Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие строительной техники и архитектура XIX века





Первоначально основным материалом, используемым при изготовлении кранов, было дерево, замена дерева сталью начинается лишь в XIX веке. В XVIII - XIX веках происходит отказ от использования мускульной силы в пользу гидравлических и паровых кранов, хотя последние в начале не получили широкого распространения ввиду несовершенства конструкции, а в конце XIX века, когда паровые установки обладали достаточной надежностью для их промышленного использования, их начали вытеснять электрические приводы. Так же в конструкциях кранов начинает использоваться двигатель внутреннего сгорания - в основном в передвижных кранах. С развитием жилищного и промышленного строительства возрастала потребность в изготовлении высотных строительных кранов. В 1905 г. были впервые созданы свободно стоящие поворотные краны, в 1908 г. – передвижные башенные краны с изменением вылета. В 1914 г. был создан башенный кран с подъемной стрелой, являющийся прообразом современных крановых конструкций. Во второй половине девятнадцатого века масштабное строительство железных дорог и каналов потребовало перемещения все больших масс земли, которое уже не могло быть осуществлено с помощью ручного труда землекопов. Это привело к активному развитию разнообразных землеройных машин. XIX век - время революционных изменений во многих областях жизни. Англия демонстрировала свое превосходство, энергично способствуя развитию архитектуры и искусства, поэтому история архитектуры довольно сложная. В сущности, мы уже не говорим, как говорили ранее, о каком-то стиле, который является основным и дает название всей эпохе (эпоха классицизма, эпоха готики и т.п.). Английскую архитектуру XIX века скорее представляется логичным делить на три категории, или направления, которые существовали одновременно: - архитектура Регентства - 1800-1830, прямое продолжение георгианских традиций предыдущего века; - архитектура романтизма - примерно в то же время, направление на возрождение разных предшествовавших стилей; - "индустриальная" архитектура - через весь XIX век и в XX.



~ ЭПОХА РЕГЕНТСТВА ~ По сути дела, в рамках этого направления нельзя сказать, что новый век принес какие-то новые веяния в архитектуру. Дома среднего класса продолжали традиции классицизма прошлого века, и даже века Джонса и Рена. Само деление на классицизм XVIII и XIX века достаточно условно - некоторые из зданий, о которых мы сейчас будем говорить, были построены еще в предыдущем веке. Однако нас интересуют не точные вреемнные границы, а развитие стиля, а именно в XIX веке настпуает расцвет классицизма и его закрепление в качетсве, вероятно, главенствующего стиля в строительстве. Под влиянием архитектурных находок лорда Элгина и других археологов-любителей, любовь к античным и египетским мотивам, которую мы видели еще на предыдущих лекциях в работе братьев Адам, выросла еще больше. Повсеместно распространяются такие элементы декора, как каменная резьба, рельефы, воспроизведенные в гипсе колонны и драпировки и т.п. Одним из самых знаменитых архитекторов того времени был Джон Нэш (1752-1835). По поручению принца-регента, он перестраивает один из центральных районов Лондона и создает элегантный квартал резиденций - Риджентс-парк. Принцип строительства тот же, что и в Бате: строгие линии улиц, амфитеатры и т.п.; в самих домах широко применяется ордерная система, лепнина и т.п. Дома светлые и нарядные. Еще один известный архитектор - Генри Холланд. Например, он спроектировал здание Королевского театра Друри-Лейн (1794), который, к сожалению, в 1809 г. сгорел. Еще одно знаментиое здание эпохи классицизма - Эпсли-хаус в Лондоне. Это здание подверглось влиянию даже нескольких волн классицизма. Оригинальное здание работы Роберта Адама, возведенное в 1770-е гг., в 1818-19 гг. перестроили для герцога Веллингтона, облицевав кирпич желтым камнем из Бата (арх-р Уайетт). Дань классицизму отдал и Роберт Смерк, построивший здание Британского музея. Здание имеет форму ионического храма, что, конечно же, свидетельствует о роли греческой культуры и искусств в развитии человечества. Например, именно в этот музей поместили находки Элджина (по поводу них, надо отметить, сегодня идет долгий и пока безрезультатный спор между Соединенным Королевством и Грецией, которая настаивает на их реституции). Музей, таким образом, становится храмом искусств. Менее масштабные здания также продолжают георгианские мотивы. Отличительная черта многих построек того времени - большие окна и сложное плетение ажурных металлических решеток, похожих на пагоды. Часто можно встретить простые, почти не декорированные стены и низкие крыши, что делало дома похожими на средиземноморские - иногда это впечатление дополнялось еще и крашенными на итальянский манер ставнями.





