Сделай Сам Свою Работу на 5

Фильмы, снимавшиеся в Гатчинском дворце





Съёмки фильма около Гатчинского дворца. Май 2006 года

Здание и интерьеры Гатчинского дворца часто привлекали внимание кинематографистов и становились декорациями при съёмках многих художественных фильмов. Среди них такие как:

  • «Левша» (1986)
  • «Бедный, бедный Павел» (2003)[36]
  • «Юнкера» (2006)[37]
  • «Серебряный самурай»[38]
  • «Испытание для «настоящей принцессы»»[39]
  • «Три мушкетера» (2012)

и другие.

Архитектура дворца[40]

Здание дворца располагается на возвышенности, доминируя над окружающим ландшафтом. Северный фасад здания обращён к парку и выходит на склон, спускающийся к Серебряному озеру, за которым простирается Дворцовый парк с обширным Белым озером. Южный фасад дворца закрывает своим массивом обзор на парк, акцентируя внимание на архитектурном облике здания.

Взглянув на общий план дворца можно выделить три основные части. Центральный корпус представляет собой вытянутый прямоугольник, к углам которого со стороны парка примыкают две пятигранные пятиярусные башни. На противоположной парку, южной стороне центрального корпуса находится заглубление с тремя арками входных дверей и балконом, создающее игру объёмов. Корпус соединён двумя полукружиями галерей с двумя трёхэтажными каре, почти квадратными в плане. Углы каре выделены восьмигранными трёхъярусными башнями, две из которых, примыкающие к галереям, завершены куполами. Планировка дворца создаёт ощущение пластичности и целостности как здания в целом, так и каждого его элемента в частности, что усиливается чередованием протяжённых объёмов и выступающих гранёных башен.



Южный фасад

Вид на южный фасад дворца. Апрель 2006 года

Композиционная ось ансамбля проходит через среднюю линию плаца, начальной точкой которой служит памятник Павлу I, от которого чётко просматривается структура и объёмные соотношения отдельных частей дворцового здания.

Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей ритмично членится пилястрами дорического ордера. Простенки между пилястрами «облегчаются» окнами — прямоугольными в центральном корпусе и полуциркульными в стенах галерей. Над каждым окном заглублённое панно, в сочетании с рельефными наличниками сообщающее фасаду пластическую текучесть. Второй этаж трактован более богато — на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера, а на полуциркулях галерей — ионические полуколонны. Оконные проёмы, как и на первом этаже, имеют прямоугольный профиль в центральном корпусе и полукружный — в галереях. Также усложнён рисунок наличников оконных проёмов, завершающихся рельефной выкружкой барочного характера. Третий этаж оформлен более просто — лопатки, расположенные соответственно пилястрам, рельефные наличники вторят обрамлению оконных проёмов первого этажа. Поэтажные членения выполнены в виде классического антаблемента, окружающего здание по всему периметру. Центральный корпус и галереи увенчаны парапетами, состоящими из каменных тумб и ажурной решётки. Связанные с парапетом аттики отмечают основные оси фасадов, на которых расположены входы во дворец. В центральной и торцевой части галерей расположены двери, выделенные двухколонными дорическими портиками. Перекрытия портиков несут на себе балконы с ажурным ограждением. К каждому портику ведут гранитные лестницы в форме усечённого конуса. К центральным аркам главного корпуса ведёт пологий пандус.



Общее оформление фасада, выходящего на плац, представляет собой сочетание и противопоставление прямых (вертикали пилястров и прямоугольные проёмы) и волнистых (полуциркульные завершения проёмов галерей) линий. Кульминационными точками волнообразного движения являются купола башен, закрепляющие объёмно-пространственную композицию и создающие выразительный переход к фасадам каре.



Фасады обоих каре продолжают линию разворота, начатую галереями и придают фронтальной композиции бо́льшую масштабность и монументальность. На фасадах каре повторяется поэтажные членения полуциркульных галерей, с небольшим отличием — в простенки первого этажа включены небольшие прямоугольные окна второго этажа, а в башнях — круглые люкарны. В декоре используются пилястры дорического ордера и наличники строгого рисунка, на гранях башен — русты. Все эти элементы придают довольно протяжённой стене ритм, снимающий ощущение статичности.

