Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная регламентация образовательной деятельности (лицензирование, аккредитация, государственный контроль)





 

Основной целью государственной регламентации образовательной деятельности является установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государственная регламентация состоит из :

1. двух разрешительных процедур (лицензирование и аккредитация образовательной деятельности)

2. государственного контроля.

Целью применения разрешительных процедур в сфере образования являются:

1) оценка способности образовательной организации (физического лица) осуществлять образовательную (педагогическую) деятельность;

2) выполнение обязанности государства обеспечивать защиту прав и интересов потребителей образовательных услуг;

3) выполнение государственной обязанности по обеспечению безопасности общества в целом.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 г. N 174.



Анализ вышеперечисленных документов позволяет сделать вывод о том, что лицензирование - это деятельность лицензирующего органа по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Государственная аккредитация образовательных организаций осуществляется в соответствии с Законом N 273-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 г. N 184 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций".



Аккредитация образовательных учреждений проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Государственная аккредитация научной организации проводится в отношении реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким образовательным программам федеральным государственным требованиям.

Объем и содержание контрольной деятельности в сфере образования регламентируется законами (федеральными законами): "Об образовании в Российской Федерации", другими федеральными законами и положением "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 г. N 164 г.



Деятельность по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственного надзора в области образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 г. N 367, а деятельность по государственному контролю (надзору) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 21.01.2009 г. N 9.

Государственный контроль в сфере образования, как правило, включает в себя:

1. федеральный государственный контроль качества образования

2. федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю в сфере образования.

Следует заметить, что институт государственного контроля распространяет свое действие не только на образовательную деятельность, а охватывает деятельность и по обучению, хотя последняя не сопровождается повышением образовательного ценза и выдачей документа, подтверждающего определенный уровень образования.

Специфика государственного контроля в сфере обучения проявляется в том, что суть контроля уже заключается в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о защите прав потребителей, где обучение выступает потребительской услугой.

Говоря о государственном контроле в сфере образования, не следует забывать, что деятельность образовательных организаций контролируется по поводу соблюдения ими требований пожарной безопасности, целевого использования денежных средств, соблюдения антимонопольного законодательства. Последний вид контроля связан с тем, что при оказании образовательных услуг образовательная организация выступает как хозяйствующий субъект на товарном рынке, оказывающий услуги возмездного характера.

Государственный контроль в сфере образования носит комплексный характер. Однако основной задачей контрольных мероприятий в конечном итоге является обеспечение качества образования.

 

Государственная регламентация образовательной деятельности

Целью государственной регламентации образовательной деятельности является унификация требований к организации образовательного процесса в рамках реализации образовательными организациями образовательных программ, а также обеспечение единого механизма проверки соблюдения указанных требований.

 

Лицензирование образовательной деятельности

Как и ранее, лицензирование образовательной деятельности осуществляется Рособрнадзором на основании заявлений соискателей лицензии (образовательных организаций), а также представления необходимых сопутствующих документов.

Более подробное регулирование получили вопросы порядка внесения изменений в лицензию, случаев необходимости переоформления лицензии, получения временной лицензии. Помимо общих причин, установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, регламентированы специальные основания для возврата соискателю лицензии или лицензиату за явления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Закреплена практика реализации механизма лицензирования религиозных образовательных организаций, загранучреждений, осуществляющих образовательную деятельность за рубежом, а также образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В настоящее время механизм лицензирования образовательной деятельности урегулирован рядом документов, к которым можно отнести:

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. N 174;

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну", утв. постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 837;

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 г. N 49;

Положение о лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 г. N 626;

Положение о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" и Положения о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 г. N 87.

 

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Законодатель воспроизвел ранее установленные инструменты процедуры государственной аккредитации, включая привлечение экспертов, проведение экспертизы и т.п.

Впервые нашли отражение элементы государственной аккредитации духовных образовательных организаций.

Механизм проведения государственной аккредитации раскрывается более подробно в соответствующем Положении о государственной аккредитации, которое в настоящий момент утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 г. N 184.

