Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ





Зарождение русской педагогики принято относить к периоду Киевской Руси — первого государства восточных славян (IX—XI вв.), когда и начала складываться национальная система воспитания. На протяжении многих веков она обогащалась опытом, в ней появились теоретические обоснова­ния, веками происходило становление народной педагогики.

Важность и необходимость учета в педагогической практике сложив­шейся национальной системы воспитания детей были обоснованы в XIX — начале XX в. выдающимися отечественными философами и педаго­гами; они же сформулировали и принцип народности.

Под народностью в воспитании понимается:

— каждый народ имеет свой идеал человека и стремится воспроизвес­ти его в отдельных личностях;

— каждый народ имеет свою особенную систему воспитания, по­средством которой и стремится достичь своего идеала;

— система воспитания «произрастает» из глубины веков и вырабаты­вается самим народом;

— самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа;

— всеобщего, единого для всех стандарта воспитания не существу­ет;

— имеются и общие для всех народов педагогические идеи, напри­мер идея общественного воспитания, некоторые общие организацион­ные и дидактические средства, но и их воплощение имеет националь­ную окраску.



С этих позиций рассмотрим некоторые теоретические обоснования идеи национального характера воспитания.

Как замечает Н. Бердяев, человек рождается и входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвле­ченный человек, как русский, француз, немец. Каждый представитель человечества несет в себе черты индивидуально-национальные, поэтому тщетно пытаться созидать культуру и воспитывать детей на неком аб­страктном, лишенном конкретного смысла содержании, выдаваемом за общечеловеческий. Желая единения народов, нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных культур.

Ребенок при рождении сразу входит в этническое поле матери, уста­новив с нею связь своим первым криком. Темперамент, способности и возможности ребенка, характерные для этноса, т.е. генный код, проявля­ются даже при смене этнической среды. Стереотипы поведения ребенка формируются в первые годы его жизни в определенной национальной среде.



Как невозможно найти на земле две совершенно одинаковые семьи, так же нет и одинаковых во всем народов и идеалов воспитания. Идеал этот соответствует характеру каждого народа, определяется его общест­венной жизнью, изменяется вместе с его развитием. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву».

Воспитание изменялось, развиваясь с течением времени, но сохраняло при этом самобытные черты. Поэтому, рассматривая характер воспитания народа в определенный исторический период, не следует упускать из виду его основную канву, остающуюся осевой для всех времен, проложенную самим народом и отражающую его особенности.

Возвращаясь к сущностным определениям понятия «этнос», можно заметить, что в нем содержатся элементы, отражающие специфику куль­туры. Имеется множество толкований этого термина; из них в данном контексте представляется наиболее уместным следующее: «культура» — это то, что не есть «природа», а то, что создано людьми. Она предстает в виде технических изделий, шедевров искусства, научных открытий, мифов о прошлом, воспитании подрастающих поколений, образовании молоде­жи, способах приготовления пищи, видах одежды и многом другом1. При этом невозможно найти двух разных этносов с одинаковыми культурами; но и в рамках одного и того же этноса живут различные субэтносы. Так, русские — это и поморы, проживающие на Севере, и кержаки — старо­обрядцы Сибири, и камчадалы — русские на Камчатке. Татары как этнос включают субэтносы казанские, в Среднем Поволжье и Приуралье, кряшены, мешаре — на верхней Волге и др.; в их культурах есть много раз­личий: строительство и украшение жилищ, диалекты, виды одежды. Но сущностные характеристики объединяют их в один этнос.



Этнические культуры, возникшие еще во времена племенной изоли­рованности и замкнутости, вели к формированию генотипа.

Однако этническая культура не есть нечто, данное раз и навсегда; она многолика, динамична, изменчива, в процессе своего развития впитывает в себя новые реалии, подвергается влиянию других культур. Россия была и остается полиэтничной страной, она является родиной более 130 этно­сов. Многообразная взаимосвязь различных народов, веками живших рядом в едином природном пространстве (как, например, в Волжско-Уральском регионе), приводила к взаимовлиянию культур, но при этом сохранялись традиционные комплексы этнокультур.

Различие этнокультур не отрицает и черты, свойственные всем народам. Хорошо известно, что повсюду на земле существует совместный труд, танцы, музыка, этикет, религиозные обряды и другие культурные универсалии, но формы их проявления различны у людей в разных культурах, так как куль­турно-специфические элементы уникальны в разных культурах.

При таком понимании культуры возникает вопрос об ее общечелове­ческих ценностях. Несмотря на то, что все творческое носит на себе пе­чать национального, существуют реалии, воспринимаемые представителя­ми разных народов как родные. Гений возводит национальное во всемирное, и вершины его творчества становятся общечеловеческими. Все великие национальные культуры всечеловечны; в то же время не существует нивелированной, лишенной национального содержания цивили­зации.

Как происходит ретрансляция этнической культуры через века? Сред­ствами такой передачи культуры от одного поколения к другому, осущест­вления исторической преемственности служат наследование (передача генного кода личности) и воспитание.

При изучении этноса значимой является проблема национального ха­рактера, под которым часто понимают совокупность особых психологи­ческих черт, ставших общими для определенного этноса. Национальный характер выражается:

— в традиционных привычках и поведении;

— в эмоциональном восприятии среды;

— в ценностных ориентациях;

— в потребностях и вкусах, что в свою очередь отражается в нацио­нальных особенностях культуры.

Вычленить отличительные черты, присущие какому-то одному народу, абсолютизировать их невозможно. Одно и то же качество может быть присущим разным народам: терпеливость характеризует и русских, и ки­тайцев; вспыльчивость — различные южные народы; эмоциональная сдер­жанность присуща и финнам, и эстонцам, и русским и т.д.

Одну из важнейших составляющих нравственного воспитания подме­тил Н. Бердяев. Православие, которое во многом определило нравственное воспитание, отличалось огромной нравственной снисходительностью; человеку предъявлялось прежде всего требование смирения, предполагаю­щее отказ от гордыни, самопревознесения. В награду за добродетель сми­рения ему разрешалось даже такое: «Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться».

При этим не следовало задаваться высокой целью приближения к идеалу святости, она удел немногих: слишком героический путь личности православие объявляло гордыней, попыткой стать человекобожеством. Поэтому, не задаваясь высокими целями, человек поклонялся святым и святости, полагаясь на заступничество святых. Он должен был жить в своем коллективе, следовать устоявшемуся укладу жизни, воспитываться в духе своего сословия, своей традиционной профессии.

Это приводило к тому, как отмечает Н. Бердяев, что русский человек больше полагался на Бога, на социальную среду, а не на собственную от­ветственность и активность, искал спасения у святых, их посредничества. В то же время «в русском душевном типе есть огромное преимущество перед типом европейским. Европейский буржуа наживается и обогаща­ется с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогаща­ясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает бур­жуазные добродетели».

Идея Святой Руси имела глубокие корни, но она заключала в себе большую опасность, так как расслабляла нравственную энергию, препят­ствовала развитию ответственности, активности, раскрытию своей челове­ческой индивидуальности. Русская доброта часто бывала бесхарактернос­тью, слабоволием, болезнью страдания.

В основу формирования русской души легли два противоположных начала: «природная, языческая стихия и аскетически монашеское право­славие», Именно в этом видит Н. Бердяев причину совмещения в русском народе двух противоположностей: деспотизма — анархизма; жестокости, склонности к насилию — доброты, человечности; смирения — наглости; рабства — бунта и т.п.

Эта оценка особенностей православного воспитания помогает увидеть истоки некоторых ментальных черт личности русского человека.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.