Сочетание массивных корпусов каре с изящным центральным корпусом создают органичное соединение черт крепостной цитадели и загородной виллы. Одна из характерных черт, создающих впечатление укреплённого замка — бастионная стена с амбразурами и двумя бастионами, «охраняющими» мосты, перекинутые через ров. Профиль стены в плане зеркально повторяет конфигурацию южного фасада, композиционно замыкая парадный плац, предназначенный для проведения военных парадов и смотров.

Панорама южного фасада Гатчинского дворца. Октябрь 2010 года.

 

Северный фасад

Вид на северный фасад дворца. Июнь 2008 года

Северный фасад дворца, в отличие от южного, невозможно полностью охватить взглядом, он открывается постепенно при обходе здания. Самой выразительной частью этого фасада является центральный корпус, замкнутый с двух сторон Часовой и Сигнальной башнями. Центр фасада акцентирован двухколонным дорическим портиком, служащим основанием балкону с ажурной решёткой. Балконная дверь завершена лучковым рельефным сандриком. Массив стены расчленён горизонтальными тягами и пилястрами и не имеет каких либо ярко выраженных выступов, что придаёт ему, в сочетании с пятью полуциркульными арками на первом этаже, особую цельность. В оформлении первого этажа использованы пилястры дорического ордера, второго — ионического ордера, третьего — лопатки. Арки обрамлены широкими массивными наличниками, импосты подчёркнуты выступающими квадратами, а своды арок — замковыми камнями. К аркам входных дверей ведёт широкая гранитная лестница в восемь ступеней, имеющая всходы с трёх сторон.

Пластический и высотный аккорд создаётся двумя башнями, сообщающими фасаду сходство с замком. В самых верхних ярусах башен устроены люкарны, завершённые рельефными полуциркульными сандриками.

Полуциркульные фасады с северной стороны, в отличие от южного фасада, имеют трёхэтажное членение. В декоре первых двух этажей используются гигантские пилястры дорического ордера, на третьем этаже — ионического. Их вид создаёт впечатление монументальности форм и суровости облика.

Интерьеры дворца[41]

Основная статья: Интерьеры Большого Гатчинского дворца

Туалетная комната. Э. П. Гау, 1878 год

В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770—1780-х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.

В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца. Архитектор применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. Не смотря на значительность переделок, большая часть комнат (семь из тринадцати) сохранила отделку, восходящую ко времени Григория Орлова.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году пожаром была уничтожена отделка всех дворцовых залов. Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор.[41]

 

25. Архитектура русской провинции последней трети 18 века (градостроительное развитие городов, архитектура усадеб, стилевые особенности архитектуры храмов).

Вторая половина XVIII в. была переломным периодом в развитии провинциальных городов России, которое было связано и во многом обусловлено грандиозными административно-территориальными реформами екатерининского времени. Эти реформы сопровождались необычайными по широте охвата и кардинальности градостроительными преобразованиями на принципах регулярности. Именно в этот период губернские и уездные центры России начали превращаться из городов средневековых в города нового времени, в города европейского типа. В их архитектуре произошли существенные изменения, выразившиеся в стилистическом развитии от допетровских традиций (в церковном зодчестве) и барокко (в гражданских постройках) к раннему и зрелому классицизму; в тенденции к перемещению городского центра из древнего кремля на новую общественную площадь; в перенесении акцента с церковного строительства на общественное и жилое. Решающую роль в формировании нового архитектурного облика провинциальных городов во второй половине XVIII в. сыграли общественные здания, ставшие здесь главными образцами регулярного строительства.

