Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе.





Понятие науки многогранно:

1. Наука выступает как деятельность по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

2. Наука – это не только деятельность, но и ее результат, т.е. наука – это система знаний, в совокупности дающих научную картину мира. Наука дает знание, организованное в строгую теоретическую систему, опирающуюся на научный метод. Цели науки – описание, объяснение и предсказание.

3. Наука выступает также и как социальный институт. Т.е. ученые, научные работники – это определенная социальная профессиональная группа. А сфера научной деятельности должна быть организована, должна финансироваться, управляться.

Наука как соц. институт - общ-во занятых науч. дея-стью людей, организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время. Внешне это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее- в исследоват.лаборатории и НИИ, подобно тому, как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа, юристы, финансисты и др., все, кто занят профессион. дея-тью. Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел. Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.



Важной проблемой развития совр.науки является соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти. К числу исторически сложившихся осн.норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я; запрет на плагиат; бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы); организованный скептицизм (отказ от прежних ошибочных рез-тов); равноправие всех членов науч.сообщ-ва в обязанности исполнять данные и ряд др.этических норм и требований науч.дея-сти.

Философия науки изучает строение научного знания, закономерности его развития, методы научного исследования. В 60—80-х гг. в сфере философского знания сформировалось новое крупное направление, фактически новая дисциплина — философия науки, изучающая науку как специфическую область человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки.



В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции:

1.культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбы теологии и науки;

2. как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;

3.как социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества.

Методы научного исследования и их классификация.

Метод – способ, приём, образец действия в той или иной ситуации. Методы науки дел-ся на след.группы: (1) эмпирического исследования и теоретического исследования, (2) частнонаучные, общенаучные (используемые во всех сферах научного исследования для решения опред класса проблем), философские (диалектика и её альтернативы, всеобщие методы познания). Общелогические: сравнение (сопоставление предметов, однородных по существенным признакам), анализ(мысленное или материальное расчленение целостного предмета на составл эл-ты и их непосредственное исследование), синтез (соединение эл-тов анализа в единое целое и его исслед), абстрагирование, обобщение (установка общих признаков, свойств предмета), индукция (от частного к общему), дедукция (от общего), аналогия (сходство предметов в опред признаках, свойствах, отношениях), моделирование(изучение модели, заменяющей исследуемый предмет). Эмпирич исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Теоретич исследования: мысленный эксперимент(основан на комбинации образо, иаткриальная реализация которых невозможна), идеализация, аксиоматический метод (когда за основу научной теории принимаются аксиомы и постулаты), формализация, математическая гипотеза, метод типологизации, конкретизации, единства исторического и логического.



46. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Наука вид чел деятельности, направленный на получение новых знаний. В научном познании выделяют 2 ур-ня – эмпирический и теоретический. Отличаются: 1)предметом: на Э изучаются реально существующие предметы, на Т – сущ-е вещей и законов, кот.они продчиняются. 2)целями: на Э устан-е фактов, на Т – объяснение фактов, 3)средствами: на Э – аппаратура, приборы, на Т - исследование в этих приборах не нуждается. На соотношение Э и Т ур-ней существует 2 крайние т.зрения: эмпиризм (Бэкон) и рационализм (Декарт). Ф.Бэкон: « Наука, чтобы быть достоверной, должна опираться на опыты и все теоретические знания выводить из опытов». Опыты – наблюдения и эксперименты. «Учёный не должен уподобляться пауку, который изнутри себя что-то выводит; учёный не должен уподобляться муравью, который всё тащит к себе; учёный должен быть подобен пчеле, которая собирает нектар с цветов и делает мёд». Т.з. Бэкона, что все научные знания должны выводиться из опытов – эмпиризм. Декарт: Науке надо отбросить всё, что может вызывать сомнение. Декарт нашёл такие основания в матем.-аксиомы. Все, на чем основывается ф. можно поставить под сомнение. Единственное, по мнению Декарта, что не будет вызывать сомнения- это само сомнение. Поскольку сомнение – это акт мышления, значит, существует мышление. Поскольку мыслю я – я существую, как мыслящий субъект. Поскольку в своём мышлении обнаруживаем что-то, что ему не принадлежит, значит это сущ-ет тожк. Так люди делают вывод о сущ-ии материи, Бога. Точка зрения Декарта, что основным источником знаний является наш разум, а в опытах мы только ищем подтверждения или опровержение этим знаниям – это рационализм.

Методы Э исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Методы Т исследования: мысленный эксперимент, идеализация, формализация, математическая гипотеза, метод типологизации, восхождение от абстрактного к конкретному.

Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).

Базовый уровень сис-мы научн знания составл эмпирич знания: данные наблюдений и эмпирические факты. Данные наблюдений – отражают само наличие исследуемых объектов, их св-ва, типы отношения с др.объектами. Эмп факты отличаются от данных наблюд устойчивостью содержания и наличием интерпретации – истолкования на основе имеющегося закона. Итак, основными формами научного познания явл-ся:

1) Научный факт – описанное с помощью языка науки какое-то объективное событие.

2) Проблема – обнаруженное противоречие м/у принятыми за истину теориями и новыми фактами.

3) Гипотеза – вероятностное предположение о причинах какого-л явления. Проверяют гипотезу в ходе экспериментов. Та гипотеза, кот.получит подтверждение, будет теорией. 4) Теория – научное положение, принятое за истину. Она объясняет какие-то закономерности, сущность исследуемого явления. Сущ-ют и др ф-мы научного познания: идея, вопрос, залача, концепция, парадигма. Термин «парадигма» введён в 70е гг 20в.американским фил Т.Куном. (книга «Структура научных революций»). Парадигма– это теория, кот.принята в кач-ве образца решения какой-то проблемы; способ решения какой-то научной, познавательной проблемы. (дисциплнарная матрица).

 

Научные революции.

Научные революции — это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикаль­но меняющие прежнее видение мира.

Научные революции — не кратковременные события, а представ­ляют собой более или менее длительный исторический период, посколь­ку коренные изменения в научных знаниях требуют определенного вре­мени.

Первая научная революция характеризуется сменой космологичес­кой картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцен­трической системы мира: «Земля—центр мироздания» к гелиоцент­рическому учению астронома Коперника:«Земля—одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам ). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Коперник показал: движение —естественное свойство небесных и земных тел, подчиненные некоторым общим закономерностям единой механики;чувственное познание ограничено, оно неспособно отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место.

Вторая научная революция: (XVII в.)— рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого сто­яли Галилей, Кеплер, Ньютон.Основные особенности: применение метода научного рассуждения, математических расче­тов и эксперимента; заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений(Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве»,аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу ме­ханики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон ра­венства действия и противодействия, закон всемирного тяготения , законы, установленные для механической сферы явлений, перено­сили на самые различные явления природы.

Третья научная революция (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) харак­теризуется диалектизацией естествознания: Основные открытия и положения: попытки рассмотреть развитие Солнечной системы— космогоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения че­ловека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна;открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг);вся природа — это непрерывный процесс превращения универсаль­ного движения материи из одной формы в другую;открытие периодического закона химических элементов Д. Мен­делеева: свойства химических элементов изменяются в периоди­ческой зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных не­органических веществ (Ф. Велер) — законы химии едины для не­органического и органического мира; принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей вза­имосвязи получили естественнонаучное обоснование;

Четвертая научная революция (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире.

Основные открытия и положения: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронрв; создание квантовой теории строения атомов (Резенфорда—Бора); создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энер­гии — взаимопревращение видов материи и форм движения; открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются как волны, излучаются и поглощаются как частицы; движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи,структуру микрочастиц

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.