Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗ





Блок 6 (ОБ-6)

Буквы О и Е (Ё) после шипящих и Ц

О и Е (Ё) после ШИПЯЩИХ  
О Ё
1. В корнях слов под ударением
Если в родственных словах Ё не со­относится с Е: шов, крюшон, шок, шорох, мажор, крыжовник, шорник, шомпол   Если в родственных словах Ё соотносит­ся с Е: шёпот — шепчет, жёлтый — желтеть, пошёл — шедший, дешёвый — дешевле  
Примечания. 1. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог от глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг (соотносятся с корнем жечь). 2. В предложном падеже местоимения что пишется буква Ё: о чём, о чём- нибудь. 3.Ёпишется и в словах причём, почём, нипочём  
2. В корнях слов без ударения  
В безударном положении в иноязыч­ных словах после шипящих:шоколад, шоссе, жокей, Шопен, жонглёр    
3. В суффиксах слов
Имена существительные  
В суффиксах существительных -ок-, -онок-, -онк(а), -овк(а): бережок, гребешок, волчонок, ежонок, девчон­ка, деньжонки, хрычовка. Беглое О в именах существительных: мешкимешок, берег — бережок, княжна — княжон     В суффиксах существительных, образован­ных от глаголов -ёвк(а), -ён-(-к)-а, а также в русских и иноязычных словах с суффик­сом -ёр-:размежёвка, корчёвка, сгущёнка, тушёнка, ухажёр, стажёр, ретушёр, ди­рижёр, коммивояжёр  
Имена прилагательные, в том числе и отглагольные, и причастия
В суффиксах прилагательных -ов- под ударением: грошовый, парчовый, ежовый. В безударном положении после ши­пящих пишется Е: вещевой, межевой, грушевый. Беглое О в именах прилагательных под ударением: смешной — смешон. Без ударения: слышный — слышен В суффиксах отглагольных прилагатель­ных: копчёный, бережёный, лужёный, пе­чёный. В суффиксах страдательных при­частий прошедшего времени: поражённый, огорчённый, огорчён, запряжённый, воз­мущён
Глаголы
  В суффиксе -ёв- глаголов: выкорчёвывать, разжёвывать
Наречия
Под ударением: свежо, общо, горячо, хорошо. Без ударения: вызывающе, тягуче, реже Ещё
4. В окончаниях слов
В окончаниях существительных и прилагательных под ударением: но­жом, свечой, межой, ежом, плющом, чужого, большой. В безударных окончаниях существи­тельных и прилагательных: ношей, порошей, хорошей, свежей В окончаниях глаголов: печёт, сожжём, течёт, лжёт, бережёт
О и Е после Ц
О Е
1. В корне слова
Под ударением после Ц в корне произносится и пишется О. Примеры: цоколь, цокать Безударную гласную после Ц нужно про­верять ударением: цена — ценный, цехо­вой — цех, целина — целый
2. В окончании и суффиксе
После Ц под ударением пишется О: пунцовый, свинцовый, свинцом, молод­цом, пальтецо, пританцовывать.   Примечание. В безударном положе­нии О после Ц пишется только в словах цокот, цокотуха и иноязыч­ных словах скерцо, палаццо, меццо- сопрано После Ц в безударном положении пи­шется Е: ситцевый, глянцевый, платьице, зеркальце, колодцем, танцевать
         

 





ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 67. Разберите приведённые ниже слова по составу, определите, к каким частям речи они относятся.

Обнажённый, течёт, размежёвка, крюшон, дирижёр, запре­щённый, мажор, ухажёр, чопорный, учёный, бечёвка, дешёвый шомпол, жжёный, жёрнов, разрешённый, раздражён, жёсткий, прожорливый, изжёванный, боржом.

Тренинг 68. Разберите приведённые ниже слова по составу, расставьте ударения.

Окольцованная, муха-цокотуха, перелицевать, пальтецо, свин­цом, ситцевый, герцогиня, креслице, цокольный, танцевать, це­ховой, пританцовывать, молодцеватый, глянцевитый, огурцом, принцев, Непринцев, ценовая (политика).



