Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные уровни и типы решений





Тип решений Ключевые навыки
Уровень 1 — рутинный Неукоснительное следование процедуре. Разумная оценка ситуации. Гуманное лидерство. Контроль / мотивация
Уровень 2 — селективный Установление целей. Планирование. Анализ/ развитие. Анализ информации
Уровень 3 — адаптационный Идентификация проблем. Систематизированное решение проблем. Создание рабочих групп. Анализ возможного риска
Уровень 4 — инновационный Творческое управление. Стратегическое планирование. Системное развитие

 

^ Этапы принятия управленческих решений

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требу­ют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать са­мостоятельно, а в ряде случаев — взаимодействуя с другими людьми. При этом все решения должны удовлетворять соответствующим тре­бованиям к их качеству.

Г. Симон различает два вида решений: запланированные и спонтан­ные. В случае, когда возникшая проблема уже известна, имеется програм­ма ее решения, «интеллектуальный файл». С такими проблемами можно справиться, несмотря на их количество. Для новой проблемы программы решения нет — она требует обдумывания. При этом полезно использо­вать рациональный подход, включающий три последовательных этапа:




  1. обдумывание проблемы;

  2. проект;

  3. выбор.


Рассмотрим эти этапы более подробно.

Обдумывание. Включает четкий анализ проблемы. На этом этапе по­ищите похожие проблемы, убедитесь, что та проблема, которой вы со­бираетесь заняться, — действительно проблема, а не просто симптом чего-то более серьезного. Займитесь поиском информации, связанной с ее разрешением. Найдите точное определение критериев, которым должен удовлетворять ответ. Одни из этих критериев могут быть важ­ными, другие — желаемыми, но несущественными.

Проект. Заключается в систематическом поиске возможных решений. На этом этапе будьте готовы включить в список возможных ответов наряду с обычными и новаторские, необычные. Если вы — лидер ко­манды, поощряйте подобные ответы и подумайте о способах, с помо­щью которых можно усовершенствовать вашу собственную способ­ность и способность сотрудников вашей группы находить подобные ответы (например, «мозговой штурм»).



 

Начало процесса Отказываетесь от всех решений Выбираете наилучшее решение

 

Вы ощущаете что у вас есть проблемы Переопределяете проблему Применяете критерии к решениям

 

Определяете проблемы Устанавливаете критерии, которым должно удовлетворять решение Даете возможные решения

 


^ 1.2 Алгоритм принятия управленческого решения


Выбор. Протестируйте ответы по выбранному ранее критерию. Выберите решение, которое при тестировании оказалось наилучшим. К тому моменту, когда вы достигнете последнего этапа, возможно, вы воспримете проблему под другим углом зрения и будете готовы на­чать все сначала. По мере следования по этому систематическому пути вы, возможно, измените свое мнение либо относительно проблемы, либо относительно критериев, которым решение этой проблемы может удов­летворить. Тогда необходимо пройти по кругу еще раз. Первый круг может привести к пересмотру проблемы, к переопределению ее, к по­вторному уточнению критериев, которым должен удовлетворять ответ.

^ Вспомогательные средства рационального мышления

Менеджер может использовать также некоторые вспомогательные средства рационального мышления — списки, причинно-следствен­ные диаграммы, дерево решения.



Списки. Составление простого перечня предметов выбора или от­ветов может помочь внести ясность: предметы выбора открыты перед вами. Список может быть двумерным (см. табл.2.2).

Таблица 1.2 Ключевое действие в процессе поиска решений

 

Поиск решения -ключевые действия Примеры действий менеджера, необходимых для поиска решения
Рассмотрение Проясните проблему. Выявите причину ее возникновения. Убедитесь, что вы должны сделать: принять самостоя­тельное решение или реализовать ранее принятое Проясните конечную цель и время ее достижения Спросите себя и других, какая информация вам нужна
Консультации Постарайтесь получить максимум информации Проведите собрание участников для обсуждения возможных вариантов решения Решите, на каком этапе должны прекратиться консультации
Кульминационный момент Соберите все варианты решения Принятие решения Составьте план исполнения решения

 

^ Окончание табл.1.2

Поиск реше­ния - ключевые действия Примеры действий менеджера, необходимых для поиска решения
Общение Проведите инструктаж, на котором объявите, что должно произойти, почему и на кого повлияет решение Поддержите инструктаж письменно Вы должны убедиться, что вас понимают, относительно того, когда решение будет реализовываться или внедряться
Проверка Проверьте, что инструктаж выполнен Проведите выборочные проверки эффективности управления Пересмотрите решение и внесите в него необходимые коррективы

 

Причинно-следственные диаграммы. Эти диаграммы просты и на­глядны, они помогают анализировать проблему, причины, вызвавшие ее, позволяют определить направления поиска решений причинно-следственных диаграмм

Дерево решений — схематичное представление проблемы принятия решений, которое позволяет учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соот­ветствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы.

