Сделай Сам Свою Работу на 5

Петроград и предвоенный Ленинград





Генеральный план Ленинграда 1929 г.

Революция, гражданская война, перенос столицы в Москву, остановка промышленного производства, недостаток продовольствия и топлива привели к сокращению населения втрое. К 1921 году в городе оставалось 740 тысяч человек. Тем не менее в 1918 году была создана «Комиссия по перепланировке Петрограда» под руководством Л. А. Ильина, в 1919 году — «Архитектурная мастерская» под руководством И. А. Фомина. С 1920-х годов началось возрождение Петрограда.

В 1925 году Л. А. Ильин возглавил «Бюро по планировке Ленинграда», в котором были разработаны схема районирования Ленинграда и эскизный проект планировки города. В 1926—1927 годах впервые была проведена геодезическая съемка города, включая окраинные районы. В соответствии со схемой районирования фабричная зона вытягивалась в направлении Колпино, а новые селитебные зоны располагались на северо-восточной и юго-западной окраинах. Центральное ядро города должно было быть сохранено.

В 1925—1927 годах были построены первые жилые комплексы из скромных 2-4-этажных кирпичных домов в рабочих районах: на Тракторной улице, на проспекте Стачек (архитекторы А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), Палевский жилмассив (архитекторы А. И. Зазерский, Н. Ф. Рыбин)[16].



Однако Проект планировки Ленинграда предусматривал развитие границ «Большого Ленинграда» чуть ли не до тогдашней финляндской границы. Такой вариант не мог быть утвержден. В основу Генерального плана города было положено развитие в южном направлении. Площадь города планировалось увеличть с 310 до 560 км². Проектная численность населения составляла 3,5 млн чел. Схема планировки и «Правила застройки в г. Ленинграде» были утверждены Ленгорисполкомом 4 декабря 1935 года[17].

В 1937 году Л. А. Ильин был назначен первым Главным архитектором Ленинграда, в 1938 году его сменил Н. В. Баранов, который пробыл на этом посту до 1950 года. Генеральный план города был утвержден в 1939 году, впоследствии корректировался в 1941 и 1943 годах. Одновременно началась реализация градостроительных принципов, заложенных в Генеральном плане: создание крупных жилых комплексов в новых (в основном южных) районах, прокладка веерных, дуговых и диагональных магистралей, разбивка приморских и городских парков, формирование лесопарковой зоны.



В 1930-х годах были застроены новые районы: Малая Охта (архитекторы Б. Р. Рубаненко, Г. А. Симонов и др.), Щемиловка (архитекторы Е. А. Левинсон, И. И. Фомин и др.), Автово (архитекторы С. Е. Бровцев, А. А. Оль и др.), Московский проспект (архитекторы А. И. Гегелло, В. В. Попов, Г. А. Симонов, Н. А. Троцкий и др.)[16].

Ленинград в годы войны

ДОТ на Проспекте стачек (Автово)

С первых дней войны началось строительство подвальных бомбоубежищ, укрытий и щелей. Ёмкость бомбоубежищ к осени составляла 800 тысяч мест. Разбирались деревянные строения, представлявшие пожарную опасность. В июле 1941 года началась эвакуация населения и производственных предприятий на восток страны. Но эвакуировать успели только 636 тысяч человек, 86 предприятий: началась блокада.

В городе осталось 2544 тысячи человек, включая беженцев с оккупированных территорий. Более 640 тысяч из них не дожили до снятия блокады. Ленинградцы были мобилизованы на строительство оборонительных укреплений. В среднем каждый день на строительстве укреплений было занято 133 тыс. человек. Уже в июле-августе работы велись вблизи Красного села, Красногвардейска, Петергофа, Колпино. Велись работы и в самом городе. На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек [18].

В 1941-1942 году на берегах Невы были построены ДОТы из булыжного камня, снятого с улиц Васильевского острова. Строительные и мостостроительные батальоны Ленинградского фронта проложили ледовую дорогу через Ладожское озеро. В январе 1943 года, сразу после прорыва блокады, была проложена железная дорога и наведена свайно-ледовая переправа через Неву, в марте был построен второй железнодорожный мост на свайно-ряжевых опорах.



Ленинграду и пригородам за годы войны был нанесён колоссальный ущерб. Урицк и Стрельна были полностью разрушены. В Ленинграде пострадал практически каждый дом. Было разрушено или повреждено около 5 млн м² жилой площади, 500 школ, 170 лечебных учреждений. Были повреждены сотни ценнейших памятников истории и культуры, среди них Эрмитаж, Зимний дворец, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Русский музей, Инженерный замок и др. На конец октября 1943 года в городе оставалось 7752 каменных дома, из которых около 2000 имели значительные повреждения. После снятия блокады был организован первоочередной ремонт жилья, в первую очередь кровель. За 1943 год отремонтировано 3,5 млн м² кровель[18].

До войны коммунальный и ведомственный фонд Ленинграда составлял 15,4 млн м² жилой площади, это около 10 тыс. каменных домов и примерно столько же деревянных. За годы блокады свыше 1 млн м² жилья, среди них 3200 каменных зданий, были полностью разрушены, 1,5 млн м² (7000 деревянных домов) разобраны на топливо в 1942 году. При этом несколько десятков тысяч жителей было переселено в опустевшие квартиры центральных районов города. Из оставшейся части около 2 млн м² находилось в частично разрушенных зданиях, требовавших восстановления или капитального ремонта, 2,3 млн м² было забронировано за военнослужащими, 0,2 млн м² использовалось не по назначению. Лишь 8,6 млн м² жилья находилось в эксплуатации, но требовало текущего ремонта.

К началу 1944 года в Ленинграде насчитывалось 560 тысяч жителей. VII сессия Ленсовета уже в мае 1944 года утвердила план работ по восстановлению городского хозяйства. К сентябрю 1944 в Ленинград вернулось 360 тысяч человек, за 1945 год в город прибыло ещё 600 тыс. человек. Ленинградцы приняли активное участие в восстановлении городских зданий и сооружений. Было организовано обучение населению строительным специальностям. За 1944 год ими было отработано на ремонтно-восстановительных работах 27,1 млн человеко-часов. Началось восстановления жилья и промышленных предприятий, при этом использовались материалы оборонительных сооружений, дотов и баррикад[18].

Часть предприятий было временно пущено в недостроенных зданиях, а иногда и под открытым небом. Уже в 1944—1945 годах начали выпускать продукцию «Электросила», Металлический завод, Невский машиностроительный завод, Ижорский завод и др. Многие заводы не прерывали работы и в блокаду. В то же время часть предприятий, в основном легкой промышленности, оставалась в годы войны на консервации. Одновременно с восстановлением происходила реконструкция и благоустройство городских кварталов. Так, полуподвальные помещения, ранее бывшие жилыми, не восстанавливались, так же, как и разрушенные дворы-колодцы.

Ещё в феврале 1942 года в бомбоубежище Эрмитажа собирались архитекторы во главе с академиком А. С. Никольским. Они занимались «Проектом возрождения Северной Пальмиры», но были эвакуированы в Ярославль в 1942 году. В 1942 году создавались проекты восстановления Гостиного двора, дома проф. Н. И. Зарембы (ул. Пестеля,11), «Литературного дома» (Невский просп., 68), доходного дома на ул. Гоголя, 4. Дом на углу ул. Гоголя и Кирпичного пер. стал первым ленинградским домом, восстановленным в 1944 году (архитекторы Б. Р. Рубаненко, И. И. Фомин). В 2009 году снесён.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.