Сделай Сам Свою Работу на 5

Пейзаж с Пирамом и Физбой





Искусство Франции в 17в. Стиль классицизм.

Классицизм в Живописи. Никола Пуссен (1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим)

Никола Пуссен, ученик Доминикино из числа болонских академистов по праву считается создателем классицизма в живописи. Однако, классицизм — оригинальное явление национальной культуры Франции в 17 в, а рождается и процветает за его пределами. Пуссен уехал в Италию и там сложился как художник и жил всю жизнь в Риме.

Учился он сначала у провинциальных художников во Франции, но ему стало этого мало. В 1612 г он попал в Париж (18 лет). Но Франция была в раздробленном состоянии после смены династии и религиозных войн. Пуссена и в Париже угнетал французский провинциализм, культурный упадок. А по контрасту, райским для искусства местом ему казалась Италия. Он рвался в Италию. Попал туда в 1623 г в Венецию.

В 30 лет он попал в Рим, которому суждено было стать его второй родиной. Как художник он сложился довольно поздно. Т.е. до 30 лет он копил опыт, мечтая об Италии, потом открывал для себя Италию. В Риме — Рафаэля и античность, в Венеции — Тициана. Но заметим, что для Пуссена был важен ранний Тициан, когда его манера была еще достаточно гладкой.



Классицим сложился в Риме, несмотря на господство там враждебных к нему направлений: барокко и караваджизма.

Классицизм в отличие от барокко обращается не к чувствам, а к рассудку и представляет собой философски углубленное серьезное идейное искусство, претендующее на духовное руководство обществом.

Также, как и у болонских академистов, это направление сосредотачивает все свои силы в определенном круге жанров. Это - религиозная мифологическая историческая картина и идеальный пейзаж. Классицизм практически не интересуется теми образами, которые дают современную окружающую жизнь: натюрморт, бытовой жанр, редко обращается к портрету (в основном только автопортреты, как формулировка некоего жизненного кредо художника). Искусство классицизма обладает огромной миромоделирующей энергией, привязано к традициям прошлого (ренессанса и античности). Известно, что именно античность Пуссен возводил в ранг образца, идеала этического и эстетического.



Классицизм обращен с одной стороны в прошлое, с другой стороны — в будущее.Пребывание в Риме принесло Пуссену и личную художественную независимость и возможность избегать нежелательных официальных заказов. Будучи в Риме он сохранял все преимущества иностранца. Это было хорошо, т. к. в отличие от Рубенса он не был способен служить сильным мира. Когда его призвал во Францию кардинал Решелье, ему приходилось туго, он писал в Рим друзьям о том, что он как с ярмом на шее.

В Риме он общался с узким кругом просвещенных людей — философов, художников, писателей, меценатов. Среди них жила идея подлинно разумного свободного и гармоничного общества, которое было так не похоже на все, что их окружало. Образец такого общества искали и видели прежде всего в античности. Через призму античного мира Пуссен видел и библейских персонажей, и евангелиевских и т. д.

 

В творчестве Пуссена принято три основных этапа:

1. сер 20х — сер. 30

2. Сер 30х — сер. 40

3. Сер. 40Х — до конца жизни

 

Первый этап

Этап этот отличается, в основном, тематикой. Тут он пишет преимущественно картины на сюжеты античной мифологии, любовные сюжеты, и на сюжеты поэм итальянского поэта Тарквато Тасса. Эти ранние вещи наиболее светлые и радостные.

Самая характерная работа этого периода -

Царство Флоры. 1631 г. Дрезден

Любимая картина Людовика-14. Она также, как и другие вещи этого периода весьма близка искусству Возрождения, раннему Тициану.

В центре танцующая на фоне пейзажа Флора. Ее окружают герои античной мифологии (Метаморфоз Овидия), которые после смерти превратились в цветы.



Слева, обнаженный воин в шлеме, бросающийся на меч, Аякс, один из героев троянской войны. Из его крови выросла гвоздика.

