Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирования и учреждения медицинской службы гражданской обороны.





Для ликвидации медико-санитарных последствий очагов массового поражения на военное время сохранены медицинские формирования и ме- дицинские учреждения, ранее созданные медицинской службой гражданской обороны (МСГО). В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. «О федеральных службах гражданской обороны» приказом Министерства здравоохранения РФ № 242 от 3 июля 2000 г. утверждено «Положение о федеральной меди- цинской службе гражданской обороны». К подвижным формированиям от- носятся санитарные посты, санитарные дружины, медицинские отряды, а к медицинским учреждениям - больницы больничной базы.

Санитарный пост (СП) состоит из четырех человек - начальника по- ста и трех санитарных дружинниц. СП создаются на предприятиях, в учреж- дениях, высших и средних специальных учебных заведениях. СП имеет сле- дующее оснащение: аптечки, санитарные носилки, носилочные лямки, сред- ства индивидуальной защиты, нарукавные повязки с эмблемой Красного Креста и Красного полумесяца и др. Они предназначены для оказания пер- вой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях на своем объекте. СП в мирное время оборудуют на предприятиях и учреждениях «Уголки здоро- вья». В очаге ядерного поражения личный состав СП за 1 час работы может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным без розыска и выноса.



Санитарная дружина состоит из 24 человек - командир, заместитель командира, связной (он же завхоз), шофер и 5 звеньев санитарных дружин- ниц по 4 человека в каждом звене, один из которых является командиром звена. СД создаются на предприятиях, в учреждениях. Табелем оснащения предусмотрены: санитарные сумки (каждой дружиннице), средства индиви- дуальной защиты (в том числе и медицинские средства индивидуальной за- щиты), санитарные носилки, носилочные лямки, индивидуальные фляги для воды, нарукавные знаки Красного Креста и др. СД предназначена для розы- ска и оказания первой медицинской помощи в очагах массового поражения, участия в организации выноса и вывоза пораженных к местам погрузки их на транспортные средства, работы в других формированиях и медицинских 36 учреждениях. За 1 час работы в ядерном очаге одна СД может оказать пер- вую медицинскую помощь 50 пораженным.



СД и СП - это массовые формирования медицинской службы. Они создаются и используются по планам штабов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. За формирование, экипировку и оснащение СД и СП несут ответственность руководители объектов совместно с организациями Общества Красного Кре- ста, а за медицинскую подготовку - органы здравоохранения.

Медицинский отряд (МО) - основное подвижное формирование медицинской службы, предназначенное для оказания первой врачебной и квалифицированной, по жизненным показаниям, медицинской помощи пора- женным и больным в очаге (на границе очага) массового поражения. Они созданы по планам штабов по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий области (города) на базе лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник). В состав МО входят 146 человек, из которых 8 врачей, 38 средних медицин- ских работников, 2 санитарные дружины и другой личный состав. Отряду придаются табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанция, подвижная электростанция, средства индивидуальной защи- ты, дозиметрическая аппаратура, приборы химической разведки и др. Пала- точным фондом МО не располагает. Для перевозки личного состава и иму- щества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта ведения спаса- тельных работ отряду выделяются автотранспортные средства.



Лечебные учреждения больничной базы предназначены для оказания квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечения пораженных на втором этапе медицинской эвакуации, развертываемом в за- городной зоне. К этим лечебным учреждениям относятся: головные, много- профильные, профилированные (травматологические, терапевтические, ин- фекционные, психоневрологические) больницы, а при большом количестве пораженных соответствующего контингента могут развертываться ожого- вые, детские больницы и больницы для легкопораженных.

1.9. Санитарно-эпидемиологическая служба медицины катастроф

Санитарно-эпидемиологическая служба является функциональной подсистемой Единой Государственной системы предупреждения и ликвида- ции чрезвычайных ситуаций, предназначенной для проведения санитарно- эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания.

