Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития отечественного образования





 

Вся история развития отечественного образования может быть представ­лена тремя периодами:

I период — с X в. до XVIII в. — церковно-религиозная педагогика.

II период — с XVIII в. до второй половины XIX в. — государственная педагогика.

III период — со второй половины XIX в. до 1917 г. — общественная педагогика.

Церковная педагогика характеризуется преобладанием церкви и ее мировоззрения в народном образовании.

Период государственной педагогики отличается тем, что дело народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь. Образо­вание теперь должно было служить государственным интересам, готовить просвещенных людей для государственной службы, быть практичным, профессиональным, а для этого сословным /Образование не должно выво­дить учащихся из тех сословий, к которым они принадлежат по рожде­нию, но и не должно оставлять население вовсе без образования. Самое лучшее — давать образование в меру, каждому сословию — свой тип об­разования, свою школу, которая и будет готовить его к будущей деятель­ности. Государственность, профессиональность и сословность — вот самые характерные черты образования в этом периоде. Нуждаясь в обра­зованных людях, государство сначала покровительствовало образованию, но, как только увидело, что оно грозит существующему политическому и социальному укладу жизни, стало сдерживать его.



Период общественной педагогики. Несмотря на то, что государство имело сильное влияние на судьбу образования, общественность в лице земств, общественных организаций, отдельных деятелей просвещения внесла значительную лепту в развитие образования. Она выдвигала требования дать образование всему народу, обеспечить подрастающие поколе­ния общечеловеческим развитием, сочетая его с национальными форма­ми жизни. А для этого недостаточно открыть школы, необходима наука педагогика, педагогическая литература, собрания, общества, съезды педа­гогов. Все это создавало не правительство, а общество.

Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на вос­питательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Во второй половине I тысячелетия н. э. завершилось расселение славян и их разделение на три группы: запад­ную, восточную и южную.



Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовнойкультуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том,что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколькосуществует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместес тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокойдревности, что она исторически предшествовала научной педагогике ивлияла на её ранние формы. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагоговпрошлого и настоящего. Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, онанаряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями,сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги, теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектомвоспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании сэмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядронародной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, чтопедагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональнойпедагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило визвестной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневныйпедагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этихусловиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее,разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.

 



ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ

           
 
   
   
 
 

 


 

Толстой Л.Н. Бунаков Н.Ф. Корф Н.А.

 

Пирогов Н.И.

 

Ушинский К.Д.

 

 

Рачинский С.А.

 

 

Новиков Н.И.

 