^ Особенности решений, принимаемых на государственном уровне:

• широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или
затрагиваемых этим решением);


  • широта решаемых проблем;

  • ответственность перед обществом:

  • финансовая;

  • социально-политическая;

  • нравственно-этическая;

  • экологическая.


Особенности решений, принимаемых на различных уровнях управления:


  • технический уровень: оперативные, конкретные, четко форма­
    лизованные, контролируемые;

  • средний уровень: тактические, текущие, с высоким экспертным
    уровнем и уровнем аргументации;

  • высший уровень: стратегические, высокоответственные.

 


^ 1.3. Методы принятия управленческих решений

Метод проб и ошибок - метод, ориентированный на действие

С точки зрения организации - это самый простой метод, так как он не требует специальной организации. Метод предполагает перечис­ление всех возможных вариантов решения проблемы без попытки упо­рядочить или строго организовать этот процесс.

Этот метод связан с неисследованностью, высоким уровнем новиз­ны проблемы или с недостаточным уровнем профессионализма при­нимающего решение (небольшой опыт работы, отсутствие знания экспертных методов разработки и принятия управленческих решений).

^ Метод контрольных вопросов

Позволяет упорядочить процесс отбора вариантов и состоит в том, что варианты перечисляются в последовательности, задаваемой рядом специально подобранных наводящих вопросов. Эти вопросы состав­ляются с учетом особенностей мышления.

На этапе разработки управленческих решений и на этапе выбора варианта управленческого решения используются ключевые слова, построенные в логической последовательности. Например:


  • какова проблема (в чем заключается проблема)?

  • кто участвует в ее решении?

  • кто ее создает?

  • где она возникла?

  • какие возможны варианты решения?


Метод построен на логической структурной основе, но уровень ар­гументации часто бывает не очень высок.

Морфологический анализ

Данный метод, разработанный в 1942 г. американским астрофизи­ком Цвики, используется в целях расширения области поиска различ­ных вариантов решения проблемы. Он предполагает углубленную клас­сификацию объектов и позволяет на основе построения модели (двух-

или трехмерной матрицы) получать новые решения путем составле­ния комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Основные этапы анализа:


  1. определение характеристик объекта или задач;

  2. определение разновидностей реализации этих задач;

  3. формирование морфологической модели в виде матрицы, где
    по вертикали отражается совокупность всех задач, которые необхо­димо решить для достижения поставленной цели. По горизонтали для каждой задачи дается вариант (один или несколько) реализации кон­кретного решения;

  4. получение комбинаций элементов матрицы, причем каждое но­ вое решение представляет собой сочетание элементов, взятых по од­ному из каждой строки матрицы;

  5. анализ на предмет выявления совместимости элементов в по­лученной комбинации друг с другом. В случае несовместимости комбинация исключается из рассмотрения. Оставшиеся рассмат­риваемые варианты оцениваются, сравниваются по критериям, установленным в соответствии с требованиями решения данной про­блемы, и выбирается наилучший вариант.


^ Метод «мозгового штурма»

Бывают ситуации, когда один человек не может принять оконча­тельное решение. Тогда применяют метод «мозгового штурма» (или метод номинальной группы), который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а за­тем принять решение. Этот метод был разработан в 1939 г. американс­ким ученым А. Осборном.

Методы мозгового штурма, или мозговой атаки, основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 чело­век, каждому из которых независимо предложить и индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательс­кой или рационализаторской задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказать идеи по той же задаче, то получится N*к идей. При этом оказывается, что N*k намно­го больше N. Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цеп­ная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.

