Сделай Сам Свою Работу на 5

Арх-ра кон 18-1 пол 19 в. Град-во. Переустройство бел городов. Арх-ра обществ построек и жилища. Развитие типового проект-я и стр-ва. Деятельность губернских строй управлений.





Арх-ра 17-18 в. Выдающиеся памятники культовой арх-ра (Николаевская церковь и Богоявленский собор в Могилёве, костёл в Михалишках, Арх комплекс в Жировичах и др).

Крестовокупольные каменные церкви были основным типом' мону­ментальных православных храмов Белоруссии XVII—XVIII вв. Наря­ду с ними строились и церкви бескупольные с базиликальным пла­ном.

Богоявленский собор (1633—1636), построенный православпьш братством в центре МогилевВ его трехчастном плане выделяется центральный продольный неф, отде­ленный от боковых с обеих сторон пятью мощными столбами. Нефы заканчиваются полуциркульными апсидами, из которых средняя ши­ре и длиннее остальных. В фа­садной стене собора по сторопам входа в круглых колодцеобразных помещениях располагались винтовые лестницы, ведущие па чердак и в башни. Такой прием встречается в храмах оборонного типа и является продолжением строитель­ных традиций XVI—XVII вв. Над пересечением продольного нефа с трансептом возвышался купол на восьмигранном барабане. Большо­му диаметру барабана отвечало вместительное подкупольное прост­ранство, доминирующее в интерьере собора.



В Николаевской церкви в Могилеве, заложенной братством в 1669 г. у Днепра,. Трехчастный план церкви с высоким нефом и трансептом имеет те же принципиальные черты, что и в Богоявлен­ском соборе. Он только укорочен на один шаг столба и вместо прямо­угольного придела имеет небольшую граненую пристройку. В резуль­тате этого план храма стал более компактным. В объемной компози­ции постройки определяющим является восьмигранный барабан с ку­полом, который, вырастая из средокрестия, сливается с массой хра­ма, сообщает ему устойчивость.

Главный фасад отличается от остальных ярусным построением и декорацией, выделяется своей нарядностью. Однако художественная трактовка главного фасада Николаевской церкви, осно­ванная на местных декоративных приемах. Одни из них проявилась в членении пло­скости фасада развитыми карнизами на ярусы различной высоты. Каждый ярус при едином принятом мотиве плоских арочпых ниш разнообразной величины и пропорции получил свое убранство в виде пилястр или колонок, покрытых лепным орнаментом, изображающим растения. В церкви найдено удачное сочетание декора главного фа­сада с убранством интерьера, которое прежде всего определяется рез­ным иконостасом.



Однонефный двухбашенный храм августинцев в Михалишках (1653) по своей композиции родствен костелу бригиток в Гродно

В убранстве интерьеров храмов, кроме скульптурной тематики, большое место отводилось живописи. Перспективные рисунки на сте­нах, сводах, куполах создавали впечатление глубинной перспективы, сложных форм, рельефного декора. Интерьер францисканского ко­стела (1618—XVIII в.) в Гольшанах сохранил красочную роспись плоской стены алтаря с иллюзорным эффектом апсидного полукру­жия, украшенного пучками колонн со сложным антаблемептом.

Главный храм униатского монастыря в Жировичах Успенский собор был заложен в 1613 г. Эта монументальная постройка длиной свыше 55 м и высотой около 40 м имеет трехнефный одноапсидный план. В головной части храма некогда возвышались две башни.

В пределах основного объема собора эти башни сохранили свое пер­воначальное очертание. Интерьер собора имеет барочный характер: купол поддерживают массивные столбы сложного сечения, стены рас­членены слоистыми пилястрами, нефы объединены высокими арками и т. д. После переустройства под православный собор в первой поло­вине XIX в. храм приобрел классическую декорацию, а его отдель­ные фрагменты включили мотивы византийской архитектуры (портал главного фасада). Были разобраны башни, и главный фасад получил фроптонное завершение; изменились форма и декорация световога барабана на куполе.



 

Арх-ра кон 18-1 пол 19 в. Общ хар-ка периода.

воссоединения с Россией в Белоруссии развивают­ся передовые для того времени капиталистические отношения, ожив­ляется и расширяется торговля. Города начинают расти и благо­устраиваться; увеличивается приток населения в них. Появляются новые типы построек, в том числе и промышленные. Например, в Кричеве в конце XVIII в. была построена судостроительная верфь.

Строительство каменных зданий приобретает значительный раз­мах. Из кирпича строятся не только здания для администрации, но многие жилые дома и общественные сооружения.

Наступивший экономический подъем стимулировал широкий раз­мах строительной деятельности. Многочисленные памятники XVIII — начала XIX в. представляют собой образцы утвердившегося классицизма в жилой, гражданской и культурной архитектуре. Вы­дающимися произведениями классицизма являются дворец в Гомеле, соборы Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле и др

Приведение в известный геометрический по­рядок уличной сети, спрямление и расширение основных магистралей, укрупнение кварталов, создание площадей, увеличение городской территории — вот некоторые задачи, решавшиеся в проектных пла­нах того времени. Строительство осуществлялось с учетом историче­ски сложившегося ядра города, с сохранением его наиболее само­бытной части, насыщенной монументальными памятниками архитек­туры.

В Белоруссии с конца XVIII в., так же как и в России, получили распространепие типовые проекты жилых и общественных зданий. Здания по типовым проектам дополняли регулярную планировку го­родов. Регул. планировка осо­бенно сказалась в центральных районах, сказывается до сегодняшнего времени в Минске, Витебске, Гомеле и других городах.