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Тренинг 69. Вставьте пропущенные буквы, в том числе в словах в скоб­ках. Обратите внимание на ударения в словах руки, дома и т.п.

Ш_пот, печ_нка, ш_колад, ч_порный, ож_г (руки), ш_мпольный, ш_лковый, подж_г (дома), прож_рливый, ш_к, ч_рный, ж_лтый, Ш_тландия, ч_рточка, прич_ска, пч_лка, ож_говый, по- щ_чина, ж_нглёр, ш_ковая, деш_вый, ш_ссейный, (получил) ож_г, кош_лка, рас_ч_тливая, девч_нка, ж_сткий, крыж_вник, одеж_нка, тяж_лый, ож_г (спины), ч_лн, ш рох, холщ_вый, меш_к, ч_рная ч_лка, щ_лкать, сч_ты, (бежать) рысц_й, туш_нка, ретуш_р, реч_нка, кумач_вая, рубаш_нка, ситц_вый, меш_к, подж_г (дома), внуч_к, ш_л, за овц_й, (дом стоит) торц_м, ш_ссе, сгущ_нка, из- разц_вая (печ_), ож_г (руки), ож_гшийся.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 70. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ч_рная щ_тка, боч_нок с печ_нкой, ж_кей в парч_вой одеж_н- ке, пастуш_к подул в свой рож_к, девч_нка в закопч_(н, нн)ой рубаш_нке, ж_кей на ч_рной к_быле, поч_тная грамота, ч_порный д(и, е)р(е, и)ж_р, знаю (на) переч_т все вальсы Ш_пена, получил ож_г руки, ш_фер ш_л тяж_лой походкой, деш_вый крюш_н, как ш_лковая ш_рстка, ручей теч_т у ш_ссе.

Тренинг 71. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте ударения.

Румянц_вский музей, ситц_вая обивка на креслиц_, ц_кать языком, ц_кольный этаж палацц_, у неё было чудное ме(ц, цц)_-сопрано, властит_льный герц_г, пальтец_ на ш_лковой подклад­ке, ничего у нас не выт_нц_вывается, свинц_вые тучи, рец_птура л_карства, к_нфликт отц_в и детей, поц_ловаться с красавиц_й, держался молодц_м, лиц_вые мышц_, облиц_вка.

Уровень СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 72. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Вкусный крюш_н, модная прич_ска, ц_кать от уд_вления язы­ком, тяж_лый ж_рнов, креслиц_ обито ж_лтой материей, ж_лтая ш_лковая ткань, письмец_ отправлено бойким мужич_нкой, ост­рая нож_вка, во всех её движениях видна напряж_н_ость, по­чиная миссия уч_ного, крепкая беч_вка, ж_сткий крыж_вник, ш_рник ш_л по ш_ссе, щ_голь говорил ш_потом, песц_вый во­ротник, на ч_рный ш_колад слетелись пч_лы, размеж_вка полей, без ч_ткого уч_та уч_ба невозможна, за крыльц_м мы встрети­лись с отц_м, ч_рточка переноса видна неч_тко, раскорч_вка леса, спичку заж_г и получил ож_г, разж_ванные истины (н_) кому не нужны, ч_рный грач_ сидел на ж_рдочке, ж_нглировать ж_лтыми шарами, её ухаж_р одет в чесуч_вую рубаху, облегч_нно в_дохнул, со_нце жж_т до ож_га.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 73. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ру(с, сс)кий (н_) с меч_м, (н_) с калач_м (н_) шутит. 2) Шу­тил волк с жеребц_м, да зубы в горсти унёс. 3) На брюхе ш_лк, а в брюхе щ_лк. 4) Не ставь (не) друга овц_ю, а ставь его волком. 5) Свинья ж_луди ест, а дуба не пр_мечает. 6) Не чванься отц_м, хвались сыном (молодц_м). 7) Хорош_ жить в поч_те, да ответ в_лик. 8) Без подж_га и дрова не г_рят. 9) Пош_л в суд в кафтане, а вышел нагиш_м. 10) Мысль с сердц_м, а реч_ с перц_м. 11) Хорош_ с_довник - хорош_ и крыж_вник. 12) Добрый ж_рнов всё смел_т. 13) Счастье не лош_дь: его не запр_ж_шь. 14) Много есть - не вел_ка честь: обж_рой назовут. 15) Перед Богом ставь свеч_ку, перед судьёю - меш_к.