Юноша, склонившийся над сосудом с водой и барышня — Нарцисс и Эхо.

За ними прикрывая глаза рукой от солнца следит за колесницей Аполлона, нимфа Клития (подсолнечник).

Справа — два юноши, Геоцинт и Адонис (из его крови выращены розы).

Еще одна пара справа — Каракон и Смилла. Крокус и вьюнок.

На примере этой картины можно проследить все особенности классицизма. Это — гармонично уравновешенная композиция, как у мастеров Высокого Возрождения. Главный персонаж в центре. Никаких диагоналей. Все фигуры подчинены единому ритму.

Пуссен очень любил изображать такие хороводы. Ритм танца был особенно привлекателен для Пуссена, потому что в нем энергия жизни выступает в свободных, но упорядоченных формах.

Нежный по колориту пейзаж на фоне написан довольно условно. Он похож то ли на театральную декорацию или на будущие парки Версаля (строительство которого начнется позже).

На первое место Пуссен ставит рисунок и объемные пластические моделировки. Тут он продолжает традиции итальянской и флорентийской школ. Колорит светлый холодный локальный. Ровное освещение, нейтральная гладкая живописная манера. Как живописец он скучноват.

У Пуссена более рассудочное искусство. В отличие от барокко, классицизм апеллирует к разуму, а не к чувству.

Это утопия, светлая и печальная. Герои, страдавшие на земле, обрели условный покой в этом царстве Флоры.

 

Триумф Венеры

 

Ренальдо и Армида

Самая знаменитая поэма Тарквато Тасса, «Освобожденный Иерусалим». Она рассказывает о походах крестоносцев. Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды. Ренальдо и Армида. Это картина о том, как любовь превозмогает ненависть. Ренальдо раненный спящий. Над ним склонилась волшебница Армида. Слуги держат ее колесницу. На переднем плане — античный бог реки.

Он еще не раз возвращался к этому сюжету.

 

В более проработанном варианте Амур держит руку Армиды. В ее руке кинжал и т. д.

 

Танкрето и Эрминия

Здесь любящие из враждебных лагерей: Танкрет (крестоносец) и Эрминия (сарацинская принцесса).

 

Танкрет ранен в бою. Его находит Эрминия. Она отрезает свои волосы, чтобы перевезать его рану.

Композиция строго упорядоченная, пространство легко обозримо, для действия отведена небольшая зона переднего плана. Фигуры Танкрета, оруженосца и Эрминии образуют подобие треугольника (пирамидальная композиция). Живописная манера нейтральная и гладкая. Локальный колорит, построенный на сочетании чистых тонов. Пуссен любит сочетание трех тонов: красный в одежде Танкрета, желтый и синий (Эрминия).

 

Такими были картины первого его периода.

Второй этап.

В это время у Пуссена преобладают картины аллегорические, на сюжеты из классической истории, евангелиевские и библейские сюжеты. В основном речь здесь идет о долге.

В это время, в 1639 г, Пуссен был вызван во Францию ко двору короля и некоторе время пробыл при дворе. Сославшись на здоровье жены он затем уехал в Италию.

Время спасает истину от посягательств зависти и раздора.

Аллегория. Плафон для кабинета кардинала Решелье.

 

Обнаженная женская фигура — Истина. Крылатый старик в синем плаще — Время. Внизу — Зависть и Раздор.

Довольно натянуто. Ему не хватает живописной манеры как у Рубенса.

 

Центральной работой этого периода считается «Великодушие Сципиона»

Великодушие Сципиона

Сюжет взят у Тита Ливия. Описываются события второй пунической войны, связанные с полководцем Сципионом.

Сюжет о том, как Сципион отпустил пленную испанку и ее жениха (а не всех остальных :) )

Композиция тоже строго уравновешенная и обнаруживает еще большее влияние французского классицистического театра. 17 век — время расцвета классицистического театра.

