Сделай Сам Свою Работу на 5

Оборонные сооружения в русских городах в период формирования централизованного государства (XV - XVI вв.).





Ярославское храмовое зодчество в XVII в.

В XVII веке архитектура Ярославля даже в большей степени, чем других городов Верхневолжья, сохраняет и развивает архаические черты традиционной церковной архитектуры, чуждые «огненному стилю» московского узорочья. Строятся каменные четырёхстолпные храмы, типологически напоминающие древнерусские соборы более раннего времени, с крупным выразительным луковичным пятиглавием.

В правление Петра I привычные для ярославцев шатровые колокольни сменяются ярусными, происходит отказ от четырёхстолпия и крупного пятиглавия.

· Замена деревянных церквей на каменные, которые соперничали друг с другом в богатстве силуэта и внутренней отделки.Все на средства горожан

· Храмы возводились, как правило, по берегам Волги и Которосли и были рассчитаны на восприятие с реки. Каждый год строилось до 2-3 храмов.

· преобладал тип крупного храма соборного типа, с ярко выраженным световым пятиглавием, поставленного на высокий подклет, живописно окружённого галереями и приделами (зачастую шатровыми) и высокими притворами с щипцовыми завершениями.

· придавало асимметричное размещение шатра колокольни с северо-западного угла



· изнутри расписывались, снаружи богато украшались поливными полихромными изразцами, сгрупированными в пояса и наличники.

· золоченые резные иконостасы

Церкви Николы Надеина, Ильи Пророка и никогда не закрывавшийся Воскресенский собор в Тутаеве.

В 1640-е годы в Ярославле строятся новый Успенский собор и церковь Рождества Христова. Это церковь асимметричная в плане. Подобные ей: церковь Варвары Великомученицы, Спаса на Городу и Ильи Пророка.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654), принятая за чтимый образец следующим поколением ярославских зодчих. Для нее характерно:

· симметрия в плане

· отказ от подклета,

· разные по высоте барабаны и разные по величине луковичные главы,

· четырёхскатное покрытие

К вершинным достижениям зрелого ярославского зодчества принадлежат церкви Николы в Меленках, Фёдоровской Богоматери, Петра и Павла на Волге, Введенский собор на Толге, а также собор Борисоглебской слободы. 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — самый большой в городе храм с приделами, увенчанными вместо шатров гроздьями декоративных пятиглавий.



Оборонные сооружения в русских городах в период формирования централизованного государства (XV - XVI вв.).

1. В конце XIII - первой половине XIV в. крепости были еще однобашенными.

2. Стены крепостей конца XIII - первой половины XIV в. имели разную толщину. Это зависело от тех естественных и искусственных преград, вблизи которых они возводились, а также от одностороннего (в основном) характера осадной тактики противника. При этом чем ниже были стратегические качества местности, выбранной под постройку крепости, тем толще делались ее стены, и наоборот, -чем выше были ее стратегические качества, тем стены были толще. Их толщина определялась разрушительной силой стенобитных машин и возможностью их применения.

3. Крепости конца XIII - первой половины XIV в. всегда имели стену с приступа, которая была одновременно и их лобовой стороной - их главным и наиболее выразительным фасадом. Перед стенами всегда устраивались искусственные преграды.

4. Оборона крепостей конца XIII - первой половины XIV в. была в основном пассивной: не дать противнику ворваться внутрь охраняемого пространства.

5. Во второй половине и особенно в конце XVI в. крепости стали получать большое количество башен на приступных стенах. Их оборона стала уже полуактивной. Активную оборону осуществляли главные - лобовые стороны, оснащенные башнями и прикрытые искусственными препятствиями, а пассивную - стороны тыловые, которые башен не получали, но были хорошо прикрыты естественными преградами. Решающее значение в таком разделении обороны сыграла активизация проведения осадных операций.



6. Появление большого количества башен на приступных стенах крепостей в конце XIV в. было вызвано появлением городовой огнестрельной артиллерии.

7. С появлением большого количества башен на приступных стенах крепостей изменился и их архитектурный облик. Благодаря вертикальным массивам башен, крепости стали более величественными и монументальными, что оказывало определенное психологическое воздействие на противника.

8. В начале XV в. крепости стали усиливаться дополнительными каменными прикладками, появление которых у стен и башен было связано с развитием огнестрельной артиллерии. Последняя, применявшаяся сперва только лишь как средство защиты, стала вскоре уже действенным средством нападения, наносившим существенные повреждения крепостям. Боевыми возможностями артиллерийского оружия было обусловлено также увеличение высоты стен и башен, производившееся одновременно с увеличением их толщины

9. Во второй половине XV в вместо крепостей с башнями на одной стороне в это время строятся крепости с башнями, равномерно расставленными по всему периметру стен, вне зависимости от расположенных вокруг них естественных преград, а сами стены стали получать уже более или менее прямолинейные формы. В силу этого укрепленные пункты целиком переходят к активной обороне. Резко изменился и внешний вид крепостей. Они теряют определенную направленность, и следовательно, и фасадность; их архитектурный облик характеризуется уже не лентой стены, с одной стороны, и группой башен,- с другой, а совокупностью стен и башен со всех сторон.

10. Стены «выпрямились», что ликвидировало имевшиеся перед ними раньше «мертвые» пространства.

11. Постройка небольших «регулярных», геометрически-правильных в плане крепостей со строго симметричным расположением стен и башен оказала воздействие на те укрепления, которые создавались в старых городах и получали «свободную» планировку. Однако преимущества «регулярных» принципов построения военно-оборонительных сооружений были настолько очевидны, что у крепостей со «свободной» - полигональной-планировкой стало характерным наличие элементов регулярности: прямых, почти равных между собой прясел стен и определенная закономерность в расположении башен.

27. Формирование планировочной структуры Владимира и других городов Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура соборов Владимиро-Суздальского княжества.

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский "звериный стиль", а в некоторых случаях видны романские влияния.

В 1158 — 1164 годах закладывается собор Успения Богоматери. Это большой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. В качестве материала использовались белокаменные блоки и туф. В конце XII века внешнее решение собора переделывается: он обстроен дополнительными галереями, стены растесаны и соединены с боковыми частями. Превращается из одноглавого в пятиглавый, главы расположены далеко друг от друга.

В 1164 году были возведены Золотые ворота с надвратной башней, увенчанной церковью Положения Риз; назначение их было двояким: парадным и декоративным. Расположены они при въезде с юго-запада на главную часть Владимира, выводившую к дворцово-храмовому ансамблю.

Андрей основал под Владимиром город-замок, за что получил прозвание Боголюбского. Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165) отличается роскошью. Купол расположен не на столбах, а на круглых колоннах, завершающихся золочеными капителями. Стены были покрыты фресками, а над крепостной стеной возвышаются золотая главка и две лестничные башни двухэтажного белокаменного дворца.

Успенский собор во Владимире Дмитриевский собор во Владимире Рождество-Богородицкая церковь Боголюбова монастыря Владимирской области

Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента — "Страшный суд" и "Рай".

Еще один памятник владимиро-суздальской земли — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой — сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках.

Церковь Покрова-на-Нерли Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время. Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.