На санитарно-эпидемиологическую службу медицины катастроф возложены следующие задачи:

- организация и координация деятельности учреждений службы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях для постоянного наблюдения и участия в контроле за состоянием среды обитания населения и потенциально опасных объектов, санитарно-эпидемиологической обстанов- ки;

- обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация материально-технического обеспечения учреждений службы для решения задач в чрезвычайных ситуациях;

- подготовка специалистов службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств пора- жения в военное время;

- участие в разработке и осуществлении государственных научно- технических, региональных целевых программ по проблемам предупрежде- ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- использование банка данных потенциально опасных химических и биологических веществ для мониторинга их во внешней среде и разработки мер профилактики поражений населения;

- обеспечение правовой и социальной защиты специалистов службы, привлекаемых для проведения неотложных работ при возникновении и лик- видации ЧС.

Организация и проведение экстренных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населе- нию в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются уровень и характер по- ражения и медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения пострадавшего населения, резкое изменение условий его жиз- недеятельности.

Основными принципами организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации в чрезвычайных ситуациях являются:

- построение организационной системы службы в соответствии с об- щей системой органов управления РСЧС;

- государственный характер и постоянная готовность сил и средств службы, их высокая мобильность и четкое функциональное предназначение;

- единый подход к организации санитарно-гигиенических и противо- эпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

- дифференцированный подход в организации деятельности службы, формирование сил и средств с учетом региональных особенностей (уровня и характера потенциальной опасности территорий);

- соответствие содержания и объема, мероприятий санитарно- эпидемиологической обстановке, возможностям и характеру деятельности учреждений службы, а также характеру производственной деятельности на- селения;

- участие всех звеньев службы при организации и проведении экстренных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрез- вычайных ситуациях;

- создание в территориальных центрах, в зависимости от масштаба ре- шаемых задач, отделов, секторов, групп или выделение отдельных специа- листов, координирующих и контролирующих деятельность центров по под- готовке к действиям в чрезвычайных ситуациях и к работе в сети наблюде- ния и лабораторного контроля;

- организация взаимодействия службы с другими заинтересованными ведомствами, с ведомственными санитарными службами.

При проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий ЧС все учреждения системы санитарно-эпидемиологического надзора дру- гих министерств и ведомств России, расположенные на данной территории, переходят в оперативное подчинение главного государственного санитарно- го врача республики, области (края).

Функции службы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях определяются объемом и характером целей и задач и включают в себя:

- руководство созданием и функционированием службы в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

- контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

- учет потенциально опасных объектов, участие в осуществлении контроля за их состоянием и прогнозировании возможности возникновения аварий, катастроф на объектах промышленности (совместно с Госатомнадзором, Госгортехнадзором России, органами охраны природы и природополь- зования);

- организация и осуществление контроля за санитарно- эпидемиологической обстановкой, выявление причин и условий возникновения инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний, прогнозирование (совместно с заинтересованными ведомствами), возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации;

- организация и участие в проведении мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации инфекционных и паразитарных заболеваний;

- контроль за проведением специфической и неспецифической профи- лактики инфекционных заболеваний.

Санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования предназначены для проведения санитарного надзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, организационно- методического руководства при их планировании и осуществлении этих мероприятий объектами здравоохранения.

Использование санитарно-эпидемиологических учреждений и форми- рований определяется планом медицинского обеспечения, характером дея- тельности населения, конкретно складывающейся санитарно- эпидемиологической обстановкой и осуществляется на основе единых прин- ципов, главными из которых являются:

- приближение сил и средств к районам катастроф и к обеспечиваемым контингентам населения;

- сосредоточение основных усилий, сил и средств на поддержание са- нитарно-эпидемиологического благополучия населения и наиболее значи- мых объектов народного хозяйства;

- постоянная готовность санэпидучреждений к работе в эпидемических очагах, своевременное создание и четкий маневр силами и средствами, а также своевременное выполнение внезапно возникших задач.