Действие снова разворачивается на переднем плане.

У всех персонажей говорящие жесты.

 

В это время Пуссен моделировал свои картины таким образом: он делал как делают в театре. Он делал ящики (сценические коробки), расставлял там фигуры, менял освещение и так составлял свои композиции.

В это время его работы характерны торжеством разума и долга над чувствами. Но разум и долг этого времени подавляют и обезличивают человека и делают его произведения слишком рассудочными жесткими и застылыми, превращая их в шаблоны и формулы. Дух отвлеченного теоретизирования преобладает у него над жизненностью.

Он продолжает линию болонских академистов. Будучи в Италии он поучился у ученика братьев Караччи, Доминикино.

Живописная манера всегда гладкая. Цвета локальные.

 

Третий этап

В этот этап, Пуссен обращается к жанру пейзажа. Он также увлекается античным учением философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. С размышлениями о смерти связан сюжет одной из главных работ Пуссена, «Аркадских пастухов»

Аркадские пастухи. Лувр.

Эта та самая счастливая аркадия, где люди живут счастливо, где царят радость и покой.

Они обнаруживают нечто. Это надгробие с надписью: «И я в аркадии». «Эго» (я) — это Смерть, которая таким образом обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о том, что их жизнь тоже кратка.

Смятение при осознании этой истины преодолевается волей и духовным мужеством.

Опять уравновешенная композиция. Если провести диагонали, они пересекаются на руках пастухов. Стержень композиции - женская фигура. Величавая, умиротворяющим жестом кладет руку на плечо соседа, убеждая его примириться с мыслью о грядущем конце.

Ювелирно отточенный рисунок. Объемные светотеневые моделировки, звучный локальный холодный колорит, гладкая нейтральная живописная манера, идеальный пейзаж.

Линия горизонта делит полотно по принципу золотого сечения.

Пейзажная трехцветка.

 

Пейзаж с Полифемом

Полифем сидит на скале, отложив дубину, влюбленный в морскую нимфу.

Важнейшее место в позднем творчестве Пуссена занимает пейзаж, в котором фигуры занимают роль стафажа.

Пейзажная трехцветка. Идеальный пейзаж.

Передний план выдержан в более теплых коричневатых тонах.

Композиция упорядоченная. Четко разделены пространственные планы. Разделение на планы подчеркивается цветом. Эту систему стали называть пейзажной трехцветкой. В живописи первого плана преобладают теплые желтовато-коричневые тона, на втором — теплые коричневатые и зеленоватые тона, на третьем — холодные, прежде всего голубой.

Пейзаж с Пирамом и Физбой

Тоже 50е годы.

Трагическая история о двух несчастных влюбленных. Пирам и Физба договорились о том, чтобы встретиться у источника и сбежать от родителей, которые хотели их разлучить. Благодаря стечению обстоятельств и львице, все умерли.

Все это разворачивается на фоне величественного ландшафта, освещенного тревожными вспышками молнии.

Упорядоченная композицая. Синтетический идеальный ландшафт.

Времена года

Цикл из четырех пейзажей по заказу кардинала Решелье.

 

Весна — Адам и Ева в раю.

Лето — история Руфи.

Осень — гроздь Ханаана.

Зима — гибель мира. Великий потоп.

Это духовное художественное завещание мастера. Природу здесь объемлет просветленный разум, а люди, как у Брейгеля, олицетворяют труд. Гармония между миром и людьми.У

 

Пуссена было мало учеников. Но фактически он создал французскую школу живописи. Классицизм — французский национальный стиль. На его творчества ориентировался Давид в конце 18в — начале 19 в. и Энгр в 19 в.

Автопортрет

Он изображает себя в тёмной одежде в мастерской на фоне картин. Причем, одна из них пустая с одной надписью, которая, по-видимому, олицетворяет идейный замысел. На следующей картине видно женскую фигуру в профиль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.