~ РОМАНТИЗМ ~ Поначалу, как мы уже говорили, сентиментализм и выросший из него и в противовес ему романтизм находили вдохновение в сельской красоте, средневековых традициях и всяческих экзотических влияниях. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т.п. В самих усадьбах часто можно было найти "готическую библиотеку" или "китайскую столовую". Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне. Построил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). При первом же взгляде становится понятно, что Нэш хотел поселить принца в какой-то восточной сказке: дворец словно сошел со страниц "Тысячи и одной ночи". Здесь и минареты, и купола, и тонкая резьба. При этом внутри самого павильона - очень скромное название для такого впечатляющего сооружения, не правда ли? - архитектор не стал ограничиваться только "ориентальным" стилем: перед нами комната, которая сочетает индийские мотивы (колонны в виде пальм) с китайскими (желтый цвет, подсвечники с драконами). Очевидно, что Нэш и не стремился к последовательной и корректной стилизации: он хотел создать некую фантазию, "замок в облаках", где регент смог бы отдохнуть от государственных дел. Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые. Стилевое единство ушло в прошлое - началась т.н. "битва стилей". Теперь архитектор решал две задачи: одно дело - удачная планировка и удобство, и совем другое - в каком стиле все это оформить. Начинается масштабное "возрождение" стилей, появляется очень много вторичных стилей с приставкой "нео-". Наверное, самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Без сомнения, самое известное его воплощение - это новое здание Парламента в Лондоне. Авторами проекта были архитекторы сэр Чарлз Бэрри и ОгастесПьюджин, а возводилось здание с 1836 по 1865 гг. Интересно, что когда старое здание сгорело в 1834 г., комитет экспертов сразу предложил строить новое либо в тюдоровском, либо в перпендикулярном стиле, т.е. выбирать нужно было между двух чисто английских стилевых решений. Конечно, это решение было принято не случайно: самим обликом Парламента нужно было подчеркнуть уникальность британской нации. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. С точки зрения конструкции в здании Парламента средневекового мало; роль стиля в данном случае - передать нравственное, религиозное, национальное значение здания. ОгастесПьюджин (1812-52) считал Средние века духовным и эстетическим идеалом - в отличие от бездуховной современности. Он последовательно утверждал в своих работах неоготический стиль, и написал книгу, "Контрасты", где на примерах показывал, насколько готика прекраснее, чем "языческий" и однообразный классицизм, и уж тем более насколько она превосходит ужасную индустриальную архитектуру, которая делает осью английского пейзажа не шпиль средневековой церкви, а фабричную трубу. Помимо здания Парламента, он создал еще несколько строений и интерьеров, по большей части церквей. Средневековье для него - это яркие краски, интересные формы, тонкая резьба по дереву, позолота, витражи. Он работал и как дизайнер, например, создавал ткани, изразцы и даже посуду. К сожалению, в конце жизни он внезапно сошел с ума - не оттого ли, что изо всех сил не хотел мириться с окружавшей его реальностью? Тем не менее, его взгляды и работы имели огромное влияние - неоготика стала очень популярна. В этом стиле по всей стране строят церкви и жилые дома, городские ратуши и театры. В 1870-е гг. - в каком-то смысле в противовес таким чересчур вычурным стилям, а в каком-то смысле и вырастая из них, из их стремления убежать от современности, возникает движение "эстетизма". В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Архитекторы этого направления любили красный кирпич и черепицу, темный дуб, достаточно простые интерьеры. Снова попытка достичь гармонии вокруг человека, а через это и у него в душе. В таком стиле построены первые "садовые пригороды" Лондона (такие как Бедфорд-парк) и других больших городов, в противовес фабричным районам. На самом деле, на протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. Очень мало кто из них приветствовал индустриализацию Британии, и было почему: в центрах индустрии и в районах бедняков жизнь становилась все хуже. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария. Поэтому неудивительно, что многие художники, архитекторы, писатели как могли осуждали индустриализацию и воспевали "добрую старую Англию", такую, какой она была раньше.

Уходящую идиллическую красоту призывал запечталеть Джон Раскин, духовный отец Братства прерафаэлитов; собственными силами пытались противостоять ей Уильям Моррис и тот же Пьюджин; а салонные художники, вроде Альма-Тадемы или Лейтона, вообще предпочитали убегать от некрасивой реальности в грезы о прекрасной, неомраченной клубами угольного дыма античности. Только в начале ХХ века художники, такие как Уиндем Льюис, вдруг открыли для себя новую красоту турбин, машин и портовых кранов.

~ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ~ Однако уже и в XIX веке были те, для кого индустриализация стала не помехой, а толчком к творческому росту. Естественно, фабричная архитектура появилась одновременно с появлением фабрик, но нас интересует тот период, когда повляются известные строения и имена. Вероятно, самой знаменитой постройкой индустриального направления можно считать т.н. Хрустальный дворец - колоссальный павильон, построенный в Гайд-парке в 1861 г. для Всемирной выставки. Строивший его мастер Пэкстон, собственно, не был архитектором - он был садовником и использовал при возведении Хрустального дворца опыт строительства теплиц. Выставка 1861 года была очень заметным событием, призванным продемонстрировать главенствующее положение Британии в мире. Открывала выставку сама королева Виктория, и надо думать, что павильон просто поражал воображение. Он был огромен (т.к. среди экспонатов выставки были и станки, и даже целые поезда), внутри спокойно помещались деревья и даже был настоящий фонтан. Это чудо инженерной мысли не разобрали после выставки: его передвигали и достраивали, и вероятно, павильон стоял бы и до сей поры, если бы не сгорел в 1936 г. В подобном стиле построен и Пальмовый павильон в ботаническом саду Кью-Гарденз, работы архитектора Бертона. В то время получили большое распространение и маленькие сооружения такого рода - зимние сады или оранжереи в домах. Особенной популярностью почему-то пользовались именно пальмы. Широкое распространение новых строительных материалов, а именно металла и стекла, сделало строительство такого рода сооружений простым и достаточно быстрым. Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Очень типичен вокзал Сент-Пэнкрес в Лондоне. Снаружи это чистейшая неоготика, со шпилями, ланцетовидными окнами и пр., но за этим романтическим фасадом скрываются стальные ребра дебаркадера. Именно в это время становтсяизвестными имена не архитекторов, а инженеров. Особенно знамениты двое: Томас Телфорд и ИзамбардКингдомБрунел. Они работали очень много, но если рассматривать их работу с точки зрения прикладного искусства, то вершиной ее явилось, несомненно, строительство мостов, которые не только имеют предельно практический характер, но и поражают своим изяществом и порой - смелостью замысла.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.