Конструктивные приемы и декоративные формы классической архитектуры получили значительное распространение не только в каменной, но и в деревянной застройке белорусских городов. Особые успехи в этом направлении наблюдаются в гражданском строительст­ве, в частности в постройке торговых рядов.

Долголетняя совместная жизнь белорусов с русскими, украинца­ми, литовцами и поляками обусловила взаимовлияние архитектуры их жилья. Хата и ряд хозяйственных построек при ней скомпонованы по одной оси, перпендикулярно к улице. Земельные участки узкие и длинные. Дома располагаются на близком расстоянии друг от друга, часто почти вплотную. Эта особенность, ставшая традиционной, в большей или меньшей степени наблюдается во всех районах Бело­руссии.

Архитектура классицизма оказала сильное влияние на развитие художественных форм деревянного зодчества. Ордер был приспособ­лен к дереву — наиболее распространенному материалу как в сель­ских местностях, так и в городах Белоруссии. В связи с этим изме­нились пропорции ордера. Свободная интерпретация канонов классицизма в деревянных по­стройках придавала своеобразие их архитектуре.

К середине XIX в. в белорусском зодчестве отмечается упадок классической школы и распад стилевого единства архитектуры, свя­занный с кризисом феодализма. Это время характеризуется отходом от ансамблевых приемов композиции, возникновением антихудожест­венных и реакционных эклектических течений в архитектуре

 

Арх-ра кон 18-1 пол 19 в. Град-во. Переустройство бел городов. Арх-ра обществ построек и жилища. Развитие типового проект-я и стр-ва. Деятельность губернских строй управлений.

конце XVIII и первой половине XIX в. происходит коренная реконструкция белорусских городов. Капитальные сооружения, а также закрепившиеся улицы, проезды, площади учитывались проек- тировщиками и являлись опорными при перестройке города.

В большинстве проектов учитывались природные условия и рельеф местности. Многие города расположены исключительно удачно: реки, озера, холмы использовались в процессе развития города и органи­чески вошли в его архитектурный пейзаж. В Полоцке река Западная Двина явилась основой композиции городского плана. Холмы на территории Витебска и Минска были использо­ваны для размещения городских центров.

Перепланировка была подчинена интересам господствующего класса, что нашло прямое отражение в новом районировании городов. Принцип разделения города на центральную часть и предместья по­следовательно был проведен во всех проектах. Города разбивались на районы и кварталы, в которых устанавливались обязательные пра­вила застройки. На окраинах разрешалось строить деревянные дома, а в городском центре возводились каменные здания: административ­ные, культовые, а также жилье дворян, чиновников и купцов. Районирование городов по классовому признаку в значительной мере определило характер планировки и застройки городов того времени.

В конце XVIII и начале XIX в. наметилась новая композиция планов городов, основанная на принципах рационализма и классиче­ских идеалов. Им, как правило, придавалась форма прямоугольников или многоугольников.

В каждой планировочной системе выделялись композиционные оси в виде основных улиц. Городской центр — обычно площадь — размещался в месте пересечения основн. улиц. Место для городского центра отво­дилось на возвышенностях поблизости от реки. Известны примеры, когда центр города представлял собой систему двух-трех площадей, расположенных по одной оси — главной улице.

Наибольшее распространение получил прием прямоугольной пла­нировки городов. Улицы пересекались под прямым углом, образуя квадратные или прямоугольные кварталы, часто одной величины.

Местные органы управления в белорусских городах, как извест­но, устраивались по российскому образцу. Высшим исполнительным органом в губернии был губернатор и при нем губернское правление, в городах учреждались думы и магистраты;

Первоначально многие присутственные места располагались в случайных помещениях, при­способленных для этой цели. В дальнейшем в губернских и уездных городах широко развернулось строительство специальных казенных зданий для различных государственных учреждений.

В казенных зданиях принцип типизации применялся наиболее полно. Принятый метод типового проекти­рования создавал возможность трансформации типовых схем с помо­щью незначительных изменений, что открыло пути для создания архитектурных комплексов, лишенных монотонности, часто сопут­ствующей практике типового строительства.

Наряду с типовым строительством наблюдались примеры город­ских ансамблей, основанных на принципе повторности. Число зданий с одинаковой архитектурной обработкой было значительным.Этим достигалось художественное единство ансамбля площади, улицы или

района городского центра. Часто за одинаковыми фасадами находи­лись помещения различной плановой структуры и назначения. По­казательна в этом отношении застройка центра Полоцка в конце XVIII в. - Единство внутренней пла­нировки и фасада уступило место внешней регулярности и симмет­рии.

Торговые ряды образуются многократно повто­ряющимися одинаковыми по размеру ячейками, каждая из которых представляет собой отдельную лавку. Лавка состояла из прямоуголь­ного в плане помещения (собственно лавки) и галереи со стороны входа в нее. В результате повторяемости ячеек образовывался простой и весьма четкий план рядов, а фасад его получал метрическое по­строение. Часто лавки стыковались друг с другом задними сте­нами, образуя композицию с равноценными фасадами. Каждой ячей­ке-лавке соответствовал по фасаду пролет.

Новым типом торговых зданий можно считать одно- и двухэтаж­ные каменные магазины, которые стали появляться с конца XVIII в. Они компактны по построению, что было связано с воз­росшей ценой на землю в городских центрах. Торговые здания имели некоторое сходство с торговыми рядами: это многократно повторяю­щиеся ячейки-лавки, галереи, а также проезд в середине фасада. Од­нако внешний облик этих зданий имеет более «городской» характер: их архитектура крупномасштабна, в ней нашли прямое отражение приемы и формы из арсенала классицизма. В конце XVIII в. архитектура городского жилья начинает при­обретать черты, свойственные типовому строительству

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.