Наиболее общими приоритетными направлениями деятельности санэпидучреждений и формирований при возникновении чрезвычайных ситуаций могут быть:

- санитарно-эпидемиологическая оценка пригодности источников питьевого водоснабжения; - определение безопасности потребления продуктов питания в очаге катастрофы;

- оценка альтернативных методов уничтожения отходов и дезинфекции канализационных стоков;

- контроль санитарного состояния мест питания, пунктов оказания по- мощи пострадавшим, мест размещения пострадавшего населения и путей его эвакуации;

- контроль численности грызунов, организация дератизационных ме- роприятий;

- участие в проведении радиологической, химической и санитарно- эпидемиологической разведки;

- согласование вопросов по санитарной очистке очагов катастрофы (за- хоронение погибших, вывоз нечистот и др.);

- координация действий с представителями штаба и соответствующих служб по вопросам информирования населения об опасности очага катастрофы и правилам поведения при ЧС, смягчения психологического воздействия на население с целью уменьшения паники;

- регулярное информирование (оповещение) регионального штаба о проведенной работе и складывающейся обстановке.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федера- ции от 3 августа 1996 года № 924 «О силах и средствах единой государст- венной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» учреждения и формирования Госсанэпидслужбы России в Единой государ- ственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, за обстановкой на социально опасных объектах, прилегающих к ним 40 территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения, а также входят в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны.

Важной составной частью функциональной подсистемы РСЧС - надзора за санитарно- эпидемиологической обстановкой, являются противочумные учреждения. Привязка этих учреждений к природным очагам чумы и других особо опас- ных инфекций не избавляет их от решения более широкого круга задач по предупреждению эпидемических осложнений в стране.

В перечень сил постоянной готовности Роспотребнадзора России ре- гионального и территориального уровня включены 89 центров Роспотребнадзора на территориях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных институтов, противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне чрезвы- чайной ситуации 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно- эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпиде- мических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека от 31 октября 2006 г. №796-ДСП «О совершенствовании организации работы специализированных формирований Роспотребнадзора определены задачи этой службы в области повышения готовности формирований к работе в условиях ЧС санитарно-эпидемического характера и ликвидации их медико-санитарных последствий.»

1. Головные центры Госсанэпидслужбы федерального уровня, Феде- ральный центр Роспотребнадзора, Противочумный центр. Центральный НИИ эпидемиологии, Санкт-Петербургский ПИИ радиационной гигиены, обеспечивают:

- разработку организационно-методических вопросов деятельности ла- бораторий, организаций Роспотребнадзора при ЧС; контроль готовности Центров Госсанэпиднадзора и подготовку предложений по ее совершенство- ванию;

- проведение мероприятий в системе работы организаций госсанэпид- службы по ЧС, участие в формировании бригад постоянной готовности и групп экспертов, разработку сценариев и проведение учений и тренировок;

- сбор и анализ информации по деятельности центров Роспотребнадзора в ЧС;

- организацию и проведение апробации новых приборов и других ла- бораторных принадлежностей и методов исследований;

- эпидемиологическое благополучие населения по особо опасным (ка- рантинным) инфекциям и природно-очаговым инфекциям;

- осуществление функции головного учреждения по противоэпидемическим вопросам в системе работы Роспотребнадзора по чрезвычайным ситуациям;

- организационно-методическую и практическую помощь органам и учреждениям госсанэпидслужбы по вопросам профилактики особо опасных (карантинных) и природно-очаговых инфекций и санитарной охране терри- тории;

- организацию противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных и других редко встречающихся инфекций;

- контроль за готовностью противочумных учреждений и специализи- рованных противоэпидемических бригад постоянной готовности;

- расследование сложных случаев эпидемических вспышек и формиро- вание групп экспертов.

