|
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗ
Блок 6 (ОБ-6)
Буквы О и Е (Ё) после шипящих и Ц
О и Е (Ё) после ШИПЯЩИХ
| О
| Ё
| 1. В корнях слов под ударением
| Если в родственных словах Ё не соотносится с Е: шов, крюшон, шок, шорох, мажор, крыжовник, шорник, шомпол
| Если в родственных словах Ё соотносится с Е: шёпот — шепчет, жёлтый — желтеть, пошёл — шедший, дешёвый — дешевле
| Примечания.
1. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог от глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг (соотносятся с корнем жечь).
2. В предложном падеже местоимения что пишется буква Ё: о чём, о чём- нибудь.
3.Ёпишется и в словах причём, почём, нипочём
| 2. В корнях слов без ударения
| В безударном положении в иноязычных словах после шипящих:шоколад, шоссе, жокей, Шопен, жонглёр
|
| 3. В суффиксах слов
| Имена существительные
| В суффиксах существительных -ок-, -онок-, -онк(а), -овк(а): бережок, гребешок, волчонок, ежонок, девчонка, деньжонки, хрычовка.
Беглое О в именах существительных: мешки — мешок, берег — бережок, княжна — княжон
| В суффиксах существительных, образованных от глаголов -ёвк(а), -ён-(-к)-а, а также в русских и иноязычных словах с суффиксом -ёр-:размежёвка, корчёвка, сгущёнка, тушёнка, ухажёр, стажёр, ретушёр, дирижёр, коммивояжёр
| Имена прилагательные, в том числе и отглагольные, и причастия
| В суффиксах прилагательных -ов- под ударением: грошовый, парчовый, ежовый.
В безударном положении после шипящих пишется Е: вещевой, межевой, грушевый.
Беглое О в именах прилагательных под ударением: смешной — смешон.
Без ударения: слышный — слышен
| В суффиксах отглагольных прилагательных: копчёный, бережёный, лужёный, печёный. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени: поражённый, огорчённый, огорчён, запряжённый, возмущён
| Глаголы
|
| В суффиксе -ёв- глаголов:
выкорчёвывать, разжёвывать
| Наречия
| Под ударением: свежо, общо, горячо, хорошо.
Без ударения: вызывающе, тягуче, реже
| Ещё
| 4. В окончаниях слов
| В окончаниях существительных и прилагательных под ударением: ножом, свечой, межой, ежом, плющом, чужого, большой.
В безударных окончаниях существительных и прилагательных: ношей, порошей, хорошей, свежей
| В окончаниях глаголов: печёт, сожжём, течёт, лжёт, бережёт
| О и Е после Ц
| О
| Е
| 1. В корне слова
| Под ударением после Ц в корне произносится и пишется О. Примеры: цоколь, цокать
| Безударную гласную после Ц нужно проверять ударением: цена — ценный, цеховой — цех, целина — целый
| 2. В окончании и суффиксе
| После Ц под ударением пишется О:
пунцовый, свинцовый, свинцом, молодцом, пальтецо, пританцовывать.
Примечание. В безударном положении О после Ц пишется только в словах цокот, цокотуха и иноязычных словах скерцо, палаццо, меццо- сопрано
| После Ц в безударном положении пишется Е: ситцевый, глянцевый, платьице, зеркальце, колодцем, танцевать
| | | | | |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
Тренинг 67. Разберите приведённые ниже слова по составу, определите, к каким частям речи они относятся.
Обнажённый, течёт, размежёвка, крюшон, дирижёр, запрещённый, мажор, ухажёр, чопорный, учёный, бечёвка, дешёвый шомпол, жжёный, жёрнов, разрешённый, раздражён, жёсткий, прожорливый, изжёванный, боржом.
Тренинг 68. Разберите приведённые ниже слова по составу, расставьте ударения.
Окольцованная, муха-цокотуха, перелицевать, пальтецо, свинцом, ситцевый, герцогиня, креслице, цокольный, танцевать, цеховой, пританцовывать, молодцеватый, глянцевитый, огурцом, принцев, Непринцев, ценовая (политика).