Хронологические рамки исследования диссертации соответствуют времени правления Екатерины II и Павла I, то есть охватывают период с середины 1762 по начало 1801 г. Вторую половину XVIII в., охватывающую два царствования, с точки зрения предмета исследования, удобно разделить на три периода. Первый (1760-е - 75 гг.) и второй (1776 - 96 гг.) периоды соответствуют двум этапам екатерининских административно-территориальных реформ, оказавших столь сильное влияние на развитие городской общественной архитектуры. Граница между ними чётко обозначена указом 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи»1 (в дальнейшем - «Учреждение о губерниях»). Третий период отвечает времени правления Павла I (конец 1796 - начало

1801 г.) и отражает те изменения, которые произошли при новом монархе, в том числе в области провинциальной общественной архитектуры.

Первый из названных периодов иногда характеризуется как «малая административная реформа»2, которая предшествовала коренным административно-территориалным преобразованиям. Закон о штатах правительственных учреждений (1763), «Наставление» губернаторам (1764), указ 11 октября 1764 г., в котором большое внимание уделялось изменениям областного деления, наконец, деятельность созданных Большой уложенной комиссией четырёх частных комиссий (1768 - 71), занимавшихся вопросами территориального устройства и местного управления России3, подготовили коренные преобразования, осуществлённые во второй половине царствования Екатерины. Законодательные проекты и указы периода «малой административной реформы» в определённой мере способствовали развитию некоторых типов общественных сооружений в городах, в первую очередь присутственных мест и губернаторских домов. Свою роль в этом сыграли и всевозможные наказы депутатам, избранным от разных сословий для участия в Большой уложенной комиссии 1767 г.4 Значительным фактором в развитии городской архитектуры тех лет послужила работа Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы (в дальнейшем — Комиссия о строении), которая с середины 1763 г. распространила свою деятельность на провинциальные города, в основном занимаясь их реконструкцией, проектированием их планировки и застройки на принципах регулярности5. Определённый импульс проектирование общественных зданий получило в новых Белорусских губерниях, присоединённых к России в результате первого раздела Польши (1772)6.

Основное внимание в диссертации уделяется архитектуре второй половины царствования Екатерины II, как наиболее значительного и плодотворного периода казённого строительства в городах рассматриваемой эпохи. Подлинный расцвет общественной провинциальной архитектуры во второй половине 1770-х — 80-е гг. связан со знаменитой административнотерриториальной реформой, осуществлённой преимущественно в эти годы на основании «Учреждения о губерниях». Этот документ был не только любимым детищем императрицы, которая, по словам Г.Р. Державина, была «чрезвычайно самолюбива и учреждение своё о губерниях почитала выше всех в свете законов»7, но и вызвал неподдельный интерес в образованном обществе своего времени. По свидетельству чиновника Саратовской гражданской палаты И.И. Мешкова, «эта книга тогда беспредельно всех занимала»8.

Новое административно-территориальное устройство России стало одной из самых успешных и плодотворных реформ екатерининского времени, доказавшее свою действенность на протяжении последующих полутора столетий9. Она способствовала развитию старых и образованию новых городов. За короткий срок (областная реформа в основном завершилась к 1785 г.) было учреждено 216 новых городов, построенных заново или, по большей части, преобразованных из бывших сёл, ямских слобод и т.д. В 1787 г. в России насчитывалось 499 городов, то есть их количество в результате реформы возросло почти в два раза10. И хотя часть новых городов были таковыми лишь по названию11, а в конце XVIII в. почти

1 "У половину из них перевели в заштатные , всё же значение реформы для развития большинства городов трудно переоценить. В этот период значительно расширилась деятельность Комиссии о строении, которая за 12 лет (с 1777 по 1788 гг.) разработала более 280 генеральных планов, утверждённых императрицей13. Эти проекты, как правило, предусматривали строительство целого ряда общественных зданий, для которых определялось конкретное место в структуре города. В первую очередь это касалось главных административных учреждений — присутственных мест — и сооружений, необходимых для экономического развития города — гостиных дворов, торговых лавок, винных, соляных и хлебных магазейнов (складов)14. Новые административные и иные учреждения, появившиеся во вновь образованных губерниях в соответствии с указом 7 ноября 1775 г., вызывали появление новых типов общественных сооружений и способствовали развитию прежде существовавших. Изменившиеся функции и характер административных органов губернского, уездного и городского управления потребовали иного, по сравнению с предшествующими годами (даже в пределах екатерининского царствования), архитектурного облика присутственных мест. Не менее значительные изменения произошли в архитектуре домов представителей высшей государственной власти на местах (наместников, губернаторов и вице-губернаторов). Учреждённый в каждой губернии приказ общественного призрения способствовал развитию благотворительных заведений, для которых строились соответствующие здания (больницы, богадельни, воспитательные дома и т.д.).

