастий несчастен тот, кто заботится, чтобы все, чем он наслаждается, до конца осталось при нем. Ни на час не будет спокоен и в ожидании будущего потеряет нынешнее, чем бы мог наслаждаться. Ведь что жалеть о потерянной вещи, что бояться ее потерять — одно и то же.

В этой бурной, как море, жизни есть одна пристань: пре­зирать будущие превратности, стоять надежно и открыто, гру­дью встречая превратности судьбы, не прячась и не виляя.

Многое, что ночью представляется ужасным, день делает смехотворным.

Внешние преимущества не должны развращать и подчи­нять себе человека; последний должен преклоняться лишь перед своим духовным достоинством. Пусть он окажется ис­кусным строителем своей жизни, полагаясь на себя, и будучи готов одинаково встретить как улыбку судьбы, так и ее удар. Пусть его уверенность опирается на знание, а знание пусть отличается постоянством; однажды принятые им решения должны оставаться в силе, не допуская никаких поправок... Такой человек будет спокоен и совершенен».

Демокрит:

«Мужество делает ничтожными удары судьбы».

Марк Аврелий:

«Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется вол­на; он стоит, и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я! Такое со мной случилось! — Нет1 Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, насто­ящим не уязвлен, перед будущим не робею.. Так запомни на будущее — во всем, что наводит на тебя печаль, надо опирать­ся на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье.

Если обстоятельства как будто бы вынуждают тебя прийти в смятение, уйди поскорее в себя, не отступая от лада более, чем ты вынужден, потому что ты скорее овладеешь созвучием, постоянно возвращаясь к нему.

Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе само­достаточно, если действует справедливо и тем самым хранит тишину.

Искусство жить скорее похоже на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожи­данному, а не к известному заранее

Совершенство характера — это то, чтобы всякий день про­водить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притво­ряться.

Если тебя печалит что-нибудь внешнее, то не оно тебе до­саждает, а твое о нем суждение. Но стереть его от тебя же зависит.

Огурец горький — брось, колючки на дороге — уклонись, и все. Не приговаривай: и зачем это только явилось такое на свет? Потому что посмеется над тобой вникающий в природу человек, как посмеются плотник и скорняк, если осудишь их за то, что у них в мастерской видны стружки и обрезки изде­лий.

Не презирай смерть, а прими ее как благо — ведь она нечто такое, чего желает природа.

Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали, изумлялись; одного желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное гражданственный разум».

Гораций:

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».

Овидий:

«Стойко терпи, эта боль полезна некогда будет. Горечь не­редко несет силу усталым сердцам».

Томас Пейн:

«Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силу в горе и находить источник мужества в размышлении».

Томас Фуллер:

«Превратности судьбы — пробный камень для мужественного человека».

Бенджамин Франклин:

«Способный терпеть способен добиться всего, чего он хочет».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.