Метод мозгового штурма предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он ши­роко применяется в управленческой практике с целью получения мак­симального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30 мин, максимум 40 мин). Причем экспертами являются как генераторы идей — специалисты в этой сфере, так и генераторы идей — дилетанты (специалисты в другой сфере).

Метод мозгового штурма предполагает разделение по времени и по исполнителям этапов «штурма». Участников разбивают на «генерато­ров» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики оценивают их идеи. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на магнитофон.

Виды мозговой атаки

Правила проведения мозговой атаки:


  • краткость высказывания идеи (менее 1 мин);

  • отсутствие критики высказанных предложений;

  • возможность развития идеи, высказанной ранее;

  • возможность записи идей на магнитофонную пленку.
    Существует несколько видов мозговых атак.


Прямая мозговая атака («мозговой штурм»). Постановка задачи перед творческой группой — участниками мозговой атаки — может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно по­лучить или иметь и что мешает получению желаемого. Постановка зада­чи для «мозгового штурма» должна отличаться краткостью изложения. Она может быть представлена в виде описания проблемной ситуации. Иногда имеет смысл дать более детальное изложение постановки, ког­да описание проблемной ситуации дополняют предварительной фор­мулировкой задачи в соответствии с операцией.

Оптимальное число участников в творческой группе для проведе­ния сеанса мозговой атаки составляет 5—12 человек, хотя допустимо и меньшее, и большее число участников.

Цель проведения прямой мозговой атаки состоит в выработке уп­равленческого решения путем обсуждения предложенных идей для

решения данной проблемы. Метод прямого мозгового штурма целесо­образно использовать:


  • при решении изобретательских и рационализаторских задач в
    самых различных областях техники и видах деятельности, в том
    числе управленческой (по форме, деятельности и глубине
    проработки);

  • на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и проектирования изделий;


• в сочетании с другими эвристическими методами.
^ Обратная мозговая атака.Воснове обратной мозговой атаки

лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная мозговая атака не генерирует идеи, а целиком направлена на критику уже имеющихся идей.

Метод обратной мозговой атаки ориентирован на решение первой творческой задачи, то есть цель обратной мозговой атаки заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектом обратной мозговой атаки может быть конкретное изделие, процесс, сфера обслуживания и т. д.

Формулировка задач для обратной мозговой атаки должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: что представляет собой объект, который требуется улучшить, какие недостатки объекта известны, что требуется получить в результате мозговой атаки, на что нужно обратить особое внимание.

Обратная мозговая атака может быть использована в следующих случаях:


  • при уточнении постановки изобретательских и рационализа­торских задач;

  • при разработке технического задания или технического предло­жения;

  • при проведении экспертизы проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки.


^ Двойная мозговая атака. Суть двойной мозговой атаки заключается в том, что после проведения прямой мозговой атаки делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, затем еще раз повторяется прямая мозговая атака. При двойной мозговой атаке число участников может возрасти до 20 и более человек. Обсуждение задачи идет в непринужденной обста­новке и во время перерыва, при этом допускается критика высказанных идей, причем как бы «неофициальная». После перерыва генерация выс­казанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных замечаний.

^ Теневая атака: мнения фиксируются на бумаге, затем выполняется их обработка.

Метод индивидуального мозгового штурма: человек поочередно вы­полняет роли «генератора» и «критика».

^ Метод расстановки приоритетов

Используется для оценки и выбора наилучшего варианта управлен­ческого решения. Его применение предполагает попарное сравнение вариантов решения проблемы по определенным критериям. При этом используются следующие символы:

> — если данный вариант лучше (1,5);

= — если сравниваемые варианты равны (1);

< — если данный вариант хуже другого (0,5).

Обоснование выбора лучшего варианта управленческого реше­ния по методу расстановки приоритетов производится по следую­щему алгоритму:


  1. определение критериев отбора предпочтительного варианта ре­шения;

  2. сопоставление систем сравнения вариантов по каждому критерию;

  3. построение матрицы смежности по каждому критерию (К);

  4. определение абсолютного приоритета Р.к а6с;

  5. определение относительного (нормированного) приоритета РЛ ага;

  6. построение системы сравнений для критериев и т. д. (как и для вариантов);

  7. вычисление комплексного показателя приоритета варианта Р отн/ком /J


8) выбор наиболее приоритетного варианта по максимальному зна­чению комплексного показателя приоритета варианта ? Р отн/ком

^ Метод дерева решений

Метод имеет несколько вариаций — дерево решений, дерево целей, эффективно реализуется путем коллективной экспертизы.

