Сделай Сам Свою Работу на 5

Для профилактики воздушной инфекции в операционных блоках соблюдается четкое зонирование помещений.





АСЕПТИКА

Организация работы

хирургического отделения

Методические рекомендации для студентов

Третьего курса лечебного факультета

 

Содержание темы.

Асептика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану. Состоит из организационных, санитарно-эпидемиологических мероприятий, физических и химических методов, биологических методик.

Экзогенная инфекция — патогенная, условно-патогенная, сапрофитная микрофлора, вегетирующая во внешней среде.

Пути распространения инфекции: воздушно-капельный, контактный, имплантационный. Из инфицированных ран стрептококк в чистой культуре не обнаружен, в ассоциации со стафилококком встречается в 1 % случаев; стафилококк соответственно в 20 и 25%, т.е. выделен в 45% случаев, второе место занимает кишечная палочка — 26%, затем синегнойная палочка — 10%, протей — 10%, прочие микроорганизмы - 8% (Решетников Е. А., l981).

Эндогенная инфекция — очаги хронического воспаления в организме, а также сапрофитная флора полости рта, кишечника, дыхательных путей и т. д.

Методами асептики ведется борьба с экзогенной инфекцией, методами антисептики — с эндогенной инфекцией.



Для профилактики хирургической инфекции борьба с ней должна идти на всех этапах: источник инфекции — пути передачи — восприимчивый организм.

Основная задача организации и планирования хирургических отделений — это профилактика раневой инфекции. Площадь палат определяется из расчета 6,5 — 7,5 кв. м на 1 штатную койку. Обязательно выделяется «чистое», гнойное и травматологическое отделения.

Необходимо выделять специализированные, отделения: онкологическое, торакальное, урологическое, кардиохирургическое и т. д. Это позволяет избежать смешивания различных контингентов больных и возникновения гнойно-септических осложнений при их лечении. В больницах на 75 коек и более предусматривается специальное хирургическое отделение.

 

5.1. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические требования сформулированы в приказе МЗ СССР М 720 от 31.07. 78 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилению мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».



 

Санитарно-эпидемиологический режим в приемном отделении.

Врач осматривает всех поступающих в приемное отделение для своевременного выявления и изоляции больных с гнойно-септическими заболеваниями. Осматривают кожные покровы больного, зев, измеряют температуру тела.

Металлические шпатели после обследования обеззараживают, а термометры целиком помещают в сосуд с дезинфицирующим раствором.

Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой; после приема каждого больного клеенку обязательно протирают ветошью, смоченной раствором дезинфектанта.

После осмотра больного, исследования ран и смены повязок персонал моет руки теплой проточной водой в течение 2 мин. брусковым хозяйственным или туалетным мылом в мелкой расфасовке (на одну обработку) или специальными кожными антисептиками.

После осмотра больного с гнойно-септическими заболеваниями, обработки гнойных ран персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов.

Для каждого члена дежурной бригады выделяют индивидуальное полотенце. Полотенце меняют не реже l раза в сутки, либо используют одноразовые полотенца.

Исследование ран и смену повязок производят в перевязочной в халатах, шапочках, полностью закрывающих волосы, масках, перчатках. При обработке гнойных ран дополнительно надевают клеенчатый фартук, который после работы обеззараживают.

Больной в приемном отделении проходит полную санитарную обработку: принимает душ (или ванну), стрижет ногти. Для мытья больной получает чистую мочалку, после мытья — чистое больничное белье, халат, пижаму, тапочки. В экстренных случаях проводят частичную санитарную обработку.



После разового использования мочалки для мытья, машинки для стрижки волос, бритвы и бритвенные приборы, кусачки и ножницы для ногтей, наконечники для клизм и ванны обеззараживают.

Уборку помещений приемного отделения производят не реже 2 раз в день влажным способом с применением дезинфицирующих средств

Санитарно - эпидемиологический режим в отделении хирургического профиля.

После выписки каждого больного кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, обильно смоченным дезинфицирующим раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм микробов.

По возможности соблюдают цикличность заполнения палат.

Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, подкладное судно и т. д., которые после пользования немедленно убирают из палаты и тщательно моют. После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию.

Больных с гнойно-септическими заболеваниями и послеоперационными гнойными осложнениями изолируют в отдельные палаты (бокс, секция, отделения гнойной хирургии). В этих палатах устанавливают ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, закрытого типа, противомикробные фильтры. Персонал работает здесь в халатах, масках, шапочках. По окончании работы производят смену халатов, масок, шапочек, руки обеззараживают. Самовольные передвижения больных из палаты в палату и выход в другие отделения категорически запрещают. Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7 дней (после гигиенического мытья). Кроме того, белье меняют в случае загрязнения.

При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или емкости с крышкой. Категорически запрещают сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол или в открытые приемники. Сортировку грязного белья производят в специальном помещении вне отделения. После смены белья протирают предметы в палате и пол дезинфицирующими растворами.

Выписку больных производят в отдельном помещении (выписной).

Тапочки и другую обувь после выписки или смерти больного протирают тампоном, смоченным 25%-м раствором формалина или 40%-м раствором уксусной кислоты или обрабатывают из аэрозольного баллона «Сапожок-72» до полного увлажнения внутренней поверхности. Затем обувь укладывают в полиэтиленовый пакет на 3 ч., после чего вынимают и проветривают в течение 10 — 12 ч. до исчезновения запаха препарата.