Новые тенденции в общественной провинциальной архитектуре рассматриваемого периода распространялись по городам России неравномерно, но в зависимости прежде всего от открытия учреждаемых губерний (наместничеств). Первыми были образованы Смоленская и Тверская губернии (25 ноября 1775 г., открыты соответственно 23 декабря 1775 г. и 25 января 1776 г.). Эти наместничества были названы «примерными»15 и должны были служить образцом для подражания во всех остальных новых губерниях. «Примерность» проявилась не только в административно-территориальном устройстве этих губерний, но и в архитектурном облике их городов, в первую очередь губернских центров. Именно поэтому общественные сооружения, проектировавшиеся и строившиеся в городах Смоленского и особенно Тверского16 наместничеств во второй половине 1770-х - 80-е гг., занимают исключительно важное место в развитии русской провинциальной архитектуры этого времени. Большое значение имело также казённое строительство в городах тех губерний, которые были открыты вслед за двумя первыми наместничествами во второй половине 1770-х гг.: Новгородская (учреждена 24 августа и открыта 16 декабря 1776 г.), Калужская (24 августа 1776 г. и 15 января 1777 г.), Ярославская (3 августа 1777 г. и 22 февраля 1778 г.), Тульская (19 сентября

1777 г. и 22 февраля 1778 г.), Рязанская (24 августа 1778 г. и 31 января 1779 г.), Владимирская (1 сентября 1778 г. и 31 января 1779 г.), Нижегородская (5 сентября и 22 декабря 1779 г.) и некоторые другие.

Учреждение о губерниях» было главным, но не единственным законодательным актом рассматриваемого периода, оказавшим влияние на развитие общественной архитектуры в провинциальных городах. В первую очередь следует назвать «Устав благочиния» от 8 апреля 1782 г.17 и «Жалованную грамоту городам» от 21 апреля 1785 г.18. Хотя в них прямо не затрагивались вопросы казённого строительства, ряд положений этих указов был направлен на упорядочение городской структуры и строгое соблюдение конфирмованных генеральных планов, что должно было учитываться при проектировании и сооружении общественных зданий. По новому городскому положению, которое содержалось в «Жалованной грамоте городам», учреждались городские думы. Их открытие по всей империи пришлось в основном на конец 1785 - 87 гг.19, что в какой-то мере способствовало развитию новых типов административных зданий.

Рассматриваемый период в целом отличается большой активностью законодательной деятельности — не только в сфере административно-территориальных реформ. Внимание к некоторым другим аспектам государственного устройства отразилось на развитии соответствующих типов общественных построек. Например, разработка проектов пенитенциарной системы, в которой принимала участие сама Екатерина II, способствовала возникновению новых типов тюремных зданий (см. об этом: глава 2, раздел 6).

Говоря об общественных постройках екатерининского времени, трудно обойти молчанием вопрос о роли императрицы в процессе формирования новой городской архитектуры. Тема «Екатерина II и архитектура» весьма обширна и заслуживает специального исследования. Архитектура была одной из страстей императрицы, и в этом отношении Екатерину можно поставить в один ряд с такими коронованными особами Европы XVIII в., как саксонский курфюрст и польский король Август II, царь Пётр I и курфюрст майнцский Лотарь Франц фон Шёнборн20. В диссертации будут затронуты лишь некоторые частные аспекты названной темы. В целом же без особого преувеличения можно сказать, что Екатерина была заказчицей всех казённых сооружений в городах России, которые должны были отвечать её представлениям об общественной архитектуре новых губерний, созданных в соответствии с дорогим императрице «Учреждением о губерниях».