Портрет и краткая биография Деятельность педагога
Толстой Лев Николаевич, граф (1828—1910) — писатель, мыслитель, педагог. Отец Толстого — граф Николай Ильич Толстой (1794—1837), участник Отечественной войны 1812; мать — Мария Николаевна (1790—1830), урожденная Волконская. Толстой получил домашнее образование.   В первый период педагогической деятельности (1859—1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», он жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. Второй период педагогической деятельности Толстого (1870—1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1—4, 1872) — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. — 1910) был связан с разработкой религиозно- нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей. Им была создана Яснополянская школа, открытая в 1959 г и в основу ее работы легло мнение о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Он связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека.
Ушинский Константин Дмитриевич [1824–1870], русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института. В 1862–67 жил за границей, изучая постановку школьного дела.   В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности У. предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. Воспитание У. рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях В понимании У. нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании У. отводил одно из гл. мест патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности У. свободна от славянофильской национальной ограниченности. У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
Бунаков Николай Федорович [1837, Вологда, —1904, Петербург], русский педагог, последователь К. Д. Ушинского, теоретик и практик начального обучения, методист и автор учебников и учебных пособий по русскому языку Б. отстаивал идею всеобщего обязательного и бесплатного обучения, требовал повышения общеобразовательного уровня народной школы и приближения её к потребностям жизни. В открытой им в Воронеже начальной школе Б. проводил большую методическую работу. Школа, по Бунакову, должна удовлетворять ин­тересы и потребности народных масс. Исходя из этого, он определил со­держание обучения и воспитания детей в Петинской народной школе, считая ее главной задачей подготовку детей не для экзамена, а для жизни. Бунаков не разделял мнения о необходимости резкой грани между воспитанием дворян и других «барствующих» классов, с одной стороны, и воспитанием детей народа — с другой.По его мнению, совершенно несправедливо выделять барскую школу, придавая ей общеобразователь­ный характер. Народная школа не должна ограничивать содержание обу­чения тем, что необходимо только для исправного исполнения черновой работы без всяких рассуждений, не поднимая в учениках человеческого достоинства, не возбуждая в их умах никаких вопросов, никакого крити­ческого отношения к окружающей жизни. Бунаков выступал противпопыток ограничить образование народа грамотой и начальным счетом.Настаивая на значительном расширении учебного курса народной школы, он считал необходимым сообщать крес­тьянским детям ^разносторонние знания о природе, о животном мире, в особенности знания по истории и географии... Значительную роль в нравственном воспитании детей Бунаков отводил внеклассным и внешкольным делам. Многолетняя работа Н.Ф. Бунакова по обучению и воспитанию крестьянских детей была частью его разносторонней просветительской деятельности среди народа. Школа давала детям прочные и основательные знания.
Сергей Александрович Рачинский (1833—1902) родился 14 мая в селе Татево, Вельского уезда, Смоленской губернии в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагоги­ческая деятельность Отец Александр Антонович, майор в отставке, во время службы в Пе­тербурге был дружен с А.А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Мать Варвара Абрамовна знала несколько иностранных языков, она привила детям любовь к поэзии и музыки, воспитала порядочными и нравственными людьми. С.А. Рачинский стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе про­свещения он был новичком. Его обуревали сомнения, однако он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе Рачинский построил новое здание школы с общежитием, с комнатами для учителей, обустроил в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспита­тельного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расши­рение программ В школе с общежитием усиливалось воспитательное влияние школ, стал возможен индивидуальный подход в воспитании и обучении учет ков. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович считал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсутствие гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал детей, учителей, родителей-крестьян и пример высоконравственной личности С.А. Рачинского. Исходя из своего понимания духовных и практических потребностей крестьянства, Рачинский создал особый тип русской и национальной школы. По его убеждению, народ с его религиозно-просветительским началом нуждается, прежде всего, в нравственном воспитании, а это открывает возможности для полноценного духовного бытия. Задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма.
Новиков Николай Иванович [1744,родовое имение Тихвинское-Авдотьино - 1818, там же], русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. В 1755—60 учился в дворянской гимназии при Московском университете. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. Он стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания. Цель воспитания, по Новикову, — формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на принесение пользы Отечеству и своим согражданам. Новиков настаивал на широком и разностороннем умственном образовании. Он исследовал проблему человека и его нравственного формирования; считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает через преодоление невежества и полноценное образование. Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству, была центральной в воспитательной программе Новикова. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности. Новиков критиковал традиционное дворянское воспитание: домашнее воспитание, обучение и воспитание за границей, воспитание в закрытых сословных учреждениях, оторванное от реальной жизни, — это не воспитание. Свою педагогическую позицию Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей». Воспитание, с его точки зрения, включает три части: 1. Физическое — достижение телесного здоровья; 2. Нравственное, без которого человек не может быть счастлив, не может быть гражданином; 3. Образование разума, необходимое для выполнения своих обязанностей. Важную роль Новиков отводил семейному воспитанию.
Корф Николай Александрович [1834, Харьков, —1883, там же], барон, русский педагог и методист, деятель в области народного образования. В 1854 окончил петербургский Александровский лицей и некоторое время служил в министерстве юстиции, но вскоре оставил службу. С прихо­дом Корфа стали строиться светлые, просторные школы, рассчитанные на определенное количество учеников, оснащенные всем необходимым для обучения. Ведь физическое здоровье детей, по словам Корфа, это одно из условий «того, чтобы состоялась толковая школа в селе». Им были спро­ектированы помещения школы, школьная мебель. Школьные здания стали строиться специально и по особому проекту. В каждой школе были комнаты для младших и старших школьников, соединенные стеклянной дверью, места для посетителей Занятия в школе длились б часов с 2-часовым перерывом на обед. Совершенно преобразилась и внутренняя жизнь школы, ее стали от­личать организованность и продуманность. На уроках использовались наглядные пособия, которые делала специально организованная мастерская, и книги: Ушинского «Родное слово», и Корфа «Наш друг» Корф придавал большое значение учителю. Это объяснялось двумя причинами 1. Именно в начальной школе закладывается в ученике фундамент че­ловеческой личности, от которого зависит дальнейшая судьба человека. 2. Сделать это должен учитель один, совмещая в своем лице роль соб­ственно учителя, а также воспитателя в широком смысле этого слова. Учи­телю нужно заниматься не только учебно-воспитательной работой в школе, но вести и культурно-просветительскую, так как она повышает культуру населения и содействует росту авторитета учителя. В отношениях с детьми у учителей земских школ не было особых кон­фликтов. Вся работа строилась на добром взаимопонимании. Корфом был разработан ряд дидактических правил, выполнение которых, по его мне­нию, необходимо для результатов работы: — не требовать от учащихся заучивания того, что им непонятно, но добиваться прочного запоминания того, что ими хорошо осмысленно; — обеспечивать доступность в обучении, брать такой материал и столько, какой и сколько могут осмыслить дети в течение урока, излагать его просто и ясно; — предоставлять детям возможность самостоятельного обдумывания; — не оставлять без помощи при встретившихся затруднениях; — в обучении идти вперед, опираясь на достигнутое; — большую роль играет наглядность.
Пирогов Николай Иванович [1810, Москва, —1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], русский учёный, врач, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Российской АН (1847). Родился в семье мелкого служащего. В 1828 окончил медицинский факультет Московского университета, затем готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском (ныне Тартуском) университете; в 1836—40 профессор теоретической и практической хирургии этого университета. В 1841—56 профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и руководитель института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии. Как педагог Пирогов вёл борьбу с сословными предрассудками в области воспитания и образования, выступал за так называемую автономию университетов, за повышение их роли в распространении знаний среди народа. Стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ в Киеве. Педагогическая деятельность П. в области просвещения и его педагогические сочинения высоко оценивали русские революционные демократы и учёные А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. Д. Ушинский. «Настало время, — пишет Пирогов, — когда мы все ясно сознаем, что главною порукою за будущее благосостояние нашего общества, и мало того, — главною его основою, — должно служить воспитание наших детей и даже отчасти перевоспитание нас самих. Я скажу … что истина не стареется, что жизнь без сознательных идеальных стремлений печальна, бесцветна и бесплодна. В деле воспитания главное — намерение и убеждение; они зависят от воспитателей; успех — от Бога». Н. И. Пирогов был глубоко верующим человеком и признавал необходимость воспитания в духе Православной веры.  

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.