В отделении соблюдают порядок и чистоту. Уборку производят не реже 2-х раз в день влажным способом мыльно-содовым раствором. Дезинфицирующие средства используют после смены белья в случае возникновения внутрибольничной инфекции. В палатах для больных с гнойно-септическими заболеваниями и послеоперационными гнойными осложнениями ежедневную уборку производят с обязательным использованием дезинфектантов.

 

Для профилактики воздушной инфекции в операционных блоках соблюдается четкое зонирование помещений.

I зона — стерильная (операционные залы и стерилизационные).

II зона — строгого режима асептики (предоперационная, наркозная).

III зона — ограниченного режима (комната для хранения и приготовления крови, аппаратуры, лаборатории, чистая зона санпропускника).

IV зона — общебольничного режима (помещения, вход в которые не связан с переходом через санпропускник или зону оперблока).

 

Больного доставляют в оперблок на каталке отделения, затем перекладывают на каталку операционного блока и подвозят непосредственно к операционному столу.

Определяют в предоперационное место для каталки операционного блока. Ежедневно каталку обрабатывают ветошью смоченной в дезинфицирующем растворе

Все приборы, аппараты, другие предметы (каталку, баллоны с кислородом, кардиографы и т. д.) перед входом в оперблок обрабатывают ветошью, смоченной дезраствором.

Стол для стерильного инструментария покрывают стерильной простыней непосредственно перед операцией, раскладывают на ней стерильный инструментарий и закрывают сверху стерильной простыней.

Перевязочный материал и инструментарий, использованные в ходе операции, собирают в специально выделенные емкости.

Категорически запрещают хранение в оперзале предметов, не используемых во время оперативного вмешательства.

Строго разделяют перевязочные для чистых и гнойных перевязок. В случае наличия одной перевязочной обработку гнойных ран производят после проведения чистых манипуляций с последующей тщательной обработкой помещения и всего оборудования дезинфицирующими растворами.

Сотрудники перевязочных, отделений реанимации и интенсивной терапии ежедневно меняют халаты, шапочки, маски.

Персоналу, не работающему в перевязочных, палатах и отделениях реанимации и интенсивной терапии, вход в них запрещен.

Перед поступлением больного из операционной в палату интенсивной терапии, послеоперационную палату, кровать, прикроватную тумбочку обрабатывают дезраствором. Кровать заправляют постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку.

5.5. Уборку операционного блока, перевязочных, палат и отделений реанимации и интенсивной терапии производят влажным способом не реже 2-х раз в день с использованием следующих дезинфицирующих средств:

1) 3% раствор перекиси водорода на 0,5%-м растворе СМС;

2) 0,75% раствор хлорамина Б на 0,5%-м растворе СМС;

3) 0,1%-й раствор дезаксона-1 на 0,5%-м растворе СМС;

4) 0,2%-й раствор сульфохлорантина;

5) 0,5%-й раствор хлордезина;

6) 2%-й раствор дихлор-1;

7) растворы первомура, раккал и т. д.

В оперблоке в помещении 1 зоны строгого режима асептики осуществляется 5 видов уборки: 1) предварительная — перед началом операционного дня; 2) текущая — во время операции; 3) послеоперационная — в промежутках между операциями; 4) заключительная — в конце операционного дня; 5) генеральная (дезинфекция) — 1 раз в неделю.

 

Для проведение генеральной уборки операционного блока и перевязочных помещения предварительно освобождают от предметов, оборудования, инвентаря, инструментов, медикаментов и т. д. В качестве дезинфектанта используют комплекс, состоящий из 6%-го раствора перекиси водорода с 0,5%-м моющим средством.

После дезинфекции помещения облучают ультрафиолетовым светом (прямым или отраженным), включая настенные или потолочные бактерицидные облучатели («ОБН-200» или «ОБН-350», один облучатель на 30 м2 помещения; «ОБН-150»,или «ОБН-300» на 60 м2 на 2 ч).

В бригаду для проведения операций средней степени сложности обычно входят: хирург (1), ассистент хирурга (1 — 2), операционная медицинская сестра (1), анестезиолог (1), медсестра - анестезист (1 — 2), младшая медсестра (1), всего 6 — 8 человек.

Старшая операционная сестра организует работу операционного блока, обеспечивает контроль за состоянием всех помещений, осуществляет бактериологическое исследование загрязненности операционной.

6. Для профилактики контактной инфекции большое значение имеют способы обработки рук хирурга и операционного поля. После обеззараживания рук всегда надевают стерильные резиновые перчатки (Цеге-Мантейфель, 1897).

 

6.1. Обработка операционного полк, рук, хирургических перчаток в ходу операции;

Обработка рук персонала, участвующего в операции (хирургов, анестезиологов, реаниматологов, операционных сестер, сестер-анестезистов и др.) является обязательной.

Хирургическая обработка кожи рук предусматривает удаление или уничтожение транзиторной (Тр) и снижение численности резидентной (R) популяций микрофлоры до субинфицирующих доз.

Показаниями к хирургической обработке кожи рук являются манипуляции, связанные с контактом (прямым или опосредованным) с внутренними стерильными средами организма: катетеризация центральных венозных сосудов; пункция суставов, полостей; хирургические вмешательства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.