Царствование Павла I, как известно, внесло ряд существенных изменений в государственную и общественную жизнь России. Об этом красноречиво свидетельствуют многие мемуарные источники. Одна из наиболее выразительных характеристик перемен нового царствования принадлежит И.И. Дмитриеву: «Восшествие на престол преемника Екатерины последуемо было крутыми переворотами во всех частях государственного управления: наместничества раздробились на губернии; учреждение, изданное для управления оных, изменилось; некоторые из уездных городов превращены в посады.» . Приехавший в Петербург в декабре 1797 г. бывший смоленский вице-губернатор С.А. Шишкин в своих записках восклицает: «. вижу всё новое! Новые люди, новый образ жизни»22. Изменения не замедлили сказаться и на городской общественной архитектуре. В этом отношении особенно важными являются два аспекта государственной деятельности времени Павла I, на которые указывает историк А.Б. Каменский: её контрреформаторский характер и преобладание армейской «тематики»23. Наиболее значительные начинания Екатерины в области административно-территориального устройства империи подверглись пересмотру - достаточно назвать новое разделение на губернии, введённое уже 12 декабря 1796 г.24 При этом целый ряд городов, переведённых в разряд «заштатных», утратили всякую самостоятельность, а их развитие было заторможено. 4 сентября 1800 г. вместо прежних магистратов (и, очевидно, дум) в губернских городах учреждались ратгаузы, зависимые от губернаторов, что уничтожало зародыши городского самоуправления, присущие екатерининскому законодательству25. Многие екатерининские общественные постройки в городах меняли свои функции: присутственные места обращались в казармы, банковские конторы в ордонансгаузы (комендатуры) и т.д. Одновременно указанные и некоторые другие типы воинских сооружений получили в эти годы развитие, неизвестное предшествующему царствованию26. Впрочем, говоря о переменах павловского правления относительно екатерининского, следует всё же подчеркнуть кратковременность царствования Павла I. Изменения, начавшие проявляться в общественной провинциальной архитектуре, по существу только наметились и не успели по-настоящему развиться.

Диссертация рассматривает архитектуру в провинциальных городах России, то есть во всех городах, за исключением Москвы и Петербурга. Термин «провинциальный», используемый в работе как синоним «нестоличный», имеет только такое смысловое значение - не ценностное, но чисто территориальное, бытовавшее в России со времени Петра I . Относительно рассматриваемого в диссертации времени это города губернские, провинциальные и уездные (то есть центры губерний, провинций и уездов) в период до губернской реформы 1775 г. и города губернские, областные и уездные после этой реформы; наконец, при Павле I появились заштатные города, в которые были обращены многие из бывших уездных. Несмотря на различный статус названных типов городов, все они объединялись общей чертой: это были административно-хозяйственные центры данной округи28, которые, особенно после открытия губернских учреждений по реформе 1775 г. должны были получить новый архитектурный облик.

В диссертации речь идёт о городах всей Российской империи второй половины XVIII в., в том числе и тех её территорий, которые сравнительно недавно перед тем вошли в состав России (Прибалтика) или были присоединены при Екатерине II (западные земли, отошедшие по трём

разделам Польши, а также Крым и южные территории, завоёванные у Турции). Несмотря на сохранявшуюся специфику городского строя в некоторых из названных земель, в первую очередь в остзейских губерниях, многие процессы в их историко-экономическом и архитектурном развитии при Екатерине и Павле были схожи с теми, что протекали в городах исконных русских территорий. Это позволяет, хотя и с определёнными ограничениями, включить территориальные приобретения Российской империи XVIII в. в сферу рассмотрения диссертации.

