Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ИСТОРИИ 5 глава





жизнь в охоте за человеческим мясом. «Мяса, мяса!» — вот их военный клич,

возбуждающий храбрость предчувствием ужасной добычи.

Почти все путешественники и этнографы рассматривают цейлонских ведов,

население Андаманских островов, некоторые племена острова Борнео, негритосов

Филиппинских островов, наконец, почти всех обитателей Меланезии как едва

вышедших из стадии животного состояния. Клеманс Ройе считает все эти народы

остатками рас, предшествовавших современным расам; то же самое говорят и по

поводу населения Огненной Земли. Во всей Южной Америке полуцивилизованное

население — потомки испанских и португальских эмигрантов — окружает слабым

кольцом плотное ядро дикого населения, еще не вышедшего из периода каменного

века.

С момента научной и философской революции, произведенной бессмертным

трудом Дарвина «О происхождении видов», со времени появления трудов по

истории культуры Тэйлора и Леббока прежнее утверждение школы Жан Жака

Руссо, представлявшее «человека природы» как существо, свободное от всяких

культурных пут, как образец добродетели и разумности, уступило место желанию



найти настоящего первобытного человека, человека-зверя, к представлению о

котором нас логически приводит теория эволюции; поэтому следует принимать

лишь в качестве гипотезы те изображения первобытных племен, которые рисуют

нам путешественники и особенно кабинетные писатели-этнографы.

Резюмируя все вышесказанное, мы должны признать, что в наши дни лишь

одна Европа имеет более или менее неоспоримое право на название

цивилизованного материка. Ее ближайшая соседка, огромная Азия, с исторической

и физико-географической точки зрения делится цепями гор и высоких

плоскогорий, пересекающих ее по направлению наибольшей длины (от Черного

моря до берегов Великого океана), на две неравные части. Половина, большая,

занимающая все пространство к северу от этой демаркационной линии и

спускающаяся к Северному Ледовитому океану, представляет собою обширную

пустыню, где едва в среднем приходится один человек на квадратный километр и

где несколько незначительных городов вместе с остатками древних культурных



центров составляют немногие культурные базисы в бассейнах Аральского моря,

озера Или и реки Тарим. Наоборот, южная половина и юго-восточная часть

Азиатского материка отличаются густым населением и сохранили памятники

былых цивилизаций, некогда горевших ярким светом, погасшим уже несколько

столетий тому назад. В обеих Америках занесенная из Европы цивилизация еще

борется с туземным варварством. Наконец, Африка, за исключением узкой

береговой полосы, коснеет еще в дикости.

Если мы станем рассматривать цивилизацию как общее создание всего

человечества, как дело, в котором участвуют все народы мира, то мы тем не менее

должны будем признать, что по отношению «званых» (т.е. по отношению ко всему

числу всех жителей земного шара — приблизительно один миллиард шестьсот

тысяч человек) приходится слишком незначительное число «избранных», т.е.

действительно работающих или работавших когда-нибудь над этой грандиозной

задачей человечества. Из этих «избранников» и составляются «исторические

народы», называемые так в отличие от «народов природы», которым дал это

название, если не ошибаюсь, антрополог Вайц. Весьма возможно, что это было

сделано им отчасти под влиянием воспоминания «о естественном состоянии»

человека, о котором так много говорили Жан Жак Руссо и его школа в конце XVIII

столетия.

Но нужно ли доказывать, что в строгом смысле этого слова «народов

природы» не существует. В жизни человечества не было эпохи настоящего

«естественного состояния», так как зачатки цивилизации и искусства существовали



на Земле даже до появления человека, хотя бы у бобров и у других животных.

Самые отсталые племена, стоящие на наиболее низкой ступени развития, все же

обладают некоторыми зачатками культуры; они успели еще с начала четвертичного

периода, а может быть, и раньше, худо ли, хорошо ли приспособиться к

окружающей среде, успели приобрести, хотя бы и в слабой степени, разумную

власть над своими инстинктами и над природой, одержать большие победы над

космическими силами, сумели превратить себе на пользу то или иное растение,

научились приручать животных и почти всюду пользуются огнем.

Многие из этих народов, как, например, племена Малайского архипелага,

пользуются, по уверениям Уоллеса, таким материальным благосостоянием, какому

позавидовало бы большинство обездоленного населения богатейших городов

Европы. Но эти «народы-счастливцы» являлись на историческую арену слишком

поздно, они добирались до начальных пунктов цивилизации только в то время,

когда эти последние уже давно бывали покинуты «историческими народами».