2. Головные и региональные центры федерального и регионального уровня, противочумные институты, обеспечивают:

- выполнение функций головных (по индикации) и региональных центров по особо опасным инфекциям; формирование и поддержание в готовности специализированных противоэпидемических бригад и групп экспертов; индикацию и идентификацию бактерий и вирусов;

- оказание практической помощи центрам Роспотребнадзора в оценке и расследовании опасных для жизнедеятельности населения уровней загрязнения и заражения окружающей среды.

- гигиеническую экспертизу ЧС, проведение экспертной оценки и лабораторных исследований продукции и объектов окружающей среды, формирование групп экспертов.

3.Центры регионального уровня - научно-исследовательские ин- ституты эпидемиологии и микробиологии, обеспечивают:

- оказание практической помощи центрам Роспотребнадзора в рас- следовании эпидемических ситуаций, в индикации и идентификации возбу- дителей инфекционных заболеваний;

- подготовку специалистов для работы в условиях эпидемического очага; формирование групп экспертов;

- оказание практической помощи центрам Роспотребнадзора в вопросах профилактики и диагностики поражений токсическими и другими химиче- ски активными веществами.

6. Центры регионального и территориального уровня - противо- чумные станции, выполняющие функции региональных и территориальных центров по особо опасным инфекциям обеспечивают:

- формирование и поддержание в готовности специализированных противоэпидемических бригад для выполнения задач в очагах инфекцион- ных заболеваний различной этиологии;

- индикацию и идентификацию возбудителей чумы, холеры и других опасных инфекций.

7. Центры Госсанэпиднадзора на транспорте, которые осуществляют:

- санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием транспортных средств, водных и воздушных судов, береговых объектов и аэропортов, над- зор за проведением карантинно-обсервационных мероприятий, участие в вы- явлении источников заражения (загрязнения), его масштабов и причин, фор- мирование бригад (групп);

- экспертизу и лабораторный контроль.

8. Центры местного уровня - центры в городах и районах, осуществляют:

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпиде- миологически значимыми объектами из «группы риска», контроль за пита- нием, водоснабжением, организацией бытовых условий вынужденных ми- грантов, проведение карантинных и обсервационных мероприятий в эпиде- мическом очаге;

- формирование бригад (групп), а при возможности - отрядов;

- отбор и доставку проб для исследований на возбудителей I - II групп, на токсические вещества;

- индикация возбудителей инфекционных заболеваний III - IV групп.

В соответствии с Положением о функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в Роспотребнадзоре предусматриваются следующие виды формирований:

- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

-санитарно- эпидемиологические бригады (СЭБ): эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады;

- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

- эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады;

- группы санитарно-эпидемиологической разведки (ГЭР), которые являются нештатными специализированными формированиями быстрого реагирования.

От оцени санитарно- эпидемиологического состояния зоны ЧС зависит характер и объем противоэпидемических мероприятий, специфика их организаций.

Работа учреждений и формирований по выполнению намеченных ме- роприятий проводится в трех периодах деятельности.

Период до чрезвычайной ситуации. Составляется план мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации с назначением ответственных лиц по направлениям деятельности. План после утверждения проверяется не реже 1 раза в квартал и при необходимости корректируется председателем координационной комиссии данной административной территории.

Основной упор руководители санитарно-эпидемиологической службы в этот период должны сделать на обучение персонала формирований дейст- виям в чрезвычайных ситуациях, а также установлению взаимодействия с другими службами и формированиями, принимающими участие в ликвида- ции последствий ЧС.

Период чрезвычайной ситуации. После получения сигнала о чрезвычайной ситуации формирования прибывают на место, оценивают обстановку, путем проведения санитарно- эпидемиологической разведки, устанавливают связь со штабом руководства спасательными работами. В соответствии с оценкой обстановки задействуются соответствующие разделы плана мероприятий по противоэпидемическому обеспечению населения в ЧС.