Кроме того, отдельными документами предусмотрены особенности проведения государственной аккредитации в отношении некоторых образовательных организаций. В настоящий момент к таким документам можно отнести:

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утв. постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. N 414;

Положение о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 г. N 87.

 

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с правилами, определенными в Положении о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 г. N 164.

 

2. Государственно-общественный контроль в сфере образования

Включает в себя:

1. независимая оценка качества образования,

2. общественная и общественно-профессиональная аккредитация.

Нацеленность на обеспечение качества образования является основной причиной системных преобразований как на федеральном, так и на региональном и местном уровне управления образованием. Для соответствия качества образования сегодняшним требованиям общества законодатель закрепил независимую оценку качества образования с целью совершенствования существующей.

Закрепление в правовых актах такой формы участия, как общественная и общественно-профессиональная аккредитация, не является новеллой образовательного законодательства. Попытки реализовать эту форму повышения качества образовательных программ уже проводились как на законодательном, так и подзаконном уровне. Так, Федеральный закон от 08.11.2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" дополнил Закон N 3266-1 пунктом 41 статьи 33.2: "Образовательные учреждения, и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации".

Федеральная целевая программа "Развитие образования на 2011-2015 годы" предусматривает мероприятия по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Однако для успешной реализации положений об общественной и общественно-профессиональной аккредитации необходимо еще решить ряд вопросов, среди которых: определение порядка проведения общественной и общественно-профессиональной аккредитации, форм и методов оценки при ее проведении, правовые последствия для образовательных организаций и др.

ФЗ называет субъектов государственного управления, к которым относятся федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Управление образованием на муниципальном уровне осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

 

Отдельная статья о педагогической экспертизе впервые нашла отражение в нормах образовательного законодательства. Сама экспертиза преследует цель изучения выявления в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти затрагивающих права и ущемляющих положение субъектов образовательного процесса в части образовательной (воспитательной) составляющей.

Педагогическая экспертиза может проводиться как в отношении уже принятых (действующих), так и в отношении готовящихся к принятию (проектов) нормативных актов.

Педагогическая экспертиза организуется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и непосредственно проводится на общественных началах участниками образовательных отношений.

По результатам проведения педагогической экспертизы экспертами составляется заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект или принявший нормативный правовой.

Правительство РФ устанавливает порядок (механизм) проведения педагогической экспертизы.

 

Независимая оценка качества образования

Развитие системы независимой оценки качества образования является задачей нескольких программных документов Российской Федерации, в числе которых: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Кроме того, Правительству Российской Федерации Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" поручено до 1 апреля 2013 г. совместно с общественными организациями обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.

Во исполнение этого поручения Правительство Российской Федерации утвердило "Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги", а также "План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы".

Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским объединением работодателей - РСПП утверждено "Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования" и "Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах".

Сутью независимой оценки является определение соответствия объектов независимой оценки потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Целями создания системы независимой оценки качества образования являются:

повышение уровня конкурентоспособности образовательных программ и образовательных организаций, их реализующих, как на российском, так и на международном уровне;

объективизация оценки качества российского образования;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве предоставляемого образования;

формирование общероссийской системы оценки качества образования.

Формами независимой оценки качества образования могут являться:

1) аккредитация образовательных программ и образовательных организаций их предоставляющих;

2) сертификация выпускников;

3) составление рейтингов образовательных программ или образовательных организаций;

4) мониторинг деятельности образовательных организаций.

ФЗ определяет субъектов независимой оценки качества образования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Каких-либо требований к субъекту независимой оценки качества образования (кроме установления организационно-правового статуса) законодатель не предъявляет. Однако на подзаконном уровне они могут предъявляться, например, организации, претендующие на проведение независимой оценки качества образования, должны обладать такими признаками, как:

компетентность - перечень основных (внутренних и приглашенных) экспертов организации с приложением подробных данных на каждого из них, содержащих сведения о научных интересах и достижениях экспертов, их опыте образовательной или иной профессиональной деятельности (для представителей рынка труда), свидетельствующие о наличии у экспертов необходимой квалификации и профессионально-личностных данных.