(Русские народные пословицы и поговорки)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 74. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, составьте схему первого предложения и сделайте его синтаксический разбор.

Нам не узнать о ч_м в лесной чащ_бе перекликается с кукуш­кой щ_голь щ_гол. Нипоч_м (не) поймём мы о ч_м ш_пот ж_стких лист_ев камыша как (бы) ч_тко он н_ звучал. Мы (н_) перев_дём на наш язык жу_жание пч_л и шм_ля с ч_рным брюшком. А ведь каждый ш_рох ж_лтого одуванчика, колючего крыж_вника и ч_порных зарослей сирени имеет значение, имеет смысл. Вот ч_рный дрозд пр_щ_лкнул вот дробную чеч_тку про­стучала какая (то) пичу_ка. Вот в щ_лку между двумя скрещ_(н, нн)ыми деревьями смотр_т иволга пч_лки в_ются над цветами соб_рая мёд. Вот в охоте за ж_лудями в чащ_ леса пр_бежал об- ж_ра клыкастый кабан. Ж_луди зелёные тяж_лые ч_рствые но кабаны рады и этому лакомству которое (з, с)десь в чащ_бе тоже напереч_т.

Ж_лтые и красные листья уст_лают доро_ки леса. (Ото) всюду ч_тко слыш_тся ш_пот ветра. Щ_ки грибников разг_релись от азарта везде (по) всюду видны опята. Ш_лковая зелёная трава ч_рные прожилки на шляпках грибов всё это (не) льзя забыть тем кто любит самую тихую охоту — охоту за гр_бами. (150 слов)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВА

Тренинг 75. Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё).

Саж_нки, сгущ_нка, парч_вый, волч_нок, свинц_вый, груш_вка, пальтец_, ш_к, крюш_н, подожж_т, горяч_, еж_нок, пританц_вы- вать, печ_нка, деш_венький, вальц_вка, коммивояж_р, девч_нка, окольц_вать, творож_к, подтанц_вывать, ож_г (руки), ранц_м, стаж_р, верш_к, пальц_м, свеч_й, ещ_, раздраж_нный, маслиц_, Пугач_в, обобщ_нный, уш_л, кулич__м, борц_вский, больш_го, копч_ность, Фурц_ва, ж_кей, поч_т, береж_т, ц_кольный, стереж_шь, старич_к, дириж_р, Ш_пен, беч_вка, ц_кать.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗ