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Уровень СЛОВА
Тренинг 69. Вставьте пропущенные буквы, в том числе в словах в скобках. Обратите внимание на ударения в словах руки, дома и т.п.
Ш_пот, печ_нка, ш_колад, ч_порный, ож_г (руки), ш_мпольный, ш_лковый, подж_г (дома), прож_рливый, ш_к, ч_рный, ж_лтый, Ш_тландия, ч_рточка, прич_ска, пч_лка, ож_говый, по- щ_чина, ж_нглёр, ш_ковая, деш_вый, ш_ссейный, (получил) ож_г, кош_лка, рас_ч_тливая, девч_нка, ж_сткий, крыж_вник, одеж_нка, тяж_лый, ож_г (спины), ч_лн, ш рох, холщ_вый, меш_к, ч_рная ч_лка, щ_лкать, сч_ты, (бежать) рысц_й, туш_нка, ретуш_р, реч_нка, кумач_вая, рубаш_нка, ситц_вый, меш_к, подж_г (дома), внуч_к, ш_л, за овц_й, (дом стоит) торц_м, ш_ссе, сгущ_нка, из- разц_вая (печ_), ож_г (руки), ож_гшийся.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 70. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ч_рная щ_тка, боч_нок с печ_нкой, ж_кей в парч_вой одеж_н- ке, пастуш_к подул в свой рож_к, девч_нка в закопч_(н, нн)ой рубаш_нке, ж_кей на ч_рной к_быле, поч_тная грамота, ч_порный д(и, е)р(е, и)ж_р, знаю (на) переч_т все вальсы Ш_пена, получил ож_г руки, ш_фер ш_л тяж_лой походкой, деш_вый крюш_н, как ш_лковая ш_рстка, ручей теч_т у ш_ссе.
Тренинг 71. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте ударения.
Румянц_вский музей, ситц_вая обивка на креслиц_, ц_кать языком, ц_кольный этаж палацц_, у неё было чудное ме(ц, цц)_-сопрано, властит_льный герц_г, пальтец_ на ш_лковой подкладке, ничего у нас не выт_нц_вывается, свинц_вые тучи, рец_птура л_карства, к_нфликт отц_в и детей, поц_ловаться с красавиц_й, держался молодц_м, лиц_вые мышц_, облиц_вка.
Уровень СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ
Тренинг 72. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Вкусный крюш_н, модная прич_ска, ц_кать от уд_вления языком, тяж_лый ж_рнов, креслиц_ обито ж_лтой материей, ж_лтая ш_лковая ткань, письмец_ отправлено бойким мужич_нкой, острая нож_вка, во всех её движениях видна напряж_н_ость, починая миссия уч_ного, крепкая беч_вка, ж_сткий крыж_вник, ш_рник ш_л по ш_ссе, щ_голь говорил ш_потом, песц_вый воротник, на ч_рный ш_колад слетелись пч_лы, размеж_вка полей, без ч_ткого уч_та уч_ба невозможна, за крыльц_м мы встретились с отц_м, ч_рточка переноса видна неч_тко, раскорч_вка леса, спичку заж_г и получил ож_г, разж_ванные истины (н_) кому не нужны, ч_рный грач_ сидел на ж_рдочке, ж_нглировать ж_лтыми шарами, её ухаж_р одет в чесуч_вую рубаху, облегч_нно в_дохнул, со_нце жж_т до ож_га.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тренинг 73. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ру(с, сс)кий (н_) с меч_м, (н_) с калач_м (н_) шутит. 2) Шутил волк с жеребц_м, да зубы в горсти унёс. 3) На брюхе ш_лк, а в брюхе щ_лк. 4) Не ставь (не) друга овц_ю, а ставь его волком. 5) Свинья ж_луди ест, а дуба не пр_мечает. 6) Не чванься отц_м, хвались сыном (молодц_м). 7) Хорош_ жить в поч_те, да ответ в_лик. 8) Без подж_га и дрова не г_рят. 9) Пош_л в суд в кафтане, а вышел нагиш_м. 10) Мысль с сердц_м, а реч_ с перц_м. 11) Хорош_ с_довник - хорош_ и крыж_вник. 12) Добрый ж_рнов всё смел_т. 13) Счастье не лош_дь: его не запр_ж_шь. 14) Много есть - не вел_ка честь: обж_рой назовут. 15) Перед Богом ставь свеч_ку, перед судьёю - меш_к.
