Сделай Сам Свою Работу на 5

В. Н. Мясищев и психология отношений





В. Н. МЯСИЩЕВ

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

ББК 88.5 М99

Печатается по решению Редакционно - издательского совета Московского психолого-социального института. Рецензент: Академик АПСН, доктор психологических наук, профессор А. А. Деркач

Автор вступительной статьи академик РАО и АПСН, доктор психологических наук, профессор А. А. Бодалев. Составитель В. А. Журавель

Мясищев В. Н.Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 368 с. ( Серия «Психологи отечества» ).

 

ISBN 5-89112-046-1 (Институт практической психологии) ISBN 5-89395-096-8 ( НПО «МОДЭК»)

ББК 88.5

В данную книгу избранных трудов видного' психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками отношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.



ISBN 5-89112-046-1 (Институт практической психологии) ISBN 5-89395-096-8 ( НПО «МОДЭК»)

© Издательство "Институт практической

психологии", 1998. ©НПО "МОДЭК", оформление, 1998.

 

Содержание

В. Н. Мясищев и психология отношений.......................................5

Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека....................15

Понятие личности в аспектах нормы и патологии.......................39

О соотношении биологического и социального в психике человека...68

Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии…..83

Теория отношений и принцип доминанты в психофизиологической деятельности человека....95

О связи проблем психологии отношения и психологии установки................. 106

Психические функции и отношения...........................................113

Проблема потребностей в системе психологии....................... 134

Социальная психология и психология отношений.................... 160

О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии................. 170



Личность и труд аномалийного ребенка................................... 172

Личность, отношения и реакции (Психологическое значение блокадного опыта).. 196

Личность и неврозы.................................................„...............201

Проблема отношений в психологии индивидуальных различий........208

Принципы и методы исследования характера...........................220

Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза).......................................258

Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи........285

Способности и потребности......................................................295

О связи склонностей и способностей.......................................316

Методы исследования способностей и одаренности...............330

Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений...........342

Личность и отношения человека (вместо заключения)..........347

ПРИЛОЖЕНИЕ (литературные источники).............................359

В. Н. Мясищев и психология отношений

Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья пере­ехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего учено­го. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразитель­ным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно поэтому выбор будущей профес­сии у В. Н. Мясшцева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психо­неврологическом институте он проявлял устойчивую склон­ность глубоко вникать в психологию больного и здорового че­ловека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясшцева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеа­лами гуманизма, добра, справедливости.



Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, меди­цинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировос­приятие В, Н. Мясищева формировалось под непосредствен­ным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С.П.Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мяси­щева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский, который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проница­тельного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с

А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отно­шений1, продолжалось до последних дней жизни видного уче­ного. Не случайным поэтому является тот факт, что после без­временной смерти своего талантливого ученика А. Ф. Лазурс-кого (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему уче­нику и единомьштленнику — молодому ученому В. Н, Мясище-ву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921). Работа над научным насле­дием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясище­вым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей

жизни.

Центральной научной проблемой, на многие годы привлек­шей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мя­сищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организ­ма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных ис­следованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первыхкрупных работ, явившихся результатом многолетне­го упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологи­ческом значении электрокожной характеристики человека. Ве­ликолепное методическое решение проблемы и высокий уро­вень теоретического обобщения полученных результатов по­зволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве док­торской диссертации «Электрокожные показатели нервно-пси­хического состояния у человека» (1944). Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что

1 См.: МясщцевВ.Н., Журавель В,А. На пути создания психологической теории

личности. (К 100-летию со дня рождения А.Ф. Лазурского)// Вопросы психо­логии. 1974.№2.С.32—42.

В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследова­ния тонких переживаний не только с точки зрения их количе­ственных, интенсивностных характеристик, но и оценки их каче­ства, т.е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мяси­щева — изучение системы отношений личности человека. Зна­чение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, ин­дивидуальности.

В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в совет­ской психологии принципиальных положений теории личнос­ти. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные от­ношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе яв­ляется наиболее специфической характеристикой личности, бо­лее специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывална то, что психологический смысл от­ношения состоит в том, что оно является одной из форм отра­жения человеком окружающей его действительности. Форми­рование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений обще­ства в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя форми­рованию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышле­ние, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психичес-

 