Поэтому мы и имеем право сказать, что ни один из этих народов не принес ни

единого камня для постройки величественного здания всемирной цивилизации, не

вложил ни одной лепты в общую сокровищницу человечества.

Всегда и всюду история заносит на свои скрижали лишь тяжкий, очень часто

кровавый труд, который существующее в данный момент поколение выполняет

ради пользы неизвестного будущего.

Но, быть может, народы, не знающие этого тяжелого труда на пользу

цивилизации, пользуются счастьем? Ренан дает и на этот вопрос утвердительный

ответ. Я ограничусь здесь лишь указанием на то, что эти «счастливые народы»,

если только они действительно счастливы, не интересуют историка и социолога —

их жизнь и быт могут интересовать только антрополога и этнографа.

Задача, к разрешению которой я стремлюсь, может быть сформулирована в

следующих словах: какая таинственная сила налагает на некоторые народы то ярмо

истории, которое остается совершенно неизвестным для значительного количества

племен? Каковы естественные причины неравного распределения благодеяний и

тягостей цивилизации?

Может быть, наше исследование внесет некоторый свет в эти «проклятые»

вопросы истории человеческого рода, социологическую важность которых нет

необходимости еще лишний раз доказывать.

i Каир, Багдад, верхнее течение Инда

ii Р. Моugео11е. Statique des Civilisation. Paris, 1883

iii Следует заметить, что в Америке, в Соединенных Штатах, линия цивилизации

отклоняется вместе с изотермами к тропикам

iv На изотерме +16° находятся Сан-Луи [Сент-Луис], Лиссабон, Рим,

Константинополь, Шанхай, Охосака [Осака], Киото и Токио. На изотерме +4°

лежат Квебек, Христиания [Осло], Стокгольм, Петербург и Москва. (Здесь и далее

в квадратных скобках приводятся современные географические названия. — Прим.

ред.)

v Е. Rес1us. Nouvelle geographiе universelle. La terre et les hommes. Vol. 1-18. Paris,

1876-1893. Vol. 12, 1887

viЕ. Rес1us. Les Primitifs. Paris, 1885

vii Феццан — историческая область на юге Ливии

viii Ратцель первый ввел в науку этот термин и дал название «Антропогеография»

своему большому труду, появившемуся из печати в 1883 г. С этого момента этот

термин прочно вошел в научный язык

ix Антропогеография — школа в социальной географии, основным объектом

изучения которой являются связи и взаимодействия человека и окружающей среды

x Умер в 1888 г., в апреле месяце, в России

xi «Великий обычай» дагомейских королей был уже много раз описан

путешественниками. Письма Пуарье и Водуэна, французских миссионеров (1876),

содержат описание любопытных обрядов при аналогичных массовых убийствах у

народностей Счастливого берега. См. также письмо Циммермана (Annales de la

propagation de la Foi. Vol. LIII, 1881). В майской книжке за 1881 г. журнала

«L'Afrique exploree et civilisee» (Женева) можно найти следующее место: «Король

принужден поклясться, что он уничтожит человеческие жертвоприношения...»

Глава четвертая

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Расы «отверженные» и расы «избранные». — Неудовлетворенность

выработанных до сего времени антропологических и этнологических

классификаций. — Приспособление и наследственность. — Раса как совокупность

наследственно приобретенных физических и умственный особенностей

представляет собою не причину, а результат. — Среда — фактор более

могущественный, чем раса.

Для объяснения различия в ролях, какие играют те или другие народы в деле

осуществления основной проблемы истории — развития культуры и цивилизации,

— современная наука создала две теории. Одна из этих теорий — этнологическая

— признает причиной неравномерного распределения цивилизации среди народов

земного шара различие прирожденных способностей у тех или других рас. Другая

теория, которую для краткости мы будем называть географической, признает, что

различная степень цивилизации у различных народов обусловливается влиянием

«среды». Первая теория — этнологическая — основывается в своих построениях

главным образом на консервативном принципе наследственности; вторая же —

географическая теория — выдвигает на первое место принцип эволюции и

приспособления к среде, принципы, впервые указанные Ламарком и впоследствии

развитые Дарвином.