В ходе работ необходимо информировать штаб ГОЧС о принятых ме- рах и прогностических оценках сложившейся ситуации. Необходимо координировать работу отдельных подразделений. Задействовать систему связи и обмена информации между группами, работающими в районе чрезвычайной ситуации и лабораториями центра Роспотребнадзора.

Приоритетными направлениями деятельности санэпидслужбы при воз- никновении эпидемических очагов в чрезвычайных ситуациях являются:

- организация и ведение санитарно-эпидемиологической разведки;

- организационно-методическая помощь службам, работающим в эн- демическом очаге, в проведении мероприятий по локализации и ликвидации очага;

- выработка предложений и определение режима работы ЛПУ, объектов экономики, магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, водопро- водных станций;

- установление последовательности и объема первоочередных противо- эпидемических мероприятий по обеззараживанию территории и санитарной об- работке населения;

- организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических меро- приятий;

- экспертиза на зараженность пищевого сырья, продуктов питания и пить- евой воды, контроль за их обеззараживанием;

- контроль за организацией экстренной профилактики;

- контроль за выполнением режимных и противоэпидемических меро- приятий, проводимых другими службами;

- раннее активное выявление заболевших, их госпитализация и лечение;

- согласование вопросов, связанных со сбором и захоронением погибших животных (выбор мест захоронения, дезинфекционные мероприятия и т. д.);

- координация вопросов, связанных с захоронением трупов;

- взаимодействие с представителями штаба ГОЧС и служб информации по вопросам распространения сведений об опасности и правилах поведения насе- ления в эпидемических очагах;

- регулярное информирование штаба руководства о проведенной работе и складывающейся обстановке.

Период после чрезвычайной ситуации. Свертывание деятельности подразделений службы в чрезвычайных си- туациях и возвращение к нормальной работе. Освобождение дополнительно задействованных людских ресурсов, транспорта, оборудования. Анализ дея- тельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использова- ния полученного опыта в дальнейшем.

Управление организацией и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий заключается в повседневной деятель- ности руководящего состава и органов управления по поддержанию посто- янной готовности к действиям личного состава формирований санитарно- гигиенического и эпидемиологического профиля, персонала объектов и на- селения в зонах ЧС.

Управление должно иметь четко построенную автоматизированную систему от центральных органов до специализированных формирований в районах катастроф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и подготовленных для этих целей специалистов (эпидемиологов, гигиени- стов, санитарных врачей, радиологов, токсикологов, инженеров и др.).

Организация управления деятельностью санитарно- эпидемиологической службы включает:

- сбор (прием), обработку, хранение и преобразование информации (санитарно-гигиенической и эпидемиологической);

- анализ информации и оценку обстановки;

- принятие решения на проведение санитарно-гигиенических и проти- воэпидемических мероприятий;

- планирование организации санитарно-эпидемиологического надзора;

- доведение задач до исполнителей;

- взаимодействие и поддержание его в ходе ликвидации санитарно- эпидемиологических последствий ЧС;

- организацию пунктов управления;

- контроль и оказание помощи подчиненным;

-оценку качества и эффективности проводимых санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Для достижения эффективного управления организацией деятельности санитарно-эпидемиологической службы информация должна быть своевре- менной, полной и достоверной. Это достигается соответствующей перио- дичностью потоков информации, их централизаций и децентрализацией.

Информационные потоки, сложившиеся в санитарно- профилактических учреждениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, условно делятся на следующие группы: директивно- нормативные, информационно-справочные, информационно-методические, плановые, учетные, отчетные, пропагандистские по здоровому образу жизни, запросы, ответы на запросы и предложения.

Таким образом, в настоящее время разработаны методические подхо- ды к определению задач, места и роли отечественной службы медицины ка- тастроф, а также организация и порядок ее действий при чрезвычайных си- туациях. Особая роль при этом отводится органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обязаны обеспечивать создание кадров и материально-техническое развитие региональных и территориаль- ных учреждений и формирований Всероссийской службы медицины катаст- роф, предусмотрев необходимые для этих целей финансовые средства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.