Общественная архитектура второй половины XVIII в. в провинциальных городах России не раз привлекала внимание историков архитектуры, которые исследовали различные аспекты указанной темы и отдельные памятники данного периода, однако попытки целостного рассмотрения этого художественного явления были единичными и, в силу объективных причин, достаточно робкими. Вместе с тем первая такая попытка была предпринята уже в начале прошлого века в известном труде Г.К. Лукомского «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», первая часть которого, посвящённая провинции, вышла в свет в 1915 г.29 Несмотря на столь широкое название, в книге речь идёт именно о городской общественной архитектуре и преимущественно о второй половине XVIII и о первой половине XIX в. В беглом (что естественно для первого труда такого рода) обозрении автор назвал практически все бытовавшие тогда в городах типы зданий и сооружений, снабдив их краткой характеристикой. Книга Лукомского послужила для диссертанта своего рода отправной точкой в его исследовании, а призыв автора к дальнейшему изучению поставленной им чл проблемы мог бы послужить эпиграфом данной работы. В своём труде Лукомский едва ли не первый из исследователей обратил внимание на роль наместников и губернаторов в процессе формирования архитектуры русских городов екатерининского времени. Он также затронул вопрос о деятельности губернских архитекторов, впервые освещённую 35 годами ранее в статье

31 ~

П.Н. Петрова, опубликованной в журнале «Зодчий» . Очень ценен, несмотря на многочисленные ошибки и неточности, перечень работавших в губерниях архитекторов, который составил заключительную часть статьи. Опыт целостного подхода к проблеме городской общественной архитектуры второй половины XVIII в. представлен в шестом томе Истории русского искусства (1961), в разделе, посвящённом архитектуре русской провинции (автор Т.М. Сытина)32. Основное внимание здесь уделяется зданиям общественного назначения, активное строительство которых справедливо связывается с осуществлением губернской реформы 1775 г. Автор рассматривает некоторые из главных типов городской архитектуры (в первую очередь присутственные места и гостиные дворы) на примере нескольких губернских центров, в основном верхнего Поволжья (этой теме была посвящена и диссертация Т.М. Сытиной 1952 г. ). Архитектура уездных городов при этом осталась за рамками исследования.

Различные аспекты и проблемы общественной архитектуры второй половины XVIII в. в провинциальных городах затрагиваются во многих монографиях, диссертациях и статьях по истории отечественной архитектуры указанного периода. Наиболее значительными работами в этом ряду были диссертация И.В. Рязанцева «Основные черты архитектуры раннего классицизма в России» (1968)34, книга С.С. Ожегова «Типовое и повторное строительство в России в XVIII - XIX веках» (1984)35 и монография С.В. Копыловой «Каменное строительство в Сибири: Конец XVII - XVIII в.» (1979)36. В своей диссертации И.В. Рязанцев определил первостепенное значение общественных зданий для характеристики раннего классицизма, как наиболее полно отражающих черты этого стиля. Используя типологический метод анализа, автор исследовал художественные особенности главных типов городской общественной архитектуры 1760-х — начала 1780-х гг. При этом предметом изучения послужили не только сохранившиеся памятники, но и большое количество архивных чертежей, впервые введённых автором в научный оборот. Очень важные для истории общественной архитектуры второй половины XVIII в. характеристики и положения содержатся в монографии С.С. Ожегова. В соответствии с темой книги в ней рассматриваются те постройки, которые возводились на основе образцовых проектов, роль которых для некоторых типов зданий впервые была достаточно точно определена. Книга С.В. Копыловой, основанная на широком использовании архивного материала, освещает целый ряд специальных проблем истории архитектуры, которые редко рассматриваются искусствоведами (организация и техника строительства, архитектурно-строительные кадры и т.д.). В данной диссертации подобным вопросам уделяется большое внимание, поэтому книга С.В. Копыловой оказалась очень важной для автора как с точки зрения фактического материала, так и методологии исследования.