В рядах наиболее энергичных защитников теории наследственности мы, к

нашему удивлению, встречаем многих ученых-натуралистов наших дней,

известных своей преданностью эволюционной теории, как, например, Карла Фогта,

автора книги «Уроки о человеке», Клеманс Ройе и др. Самым верным

истолкователем и наиболее типичным представителем этнологической теории,

опирающейся на наследственность, является, как мне кажется, известный ученый,

член Парижского антропологического общества доктор Шарль Летурно. Вот в

кратких словах сущность этой теории, как ее определяет сам Летурно:

«Среди человеческих рас существует известного рода иерархия... Раса как

совокупность наследственно приобретенных физических и умственных

способностей более, чем среда, влияет на социальное развитие. Человек, каково бы

ни было место его жительства, слишком недостаточно вооружен для

прогрессивного развития, если только он не обладает совокупностью необходимых

способностей, медленно и с большим трудом приобретенных предыдущими

поколениями в борьбе за свое существование и передаваемых одним поколением

другому путем наследственности. В число этих способностей входят:

общественность, которая объединяет и координирует индивидуальные усилия,

разумность, направляющая эти усилия к полезной для коллектива цели, и, наконец,

терпеливая и настойчивая воля, заставляющая упорно работать... Внешняя среда

играет также большую роль, но она еще не все, и сама раса как фактор прогресса

значительно превосходит в этом отношении влияние среды. Известно, что никогда

не было ни единой великой цивилизации, созданной неграми. Население Древнего

Египта состояло из негроподобных и метисов, причем берберы и некоторые белые

азиатские расы также входили в его состав...»i

«Еще ни разу, — продолжает дальше Летурно, — низшей по анатомическому

строению расе не удалось создать культуру высшего порядка; над низшими расами

тяготеет нечто вроде органического проклятия, которое может быть сброшено

лишь отчасти путем тяжелых усилий, путем борьбы за лучшее существование в

течение целых тысячелетий и даже геологических периодов. Говоря вообще,

человеческие расы сильно отличаются друг от друга, если можно так сказать,

«степенью органического благородства» (noblesse organique); одни расы,

несомненно, достойны названия «избранных», другие же, столь же очевидно,

составляют особый класс «отверженных» рас»ii.

«Некоторые ученые (напр., Бокль) утверждают, что первые цивилизации,

достойные этого названия, зародились и развились исключительно там, где

растительное царство доставляло людям обильное пропитание почти без труда с их

стороны. В этом утверждении, — говорит Летурно, — пожалуй, имеется своя доля

истины, но только именно доля, так как условия среды еще не составляют всего

цикла влияний на судьбы народа. В самом деле, — добавляет Летурно, — есть ли

страны, более одаренные в смысле флоры, чем страны Океании, лежащие между

тропиками, а между тем их население коснеет в дикости и невежестве. Мне

возразят, — говорит Летурно, — что, быть может, обитатель Полинезии не

развился исключительно по причине своей изолированности, благодаря тому, что

поле его опыта и область передвижения были слишком узки. Действительно, в

Азии и в Европе поток цивилизации имел перед собою более обширные области,

но если мы возьмем в пример Африку, то здесь дело обстоит уже совершенно

иначе. В самом деле, кафр Южной Африки в умственном и культурном отношении

стоит нисколько не выше человека из племени чиллуков, живущих в области

Белого Нила, а готтентот стоит по своему умственному развитию еще ниже кафраiii.

Для Америки влияние переселений и климата на развитие цивилизации

подлежит еще большему сомнению. Вообще, всюду цивилизация высшего порядка

имела очагом своего развития субтропические области, тогда как в Америке,

наоборот, население обширной территории центральной и субтропической

Америки пребывало и пребывает еще и теперь в диком состоянии, доходящем до

того, что краснокожим обитателям этих областей не пришло в голову приручать

бизонов, на охоту за которыми у них уходит почти вся жизнь»iv.

Познакомившись с этими утверждениями авторитетного представителя

этнологической теории, взгляды которого мало чем отличаются от взглядов

негроторговцев и бывших американских рабовладельцев, обратимся теперь к самой

науке с вопросом: чем же так резко отличаются «избранные» расы от рас

«отверженных»? И я полагаю, что ответ на этот вопрос будет крайне

затруднителен.

