Сделай Сам Свою Работу на 5

Основной вопрос философии и способы его решения. Понятие субстанции. Монизм и дуализм.





Мировоззрение: структура, функции, исторические формы.

Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки и искусства.

Предмет философии, ее структура, основные функции.

Основной вопрос философии и способы его решения. Понятие субстанции. Монизм и дуализм.

Особенности развития древнеиндийской философии. Буддизм как философия и религия.

Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.

Античная философия.

Средневековая философия: этапы развития, представители, основные проблемы и принципы.

Философия Возрождения и Нового времени. Эмпиризм и рационализм о проблеме метода.

Социально-политические идеалы философии Просвещения: Т. Гоббс и Дж. Локк.

Немецкая классическая философия (И. Кант; Гегель; Л. Фейербах).

Неклассическая философия: основные характеристики, проблемы, направления, представители.

Философия марксизма: диалектический материализм и материалистическое понимание истории.

Философия жизни»: критика классического рационализма (Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей).



Феноменология и экзистенциализм.

Философская герменевтика как методология гуманитарного познания (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).

Позитивизм и основные этапы его развития.

Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм.

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.).

Метафизика и онтология. Виды и формы бытия.

Категория материи. Движение, пространство, время как атрибуты материального мира.

Природа как объект философского и научного анализа. Глобальный экологический кризис.

Проблема антропогенеза в философии и науке.

Основные концепции человека в классической и современной философии.

Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Структура и генезис сознания. Сознание и бессознательное в учениях 3. Фрейда, Г. Юнга, Э. Фромма.



Диалектика как учение о развитии, её законы и категории.

Проблема познаваемости мира.

Основные формы чувственного и рационального познания.

Структура познавательного процесса. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Основные концепции истины в философии и науке. Практика и ее роль в познавательной деятельности.

Понятие метода. Классификация методов.

Общество как предмет философского анализа. Основные сферы жизни общества.

Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь. Понятие идеологии (сущность, функции).

Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.

1. Мировоззрение: структура, функции, исторические формы.

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.

В мировоззрении выделяют 2 уровня: рационально-теоретический, жизненно-практический

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:



1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Исторические типы мировоззрения: Мифологическое мировоззрение, Религиозное мировоззрение, Философское мировоззрение

2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.

Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям: что изучает; как сочетает разум и чувства; каковы средства выражения; что источник; сколь критична.

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики (познания через чувства), но якобы критична ко всему, а не догматична (т.е. ее можно оспорить). Философия целостна, как мифология, но рациональна, а не фантазийна. Философия авторски своеобразна, как искусство, (т.е. у каждого философа она своя), но выражает себя специальными понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.

Предмет философии, ее структура, основные функции.

В определении предмета нет единства.

Предмет философии ‑«весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде(принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

Структура философии:- онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия);- гносеология (теория познания);- эпистемология (методология научных исследований);- философская антропология (человековедение);- аксиология (учение о ценностях);- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);- социальная философия (учение об обществе и культуре).

Функции философии: мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функцииподвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функцияобъяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основной вопрос философии и способы его решения. Понятие субстанции. Монизм и дуализм.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное?

Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества?

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

1. материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

2. сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

3. сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

4. существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

5. сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

6. сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся кединому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью[

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.