Сделай Сам Свою Работу на 5

Наглядные средства обучения





Пояснительная записка

Актуальность программы

Мы живем в России, великой стране с уникальной историей. Наша земля объединяет многие народы и нации, языки и культуры. Многое было достигнуто в XX веке, но, вместе с тем, немало было и заброшено, словно предано забвению.

А между тем, по соседству с нами и сегодня живут настоящие мастера по написанию Святых Ликов – иконописцы. Раньше славилась Пермская земля письмом Строгановским. С тех пор прошло время, а возрождать умения дедовские, познавать премудрость иконописания после долгих лет советского отторжения приходилось едва ли не с нуля: забылись традиции, великие Мастера ушли в Вечность. Однако не могло исчезнуть навсегда Искусство, которому отведена столь великая роль, не могло остаться без развития древнее ремесло.

Вспомним, что происходило в 90-е гг. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Судьба иконописной традиции в XX в. была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы государства с Церковью и ее культурой. Но именно в этом веке икона вновь была «открыта». Этому предшествовал серьезный подготовительный процесс, начавшийся еще в XIX в. Успехи исторической науки, археологии и источниковедения, иконографические исследования, зарождение научной реставрации подготовили почву для «открытия» (расчистки реставраторами иконной живописи, освобождения от более поздних красочных «записей» и поновлений) иконы, наполнения ее новым содержанием.



Для того чтобы обеспечить иконописи будущее, успешно обучаться этому редкому ремеслу, необходимо обратиться к корням: что стояло у истоков, когда происходило становление и последующее развитие школ, подаривших настоящих мастеров своего дела, на чьих работах сегодня учатся современные иконописцы.

В настоящее время, пусть и непростое, происходит возвращение к правильным национальным идеалам, к истинной духовности.

Проводя обучение церковному творчеству (иконописанию), можно каждому приоткрыть таинственный мир иконы (Первообраза, изображенного на ней), научить понимать ее изобразительный язык и «рисовать с рассуждением».



Предполагается, что разработка данной тематики проложит путь к созданию проектов иконописных школ-кружков как для детей, так и для взрослых (некоторые из них уже открыты для посещения всеми желающими); придаст этой деятельности масштабный и системный характер; поможет развитию этого вида творчества как в г. Перми, так и за его пределами.

Итак, мы предлагаем вашему вниманию разработку авторской программы по иконописи для детей.


Основополагающая цель программы:

Формирование гармоничной творческой личности, развитой неразделимо в эстетическом, культурном и духовном аспектах через раскрытие понимания основ древней иконописи, обращение к ее историческим истокам.

Данная цель предполагает:

Организовать серию обучающих уроков по православной иконописи для детей, в рамках которых кратко рассказать об истории становления и развития древнего искусства; дать определения основным понятиям, таким, как: иконописный канон, иконография.

Провести обзор основных сюжетов в иконописи; дать возможность обучиться начальным навыкам и приемам мастеров, используя их опыт.

Задачи программы:

· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения иконописного искусства;

· формированиепонимания исторического происхождения и значимости произведений данного вида искусства;

· воспитание духовной отзывчивости и культуры восприятия произведений иконописи;



· краткое ознакомление с творчеством талантливых иконописцев прошлого, а также некоторых современных иконописцев;

· овладение первичными иконописными приемами.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа предполагает прохождение курса в течение двух недель; рассчитана на 72 часа, по 2 часа 2 раза в неделю.

Возрастная категория: 7–18 лет.

Наполняемость группы: 9-15 человек.