В течение последнего столетия ученые очень часто пробовали разделять

человеческий род на резко ограниченные друг от друга группы. Некоторые ученые

брали за отличительный признак разграничения рас окраску человеческой кожи,

хотя, несомненно, ни одному человеку не пришла бы в голову мысль всерьез

определять принадлежность собаки или лошади к известной породе по цвету их

шерсти. Другие ученые в своих выводах основывались на еще более

незначительном признаке, а именно на разнице, существующей в поперечном

разрезе волос: у народов с курчавыми шерстистыми волосами (ulotriques) волос в

поперечном разрезе имеет несколько овальную форму, а у европейцев и семитов,

обладающих прямыми или слегка волнистыми волосами (leiotriques), волосы в

поперечном разрезе имеют круглую форму.

Наконец, некоторые ученые признавали за основной признак расового

различия форму черепа. Как известно, антропологи разделяют людей по форме их

черепа на короткоголовых (брахицефалы) и длинноголовых (долихоцефалы);

придерживающиеся такого деления ученые разделяют человечество на две

головные расы, а затем на целый ряд подрас. Менее многочисленные попытки

обосновать классификацию рас не на одном каком-либо признаке, а на целом

комплексе антропологических различий тем не менее также приводили к неясным

и друг другу противоречащим результатам. Ученые не могли примирить с

выводами своих теорий многочисленные противоречия, которые они встречали на

каждом шагу: так, например, как объяснить, что в центре Африки живут люди, в

умственном отношении весьма одаренные, несмотря на свои курчавые волосы, по

которым они должны были бы принадлежать к низшим расам, и в то же время

целые племена наиболее привилегированных «избранных» рас отличаются почти

животным прогнатизмомv.

«Если бы человеческие расы были абсолютно обособлены друг от друга, —

говорит Топинар в своей замечательной книге «Антропология», — то для

естественной группировки их надлежало только подвести итоги всем их

характерным особенностям, а также дать себе отчет в свойственных им

индивидуальных и патологических уклонениях. Но дело в том, что расы слишком

рассеяны, перемешаны друг с другом: большая часть представителей коренных рас

потеряла давно уже свой первоначальный родной язык, заменив его языком

победителей. Главные массы первоначальных рас, может быть, даже исчезли с

лица земли, и весьма вероятно, что современный исследователь имеет дело с

второстепенными ветвями этих рас, происхождение которых еще необходимо

выяснить... Современные классификации рас верны только в тех случаях, когда

приходится иметь дело с вполне изолированными народами, вроде гренландских

эскимосов или тасманийцев. Но во всех других случаях с этнографической точкой

зрения обыкновенно не сообразуются и термином «раса» пользуются для самых

разнообразных целей; говорят, например, об индогерманской, латинской,

немецкой, славянской, английской расах, хотя все эти термины служат для

обозначения случайных агрегатов из самых разнообразных антропологических

элементов... В Азии, где народы и племена перебрасывались с востока на запад и с

запада на восток несколько раз, человеческие расы так перемешались между собой,

что крайне трудно сказать, какая раса была первоначальной и основной азиатской

расой. Быть может, самую характерную для Азии расу следует теперь искать где-

нибудь по ту сторону Великого океана или около полярного круга. В Африке тот

же самый процесс повторялся тоже несколько раз в течение жизни человечества. В

Америке, где подобный процесс смешения и перемещения рас происходил уже в

исторические времена, также нельзя встретить представителей чистой

первобытной расы, а лишь продукты бесконечных смешений и скрещиваний...

Истинную классификацию делений и подразделений человечества надлежит еще

создать, но возможность создания наступит лишь тогда, когда ясно будут

определены составные элементы современных народностей».

Как пример тех несообразностей, вытекающих из современной

классификации рас, несостоятельность которой так красноречиво выяснена

Топинаром, можно привести немцев. Немцы, столь многим пожертвовавшие для

своего национального единства (основанного якобы на научных данных, но в

действительности совершенно ложных), представляют одну из самых сложных и

разнородных антропологических групп, где можно встретить и длинноголовых

блондинов северных провинций, и короткоголовых брюнетов юга. Почти то же

самое можно сказать и об Италии. Наоборот, Швейцария, которую так часто

выставляют образчиком случайной агломерации самых разнородных рас, в

действительности имеет более выраженное антропологическое единство,

выражающееся в брахицефализме, чем многие из европейских стран.