(Русские народные пословицы и поговорки)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 74. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, составьте схему первого предложения и сделайте его синтаксический разбор.
Нам не узнать о ч_м в лесной чащ_бе перекликается с кукушкой щ_голь щ_гол. Нипоч_м (не) поймём мы о ч_м ш_пот ж_стких лист_ев камыша как (бы) ч_тко он н_ звучал. Мы (н_) перев_дём на наш язык жу_жание пч_л и шм_ля с ч_рным брюшком. А ведь каждый ш_рох ж_лтого одуванчика, колючего крыж_вника и ч_порных зарослей сирени имеет значение, имеет смысл. Вот ч_рный дрозд пр_щ_лкнул вот дробную чеч_тку простучала какая (то) пичу_ка. Вот в щ_лку между двумя скрещ_(н, нн)ыми деревьями смотр_т иволга пч_лки в_ются над цветами соб_рая мёд. Вот в охоте за ж_лудями в чащ_ леса пр_бежал об- ж_ра клыкастый кабан. Ж_луди зелёные тяж_лые ч_рствые но кабаны рады и этому лакомству которое (з, с)десь в чащ_бе тоже напереч_т.
Ж_лтые и красные листья уст_лают доро_ки леса. (Ото) всюду ч_тко слыш_тся ш_пот ветра. Щ_ки грибников разг_релись от азарта везде (по) всюду видны опята. Ш_лковая зелёная трава ч_рные прожилки на шляпках грибов всё это (не) льзя забыть тем кто любит самую тихую охоту — охоту за гр_бами. (150 слов)
ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ
Уровень СЛОВА
Тренинг 75. Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё).
Саж_нки, сгущ_нка, парч_вый, волч_нок, свинц_вый, груш_вка, пальтец_, ш_к, крюш_н, подожж_т, горяч_, еж_нок, пританц_вы- вать, печ_нка, деш_венький, вальц_вка, коммивояж_р, девч_нка, окольц_вать, творож_к, подтанц_вывать, ож_г (руки), ранц_м, стаж_р, верш_к, пальц_м, свеч_й, ещ_, раздраж_нный, маслиц_, Пугач_в, обобщ_нный, уш_л, кулич__м, борц_вский, больш_го, копч_ность, Фурц_ва, ж_кей, поч_т, береж_т, ц_кольный, стереж_шь, старич_к, дириж_р, Ш_пен, беч_вка, ц_кать.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗ
Тренинг 76. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Чесуч_вая ш_лковая по_кладка, за ч_рной куриц_й ш_л петух, изл_жил вопрос общ_ и отвлеч_нно, ж_кей в ш_лковой рубаш_- нке, собач_нка ест печ_нку, траву стриж_м и любуемся ч_рным стриж_м, стихотворение «Муха-ц_котуха», стаж_р разж_г к_стёр, знаю напереч_т места, где река теч_т; свинц_вые тучи; яблоко груш_вка - это не деш_вка; ож_г руки - не подж_г реки; очень (не) смеш_н тот, кто сов_сти лиш_н; у неё пр_красное ме(ц, цц)_- (сопрано), красотой княж_н Чацкий (не) пораж_н, танц_вать с красавиц_й, у этой девч_нки сгущ_нка на рубаш_нке, торц_вый ключ; облегч_нная, но ч_тко выстрое_ная т_ория; ещ_ (не) кор- ч_ванный лес на ж_лтом от одуванч_ков поле; с_ешь, друж_к, творож_к.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тренинг 77. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) И рёвом скрыпок заглуш_н / Р_внивый ш_пот модных ж_н. 2) Какое ни_кое к_варство / (Полу) живого заб_влять, / Ему п_душки попр_влять, / П_чально п_дносить л_карство, / Вдыхать и думать про себя: / «Когда же ч_рт воз_мёт тебя!» 3) Послушайте ж меня без гнева: / Сменит (н_) раз младая дева / Мечтами лё_кие мечты; / Так деревц_ свои листы / Меняет с каждою весною... 