Суть метода дерева целей сводится к тому, что группа экспертов дает свою оценку всем направлениям и вариантам решения проблемы, вы­деляя наиболее приоритетный путь (вариант).

Метод показывает «пробелы», которым не уделили внимания.

Принцип построения:


  1. четкая иерархия;

  2. полнота.

  3. Формирование результатов выполняется в несколько этапов.


Этап 1. Формирование группы экспертов с высоким уровнем ком­петентности. Количество экспертов может быть от 7 до 15 человек. В состав группы, как правило, включаются эксперты, которые непос­редственно работают в этой области знаний. При этом уровень их ком­петентности Ктмп оценивается с учетом их осведомленности (коэффи­циент осведомленности К осв) и аргументации их предложений (коэффициент аргументации К ):

^ Осведомленность и аргументированность определяются следующи­ми характеристиками:


  1. наличие у экспертов научных трудов в этой области (их теорети­ческая база, образование);

  2. наличие у экспертов опыта работы в данной сфере;

  3. источники аргументации (специальная литература, периодичес­кая и патентная литература, всевозможные отчеты, электронные средства передачи информации, в том числе Интернет);


4) участие в симпозиумах, конференциях и совещаниях.
Совокупность этих оценок характеризует уровень компетентности каждого члена экспертной группы.

Считается, что допустимый уровень компетентности группы экс­пертов должен быть больше или равен 0,67. В этом случае группа име­ет основание приступить к экспертным оценкам. В противном случае необходимо еще раз проанализировать состав группы с целью отстра­нения от работы менее компетентных экспертов.

Этап 2. Оценка относительной значимости, приоритетности, ко­торая производится экспертами на каждом уровне дерева целей.

Для этого используется система балльных оценок — как правило, 5-ти или 10-балльная.

^ Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА)

Метод ФСА применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению отдачи функ­ционирования подразделений. Он является универсальным методом выбора решений, позволяющим добиваться оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству.

Основная суть метода сводится к представлению объекта в виде совокупности функций (функциональной модели) и решению вопро­са о том, все ли функции действительно необходимы, какие из них можно совместить или убрать без ущерба для качества.

Метод ФСА хорошо себя зарекомендовал в управленческой прак­тике разработки и принятия решений: он обладает высокой практи­ческой полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выяв­ление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затрата­ми на их реализацию.


Основные этапы проведения ФСА

Подготовительный:


  • выбор объекта анализа;

  • подбор членов исследовательской рабочей группы для решения поставленных задач;

  • определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами.


Информационный:


  • подготовка, сбор, систематизация информации об объекте ФСА и его аналогах;

  • изучение потребностей и функций, которые нужно удовлетворить;

  • прогнозирование конкурентоспособности объектов;

  • изучение объекта и его аналогов;

  • изучение условий их эксплуатации;

  • изучение технологии создания объекта;

  • построение структурно-экономической модели объекта;

  • анализ стоимостной информации, определение затрат на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонт объекта;

  • дополнение структурно-элементной модели объекта и его составных частей стоимостной информацией;

  • выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в исследуе­мом объекте;

  • анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.


Аналитический:


  • формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;

  • классификация функций;

  • построение функциональной модели объекта;

  • оценка значимости функций экспертным методом;

  • определение материальных носителей соответствующих функций;

  • оценка связанных с осуществлением функций затрат в увязке с соответствующими материальными носителями;

  • построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного подхода. Модель содержит элементы объекта, шифры элемен­тов, абсолютные и удельные затраты по элементам, а также доли функций, выполняемых этими элементами;

  • определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;

  • формулирование задач совершенствования объекта для после­ дующих задач ФСА.


Творческий:


  • выработка предложений по совершенствованию объекта;

  • анализ и предварительный отбор предложений для реализации;

  • систематизация предложений по функциям;


• формирование вариантов выполнения функций.
Исследовательский:

разработка эскизного проекта по отобранным вариантам; экспертиза подготовленных решений; отбор наиболее рациональных вариантов решений; создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;


  • проведение испытаний;

  • окончательный выбор реализуемых решений;

  • технико-экономическое обоснование решений.
    Рекомендательный:

  • рассмотрение представленных технических решений на научно-техническом совете;

  • принятие решения о возможности их реализации;


• согласование мероприятий по реализации принятых решений.
Внедренческий:


  • включение мероприятий по обеспечению внедрения принятых
    предложений ФСА в соответствующие планы;

  • контроль выполнения планов;

  • оценка эффективности реализации планов;

  • стимулирование работников за внедрение методов ФСА.