Затем не мешает заметить, что в истории цивилизации нам никогда не

приходится иметь дело с народами вполне изолированными, каковы, например,

гренландские эскимосы или тасманийцы. Вот почему вполне правильно

утверждение Топинара, что все антропологические классификации человеческого

рода не имеют значения, по крайней мере для социологии и истории. Остаются еще

так называемые лингвистические классификации, созданные филологами,

например венским ученым Фр.Мюллером; эти классификации представляют на

самом деле гораздо более логичное и точное построение, чем рассмотренные нами

выше классификации, основанные на антропологических и антропометрических

данных. Но тем не менее и лингвистические классификации имеют лишь

относительную ценность. Будучи весьма полезны в тех случаях, когда дело идет о

систематизации наших знаний об отдельных наречиях или знаний в области

описательной этнографии, эти классификации не в состоянии осветить и уяснить

многие вопросы социологии и философии истории. Руководясь чисто

лингвистическими указаниями, придется в самый низший разряд «отверженных»

рас поместить, например, китайцев и другие народы Восточной Азии только

потому, что они говорят на языках, состоящих из односложных слов. Напротив,

зулусы, бечуаны и другие народы Южной Африки, говорящие на одном из наречий

банту, звучном, полном и приспособленном для выражения самых незначительных

оттенков мысли и чувства, должны быть причислены, по лингвистическому

признаку, к «избранным» расам.

Летурно отдает себе отчет в том, что антропологические различия рас не

вполне удовлетворяют научным требованиям и при их помощи нельзя решать

сложные социологические проблемы, но он тем не менее рассчитывает разрешить

проблему деления человечества на расы, основываясь на антропологических

данных. Разумеется, такое отношение к делу приводит в конце концов к

несомненному petitio principii (предположение, требующее доказательств).

Придерживаясь взгляда, что существуют «избранные» и «отверженные» расы,

Летурно делит весь человеческий род на три группы, отличающиеся друг от друга

цветом кожи, отчасти анатомическими особенностями, а главным образом

степенью развития культуры и цивилизации.

I. Черная раса, наследственно неспособная вне смешения с расами высшими

создать высшую цивилизацию.

II. Желтая раса, монгольская, стоящая несравненно выше черной. Наиболее

способные ее представители, говорит Летурно, азиатские монголы, уже в очень

ранний период своей истории образовали огромные и сложно устроенные

общества, соперничавшие с обществами людей белой расы, а иногда, в некоторых

отношениях, служившие этим последним даже образцом. Стоявшие на самой

низкой ступени развития, интеллектуально наиболее неразвитые племена

монгольской расы, как, например, американские индейцы, несчастные остатки

которых и посейчас находятся на самой низкой ступени умственного и

социального развития, — и те, говорит Летурно, «в лице наиболее одаренных

представителей создавали некогда выдающиеся цивилизации Мексики и Перу».

III. Белая раса, «стоящая на иерархической лестнице еще несколькими

ступенями выше. У представителей этой расы сильно развиты мозговые

полушария, лоб расширен и выпрямлен, челюстные кости значительно уменьшены.

Среди людей белой расы почти не встречается прогнатистов и лиц с толстыми,

широкими губами»vi. Только народы белой расы способны к культуре и

цивилизации.

Эта поверхностная классификация человеческих рас, несомненно, обладает

достоинствами крайней простоты и ясности. Но, к сожалению, она даже не вполне

точно констатирует факты. Бесспорно, что большинство народов, играющих или

игравших первые роли во всемирной истории, принадлежат к одной из отраслей

белой расы. Таковы арийцы Пенджаба, ассиро-вавилоняне (только отчасти),

финикийцы, греки, итальянцы, французы, германцы и вообще все народы

средневековой и новой Европы, за исключением, быть может, финнов и негров.

Но не следует забывать, что бесспорно наилучше изученная ветвь

человеческого рода, именно группа арийских народов, является своего рода

единым коллективом только в одном лингвистическом отношении. Не будем

забывать, что на огромном пространстве, ограниченном с одной стороны

круглоголовыми народами Индии, а с другой стороны длинноголовыми

блондинами северной Германии, можно встретить бесконечные изменения в

окраске кожи, волос, глаз и бесконечное разнообразие во всех других

антропологических признаках.

