Арх-ра кон 18-1 пол 19 в. Град-во. Переустройство бел городов. Арх-ра обществ построек и жилища. Развитие типового проект-я и стр-ва. Деятельность губернских строй управлений.
Арх-ра 17-18 в. Выдающиеся памятники культовой арх-ра (Николаевская церковь и Богоявленский собор в Могилёве, костёл в Михалишках, Арх комплекс в Жировичах и др).
Крестовокупольные каменные церкви были основным типом' монументальных православных храмов Белоруссии XVII—XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные с базиликальным планом.
Богоявленский собор (1633—1636), построенный православпьш братством в центре МогилевВ его трехчастном плане выделяется центральный продольный неф, отделенный от боковых с обеих сторон пятью мощными столбами. Нефы заканчиваются полуциркульными апсидами, из которых средняя шире и длиннее остальных. В фасадной стене собора по сторопам входа в круглых колодцеобразных помещениях располагались винтовые лестницы, ведущие па чердак и в башни. Такой прием встречается в храмах оборонного типа и является продолжением строительных традиций XVI—XVII вв. Над пересечением продольного нефа с трансептом возвышался купол на восьмигранном барабане. Большому диаметру барабана отвечало вместительное подкупольное пространство, доминирующее в интерьере собора.
В Николаевской церкви в Могилеве, заложенной братством в 1669 г. у Днепра,. Трехчастный план церкви с высоким нефом и трансептом имеет те же принципиальные черты, что и в Богоявленском соборе. Он только укорочен на один шаг столба и вместо прямоугольного придела имеет небольшую граненую пристройку. В результате этого план храма стал более компактным. В объемной композиции постройки определяющим является восьмигранный барабан с куполом, который, вырастая из средокрестия, сливается с массой храма, сообщает ему устойчивость.
Главный фасад отличается от остальных ярусным построением и декорацией, выделяется своей нарядностью. Однако художественная трактовка главного фасада Николаевской церкви, основанная на местных декоративных приемах. Одни из них проявилась в членении плоскости фасада развитыми карнизами на ярусы различной высоты. Каждый ярус при едином принятом мотиве плоских арочпых ниш разнообразной величины и пропорции получил свое убранство в виде пилястр или колонок, покрытых лепным орнаментом, изображающим растения. В церкви найдено удачное сочетание декора главного фасада с убранством интерьера, которое прежде всего определяется резным иконостасом.
Однонефный двухбашенный храм августинцев в Михалишках (1653) по своей композиции родствен костелу бригиток в Гродно
В убранстве интерьеров храмов, кроме скульптурной тематики, большое место отводилось живописи. Перспективные рисунки на стенах, сводах, куполах создавали впечатление глубинной перспективы, сложных форм, рельефного декора. Интерьер францисканского костела (1618—XVIII в.) в Гольшанах сохранил красочную роспись плоской стены алтаря с иллюзорным эффектом апсидного полукружия, украшенного пучками колонн со сложным антаблемептом.
Главный храм униатского монастыря в Жировичах Успенский собор был заложен в 1613 г. Эта монументальная постройка длиной свыше 55 м и высотой около 40 м имеет трехнефный одноапсидный план. В головной части храма некогда возвышались две башни.
В пределах основного объема собора эти башни сохранили свое первоначальное очертание. Интерьер собора имеет барочный характер: купол поддерживают массивные столбы сложного сечения, стены расчленены слоистыми пилястрами, нефы объединены высокими арками и т. д. После переустройства под православный собор в первой половине XIX в. храм приобрел классическую декорацию, а его отдельные фрагменты включили мотивы византийской архитектуры (портал главного фасада). Были разобраны башни, и главный фасад получил фроптонное завершение; изменились форма и декорация световога барабана на куполе.
Арх-ра кон 18-1 пол 19 в. Общ хар-ка периода.
воссоединения с Россией в Белоруссии развиваются передовые для того времени капиталистические отношения, оживляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благоустраиваться; увеличивается приток населения в них. Появляются новые типы построек, в том числе и промышленные. Например, в Кричеве в конце XVIII в. была построена судостроительная верфь.
Строительство каменных зданий приобретает значительный размах. Из кирпича строятся не только здания для администрации, но многие жилые дома и общественные сооружения.
Наступивший экономический подъем стимулировал широкий размах строительной деятельности. Многочисленные памятники XVIII — начала XIX в. представляют собой образцы утвердившегося классицизма в жилой, гражданской и культурной архитектуре. Выдающимися произведениями классицизма являются дворец в Гомеле, соборы Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле и др
Приведение в известный геометрический порядок уличной сети, спрямление и расширение основных магистралей, укрупнение кварталов, создание площадей, увеличение городской территории — вот некоторые задачи, решавшиеся в проектных планах того времени. Строительство осуществлялось с учетом исторически сложившегося ядра города, с сохранением его наиболее самобытной части, насыщенной монументальными памятниками архитектуры.
В Белоруссии с конца XVIII в., так же как и в России, получили распространепие типовые проекты жилых и общественных зданий. Здания по типовым проектам дополняли регулярную планировку городов. Регул. планировка особенно сказалась в центральных районах, сказывается до сегодняшнего времени в Минске, Витебске, Гомеле и других городах.
Конструктивные приемы и декоративные формы классической архитектуры получили значительное распространение не только в каменной, но и в деревянной застройке белорусских городов. Особые успехи в этом направлении наблюдаются в гражданском строительстве, в частности в постройке торговых рядов.