репутация - их официальное признание компетентными органами в общеевропейском, российском пространстве высшего (или другого вида) образования как структур, ответственных за независимую оценку качества;

независимость - от образовательных организаций, органов управления образованием и других заинтересованных сторон в своей деятельности, суждениях и рекомендациях;

информационная открытость - процессы, процедуры и критерии, используемые организациями, должны быть заранее определены и опубликованы;

иные требования.

ФЗ устанавливает право субъекта независимой оценки качества образования устанавливать виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Субъекты независимой оценки качества образования вначале определяются с формой независимой оценки (аккредитация, сертификация, составление рейтинга, мониторинг). Далее, пользуясь предоставленным правом, организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, устанавливают собственную систему критериев ее оценки. При оценке качества образования проводятся специализированные экспертизы, при которых используются результаты независимой внешней оценки качества профессионального образования.

Однако для этого необходимы:

формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

разработка стандартизированного, апробированного инструментария;

координация деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования:

разработка необходимого научно-методического обеспечения для объективного и надежного сбора информации;

подготовка квалифицированных кадров для проведения независимых экспертиз и др.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов поручено к декабрю 2014 года подготовить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

Инициатором проведения независимой оценки качества образования может выступать как сама образовательная организация, так любое лицо, интересующееся качеством образовательных услуг конкретной образовательной организации.

Основным источником информации для независимой оценки качества образования являются открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности образовательных организаций. Доступность к таким ресурсам обеспечивается образовательными организациями в силу статьи 29 Закон N 273-ФЗ посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

Услуги экспертов при проведении независимой оценки качества образования предоставляются на возмездной основе в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором.

Независимая оценка качества образования может осуществляться также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования. Международные сопоставительные исследования проводятся, как правило, в сфере высшего профессионального образования.

Основными формами оценки высшего образования применяемыми в мировой практике являются аудит, оценка, аккредитация.

Аудит качества устанавливает степень достижения собственных целей. В российской оценочной практике по назначению совпадает с самообследованием образовательных организаций.

Оценка - процесс проверки образовательной организации высшего образования, результаты которой определяются либо в количественных величинах или обозначаются буквами алфавита в национальной системе оценки качества, принятой в той или иной стране. Однако все большее значение приобретают международные критерии и показатели, которые должны использоваться при проверке образовательных организаций.

Аккредитация - это оценка подтверждения соответствия учреждения высшего образования определенному статусу. В результате специализированной или профессиональной аккредитации образовательных программ выявляется и подтверждается, что после изучения учебной программы слушатели получают необходимую квалификацию для практической деятельности.

В настоящее время сложилась международная инфраструктура по оценке качества высшего образования, которая включает в себя:

международную сеть агентств, гарантирующих качество высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education - INQAAHE), главная цель которой - сбор, анализ и распространение информации о современных теориях и практике оценки качества высшего образования;

европейскую сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education - ENQA), цель которой - европейское сотрудничество в области гарантии качества в высшем образовании и соответствующих положений Болонской декларации;

международный альянс по транснациональному образованию (Global Alliance for Transnational Education - GATE), основная цель деятельности которого - содействие в получении и совершенствовании высшего образования вне рамок каких-либо государств. В целях глобального управления транснациональным образованием GATE для административно-правового регулирования данного вида высшего образования разработал "Принципы транснационального образования", являющиеся сводом международных норм-принципов, регулирующих развитие нового вида высшего образования. GATE разработал и внедрил сертификацию альянса в зоне транснационального образования как процедуру международного обеспечения качества высшего образования и профессиональной подготовки вне государственных границ;

ассоциация европейских университетов: Конференция ректоров университетов (Association of European Universities - CRE), которая не сама осуществляет оценку, аккредитацию учреждений высшего образования и подтверждение результатов их собственной самооценки, а использует экспертов из зарубежных университетов, назначенных Ассоциацией.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Подчеркивается добровольный (необязательный) характер независимой оценки качества образования. Оценка качества образования, выраженная в какой-либо форме (рейтинг, профессиональная аккредитация и др.), оказывает определенное влияние (положительное или негативное) на престиж образовательной организации, ее конкурентоспособность, но не влечет каких-либо неблагоприятных правовых последствий.