Кроме того, мы знаем, что большое количество народов, принадлежность

которых к белой расе бесспорна, тем не менее играли в истории цивилизации почти

такую же роль, как гвинейские папуасы или какие-либо еще другие представители

«отверженных» рас. Интересно отметить, что афганцы, считающиеся близкими

сородичами англичан, тем не менее представляют собою совершенно другой тип.

Бедуины, относящиеся крайне враждебно ко всякой высшей цивилизации,

несмотря на тысячелетнее соприкосновение с наиболее развитыми цивилизациями,

остаются до нашего времени в том же состоянии, в каком история видела их еще во

времена фараонов. Тем не менее бедуины-семиты, будучи еще более чистыми по

крови представителями низшей расы, создали высокую ассиро-вавилонскую

цивилизацию, а позднее арабскую цивилизациюvii.

Таким образом, на основании всех этих данных можно было бы легко

заключить, что арийцы и семиты с более или менее белой кожей одни только среди

всех при известных условиях оказывались способными к созданию высокоразвитых

цивилизаций. Но так как при других условиях те же народы переживают

совершенно другую историческую судьбу, то очевидно, что центр тяжести вопроса

лежит не в способностях, присущих расе, а в каких-то еще, пока не определенных

условиях.

Основная ошибка метода, предложенного Летурно для классификации рас,

приведет нас к еще более ошибочным выводам, если мы будем применять ее ко

второй расе, по классификации Летурно, т.е. к группе желтых, или монгольских,

народов. Изо всех народов Азии, объединенных Летурно в одну расу желтых

народов, лишь одни китайцы занимают в истории человечества почетное место, но

всем известно, что как по своему языку, так и по своему внешнему виду они

значительно отличаются от других народов монгольской расы.

Правда, что Монгольское царство, созданное Чингисханом и его

преемниками — Хубилаем на востоке и Батыем на западе, — завоевало себе

историческую известность, но, увы, эта известность носит слишком печальный

характер. Нет никаких оснований ставить примитивную цивилизацию монголов

эпохи Чингисхана в культурном отношении выше цивилизации, памятники

которой в Зимбабвеviii и поныне приводят в удивление путешественников и

заставляют невольно думать, что не имеем ли мы здесь дело с творениями

европейских строителей, каким-либо образом попавших некогда в недра Черного

материкаix.

Из всех народов древнего мира, причисляемых к желтой расе, нам остается

только указать на турок-османлисов, или оттоманов. Они действительно вписали

свое имя на страницах всемирной истории, но только не в качестве творцов

цивилизации. Наоборот, их историческая роль очень часто и весьма справедливо

сравнивается с ролью шакалов и хищных птиц, составляющих нечто вроде

санитарной полиции на улицах мусульманских городов и пожирающих ту падаль,

которую никто не заботится убрать. Но это сравнение верно только отчасти, и, если

турки захватили остатки умиравшей византийской цивилизации и халифата, они не

заботились нисколько о трупах этих цивилизаций, оставляя их разлагаться на

открытом воздухе. Не следует также забывать, что турки, точно так же как и

крымские татары, только по языку принадлежат к урало-китайской семье народов;

говоря антропологическим языком, они «облагородили» свою расу благодаря

вековому обычаю пополнять свои гаремы женщинами белой расы, плененными или

купленными в Греции, на Балканах, в Польше, на Украине, на Кавказе и в

Армении.

Итак, ту неспособность к созданию высших культур, которую Летурно

считает наиболее характерным признаком для «отверженной» расы негров, можно

констатировать также и у значительной части народов белой расы и почти у всех

представителей желтой. Говоря вообще, великие исторические цивилизации

являлись результатом совместной работы самых сложных смешений различных

этнологических элементов, смешений, в которых даже приблизительно нельзя

определить долю участия «белых», «желтых» или «черных»x.

Египетская культура, считающаяся одной из самых древних и наиболее

изолированных, тем не менее потребовала для своего возникновения соединения

четырех различных этнологических групп. Изображения представителей всех этих

четырех групп воспроизведены с удивительной точностью на гробницеxi фараона

Сети I (XIX династия). На этих изображениях мы можем видеть представителей

всех трех рас Летурно: белого человека (Tama'hou — это название и до сих пор

носят некоторые весьма похожие на европейцев африканские племена, которых

арабы называют туарегами), желтого человека (Amou) с семитическими

характерными чертами, с более или менее ясной примесью туранского элемента и,

наконец, черного человека (Nahasiou) — обыкновенного негра с курчавыми

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.