4) Оп_ршись на пл_тину, Ленский / Давно нет_рпеливо ждал; / Меж тем, м_ханик деревенский, / Зарецкий ж_рнов осуждал. 5) Евгений, / Всем сер_ц_м юношу любя, / Был должен ок_зать себя / Не мяч_ком пр_дра_суждений, / Не пылким маль- ч_ком, бойц_м, / Но муж_м с сер_цем и умом. 6) Вот п_столеты уж_ блес_нули, / Гр_мит о ш_мпол молоток. 7) Конечно, быть должно пр_зренье / Ц_ной его забавных слов, / Но ш_пот, х_хотня глупцов... 8) Но я пр_вык / К его язвит_льному спору / И шутке с ж_лчью пополам. 9) ...На утре(н, нн)_й з_ре п_стух / Не гон_т уж_ коров из хлева, /И в час полуде(н, нн)ый в круж_к / Их не з_вёт его рож_к. 10) ...Один, в расч_ты погруж_(н, нн)ый, / Он на б_льярде в два шара / Играет с самого утра. 11) С_янье гаснет. Там д_лина / Скво(з, с)ь пар яснеет. Там поток / Зас_ребрился; там рож_к / П_стуший будит сел_нина. 12) Отселе, в думу погруж_н, / Гл_дел на грозный пламе_нь он. 13) Он счастлив, если ей накин_т / Боа пушистый на плечо, / Или к_снётся горяч_ / Её руки, или раздвинет / Пред нею пёстрый полк л_врей, / Или платок под_мет ей. 14) Она в семье своей р_дной / Казалась девочкой чуж_й. (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 78. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, составьте схему последнего предложения, сделайте полный синтаксический разбор первого предложения, разберите по составу выделенные полужирным курсивом слова.
Почтовые станци_ на многочисле(н, нн)ых (Р, р)о(с, сс)ийских трактах всегда пр_вл_кали вн_мание ру(с, сс)ких писат_лей. Кто только их (н_) из_бражал кто только их (н_) восп_вал! Повесть Пушкина «Станц_онный см_тритель» и роман Л.Н. Толстого «Война и мир» лиш_ некоторые из многих литературных ш_девров воспевших это сво_образное ун_кальное явление (поза) прошлого дев_тна_цато_о века.
Дешевенькие ситц_вые зан_вески а осенью - ж(ё, о)с_кий зеленоватый с ж_лтыми прожилками крыж_вник в глубокой тарелке ч_рные зак_пч_(н, нн)ые стены и потолок вот непр_менные ат- р_буты этого дома. Кто только (н_) прое_жал мимо этих окон! И ч_порные м_нистры на шестернях запряж_(н, нн)ых цугом и г_нералы которых с поч_том встр_чали _десь и с таким же поч_том пр_вожали и молодц_ватые гусары на бойких тройках и пузатые купц_ на сытых откормле(н, нн)ых л_шадях. И конечно почтовые тройки главный трансп_рт дев_тна_цатого ст_летия.
Всё видели эти стены! И свинц_вые дни войны когда т_щились по дороге бесконечные обозы и побряк_вая руж_ями шли бит_ся за своё Отеч_ство с_лдаты с напряж_(н, нн)ыми лицами в панелях прокопч_(н, нн)ых пор_ховым дымом про(ж, жж)_(н, нн)ых во многих местах. Вид_ли эти стены почтовых станц_й и счас_ливые дни победы когда те (же) с_лдаты усталые но воодуш_влё(н, нн)ые с_верш_(н, нн)ым ими подвигом шли и пели пес_нки с непр_менным припевом: «Маруся нап_ши мне п_сьмец_!» Но куда чаще войн и дворц_вых перев_ротов в жизн_ нашей случаются обычные серые будни. Впрочем серыми их наз_вают ск_рее по (не) Д„разумению. И в будни с_яет на небе со_нце и ц_кают о камни звонкие к_пыта л_шадей. (218 слов)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|