 

 

Формы и режим занятий:

· урок-лекция

· мастер-класс

· коллективная работа

Занятия делятся на теоретическую и практическую части

 

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

· словесные (беседа, рассказ);

· наглядные (демонстрация, показ образцов, репродукций художников-иконописцев);

· практические (практическая работа, упражнения);

· репродуктивные (работа по образцу (например, прориси через кальку);

 

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет. (мин.) Практич. (мин.) Всего (мин.)
Теоретическая часть Значение, понятие иконы (Образа); Почему православная церковь почитает Святые изображения. Теоретическое обоснование   Практическая часть Понятие иконописной «живой» линии. Выполнение прорисей по готовым образцам через кальку (рисунок тушью); Слайд, иллюстрирующий иконописные образцы, нарисованные линией;   Материалы: бумага (ватман), калька, тушь, образцы-прориси      
Теоретическая часть Иконописный канон и его значение в иконописи. Символический язык иконы. Слайд по древнерусским орнаментам   Практическая часть Растительный орнамент. Рисунок орнамента, его цветовая проработка акварелью (по образцам)   Материалы: бумага (ватман), акварель, белила (гуашь), палитра, образцы  
Теоретическая часть Простые сюжеты и Образы в иконописи: пейзажи (горки, растительные элементы). Слайд, иллюстрирующий иконописные пейзажи и фрагменты пейзажей   Практическая часть Горки. Растительные элементы в иконе. Понятие о технике гризайли. Выполнение гризайли акварелью (фрагмент иконописного пейзажа); рисунок горок на бумаге при помощи перевода через кальку по образцам; Показ учебных иконописных работ (фонд Пермской Духовной Семинарии)   Материалы: бумага (ватман), калька, карандаши простые, ластики, акварель, палитра, образцы  
Практическое занятие Работы над гризайлью цветом; техника «пробелов», используемая мастерами в иконописи;   Материалы: бумага (ватман), акварель, белила (гуашь), палитра, образцы    
Теоретическая часть Первичное понятие об иконографии Образов: Спаситель, Божия Матерь, Ангелы, Святые. Слайд, иллюстрирующий основные Образы иконописи; Одежды, в которых изображаются Ангелы, Святые   Практическая часть Рисунок Образа и его одежд методом перевода через кальку по образцам; Рисунок на бумаге кистью; начала работы с цветом (проработка одежд). Показ учебных иконописных работ (фонд Пермской Духовной Семинарии)   Материалы: бумага (ватман), карандаши простые, ластики, акварель, палитра, образцы  
Теоретическая часть Иконостас и его значение: устройство иконостаса; Домашний иконостас и хранение икон Слайд про устройство иконостаса (в храме и дома)   Практическая часть Продолжение работы с Образом при помощи цвета; « Пробеление» («разделки») на одеждах; рисунок поверх цвета; «оживки»   Материалы: бумага (ватман), акварель, белила (гуашь), палитра, образцы  
Теоретическая часть: Понятие о «личном» на иконе (Лик, руки, ноги); Слайд про «личное письмо»   Практическая часть Рисунок «личного» методом перевода через кальку по образцам. Показ учебных иконописных работ (фонд Пермской Духовной Семинарии)   Материалы: бумага (ватман), тушь, акварель, калька, образцы «личного»  
Теоретическое занятие: Понятие об основных иконописных материалах: доска, грунт (левкас), эмульсия на желтке; красочные пигменты, которыми пишут мастера. Слайд, иллюстрирующий работу иконописца над иконой    
Заключительное занятие, вопросы по пройденным разделам: - Что вам было наиболее интересно в пройденном материале? - Что было сложно или непонятно? - Хотелось ли вам заниматься иконописью, например, посещать иконописный кружок? - Каким должен быть настоящий Мастер-иконописец? - Нужно ли продолжать традиции древних Мастеров?    
Итого:

Методическое обеспечение программы

Наглядные средства обучения

1. Книги и репродукции по иконописи, наглядные пособия; прориси;

2. Подборка учебных работ (написанных «таблеток») из фонда Пермской Духовной семинарии;

3. Слайды презентации.

Техническое оснащение

1. Бумага (ватман)

2. Карандаши простые, ластики, линейки

3. Акварель, гуашь, палитра

4. Кисти «белка» (0-5 номер)

5. Калька прозрачная (глянцевая)

6. Компьютер, проектор

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.