Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Зарубежная социальная педагогика в 20 веке





Конец 19 в. характеризуется тем, что научно-техническое перевооружение производства потребовало совершенствования социальных институтов.

Появились многочисленные концепции и течения социально-педагогической мысли конца 19-го, начала 20 в. под общим понятием «реформаторская педагогика» или « движение нового поколения». Трудно дать классификацию всех течений, так как в их концепциях были и общие, и специфические, присущие каждому из них особенностей (Титов, 2003).

Наиболее известными были движения сторонников:

-«свободного воспитания»;

-«трудовой школы»;

-«школы действия»;

-«социальной педагогики»;

-«прагматической педагогики»;

-«прогрессивного воспитания» и др.

Представители социальной педагогики (Э.Дюркгейм, В.Дальтей, П.Наторп, Э.Шпренгер) главным источником социальной педагогики и практики считали социально-историческое знание.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) предложил концепцию «стадий цивилизаций» и «коллективных представлений». Процесс воспитания – это приобщение каждого члена общества к коллективным представлениям» своего времени. «Воспитание- методическая социализация». Он писал, что деятельность школы состоит в развитии интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда. Но индивид не полностью зависит от императивов «коллективных представлений», а обладает собственными природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса - слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение «индивидуальной социализации»



Вильгельм Дильтей (1883-1911) выдвинул концепцию «переживания» как явление, которое свойственно лишь человеку с его эмоциональной жизнью. Он предлагал начинать учебно-воспитательный процесс с организации эмоционального переживания окружающей действительности.

Пауль Наторп(1854-1924) в своем труде «Социальная педагогика» рассматривал человека как важнейший инструмент социализации. Главным фактором прогресса он считал « прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Социальному воспитанию придавал большое значение. Он считал, что человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, а выразителем такого стремления является воля, которая развивается в условиях домашнего, школьного воспитания и самовоспитания.



Эдвард Шпрангер (1882-1963) предложил 6 вариантов типологии человека, и педагог должен ориентироваться на них в процессе определения соответствующего места на социальной лестнице:

-экономический;

-теоретический;

-эстетический;

-социальный;

-политический;

-религиозный.

Теория свободного воспитания (Эллен Кей, Фринц Гансберг, Людвиг Гурлит, М. Монтессории др.). В основе этой теории лежит принцип педоцентризма в воспитании: характер педагогического процесса определяется главным образом проявлением склонности детей в процессе практической деятельности и для расширения возможностей индивидуализации обучения необходимы эффективные средства определения задатков, способностей и интеллектуального уровня каждого ребенка с тем, чтобы помочь ему выбрать свой будущий жизненный путь.

Эллен Кей (1849-1926) – идеолог свободного воспитания, шведская общественная деятельница в книге «Век ребенка» призывала признать социальную функцию образования матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания. Домашнее воспитание и школа должны способствовать развитию у детей всех присущих им дарований.

Мария Монтессори (1870-1952) - врач, педагог в организованных ею «домах ребенка» основой педагогики считала сенсорное развитие, которое она осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическими материалами.

Эффективность воспитания Монтессори связывала с выделением особых (сензитивных) периодов повышенной восприимчивости детей к определенным воздействиям окружающей среды.



Представители экспериментальной педагогики (Эрнст Мейман, Август Лай, Альфред Бине и др.)Для них цель – получение опытным путем данных о ребенке для совершенства педагогического процесса на объективной и научной основе. Экспериментальная педагогика дала импульс развитию науки о детях – педологии, которая представляла собой синтез психологических, биологических и социологических знаний о ребенке, судьба которого предопределена наследственно и влиянием общественной среды. Необходимо изучить и измерить оба эти фактора, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Август Вильгельм Лай (1862-1926) предложил педагогику действия.

• Школа действия должна стимулировать активность детей, где учение и жизнь в согласии.

• Исходный пункт воспитания - создание благоприятной для развития личности биологической и социальной среды.

• Воспитание опирается на инстинкты ребенка: инстинкт борь­бы, инстинкт подражания, инстинкт сближения и др.

• Основа учебного процесса - начала предметного (а не сло­весного) обучения, наглядности и различных типов восприятия.

• Ведущие принципы: индивидуализация, самодеятельность и самостоятельность учащихся в процессе обучения.

• Гуманность: разумная дисциплина без наказаний, тактичное отношение к оценке достижений ребенка.

• Одна из основных задач школы - нравственное воспитание. В основе нравственности - личный опыт, нравственные пережи­вания. Школьный класс - детская община.

• Идеи педоцентризма: ребенок - начало, исходный пункт вос­питания; оно опирается на инстинкты ребенка, используя кото­рые нужно организовать совместную деятельность в разнообразных занятиях; создание простора активности детей, где ученик и жизнь объединены (Беловолов ,2003).

