Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные финансовые показатели.





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный технический университет

Кафедра экономики и организации промышленного производства

 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

 

Выполнил студент гр. ЭАПУ-08-2

Мухаметшин Р.И.

Проверил(а): Коновалова У. В.

 

 

Пермь, 2011


Основные технико-экономические показатели предприятия.Технико-экономические показатели – система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов. Они применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов.

Информационной базой анализа являются материалы плановых документов, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности предприятия. На данный момент финансовая отчетность Открытых Акционерных обществ доступна не только для акционеров, но и размещается в интернете. Однако, другие организации ограничивают доступ к банку данных предприятия, информация о деятельности которого зачастую не только приобретает конфиденциальный характер, но и относится руководством предприятия к коммерческой тайне. Для целей анализа рекомендуется использовать ограниченное число исходных технико-экономических показателей.



Показатели выпуска продукции в натуральном выражении, товарная и реализованная продукция (объем продаж продукции) характеризуют во взаимосвязи производственную и торгово-сбытовую (коммерческую) стороны деятельности предприятия.

Показатели производственной мощности, среднегодовой стоимости основных производственных фондов (с учетом их периодической оценки) отражают потенциальные производственные возможности предприятия, размеры его недвижимого имущества.

Показатели среднегодовой численности промышленно-производственного персонала предприятия (численности работающих), объема денежных средств, направленных на оплату труда, не только имеют самостоятельное значение для оценки наличного числа рабочих мест на предприятии, уровня материальной обеспеченности рабочих, динамики этих параметров, но и являются исходными для расчета производительности труда, среднемесячной оплаты труда и т.д.



Показатели полной себестоимости товарной продукции, прибыли (убытка) отчетного периода отражают совокупные затраты и конечные результаты.

Показатели Пояснение
1. Производственная мощность (ПМ), шт., руб. Это максимально возможный выпуск продукции на имеющемся производственном оборудовании, обычно указывается в натуральных единицах измерения (шт., т., л., кВт, кг., м2, м3 и т.п.). Если производство является мономенклатурным (выпускается не один вид разнородной продукции), то ПМ рассчитывается в руб. (для перевода в денежные единицы надо учесть ПМ по каждому виду продукции и суммировать). Если наблюдается рост ПМ, то это обычно связано с приобретением нового производственного оборудования для освоения новых видов продукции или модернизации. Если изменения ПМ в стоимостном выражении, то может повлиять изменение цен.
2. Выпуск продукции в натуральном выражении, шт. Это фактический выпуск продукции в натуральных ед.изм. за анализируемый период времени. Рост показателя чаще всего свидетельствует о росте объемов заказа на продукцию предприятия (т.е. идет рост спроса на продукцию). Если ПМ указывается в стоимостном выражении, то данный показатель не указывается.
3. Коэффициент использования производственной мощности Рассчитывается как отношение выпуска продукции в натуральном выражении к производственной мощности . Если ПМ указывается в стоимостном выражении, то данный показатель рассчитывается как отношение товарной продукции к производственной мощности. Показывает степень задействования производственных мощностей в производстве. Максимальное значение 1 или 100%. Хотя теоретически бизнес может работать на 100% своих производственных мощностей, но на практике максимальный выход меньше, потому что оборудование требует ремонта, работники уходят в отпуск и т.п. Например, компания может использовать 0,85 своих производственных мощностей, те ее выпуск составляет 85% максимума, который она способна произвести, используя все имеющиеся ресурсы. Если компания имеет низкий коэффициент использования производственных мощностей – до 50%, то она обычно получает низкие доходы или терпит убытки, хотя имеет большой потенциал для роста. Компания, действующая на уровне 80% мощностей и более, обычно высокоприбыльна, хотя имеет меньшие возможности развития.
4. Товарная продукция, тыс.руб. Это фактический выпуск продукции оцененный в текущих ценах того периода, в котором он осуществлен. Если наблюдается рост, то он может быть связан как с ростом объема выпуска, так и с ростом цен на продукцию. При этом пересчитайте - соответствует ли по вашим данным - средняя цена ед.продукции реальным ценам на рынке (определить среднюю можно путем деления товарной продукции на выпуск продукции в натуральном выражении).
5. Реализованная продукция (объем продаж продукции), тыс. руб. Источник данных – форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» – это выручка от реализации продукции, товаров услуг. Если идет рост показателя, то это связано как с ростом цен на продукцию, так и с ростом количества проданной продукции, товаров, услуг – по основным видам деятельности.
6. Стоимость основных фондов, тыс. руб. Это первоначальная стоимость основных средств, отражается в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Если идет рост показателя, то необходимо связать этот рост с ростом производственной мощности. В случае если роста ПМ нет, а стоимость основных средств (ОС) растет, то, следовательно, предприятие закупало ОС непроизводственного назначения.
7. Фондоотдача, руб. Рассчитывается как отношение товарной продукции к стоимости основных фондов . Если идет рост показателя, то это связано - либо с ростом товарной продукции (числитель), либо со снижением стоимости ОС (знаменатель). Если при этом наблюдается рост обоих показателей, то рост фондоотдачи говорит о том, что прирост товарной продукции выше, чем прирост стоимости ОС, при снижении фондоотдачи прирост стоимости ОС идет быстрее.
8. Численность промышленно-производственного персонала (работающих), (ППП), чел. Следует различать промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал. В состав промышленно-производственного персонала входят следующие категории работающих: рабочие, руководители, специалисты, служащие, которые заняты в основных направлениях деятельности предприятия. Непромышленный персонал, как правило, включает работников заводской столовой, медицинских пунктов предприятия, работников ЖКХ предприятия и т.п. Рост численности ППП связан с расширением производства или видов основной деятельности, либо с увеличением производственной программы. Снижение: либо с увольнениями, либо с сокращением штата.
9. Производитель-ность труда (ПТ), тыс.руб. Рассчитывается как отношение товарной продукции к численности промышленно производственного персонала (пункт 4 ТЭПа к данным пункта 8). Если идет рост показателя, то это связано, либо с ростом товарной продукции (числитель), либо со снижением численности (знаменатель). Если при этом наблюдается рост обоих показателей, то рост производительности говорит о том, что прирост товарной продукции выше, чем прирост численности.
10. Среднемесячная оплата труда, руб. Отражает среднюю заработную плату одного работника за месяц, не должен быть ниже минимальной оплаты труда, установленной государством. Можно рассчитать как средства, направленные на оплату труда (отражается в форме №5) к численность ППП*12мес. Необходимо сравнивать: не превышает ли сумма средств, направленных на оплату труда себестоимость! Рост з/пл обычно связан с ростом ПТ, инфляцией, увеличением сдельных расценок и тарифных ставок, увеличением премий. Наряду с изменением з/пл необходимо сравнивать изменение ПТ, при этом для нормального развития предприятия темп роста ПТ должен быть выше темпа роста з/пл.

