Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация взаимоотношений с больными





Введение

 

Гиппократ писал: "В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач... Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить".

Профессионализм медработника определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение общаться определяет его взаимоотношения с больным только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так. Чтобы они были доступны, не порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.

Медицинская деонтология (греч, deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) - совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.



Аспектами медицинской деонтологии являются:

· взаимоотношения медицинских работников с больными;

· взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

Все пациенты имеют право на получение высококачественной медицинской помощи, которое должны обеспечить медицинские работники. Важнейшее значение для этого имеют профессиональная квалификация специалиста; хорошие взаимоотношения с больными и коллегами; соблюдение правил профессиональной этики.

Актуальность темы. В современных условиях, когда общественность, средства массовой информации подвергают медицину и, прежде всего ее практическую деятельность негативной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине, падении престижа медицинской деятельности и т. п., проблемы этики и деонтологии в медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают особую остроту и актуальность.

 

Основной задачей модернизации здравоохранения является обеспечение оказания качественной и доступной медпомощи населению, современному обществу нужны медицинские сестры, сочетающие в себе прочные профессиональные знания с нравственными принципами медицинской профессии.



 

Цель исследования: Исследование уровня общительности, коммуникативных способностей медицинской медсестры,оценки взаимоотношения «медицинская сестра - пациент», выявление закономерностей, способствующие эффективному общению пациента с медицинскими сестрами.

 

Задачи исследования:

1.Изучить уровень этические взаимоотношения медицинских сестер и пациентов в КГБУЗ «Минусинская МБ»;

2.Выявить оценку взаимоотношений «медицинская сестра- пациент».

3.Анализировать результаты, сделать выводы.

4. Разработать рекомендации, памятки для медицинских сестер, способствующие к эффективному общению с пациентами.

Объект исследования: медицинские сестры отделений Стационара КГБУЗ «Минусинская МБ» и пациенты, находящиеся на стационарном лечении.

Метод исследования: выявление методом диагностики уровня общительности, коммуникативных способностей медицинских сестер; методом анкетирования диагностики взаимоотношений «медсестра-пациент»

Практическая значимость: Разработка рекомендации, памятки для медицинских сестер для эффективного общения с пациентом в медицинских учреждениях.


Глава 1 Основные этические принципы медицинского работника

Организация взаимоотношений с больными

 

Главными целями профессиональной деятельности медицинского работника являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.



Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Реализация этических начал в медицине включает:

· информирование пациента о его правах; информирование пациента о состоянии его здоровья;

· гуманное отношение к пациенту; уважение человеческого достоинства пациента; недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

· уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него; уважение автономии пациента;

· уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

· проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);

· хранение профессиональной тайны;

· поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

· защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

· поддержание уважения к своей профессии;

· уважительное отношение к своим коллегам;

· участие в медико-санитарном просвещении населения.

Организация взаимоотношений с больными

Общение - это обмен информацией между людьми.

Выделяют пять основных составляющих общения: передающий сообщение, информация, способ передачи информации, принимающий сообщение, ответ.

Факторы, облегчающие общение:

благорасположенность собеседников друг к другу: взаимопонимание между ними, достаточное время на общение, умение говорить ясно и лаконично, не отклоняясь от темы.

Доброжелательное отношение к больному

При первой встрече необходимо:

создать непринужденную обстановку,

не торопиться,

сосредоточиться на больном,

не превращать разговор в допрос, дать больному свободно высказаться,

сделайте так, чтобы больному от разговора стало легче.

Умение слушать. Нет ничего важнее умения слушать своего собеседника. Слушать -- значит воспринимать и пропускать через себя. Egan пишет: "Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом, сердцем -- всей душой. Человек не просто воспринимает звук -- слова окрашены чувствами, они будят воображение. Самое важное можно передать интонацией, жестом, мимикой, наконец -- молчанием".

Умение слушать включает:

восприятие информации, восприятие чувств, сочувствие к собеседнику, анализ.

Принципы общения:

- Говорить доступным языком. - Не злоупотреблять терминами. - Давать только четкие инструкции. - Избегать двусмысленностей. -Не обещать невозможного. - Просвещать больного, его решения должны стать осмысленными. - Не бояться повторяться, если чувствуется, что больной не до конца все понял.

Трудности во взаимоотношениях медработника и больного

Общению мешают:

отрицательный опыт обращения к медработникам (диагностические ошибки или неэффективное лечение, нечестность, непорядочность),

разница в возрасте, половой принадлежности, вероисповедании, социальном положении, культурном уровне, политических пристрастиях,

психические болезни, нарушения речи, близкие или родственные отношения между медработником и больным.

Значительную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента играют личностные данные врача, медсестры, пациента, особенности его заболевания.

Необходимо остановиться на этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении.

Можно различить несколько этапов:

· начальный;

· развернутый;

· конечный.

Большое значение имеет первое знакомство с больным, пришедшим на прием или поступившим в стационар. На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом.

Недопустимы: формальное отношение, безучастность к больному. Приспособление к больничной обстановке не должно быть для больного большой нагрузкой; медперсоналу следует с первых часов пребывания больного в лечебном учреждении окружить его заботой, обеспечить его быт, организовать полноценный и своевременный уход.

Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью.

При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности.

Важно выработать умение слушать пациента, снимать с него напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты.

Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения больного. Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей.

Плохо, если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медсестрой и больным носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности.

Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, к недозволенным отношениям. Лучшая защита от опасности быть неправильно понятой - искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному.

Медсестра должна иметь аккуратный внешний вид, быть собранной, приветливой; неуместны капризность, раздражительность, а также жалобы больному на тяготы своего труда. Недопустимы сплетни, фамильярность, которые мешают нормальным отношениям между сестрой и больным.

На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.

На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Больного в таких случаях мучают сомнения: "Что будет со мной дома?", "Как смогу я выдерживать диету?", "Что будет, если?" и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.

Личность сестры, метод ее работы, стиль ее, умение обращаться с больными, владение техникой психологической работы с больными -- все это, как и в случае врача, -- само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.

Сестре приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Прием больного в лечебной учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, выполнение назначений врача, -- все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди больных является сестра, она-то и "переводит" больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое.

Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.

В современной медицине слово "больной" в основном относится к людям,

находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом

"пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а в переводе с французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный". Однако разве все больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.