Тренинг 76. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Чесуч_вая ш_лковая по_кладка, за ч_рной куриц_й ш_л петух, изл_жил вопрос общ_ и отвлеч_нно, ж_кей в ш_лковой рубаш_- нке, собач_нка ест печ_нку, траву стриж_м и любуемся ч_рным стриж_м, стихотворение «Муха-ц_котуха», стаж_р разж_г к_стёр, знаю напереч_т места, где река теч_т; свинц_вые тучи; яблоко груш_вка - это не деш_вка; ож_г руки - не подж_г реки; очень (не) смеш_н тот, кто сов_сти лиш_н; у неё пр_красное ме(ц, цц)_- (сопрано), красотой княж_н Чацкий (не) пораж_н, танц_вать с красавиц_й, у этой девч_нки сгущ_нка на рубаш_нке, торц_вый ключ; облегч_нная, но ч_тко выстрое_ная т_ория; ещ_ (не) кор- ч_ванный лес на ж_лтом от одуванч_ков поле; с_ешь, друж_к, творож_к.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 77. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) И рёвом скрыпок заглуш_н / Р_внивый ш_пот модных ж_н. 2) Какое ни_кое к_варство / (Полу) живого заб_влять, / Ему п_душки попр_влять, / П_чально п_дносить л_карство, / Вды­хать и думать про себя: / «Когда же ч_рт воз_мёт тебя!» 3) Послу­шайте ж меня без гнева: / Сменит (н_) раз младая дева / Мечтами лё_кие мечты; / Так деревц_ свои листы / Меняет с каждою вес­ною... 4) Оп_ршись на пл_тину, Ленский / Давно нет_рпеливо ждал; / Меж тем, м_ханик деревенский, / Зарецкий ж_рнов осуждал. 5) Евгений, / Всем сер_ц_м юношу любя, / Был должен ок_зать себя / Не мяч_ком пр_дра_суждений, / Не пылким маль- ч_ком, бойц_м, / Но муж_м с сер_цем и умом. 6) Вот п_столеты уж_ блес_нули, / Гр_мит о ш_мпол молоток. 7) Конечно, быть должно пр_зренье / Ц_ной его забавных слов, / Но ш_пот, х_хотня глупцов... 8) Но я пр_вык / К его язвит_льному спору / И шутке с ж_лчью пополам. 9) ...На утре(н, нн)_й з_ре п_стух / Не гон_т уж_ коров из хлева, /И в час полуде(н, нн)ый в круж_к / Их не з_вёт его рож_к. 10) ...Один, в расч_ты погруж_(н, нн)ый, / Он на б_льярде в два шара / Играет с самого утра. 11) С_янье гаснет. Там д_лина / Скво(з, с)ь пар яснеет. Там поток / Зас_ребрился; там рож_к / П_стуший будит сел_нина. 12) Отселе, в думу погруж_н, / Гл_дел на грозный пламе_нь он. 13) Он счастлив, если ей накин_т / Боа пушистый на плечо, / Или к_снётся горяч_ / Её руки, или раздвинет / Пред нею пёстрый полк л_врей, / Или платок под_мет ей. 14) Она в семье своей р_дной / Казалась де­вочкой чуж_й. (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 78. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, составьте схему последнего предложения, сделайте полный синтаксический разбор первого предложения, разберите по составу выделенные полужирным курсивом слова.

Почтовые станци_ на многочисле(н, нн)ых (Р, р)о(с, сс)ийских трактах всегда пр_вл_кали вн_мание ру(с, сс)ких писат_лей. Кто только их (н_) из_бражал кто только их (н_) восп_вал! По­весть Пушкина «Станц_онный см_тритель» и роман Л.Н. Толстого «Война и мир» лиш_ некоторые из многих литературных ш_девров воспевших это сво_образное ун_кальное явление (поза) прошлого дев_тна_цато_о века.

Дешевенькие ситц_вые зан_вески а осенью - ж(ё, о)с_кий зе­леноватый с ж_лтыми прожилками крыж_вник в глубокой тарелке ч_рные зак_пч_(н, нн)ые стены и потолок вот непр_менные ат- р_буты этого дома. Кто только (н_) прое_жал мимо этих окон! И ч_порные м_нистры на шестернях запряж_(н, нн)ых цугом и г_нералы которых с поч_том встр_чали _десь и с таким же поч_том пр_вожали и молодц_ватые гусары на бойких тройках и пузатые купц_ на сытых откормле(н, нн)ых л_шадях. И конечно почтовые тройки главный трансп_рт дев_тна_цатого ст_летия.

Всё видели эти стены! И свинц_вые дни войны когда т_щились по дороге бесконечные обозы и побряк_вая руж_ями шли бит_ся за своё Отеч_ство с_лдаты с напряж_(н, нн)ыми лицами в пане­лях прокопч_(н, нн)ых пор_ховым дымом про(ж, жж)_(н, нн)ых во многих местах. Вид_ли эти стены почтовых станц_й и счас_ливые дни победы когда те (же) с_лдаты усталые но воодуш_влё(н, нн)ые с_верш_(н, нн)ым ими подвигом шли и пели пес_нки с непр_менным припевом: «Маруся нап_ши мне п_сьмец_!» Но куда чаще войн и дворц_вых перев_ротов в жизн_ нашей случаются обычные серые будни. Впрочем серыми их наз_вают ск_рее по (не) Д„разумению. И в будни с_яет на небе со_нце и ц_кают о камни звонкие к_пыта л_шадей. (218 слов)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.