 



Основные финансовые показатели.

Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности компании, – порядка двухсот. Обычно используется лишь небольшое число основных коэффициентов и показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать. С целью более упорядоченного рассмотрения и анализа финансовые показатели принято подразделять на группы, чаще всего, на группы, отражающие интересы определенных заинтересованных лиц. К основным группам таких лиц относятся: владельцы, руководство предприятия, кредиторы. При этом важно понимать, что деление условное и показатели для каждой группы могут использоваться различными заинтересованными сторонами.

 

Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента компании; прибыльность (рентабельность) деятельности.

 

Разделение финансовых показателей на группы, характеризующие особенности деятельности предприятия приведено на следующем рисунке:

Показатели операционных издержек: Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.

 

Показатели эффективного управления активами: Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.

 

Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности компании, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.

 

Показатели ликвидности: Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.

 

Показатели прибыльности (рентабельности): Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.

 

Показатели структуры капитала: С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.

 

Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.

 

Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.

 

Показатели обслуживания долга: Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из описывающих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.

 

Рыночные показатели: Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника – держателя акций – интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно – обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.

2 Расчетное задание

Таблица 1 – Изменение показателя «Объем выпуска продукции»

Вариант № Увеличение объема выпуска продукции, %

 

2.1 Определение плановой себестоимости единицы продукции с учетом внедрения организационно-технических мероприятий

Под влиянием определенных организационно-технических мероприятий произошли следующие изменения:

1) удельный расход сырья и материалов снизился на 15%, а цена увеличилась на 20%;

2) удельный расход топлива снизился на 5%, а цена увеличилась на 12%;

3) удельный расход электроэнергии увеличился на 5%;

4) заработная плата повременная;

5) объем производства изменяется в соответствии с вариантом работы.

 

Таблица 2 – Отчетная калькуляция себестоимости единицы продукции

Статьи калькуляции Себестоимость по отчету Себестоимость по плану Отклонение
Сырье и основные материалы +10
Топливо технологическое 478,8 +28,8
Электроэнергия 262,5 +12,5
Заработная плата производственных рабочих 521,7 -78,3
Накладные расходы 782,6 -117,4
Итого 2 700 2555,6 -144,4

 

Вывод: При увеличении объема производства на 15%, себестоимость продукции понизилась на 5,34%.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.