Долголетняя совместная жизнь белорусов с русскими, украинцами, литовцами и поляками обусловила взаимовлияние архитектуры их жилья. Хата и ряд хозяйственных построек при ней скомпонованы по одной оси, перпендикулярно к улице. Земельные участки узкие и длинные. Дома располагаются на близком расстоянии друг от друга, часто почти вплотную. Эта особенность, ставшая традиционной, в большей или меньшей степени наблюдается во всех районах Белоруссии.
Архитектура классицизма оказала сильное влияние на развитие художественных форм деревянного зодчества. Ордер был приспособлен к дереву — наиболее распространенному материалу как в сельских местностях, так и в городах Белоруссии. В связи с этим изменились пропорции ордера. Свободная интерпретация канонов классицизма в деревянных постройках придавала своеобразие их архитектуре.
К середине XIX в. в белорусском зодчестве отмечается упадок классической школы и распад стилевого единства архитектуры, связанный с кризисом феодализма. Это время характеризуется отходом от ансамблевых приемов композиции, возникновением антихудожественных и реакционных эклектических течений в архитектуре
Арх-ра кон 18-1 пол 19 в. Град-во. Переустройство бел городов. Арх-ра обществ построек и жилища. Развитие типового проект-я и стр-ва. Деятельность губернских строй управлений.
конце XVIII и первой половине XIX в. происходит коренная реконструкция белорусских городов. Капитальные сооружения, а также закрепившиеся улицы, проезды, площади учитывались проек- тировщиками и являлись опорными при перестройке города.
В большинстве проектов учитывались природные условия и рельеф местности. Многие города расположены исключительно удачно: реки, озера, холмы использовались в процессе развития города и органически вошли в его архитектурный пейзаж. В Полоцке река Западная Двина явилась основой композиции городского плана. Холмы на территории Витебска и Минска были использованы для размещения городских центров.
Перепланировка была подчинена интересам господствующего класса, что нашло прямое отражение в новом районировании городов. Принцип разделения города на центральную часть и предместья последовательно был проведен во всех проектах. Города разбивались на районы и кварталы, в которых устанавливались обязательные правила застройки. На окраинах разрешалось строить деревянные дома, а в городском центре возводились каменные здания: административные, культовые, а также жилье дворян, чиновников и купцов. Районирование городов по классовому признаку в значительной мере определило характер планировки и застройки городов того времени.
В конце XVIII и начале XIX в. наметилась новая композиция планов городов, основанная на принципах рационализма и классических идеалов. Им, как правило, придавалась форма прямоугольников или многоугольников.
В каждой планировочной системе выделялись композиционные оси в виде основных улиц. Городской центр — обычно площадь — размещался в месте пересечения основн. улиц. Место для городского центра отводилось на возвышенностях поблизости от реки. Известны примеры, когда центр города представлял собой систему двух-трех площадей, расположенных по одной оси — главной улице.
Наибольшее распространение получил прием прямоугольной планировки городов. Улицы пересекались под прямым углом, образуя квадратные или прямоугольные кварталы, часто одной величины.
Местные органы управления в белорусских городах, как известно, устраивались по российскому образцу. Высшим исполнительным органом в губернии был губернатор и при нем губернское правление, в городах учреждались думы и магистраты;
Первоначально многие присутственные места располагались в случайных помещениях, приспособленных для этой цели. В дальнейшем в губернских и уездных городах широко развернулось строительство специальных казенных зданий для различных государственных учреждений.
В казенных зданиях принцип типизации применялся наиболее полно. Принятый метод типового проектирования создавал возможность трансформации типовых схем с помощью незначительных изменений, что открыло пути для создания архитектурных комплексов, лишенных монотонности, часто сопутствующей практике типового строительства.
Наряду с типовым строительством наблюдались примеры городских ансамблей, основанных на принципе повторности. Число зданий с одинаковой архитектурной обработкой было значительным.Этим достигалось художественное единство ансамбля площади, улицы или
района городского центра. Часто за одинаковыми фасадами находились помещения различной плановой структуры и назначения. Показательна в этом отношении застройка центра Полоцка в конце XVIII в. - Единство внутренней планировки и фасада уступило место внешней регулярности и симметрии.
Торговые ряды образуются многократно повторяющимися одинаковыми по размеру ячейками, каждая из которых представляет собой отдельную лавку. Лавка состояла из прямоугольного в плане помещения (собственно лавки) и галереи со стороны входа в нее. В результате повторяемости ячеек образовывался простой и весьма четкий план рядов, а фасад его получал метрическое построение. Часто лавки стыковались друг с другом задними стенами, образуя композицию с равноценными фасадами. Каждой ячейке-лавке соответствовал по фасаду пролет.
Новым типом торговых зданий можно считать одно- и двухэтажные каменные магазины, которые стали появляться с конца XVIII в. Они компактны по построению, что было связано с возросшей ценой на землю в городских центрах. Торговые здания имели некоторое сходство с торговыми рядами: это многократно повторяющиеся ячейки-лавки, галереи, а также проезд в середине фасада. Однако внешний облик этих зданий имеет более «городской» характер: их архитектура крупномасштабна, в ней нашли прямое отражение приемы и формы из арсенала классицизма. В конце XVIII в. архитектура городского жилья начинает приобретать черты, свойственные типовому строительству
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|