Сделай Сам Свою Работу на 5

Обер-архитектор Елизаветы Петровны





Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин).

Аничков дворец графа А. Г. Разумовского

Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие[5]. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский; по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.

В 1750-е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона. Трёхчастная сквозная арка со стороны главного фасада Зимнего дворца (осуществлённый вариант с коробовыми сводами) была создана Растрелли после его работ по ремонту Стрельнинского дворца, вероятно, под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон).



Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—57) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—62). Вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря, куда на склоне лет планировала удалиться Елизавета Петровна, не предполагал наличия колоссальной колокольни, которую можно увидеть в сохранившемся его макете. Именно благодаря этой модели Растрелли осознал градостроительную ошибку, решив сохранить собственно Смольный собор как высотную доминанту ансамбля. Архитектурно-конструктивные решения, на которых остановил свой выбор Растрелли, заметно отличаются от представленных в макете[6].



В 1750-1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.

Модель первоначального проекта Смольного монастыря, которая хранится в Академии художеств

Закат карьеры

После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.

Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год.

В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Руэнтальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. Патриарх советского искусствоведения Борис Виппер считал последней работой Растрелли курляндскую усадьбу Грюнхоф, достроенную в стиле классицизма датчанином Йенсеном[4].



Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются где-то в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны. Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати датирован 29 апреля 1771 года. Могила жены архитектора, находившаяся в Елгаве, была утрачена во время Второй мировой войны.

Растреллиевский стиль

См. также: Елизаветинское барокко

Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко»[4]. В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен[7]. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки»[4].

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение)[4].

Сохранившиеся постройки

# Изображение Название Расположение Дата
Рундальский дворец Пилсрундале Латвия 1736—1740 1764—1767
Митавский дворец Елгава Латвия 1738—1740 1763—1772
Большой Петергофский дворец Петергоф Россия 1747—1756
Часовня Большого дворца Петергоф Россия 1747—1751
Андреевская церковь Киев Украина 1748—1767
Смольный собор Смольный монастырь, Санкт-Петербург Россия 1748—1764
Воронцовский дворец Санкт-Петербург Россия 1749—1757
Большой Екатерининский дворец Царское Село Россия 1752—1756
Павильон «Грот» Царское Село Россия 1753—1757
Павильон «Эрмитаж» Царское Село Россия 1744—1754
Царский дворец Киев Украина 1752 1870
  Строгановский дворец Санкт-Петербург Россия 1753—1754
Зимний дворец Санкт-Петербург Россия 1754—1762

В источниках XIX и начала XX веков Растрелли приписывались едва ли не все парадные постройки елизаветинского правления — вплоть до зданий в таких провинциальных городах, как Ярославль[8] и Ахтырка[9]. Иногда эти утверждения некритично воспроизводят в современных краеведческих изданиях.

Утраченные постройки

# Изображение Название Примечания Расположение Дата
  Кантемировский дворец Полностью перестроен в 1875-77 гг.[10] Санкт-Петербург Россия 1721-27
Тронный зал на Яузе Деревянный, заменён Екатерининским дворцом Лефортово на востоке Москвы Россия 1731 перенесён 1736 сгорел 1746
Зимний дворец Анны Иоанновны Заменён существующим Зимним дворцом Санкт-Петербург Россия 1732—1736 снесён 1754
Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком Санкт-Петербург Россия 1741—1744 снесён 1797
Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом Московский Кремль Россия 1747—1756 перестроен 1798 снесён 1837
Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками Средняя Рогатка Россия 1751—1754 снесён 1971

Растрелли также достраивал спроектированный М. Г. Земцовым Аничков дворец, который позднее был до неузнаваемости перестроен.

Церковное убранство

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей[4]. В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге[11]. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

Помощники

  • Юрий Фельтен состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца, впоследствии стал ведущим архитектором в Конторе строения дворцов и садов Её Величества.
  • Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли, руководил с 1749 года возведением Смольного собора, а в 1761 году реализует самостоятельный проект Владимирского собора.
  • Иван Мичурин был руководителем строительства Мариинского дворца и Андреевской церкви в Киеве.

Память о Растрелли

  • Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге;
  • Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 г. по проекту Марии Литовченко.
  • Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.).
  • Документальный фильм «Архитектор Растрелли» (1972 г., режиссёр М. Клигман).
  • Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца.

См. также

  • Дворцы Санкт-Петербурга
  • Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга
  • Архитекторы Санкт-Петербурга

 

9.Творчество петербургских архитекторов середины 18 века (Чевакинский, Расторгуев, П.А.Трезини).

Са́вва Ива́нович Чева́кинский (1709[1]; по другим данным 1713[2]— между 1772 и 1780; по другим данным после 1783[2]) — русский архитектор эпохи елизаветинского барокко, который работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота (как главный архитектор Адмиралтейств-коллегии).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Стилевые особенности
  • 3 Приписываемое
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Биография

Родился в дворянской семье в селе Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии.

В 1729 году был определён в Морскую академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк. По требованию Адмиралтейств-коллегии был исключен (за самовольный уход из академии) из полка и поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова, под руководством которого проработал семь лет. Для собственного проживания выстроил дом на улице Галерной, 58[3].

В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741—1767 годах — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1745—1760 годах был архитектором Царского Села, руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (церковный и зал), соединенными галереями с центральной частью Екатерининского дворца, не сохранившийся охотничий павильон «Монбижу», дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона «Эрмитаж».

В качестве главного архитектора флота им выстроены склады для хранения корабельного леса на острове Новая Голландия и подготовлен генеральный план застройки Кронштадта. Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753—1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756—1758). По заказам крупных вельмож Чевакинским также спроектированы два парадных дворца — особняк Шереметевых на Фонтанке (1750—1755, совместно с Ф. С. Аргуновым) и дом И. И. Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской (1749—1756). Выстроенный им для П. Б. Шереметева т.н. Миллионный дом на улице Миллионной не сохранился.

C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии наук. В эти годы у него проходили стажировку В. И. Баженов и И. Е. Старов. Тогда же им была перестроена (по сути снесена) башня Кунсткамеры. В 1767 г. с наступлением эпохи классицизма Чевакинский ушёл в отставку и уехал в своё имение. После этого сведения о нём практически отсутствуют.

Стилевые особенности

Дворец Шувалова, Санкт-Петербург

С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Этот приём предположительно был заимствован им из древнерусского зодчества[4]. Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. Культовые постройки Чевакинского (в том числе конкурсные проекты на перестройку Исаакиевского и Петропавловского соборов) выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.

Приписываемое

Помимо построек в Петербурге и Царском Селе, Чевакинскому также приписывают некоторые стоящие ныне в руинах провинциальные храмы, например, церковь в усадьбе Трубецких Дылицы и церковь Михаила Архангела при императорском путевом дворце в селе Хотилово Бологовского района (1764-67).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.