ких процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изме­няется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоян­но выполняет живущий человек, для формирования его как зна­тока своего дела, умельца-мастер а, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятель­ность — игра, учение, труд — для формирования основных пси­хических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее учас­тниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не проис­ходит постоянного «подкрепления» хода деятельности прово­цированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной по­зиции любил опираться на проверенные громадным практичес­ким опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить лич­ность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в которые оказывается включен­ной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, на­оборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности, кото­рую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности — ее потребности, интересы, склонности — являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает про­стор для проявления и развития его индивидуальности — ив предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производ­ственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие кол­лизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность — не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с оп­ределенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, со­циальным воздействиям изменяющееся формирование. Истин­ные отношения человека к действительности, не раз подчерки­вал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляют­ся в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношени­ями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимос­ти, которые связывают познание людьми друг друга, отноше­ния, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, от­дыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непрос­тыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляе­мую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оце­нивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева явля­ется его исследование во всей ее сложности проблемы характе­ра. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психи­ческого образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер — это устой­чивая в каждой личности система отношений к разным сторо­нам действительности, проявляющаяся в типичных для личное-

та способах, выражения этих отношений в ее повседневном по­ведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конк­ретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с дей­ствием политических, экономических, идеологических, обще­культурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, буднич­ного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как це­лостную систему индивидуальных избирательных, сознатель­ных связей личности с различными сторонами действительно­сти, В, Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громад­ное значение для проявления и развития способностей челове­ка — тех характеристик его индивидуальности, от которых за­висит успех при выполнении им многочисленных видов дея­тельности, участником которых он является — игры, учения, труда, направленного на создание новых технических уст­ройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, с его склон­ностями, с качествами, которые доминируют в его характере1.

Не умаляя роли природных задатков и других наследствен­но обусловленных качеств человека в том, чтобы его способно­сти «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значе­ние благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходя­щих для развития его способностей сенситивных периодов, со­здания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

О сущности вклада В. Н. Мясищева в освещение проблем характера и способностей см. в написанных им главах двухтомного труда «Психические особенности человека»,созданного им в сотрудничестве с А. Г. Ковалевым (первый том «Характер» вышел в свет в 1957 г., второй — «Способности» — в

1960г.).

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личнос­ти и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состоя­ниях этой личности изложены в монографии «Личность и не­врозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невро-психиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-пе­дагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспи­тательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отноше­ний».

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н. Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, яв­лялась проблема нормы и патологии. Нет необходимости гово­рить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения. Одна из са­мых больших сложностей в разрешении этой проблемы заклю­чается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каж­дом возрастном этапе. Наиболее остра проблема нормы и пато­логии в пограничных дисциплинах, к которым относится и ме­дицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоро­выми, но имеющими ту или иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую дея­тельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекаю­щие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замена-

ются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизирован­ных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева — сото­варища В. Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева — о том, что только уточненная, высокочувствительная психологи­ческая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Анань­ев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида са­мые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы — со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разраба­тывать методы сверхранней диагностики психических отклоне­ний.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психоди­агностика, внес очень заметный вклад. Помимо вышеуказан­ных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конк­ретных общепсихологических и медико-психологических об­следований.

В конце 50-х — начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из пер­вых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы ис­пользование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. Н. Мясищева к экспериментально-психологическому иссле­дованию строилось с учетом понимания имеющихся возмож-

ностей и ограничений применения различных методов, особен­но тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом — о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения мето­дов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспери­ментально-психологическое обследование личности проводи­лось людьми, не имеющими глубокой теоретической профес­сиональной подготовки по психологии, а интерпретация резуль­татов осуществлялась специалистами, не владеющими научны­ми знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности. Наибольшее же значение, приори­тет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнести­ческого и социально-клинического исследования, а также уме­лому применению метода наблюдения за поведением этой лич­ности. Он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое своеоб­разие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся ин­терес не вообще к человечеству, а к каждому конкретному че­ловеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бы­тие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глаза­ми этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А так как В. Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практи­ка, постоянно удивительно успешно помогал всем обращав­шимся к нему со своими сокровенными проблемами людям — больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семей­ных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытыва­ющим травмирующие их трудности в общении, не верящим в свои способности молодым и старым профессионалам и про-

сто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно. При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличнос­тного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искрен­нюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мо­тивы, которые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действи­тельность и себя в ней, вызывают непоследовательность в по­ведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследова­тельский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через свои лекционные курсы вступаю­щую в большую науку молодежь с закономерностями и меха­низмами формирования и развития таких сложных психичес­ких образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны — одно из условий гармонизации взаимоотно­шений между людьми, снижения конфликтности и напряжен­ности при их взаимодействии, но и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на мес­те, а все более эффективно проникала в еще не познанные глу­бины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 ок­тября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочислен­ные ученики и последователи из созданной им научной школы.

А. А. Бодалев

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.