Педагогика прагматизма (Дж.Дьюи, У.Килпатрик, У.Бегли).Лидер этого направления Дж.Дьюи(1859-1952) выразил суть этой педагогики : «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь ввиду его развитие, либо лишь оно может служить мерилом воспитания». Его основные работы: "Школа и общество», "Школа будущего", "Введение в философию воспитания", "Школа и ребенок", "Психология и педагогика мышления".

Уильям Килпарик(1871-1965) на основе идей Дж.Дьюи разработал «метод проектов». Согласно ему обучение осуществляется через организацию целевых ак­тов. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи, включая туда и учебную деятельность.

Несмотря на то, что руководство деятельностью оставалось за учителем, этот метод исходил из опоры на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Только при та­кой системе обучения, считал У. Килпатрик, воспитание может превра­титься в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять ее на выс­шую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Впоследствии этот метод, как и другие идеи Дж. Дьюи, использовался в практике многих стран мира.

Идея прагматического образования Дж. Дьюи и основанный на ней ме­тод проектов У. Килпатрика подвергались серьезной критике уже их со­временниками (Титов, 2003).

Трудовая школавозникла как социальная необходимость в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы.

Герг Кершенштейнер(1854-1932) - организатор и реформатор дополнительного и профессиональ­ного образования молодежи, автор теории гражданского воспи­тания, один из теоретиков школы труда.

Основная задача школы: воспитание у юношества гражданс­ких качеств.

Суть гражданского воспитания - сформировать у молодого человека представления о его гражданском назначении и задачах своего отечества, возбудить желание посвятить жизнь служению этим задачам; человеку должно быть предоставлено возможность всестороннего образования не ради его самого, а в интересах процветания общества. ( Беловолов, 2003)

Г. Кершенштейнер предложил программу преобразования школьного образования:

- создание единой начальной народной школы, где каждый ее тип (основная, гуманитарная, естественнонаучная) ведет к обще­му образованию;

- индивидуальный подход в обучении;

- организация школы на началах самоуправления, товарище­ства, взаимопомощи, взаимодоверия;

- организация продуктивной работы учеников как основа обучения;

- организация самостоятельной деятельности учеников, вве­дение в учебный процесс практических работ, экскурсий, ручно­го труда (Беловолов, 2003).

Селестен Френе(1896-1966) – французский педагог проводил более 30 лет эксперимент в открытой им народной школе. Его ведущая педагогическая стратегия: "Из жизни - для жизни - через труд". Воспитательное воздействие труда как такового. Элементы школьной жизни:

• классное помещение как многообразно расчлененное рабо­чее и опытное пространство;

• индивидуальный, обсуждаемый в начале недели с учителем недельный рабочий план;

• рабочая библиотека с большим количеством информативных и стимулирующих дальнейшее исследование предметных журна­лов, частично в сочетании с аудиовизуальным материалом;

• картотека опытов с инструкциями к ним в естественнона­учной, технической, музыкальной областях;

• справочная картотека, расположенная в алфавитном порядке;

• рабочая картотека, структурирующая основной учебный материал по каждой теме и состоящая из карточек с информаци­ей, задачами, решениями и тестами;

• акустические учебные программы, особенно часто исполь­зуемые для изучения языков;

• школьная типография;

• стенгазета: в нее заносятся критика (с именами), похвала, пожелания и результаты работы;

• классный совет как общественный выразитель отношений взаимной ответственности учащихся;

• переписка с другими школами;

• свобода слова.

Сегодня учителя из разных стран мира проходят стажировку в опорных школах, работающих на принципах педагогики С. Френе. Ежегодно проводятся конгрессы созданной им «Федерации сторонников новой школы».

Школы нового типа в Европе в конце 19 – начала 20 вв. первоначально были частными и платными для детей из состоятельных семей, а затем более демократичными.

Адольф Феррер(1879-1960) – швейцарский педагог, теоретик и практик «нового воспитания» сформулировал 30 признаков «новой школы», которые отражали теоретические предпосылки этого движения и были основаны на реальном опыте.Основные признаки «новой школы»:

-школа интернатного типа должна быть расположена за городом;

-число воспитанников в группах для занятий – 10-12 человек;

- большое внимание изучению наук, искусству, гимнастике, играм, спорту, прогулкам, экскурсиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду;

- преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира, вещей и явлений природы;

- опора на интересы ребенка и его возрастные особенности;

- для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.

Одной из таких школ была открыта С. Редди в 1889г в Абботсхолле (Англия), а затем развернулось целое движение «Абботсхолмских школ». В большинстве своем эти школы выполняли заказ определенных кругов в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни (Беляев, 2003).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.