Формула Ньютона, формула производной функции, координатная система Декарта с функцией.
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на урок.
«Кто же из нас прав?»
Но сначала надо выяснить, сколько фишек-слов было собрано в нашей коробке на уроке русского языка. Ребенок несет коробку.
Дети:
— Их очень много! — говорит ...
— Больше ста! — поясняет ...
Педагог: Видите, сколько мы сегодня собрали слов! Завтра мы должны собрать еще больше! — говорю я, обращаясь к классу. — А вам большое спасибо, что помогли сосчитать фишки-слова!
— А зачем Вам нужно так много слов? — спрашивает ... Мне нужно?!
Я объясню это в следующий раз! — говорю я ребенку. — А теперь приступим к уроку математики.
— Дети, вы знаете, что такое наука математика?
Ответы детей.
(Подхожу к доске, открываю часть занавески. На ней цветными маркерами (мелками, карандашами) написаны: формула Ньютона, формула производной функции, нарисована координатная система Декарта с функцией.
Формула Ньютона, формула производной функции, координатная система Декарта с функцией.
(У детей широко раскрыты глаза)
— Это — настоящая математика, наука о количественных соотношениях и пространственных формах!
(— Как красиво! — восклицает один из детей, не отрывая глаз от доски.)
— Потому что сама математика красивая. Ученые говорят — она царица наук.
(Недоступно будет детям такое истолкование математики? Разумеется, мои дети не поняли много из того, что было сказано и показано мною. Но зато как было внушительно!)
— Нравится вам математика?
— Да! — раздается восхищенно и единогласно.
— Я подготовлю вас к тому, чтобы вы научились понимать такие формулы. Хотите?
Опять восхищение и единогласное: «Да!»
— Так займемся этим делом!.. Садитесь прямо!.. Вот так!.. Посмотрите на эти фигуры и запомните их последовательность.
Я кладу у доски квадратики, на которых нарисованы фигуры:
Квадратики с фигурами
— Запомнили?.. Опустите головы!.. Закройте глаза… Поднимите головы… Скажите, что изменилось в последовательности фигур?
А последовательность теперь такая:
Квадратики с фигурами
Дети замечают перестановку.
— Вы там переставили… вот это было здесь (показывает на точку), а буква А была здесь! — и ребенок возвращает их на прежнее место.
— Запомните еще раз последовательность расположения фигур… Опустите головы и закройте глаза!.. Будете шептать мне на ухо, какие фигуры я переставил… Поднимите головы и посмотрите!
(Перешептываясь с детьми, я обхожу класс. Ни одного правильного ответа! Я ведь ничего не меняла в порядке фигур! В чем же дело? Сложная задача? Не может быть. По всей вероятности, мои доверчивые дети пока не могут представить, что я могу так пошутить с ними. Они ищут перестановки, которых на самом деле нет, но о которых я сказала.)
— Дети, неужели вы не заметили, что я не трогала здесь ничего, что все фигуры остались на своих местах?
(Дети думают, отвечают)
— В следующий раз будьте более внимательны. А теперь я дам вам другое задание: вы должны определить, чего больше!
(Перед детьми два листка. Следующего рода множества для заданий: сколько, чего больше, из чего, где больше (справа, слева, внизу, наверху). Все это — на первом листе. На другом же разбросаны фигуры по всей площади. Детям надо будет выяснить, «сколько чего». Приоткрываю одну треть первого листа.
На доске нарисован ряд множеств для задания
— 5! — отвечают они.
— Спасибо, …!
Вместо цифры 4 я кладу на доску цифру 5. Теперь все в порядке.
— Сколько здесь треугольников? — я обвожу указкой группу треугольников.
— Четыре… Четыре! — отвечают они вразнобой.
— А какая из этих цифр — 4? Эта? — показываю им цифру 2.
— Нет… Это 2!
— Может быть, эта? — показываю цифру 6.
— Нет… Это 6!
— Так значит, вот эта?
— Нет… Это 7!
— Вот это — цифра 4!
— Спасибо, …, что помогла найти цифру 4. А сколько здесь квадратиков?
— Шесть! — получаю ответ. Беру из колоды цифру 6 и ставлю в перевернутом виде рядом с предыдущими цифрами. Дети весело подсказывают:
— Так получается девять, надо перевернуть… тогда и будет шесть!
Я принимаю замечание.
Состчитайте, сколько прямых линий.
- Семь…
Педагог: а я насчитал восемь.
СПОР
— Сосчитаем, пожалуйста, все вместе!
(Я указкой показываю сначала на одну, затем на другую прямую.)
— Одна… Две… Три! — считают дети хором. Подольше задерживаю указку на четвертой прямой.
— Четыре… Пять! — продолжают они, не дождавшись перемещения кончика указки.
Все перепуталось и так считать нельзя. Начинаем снова. Теперь уже в быстром темпе движется моя указка и, получив хоровое «семь», начинаю снова касаться кончиком указки тех же прямых.
— Восемь… Девять… Десять… Одиннадцать!..
Но голоса постепенно слабеют, многие вдруг понимают, что опять все запуталось. Я вызываю к доске одного из детей помочь нам сосчитать прямые. Третье хоровое чтение — с помощью ребенка — проходит успешно.
— Ну, конечно, семь, а не восемь. … прав! — говорю я и ставлю цифру 7 на доску рядом с другими цифрами. Дети внимательно следят, не ошибусь ли я. Кто-то все же выкрикнул: «Это не семь!» Но другие подтвердили, что это именно семь, а не другая цифра.
— А теперь посмотрите на группу этих точек. Сосчитайте, пожалуйста, сколько их здесь, и шепните мне на ухо!
Быстро подхожу к каждому, кто меня призывает. И на меня сыплются ответы, нарушающие все устои точности математической науки: «Пять… Девять… Десять… Двадцать… Сто… Тысяча… Миллион!». A кто-то шепчет мне, что там очень много точек и их невозможно сосчитать. Я останавливаюсь у ее парты.
— …, повтори, пожалуйста, погромче, чтобы слышали все: сколько там точек?
— Точек очень много, их трудно сосчитать!
— Спасибо…!.. А вы как думаете?..
На доске нарисован ряд множеств для заданий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|