 

Метод платежной матрицы

Это один из методов принятия управленческих решений, который применяется в условиях, когда:


  • число альтернативных вариантов разумно ограничено;

  • нет полной определенности в отношении того, что может про­изойти (неопределенность среды).


В данном случае платеж — это денежное вознаграждение за конк­ретную стратегию (работу) с учетом конкретных обстоятельств.

Если рассматриваемые варианты и платежи представить в виде мат­рицы, то получится платежная матрица. Менеджер (руководитель) должен объективно оценить вероятность совершения события и рас­считать ожидаемое значение вероятности. Вероятность события варь­ируется от 0 (когда событие определенно не произойдет) до 1 (когда оно определенно произойдет). Сумма всех вероятностей равна 1. Вероятность может быть определена на основе экспертной оценки ру­ководителя. Она прямо влияет на определение ожидаемого значения альтернативы.


^ Метод цепных подстановок (МЦП)

Метод используется для разработки и принятия решений в том слу­чае, если проблема имеет строго выраженный функциональный харак­тер. При этом функция должна быть выражена либо в виде произведе­ния, либо в виде частного от деления одних показателей на другие, либо в виде суммы.

Суть метода заключается в последовательной замене плановых ве­личин одного из факторов при условии, что остальные факторы оста­ются неизменными. Степень влияния на функцию того или иного фак­тора определяется последовательным вычитанием г'-го расчета из (/+1)-го. Причем в первом расчете все величины плановые, а в пос­леднем — фактические.

Анализируя влияние факторов на функцию, выявляют, за счет вли­яния каких факторов и как («+» или «-») произошли отклонения фак­тического значения функции от планового.


^ Метод сценариев

Метод сценариев используется в сфере принятия управленческих решений в долгосрочном периоде.

Сценарий — описание или картина будущего какого-либо объекта (фирмы), составленные с учетом правдоподобных предпочтений.

Прогнозная оценка чаще всего представляется в виде трех возмож­ных вариантов сценария:


  1. оптимистического;

  2. пессимистического;

  3. ожидаемого, наиболее вероятного.


Сценарий используют для принятия решений в сфере стратегичес­кого развития фирм, регионов, технологий, рынков.

Выделяют следующие этапы проведения (составления) сценария:

1. Формулирование проблемы:

а) производится сбор и анализ информации;

б) выполняются согласование со всеми участниками проекта ре­шения сути задачи и ее формулирование.

2. Определение и группировка сфер влияния:

а) выделяются критические точки среды бизнеса;

б) производится оценка их возможного влияния на будущее фирмы.

3. Определение показателей будущего развития объекта.

Эти показатели не должны быть амбициозными или завышен­ными. Те сферы деятельности, развитие которых может идти по не­скольким вариантам, описываются при помощи нескольких альтер­нативных показателей.

4. Формулирование и отбор согласующихся наборов предположений:

а) развитие определяется исходя из сегодняшнего положения и все­
возможных изменений;

б) различные альтернативные предположения о будущем комбинируются в наборы;

в) из всех полученных наборов выбирают, как правило, три с уче­том следующих критериев:


  • высокая сочетаемость, совместимость предположений, входя­щих в набор;

  • наличие большого числа значимых переменных;

  • высокая вероятность событий, относящихся к набору предпо­ложений.


5. Сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер
(фирмы) с предположениями об их развитии:

а) сравниваются результаты этапов 3 и 4;

б) завышенные и заниженные показатели состояния корректиру­ются при помощи данных этапа 4.

Для более точного прогноза необходимо сокращать интервал про­гнозирования, то есть делить его на несколько фрагментов, составляя несколько сценариев.

6. Введение в анализ разрушительных событий.

Под разрушительным событием понимаются как негативный, так и позитивный моменты.

7. Установление последствий.

На данном этапе происходит сравнение стратегических проблем фирмы и выбранных вариантов ее развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.