Среди других работ, в которых затрагиваются вопросы интересующей нас темы, в первую очередь следует назвать ряд исследований, посвящённых русскому градостроительному искусству второй половины XVIII в. В двух книгах В.А Шкварикова об истории планировки и застройки русских городов (1939 и 1954)37 выявлена главная роль общественных зданий в структуре регулярно перепланированных городов. В диссертации Т.Е. Каменевой «Принципы перепланировки русских городов во второй половине XVIII в.» (1985)38, а также в двух статьях39 этого автора раскрывается сложная динамика преобразования городов на основе регулярных планов и обозначается связь градостроительных реконструкций с проектированием общественных зданий. Большим вкладом в изучение общественной архитектуры второй половины XVIII в. стало издание двух томов фундаментального труда о русском градостроительном искусстве под редакцией Н.Ф. Гуляницкого (1995 и 1998)40. Наряду с характеристикой общественной архитектуры провинциальных городов, авторы освещают ряд важных проблем, связанных с организацией и осуществлением проектирования и строительства на местах, особо отмечая роль губернаторов в этом процессе.

Аспекты более частного характера заявленной темы разрабатываются в некоторых книгах и статьях о русской архитектуре второй половины XVIII в. Назовём наиболее значительные из них. Проблема стиля в отношении ряда общественных зданий, построенных в провинции (Тверь, Калуга, Казань), рассматривается в книге Н.А. Евсиной «Русская архитектура в эпоху Екатерины II» (1994)41. Некоторые из типов общественных зданий стали предметом специальных исследований в статьях Е.Д. Квитницкой (административные и ряд других зданий в белорусских городах), Н.А. Евсиной (народные училища), С.М. Шумилкина (гостиные дворы), О.П. Щенковой (воеводские дома и канцелярии) и автора данной диссертации42. Нескольким губернским архитекторам посвящены статьи С.В. Копыловой, И.В. Беровой, В.И. Кочедамова, М.Б. Михайловой и автора диссертации43.

Выше изложенный историографический обзор указывает на степень изученности темы, послужившей предметом диссертации, что во многом определило структуру работы. Основная часть диссертации содержит две главы, каждая из которых включает несколько разделов. Первая глава имеет характер историко-теоретического обобщения, которое предшествует анализу собственно архитектурного материала. В ней рассматриваются вопросы терминологии, связанные с темой диссертации; делается попытка реконструкции процесса организации и осуществления строительства общественных зданий на местах: освещается деятельность государственных чиновников и административных учреждений, разбираются вопросы финансирования казённого строительства, особенности торгов, контрактов и подрядов, а также - и этому уделяется особое внимание — выявляется роль губернских архитекторов и других архитектурно-строительных кадров в указанном процессе. Вторая глава посвящена характеристике городской общественной архитектуры второй половины XVIII в. на примере нескольких типов зданий различного назначения. Главное внимание уделяется наиболее значительным административным сооружениям (присутственные места, дома наместников и губернаторов) и постройкам представительной архитектуры (путевые дворцы). Рассматриваются также здания, имевшие большое значение в жизни города и нередко игравшие заметную роль в формировании новой градостроительной структуры (почтовые и банковские конторы, винные магазейны и питейные дома, тюремные замки и остроги). Объём диссертации не позволил в равной степени осветить все типы общественной архитектуры, характерные для городов второй половины XVIII в. За рамками подробного анализа художественных и функциональных особенностей архитектуры остались такие типы зданий, как гостиные дворы, больницы, народные школы и ряд других, что составит предмет дальнейших исследований автора. Вместе с тем в первой главе диссертации при рассмотрении общих проблем привлекаются примеры всех существовавших тогда типов общественной архитектуры. Помимо основного текста, диссертация содержит два приложения. Первое представляет собой хронологические таблицы, содержащие сведения о главных административных лицах (наместниках, губернаторах и вице-губернаторах) и основных архитектурных кадрах (губернских архитекторах и губернских землемерах) по всем губерниям, существовавшим в период с 1762 по 1801 г. Второе приложение содержит полный список губернских архитекторов последней четверти XVIII в. (в алфавитном порядке) с указанием срока и места занимаемой ими должности.