Реальные правовые последствия несут только государственные разрешительные процедуры - лицензирование образовательных организаций и аккредитация образовательных программ. Сущность процедур лицензирования и аккредитации состоит в санкционировании, официальном признании за конкретными субъектами возможности заниматься образовательной деятельностью, требующими профессионального выполнения специальных правил, а также в контроле за фактически осуществляемыми действиями. При проведении государственной аккредитации образовательные организации согласно части восьмой статьи 96 Закона N 273-ФЗ представляют сведения об имеющейся у их общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, которая рассматривается при госаккредитации. Для осуществления независимой оценки качества образования наличие лицензии и госаккредитации не имеют никакого влияния на результат общественной экспертизы.

Результат независимой экспертизы, который зафиксировал низкое качество образования, отражается только на репутации образовательной организации, ее конкурентоспособности, но правовых последствий для образовательной организации не повлечет.

 

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Ранее законодательство упоминало об общественной аккредитации и право образовательных организаций на ее получение, но дальнейшего развития соответствующие нормы в образовательном законодательстве не находили. Эффективным инструментом повышения качества образования является общественная аккредитация образовательных организаций и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Попытки сформировать систему независимой оценки качества образования с помощью общественности и объединений работодателей уже предпринимались. Так, в 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским объединением работодателей - РСПП утверждено Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования.

Процесс внедрения в жизнь этой формы повышения качества образования продолжились с принятием Указа Президента РФ от 26.05.2009 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Правительству Российской Федерации дано поручение оказать содействие Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров.

В 2010 году Закон N 3266-1 дополнен пунктом 41 статьи 33.2, которым образовательным учреждениям и научным организациям предоставлено право получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Кроме того, сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации могут рассматриваться при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.

В комплекс мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие образования на 2011-2015 годы" включены мероприятия по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Анализ действующего образовательного законодательства показал, что в нем содержится только упоминание об общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, а также о праве образовательных организаций заказать ее проведение как в рамках всего учреждения, так и аккредитовать отдельные образовательные программы.

Закреплено право образовательных организаций получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

Общественная аккредитация - это система общественного признания уровня деятельности образовательных организаций. Этот вид аккредитации является добровольным, значительно повышает престиж образовательной организации.

Общественная аккредитация позволяет образовательной организации:

продемонстрировать качество образовательных услуг и подготовки специалистов;

получить независимую оценку качества образовательных программ;

получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ;

повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг;

завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг.

Достаточно важным моментом является закрепленное в данной части право образовательной организации на общественную аккредитацию, которое подкреплено принципом добровольности. Это означает, что общественная аккредитация может проводится только по инициативе самой образовательной организации. Даже если инициатором является другой субъект (например, при обоснованных жалобах на качество образования в образовательной организации, сведения из средств массовой информации и т.д.), без письменного согласия самой образовательной организации общественная аккредитация проводиться не может.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Общественная организация, которая проводит общественную аккредитацию, обязана установить порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации.

Задачами общественной аккредитации, как правило, являются: оценка качества образовательной и научной деятельности в образовательной организации; информирование граждан и работодателей о качестве подготовки специалистов; повышение ответственности субъектов образовательной деятельности; создание информационной среды для определения рейтинга образовательных организаций.

Общественная аккредитация может включать в себя такие последовательные мероприятия, как: экспертная оценка качества образования в образовательной организации; обсуждение полученных результатов и принятие решения о прохождении или отказе образовательной организации в общественной аккредитации; занесение образовательной организации в реестр образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию; письменное уведомление органа управления образованием соответствующего уровня об итогах общественной аккредитации образовательной организации; размещение в прессе и свободном доступе на официальных сайтах результатов общественной аккредитации.

Закрепляется право работодателей (их объединений), а также уполномоченные ими организации проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Правовым основанием деятельности работодателей и их объединений в сфере образования явилось постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 г. N 1015, которым определены "Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования"*(160). Согласно этому документу участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования вправе осуществлять все виды объединений работодателей, перечисленные в Федеральном законе от 27.11.2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

Вышеуказанным постановлением Правительства определены основные формы участия объединения работодателей в сфере образования. Так, объединения работодателей:

вносят в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.