Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Социальное воспитание в древних государствах





Ближнего и Дальнего Востока

 

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций

Воспитание и образование как особая форма человеческой деятельности появились в эпоху древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока в 5 тысячелетии до н.э.

Обучение и воспитание осуществлялось в семьях. Об этом говорят документы древнейших государств: законы царя Вавилонии Хаммурапи, книга Притч иудейского царя Соломона, индийская Бхагавадгита и др. Постепенно с зарождением государственных структур в целях подготовки чиновников, жрецов, полководцев начал складываться особый социальный институт – школа.

У всех народов в ту эпоху происходили глубинные изменения в практике воспитания подрастающих поколений, совершенствовались способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям.

Возникновение и развитие письма стало важнейшим фактором развития школы. Школа и воспитание в древних государствах отражали в своем развитии эволюцию культурных, нравственных, идеологических ценностей.

Возникновение школы являлось следствием развития общества, в свою очередь, школы позволяли обществу двигаться вперед.



Главными очагами обучения и воспитания были семья, храмы, государство и школы. Профессиональное образование составляет основу социализации. Происходит развитие сил, способностей и возможностей личности, самореализуется личностный потенциал индивида.

Функции и социальное предназначение инициации существенно изменяются. Наряду с равенством и всеобщностью появляются закрытые формы инициации, где привилегированным сословиям передаются специальные знания и умения, которые помогают закрепиться на соответствующей социальной лестнице с особыми правами и полномочиями.

 

 

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В МЕСОПОТАМИИ

 

Древние цивилизации Востока (Месопотамия, Египет, Ин­дия, Китай) оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Их зарождение отно­сится к V тысячелетию до н. э. Именно в эту эпоху складывается воспитание как особая сфера общественной деятельности, когда возникают новые способы социализации подрастающего поко­ления.



Если период первобытного общества был временем становле­ния и развития социально-педагогической практики, то период по­явления цивилизаций на Древнем Востоке можно считать време­нем формирования социально-педагогической мысли.

В III тысячелетии до н. э. в Месопотамии — области в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (Двуречье) сформировались сменявшие друг друга города-государства Шумер, Вавилон, Асси­рия и др. Здесь сложились и развивались традиции патриархально-семейного воспитания и ученичества. По законам вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) воспитание считалось роди­тельским долгом и за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал отец. Позже воспитание выделяется как самостоятельная социальная функция общества. Основа воспи­тания - подготовка писцов, которые служили в храмовой и цар­ской администрациях и у частных лиц. Большинство учащихся про­исходили из семей писцов, жрецов и чиновников, хотя встреча­лись и дети ремесленников, пастухов, рыбаков.

Все стадии и характер обучения в шумерских и вавилонских школах можно представить по школьным табличкам, которые изготавливались из глины.

Сохра­нились остатки школьных помещений тех далеких времен. Они свидетельствуют о том, что учителя обучали от 12 до 20 учеников. Шумерские источники сообщают о школьном наставнике, нака­зывавшем учеников хлыстом за опоздания, болтовню, вставание без разрешения, плохой почерк.

В школах, начиная с 5 —7 лет, обучались, как правило, только мальчики. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой таб­личке из глины, которую затем обжигали. Поэтому первые учеб­ные заведения назывались домами табличек. Позже стали исполь­зовать деревянные таблички с нанесенным на них тонким слоем воска, на котором изображались знаки.



Воспитанию учеников служила «назидательная литература», представленная сборниками пословиц и загадок.

В государствах Месопотамии профессия, как правило, переда­валась от поколения к поколению и такую семейную традицию можно рассматривать как основной способ передачи социокуль­турного наследия.

В периоды упадка государств Двуречья, когда власть ослабевала и надобность в чиновниках сокращалась, школьное образование затухало и на смену ему приходило индивидуальное обучение. Передача образовательной традиции от одного поколения к дру­гому осуществлялась в основном в рамках семейного воспитания (Титов, 2003).

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Развитие воспитания в Египте было обусловлено нуждами и потребностями государства. Образование рассматривалось прежде всего как способ воспроизводства политической системы страны.

В Древнем Египте на основе традиций семейного воспитания складывается оригинальный опыт подготовки чиновников. Опыт­ный высокопоставленный администратор брал к себе «в сыновья» несколько подростков и обучал их технике управления, составле­ния документов, знакомил с нравственными и религиозными представлениями. Причем количество таких учеников порой оп­ределяло достоинство и авторитет чиновника.

Существовала и еще одна особенность. Дети знати воспитыва­лись, как правило, при дворе фараона вместе с наследником пре­стола. Большое место в придворном воспитании занимали физи­ческие и военные упражнения, езда на колесницах. Воспитанни­ков учили также правилам поведения и дворцового распорядка. Впоследствии они занимали высокие административные посты.

Целью образования в Египте всегда оставалось достижение высокого социального статуса.

Система школьного образования в Древнем Египте была двух­ступенчатой: первую представляла элементарная школа, где дети овладевали навыками чтения и письма. Через некоторое время подростки становились «помощниками» учителей и это составля­ло вторую ступень обучения.

Древнеегипетское образование сохраняло традиции учениче­ства и семейного воспитания. Учителя часто называли «отцом» а ученика «сыном». Жрецы и чиновники выступали и авторами свое­образных учебных пособий — «Поучений», служивших наряду с классическими текстами основным материалом для чтения в школе.

Помимо правил житейской мудрости «Поучения» часто содер­жали живое изображение человеческих профессиональных знаний, а также предписания относительно поведения учеников, вклю­чавшие послушание, сосредоточенность, прилежание и т.д.

Кроме того, учеников обучали этикету и ораторству, умению слушать. Таким образом, школа не только давала сумму знаний но и воспитывала стиль поведения.

В Древнем Египте на протяжении тысячелетий сложился опре­деленный тип человека. Идеалом в древнеегипетской цивилиза­ции считался человек немногословный, умевший терпеть лише­ния и хладнокровно принимать удары судьбы. Поэтому ученику нужно было прежде всего научиться слушать и слушаться.

Древнеегипетские педагоги понимали, что успех в учении зависит и от желания самого ученика. Однако такой под­ход не исключал телесных наказаний, которые использовались в школах так часто, что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и тем же словом, а на письме — иероглифом со значком бьющей руки.

В одном из папирусов записан своеобразный девиз школы: «Дитя несет ухо на своей спи­не, нужно бить его, чтобы он услышал». А особо непослушных могли даже заковать в колодки на срок до трех месяцев.

Важно отметить еще одну особенность древнеегипетской педа­гогики. Она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого и игнорировала особенности детского возрас­та. Это нашло отражение не только в характере содержания «По­учений», но и в древнеегипетском изобразительном искусстве, где трудно отличить детей от взрослых. Масштабы человеческой фигуры определялись не возрастом человека, а его положением в государственной иерархии (Титов,2003).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.