Работа выполнена преимущественно на неопубликованных архивных источниках, подкреплённых материалами натурного обследования общественных зданий, сохранившихся в различных городах. Кроме того, привлекались произведения мемуарной и статистико-топографической литературы второй половины XVIII в., исторические исследования XIX — XX вв., посвящённые рассматриваемому в диссертации периоду, а также многочисленные работы об архитектуре отдельных городов, в том числе местных изданий.

Главные архивные источники диссертации почерпнуты в трёх столичных хранилищах (РГАДА и РГВИА в Москве, РГИА в Петербурге) и в ряде областных архивов (преимущественно Тверской, Вологодской, Рязанской, Тамбовской и Курской областей). В РГАДА наиболее ценный материал для темы диссертации содержится в фонде Сената (Ф. 248) и в фонде Внутреннего управления (Ф. 16). В фонде Сената книги, насчитывающие порой более тысячи листов, полны сведений о проектировании и строительстве различных общественных зданий в городах по всей Российской империи, а также о деятельности губернских архитекторов. Чертежи различных типов зданий, как проектных, так и фиксационных, первоначально содержавшиеся в этих книгах, выделены в самостоятельную опись (№ 160), которая стала одним из важнейших источников диссертации. В фонде Внутреннего управления хранятся всевозможные донесения наместников и губернаторов в Сенат, в том числе по поводу осуществления регулярной застройки в городах. В РГВИА главным фондом, изученным в ходе работы над диссертацией, является ВУА (Военно-учётный архив), в котором обнаружено немало ценнейших проектных и фиксационных чертежей. Самый важный и обширный графический материал, почерпнутый для диссертации, содержится в двух фондах РГИА: 1) Карты, планы и чертежи Петербургского сенатского архива (коллекция) — Ф. 1399; 2) Планы и чертежи гражданской архитектуры (коллекция) — Ф. 1488. В областных архивах наиболее интересными для данной работы оказались фонды наместнического правления, казённой палаты, городовых магистратов, а также фонд губернского архитектора (из известных диссертанту архивов существующий, правда, только в Курске). По сравнению с Москвой и Петербургом, областные архивы значительно беднее графическим материалом. При этом текстовые документы местных хранилищ по своей ценности для исследуемой темы порой превосходят аналогичные материалы столичных архивов.

Среди литературных произведений, современных исследуемому материалу, большую ценность представляют мемуарные сочинения. Наряду с такими хорошо известными и часто цитируемыми авторами как А.Т. Болотов44, Г.Р. Державин45 или статс-секретарь Екатерины II А.В. Храповицкий46, в диссертации использованы записки менее известных мемуаристов, вроде провинциальных чиновников Г. Добрынина47 и И. Мешкова48. Важным источником рассматриваемой темы, особенно для выяснения и уточнения времени постройки многих общественных зданий, послужили всевозможные топографические и историко-статистические описания губерний, авторами которых были учёные, провинциальные чиновники и губернские землемеры. Некоторые из этих трудов были опубликованы в 1780-е — 1790-е гг.49, но большая их часть сохранилась в рукописном виде и хранится в Отделе рукописей РНБ50.

В обширной научной литературе, посвященной истории России второй половины XVIII в., наибольшую ценность для диссертации представили работы, освещающие проблемы административно-территориального и городского устройства в империи, а также исследования о местных государственных учреждениях. Среди первых самыми полезными оказались труды И.И. Дитятина, А.А. Кизеветтера, В.А. Григорьева, Ю.В. Готье и Ю.Р. Клокмана51, среди вторых - А.В. Лохвицкого, Н.П. Ерошкина и J1.E. Шепелева52. Кроме того, были использованы исторические работы, посвященные отдельным учреждениям, архитектура которых рассматривается в диссертации, например, тюрьмы, почтовые дома и банковские конторы53.

Многочисленные архитектурные путеводители и каталоги памятников архитектуры по областям и городам России составили ещё одну важную группу источников для диссертации. В первую очередь это тома Свода памятников архитектуры и монументального искусства, опубликованные по

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.