Тема 1. История образования и педагогической мысли как область
Научного знания (1 час)
1.Почему историю образования называют специальной отраслью науки?
2.Что является объектом и предметом курса «История образования и педагогической мысли»?
3.Сформулируйте цель и основные задачи курса.
4.В чем значение истории образования и педагогической мысли в развитии культуры в целом и, теории и практике в частности?
5.В чем выражается, на Ваш взгляд, общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании?
Тема 2. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества (1 час)
1.Откуда черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытную эпоху?
2.Письменно дайте краткую характеристику концепций происхождения воспитания: эволюционно-биологическая, психологическая, трудовая, духовно-культурологическая.
3.Каковы особенности воспитания в первобытном обществе (правила, содержание, методы, формы)?
4.Что меняется в воспитании с возникновением моногамной семьи?
5.Назовите причины, обусловившие возникновение организованных форм воспитания в первобытном обществе?
Тема3. Древневосточная цивилизация – прародина образования (1 час)
1.Почему в некоторых источниках Древневосточную цивилизацию называют прародиной образования?
2.Дайте характеристику основным типам школ в странах Древнего Востока.
3.Изложите и объясните общие и особенные черты систем образования в государствах Древнего Востока.
4.Выпишите 12-15 актуальных и сегодня идей воспитания, сформированных в странах Древнего Востока.
5.В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?
Тема 4. Воспитание и школа в Античном мире (1 час)
1. Заполните таблицу: Мыслители эпохи Античности о воспитании.
Имя
| Годы жизни
| Цель воспит.
идеал или
идеалы воспит.
| Суть или осн. идеи педаг. воззрений
| Методы воспит. и
обучения
| Педагог. или философ. труды
| Педаг. афоризмы
|
Тема 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии (1 час)
1.Выделите основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
2.Каковы были особенности системы воспитания и образования в Византии?
3.В чем состоял двойственный характер педагогической мысли Византии?
4.Какое влияние на развитие европейской педагогической мысли оказала византийская культура?
Тема 6. Образование и педагогическая мысль Средневекового Востока (1 час)
1.Как ислам повлиял на становление педагогического мировоззрения Востока?
2.Византию, а затем исламский Восток рассматривают как мост между античной и средневековой образованностью. Объясните почему?
3.Каковы были особенности образования в мусульманских государствах Средневекового Востока?
4.Каковы были особенности образования в Средневековой Индии, Китае?
Тема 7. Воспитание и педагогическая мысль Западной Европы в эпоху раннего средневековья и Возрождения (2 часа)
1.Какими были идеалы христианского воспитания Западной Европы в эпоху раннего Средневековья?
2.Охарактерезуйте особенности различных (церковных и нецерковных) школ Западной Европы в средние века. ( Типы, уровни, содержание образования, особенности воспитания и др.).
1. Чем отличалось воспитание светских феодалов от воспитания других сословий?
4.В чем особенности идеологии гуманизма эпохи Возрождения?
5.Охарактерезуйте педагогические взгляды одного из гуманистов западноевропейского Возрождения.
6.Расскажите о возникновении и деятельности европейских университетов.
Тема 8. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве с древнейших времен до XVIII века (1 час)
1.Чем воспитание в Киевской Руси в X-XIII веках отличалось от воспитания в Византии и Западной Европы?
2.Охарактерезуйте один из педагогических памятников литературы XI-XVI веков ( « Изборник Святослава», «Русская Правда», «Златоструй», «Домострой» и др.).
3.Составьте хронологическую таблицу учебных заведений организованных в Русском государстве в XVI-XVII веках.
Тема 10. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы в эпоху Просвещения (1 час)
1.Сформулируйте общие черты школы и педагогической мысли Западной Европы в эпоху Просвещения.
2.Охарактерезуйте особенности педагогических воззрений одного из английских представителей Просвещения ( Дж. Мильтон, Дж. Локк, Д. Беллерс, Э. Шефтсбери, Г. Боллингброк, Ф. Честерфилд и др.)
3.Проследите эволюцию педагогических идей Просвещения во Франции: от взглядов Ф.Фенелона и Ш.Роллена до концепций философов-энциклопедистов.
4.Дайте характеристику педагогических идей Просвещения в Германии.
Тема 11. Педагогические взгляды Дж. Локка (1 час)
1.Кратко законспектируйте работу Джона Локка «Мысли о воспитании».
Тема 13. Образование и педагогическая мысль в России в XVIII веке (1 час)
1. Охарактеризуйте школьное дело при Петре I. Какую роль сыграли цифирные школы в становлении государственной системы образования в России?
2. Охарактеризуйте педагогические взгляды представителей российского просвещения XVIII века.
3. Расскажите об основных школьных проектах екатерининской эпохи.
Тема 15. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке ( до 80 – х годов) (1 час)
1. Охарактеризуйте особенности развития школы в Западной Европе и США в XIX веке.
2. Дайте характеристику педагогических взглядов одного из представителей Западной Европы XIX века (И. Кант, В. Гумбольдт, Г. Гегель, Г. Спенсер и др.).
3. Каковы были взгляды на воспитание в социальных учениях XIX века ( К. Сен – Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн).
Тема 17. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта (1 час)
1. В чем видел И. Гербарт сущность, цели и задачи воспитания?
2. Охарактеризуйте три раздела воспитания, выделенные И.Гербартом: управление, обучение, нравственное воспитание.
3. Что означает каждая из ступеней обучения, выделенные И.Гербартом: ясность, ассоциация, система, метод.
Тема 18. Педагогическая теория А. Дистервега (1 час)
1.Охарактерезуйте следующие основные принципы воспитания, выделенные А.Дистервегом: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности.
2.Почему А.Дистервега называют одним из педагогов, создавших дидактику развивающего обучения?
Тема 19. Развитие образования и педагогических идей в России в первой половине XIX века (1час)
1.Составьте хронологическую таблицу всех российских школьных реформ первой половины XIX века. Дайте их характеристику.
2.Охарактерезуйте взгляды и деятельность представителей российской педагогической мысли первой половины XIX века.
3.Проанализируйте педагогические воззрения «западников» и «славянофилов».
Тема 20.Школа и педагогика в России до 90-х годов XIX века (1 час)
1. Подготовьте мини-доклад о жизнедеятельности одного из педагогов (Н.И.Пирогов, В.И.Водовозов, Н.А.Корф, Н.Ф.Бунаков, В.Я.Стоюнин, А.Н.Острогорский, В.П.Острогорский и др.) На выбор или по заданию преподавателя.
2. Заполните таблицу: «Развитие педагогической мысли в теории российских педагогов второй половины XIX - начала ХХ века».
Имя
| Годы жизни
| Суть основных педагог. идей
| Цель воспитания.
Идеалы воспитания
| Принципы, методы, средства, формы воспитания и
обучения
| Основные педагог. труды
|
Тема 23. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого (1час)
1.Составьте краткий план педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
2.Выделите общепедагогические и дидактические идеи Л.Н.Толстого.
3.Дайте характеристику «Азбуке» и «Новой азбуке» Л.Н.Толстого.
Тема 24. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века (2 часа)
1.Назовите социально-экономические условия возникновения реформаторской педагогики и альтернативных школ.
2.Охарактерезуйте взгляды одного из представителей экспериментальной педагогики (Э.Мейман, А.Бине, Э.Торндайк).
3.В чем особенности педагогики «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г.Кершенштейнера?
4.Дайте характеристику «прагматической педагогики» Дж.Дьюи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|