Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема-5: Системы биллинга и аккаунтинга





Биллинг и аккаунтинг - терминология, функциональные возможности

 

Биллинг - это одна из ключевых технических и организационных областей работы операторов связи, интернет-провайдеров, систем электронной торговли и иных организаций, для работы которых требуется оперативно обрабатывать оплату большого количества услуг. Без решения связанных с этим технических вопросов деятельность подобных организаций становится очень дорогостоящей, неэффективной или вовсе невозможной.

Следует также выделить тот факт, что с видоизменением предоставляемых услуг заметно меняются и аспекты решения задач биллинга, так решая по сути одну и ту же задачу, системы для расчетов за услуги интернет-провайдера, оператора сотовой связи или провайдера телекоммуникационных услуг могут иметь значительную разницу в алгоритмическом и программном обеспечении.

Отдельной проблемой является реализация интерфейсов биллинговых систем с системами предоставления услуг и с пользователями. В общем случае процесс биллинга состоит из следующих этапов:

· "Accounting" - сбор информации о предоставленных услугах;



· "Chariging" - подсчет стоимости предоставленных ресурсов;

· "Billing" - непосредственно процесс выставления счетов.

 

Рассматривая системы предоставления услуг с предоплатой, можно сказать, что их функции таковы:

· Управление предоплаченными картами. Эта функция включает в себя следующие компоненты. Генератор карт, позволяющий генерировать заданное количество уникальных карт различного номинала с возможностью разбития на серии и соответствующие им пароли (PIN – коды). Систему управления картами, позволяющую выполнять широкий спектр операций над картами: добавление и удаление серий и отдельных карт в списке разрешённых к платежу, блокирование карт (в том числе сериями), управление сроком действия карт и др.

· Функция сбора, обработки и ввода данных о предоставленных услугах. Состоит из: накопления статистической информации об оказанных услугах, формирования оперативных статистических и аналитических документов по заданным пользователями системы признакам, формирования учетных документов, формирования архива данных, получения справок из архива данных.



· Функции регистрации и контроля оплат. Например, формирование и печать ведомостей и реестров оплат.

· Функция ведения нормативно-справочной информации. К ней относятся: ведение тарифных планов, ведение прейскурантов оказываемых услуг, ведение вспомогательной справочной информации, сохранение истории изменения тарифов в соответствии со сроком исковой давности.

· Функция тарификации и расчета. Расчёт стоимости предоставленных абоненту услуг, снятие тарифных единиц со счета, ведение истории.

· Функция информационно-справочного обслуживания абонентов. Получение информации о перечне услуг и действующих тарифах.

· Функция формирования статистических и аналитических документов. Заключается в подготовке документов, отражающих интенсивность использования услуг, учёт использования ресурсов организации, в том числе распределение нагрузки по дням недели, часам суток и т.п., статистические и аналитические отчеты по абонентам.

· Функция администрирования. Контроль над доступом к данным и функциям системы, архивирование данных, восстановление данных после аварийных ситуаций.

· Функция информационной поддержки взаиморасчетов с партнерами. То есть: сбор и предварительная обработка данных об услугах, оказанных при участии партнеров, тарификация услуг с учетом внутренних и внешних тарифов, учет и контроль проведения взаиморасчетов с партнерами.

 

Кроме перечисленного выше БД биллинговой системы (БС) может использоваться при аутентификации и авторизации абонента. Желательно, чтобы расчет (уменьшение баланса на счету) осуществлялся в реальном масштабе времени, в момент фактического оказания услуги. Следует предусмотреть возможность пользования услугами несколькими абонентами одновременно с использованием одного и того же кода доступа, т.е. запрет (отключение подобных абонентов) либо разрешение с учетом стоимости всех предоставленных услуг. Крайне полезным является наличие Web-интерфейса, используемого абонентами для получения информации, находящейся в БД биллинговой системы.



Так же важным является защита информации БД от несанкционированного доступа как снаружи, так и изнутри биллингового центра. Необходимо, что бы биллинговая система различала точки доступа к услугам. Например, для интернет-провайдера, это могут быть: точка доступа к услугам типа "Доступ по коммутируемым линиям", "Доступ по выделенным линиям", точка доступа к услугам электронной почты, к услугам WWW/FTP и к услугам типа "Электронные конференции". С каждой точкой доступа связана одна из имеющихся в системе функций тарификации и ограничения доступа.

 

Биллинговые системы операторов сотовой связи

 

Существуют несколько названий биллинговой системы: АСР - автоматизированная система расчетов; ИБС - информационная биллинговая система.

Одним из важных качеств БС является ее гибкость, то есть способность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Гибкая система адаптирована не только к сиюминутным потребностям оператора. За счет таких качеств, как настраиваемость, модульность и открытость она позволяет решать перспективные задачи. Чем больше у системы возможностей для настроек, тем лучше. Модульный принцип построения системы – это принцип, согласно которому вся система собирается из отдельных частей (модулей) - подсистем. БС включает в себя, например, подсистему предварительной обработки данных, подсистему оперативного управления биллингом, подсистему оповещения клиентов и т.д.. Под открытостью системы подразумевается открытость исходного кода программного продукта, что позволяет оператору не зависеть от разработчика в будущем и самостоятельно обслуживать и модернизировать систему. Тесно связано с гибкостью БС и следующее качество автоматизированных систем расчета - масштабируем-ость.

Масштабируемость по нагрузке. При росте абонентской базы, появлении дополнительных услуг не должна появляться необходимость изменять или дорабатывать программную часть БС. Увеличение возможностей БС должно достигаться за счет модернизации аппаратной части системы. Что важно учитывать при проектировании масштабируемых систем? Необходимо использовать СУБД, рассчитанные на большие объемы данных. СУБД должна быть совместима с различными компьютерными платформами, чтобы обеспечивать поддержку многопроцессорного режима работы.

Надежность - одно из основных требований, предъявляемым к любой системе. Надежность БС определяется надежностью СУБД и технологий, используемых при разработке системы. Далеко не последнее место занимает надежность поставщика (разработчика) прикладного программного обеспечения: время его работы на рынке и, как косвенный показатель, процент присутствия разработанных им систем на телекоммуникационном рынке. Однако надежность БС обеспечивается также соблюдением определенных стандартов при их разработке.

Мультиязычность - возможность устанавливать различные языки для представления информации.

Мультивалютность - возможность работать с любыми валютами

Отложенный биллинг - биллинг, при котором расчеты производятся после состоявшихся звонков.

Горячий биллинг - изменение баланса счета происходит в процессе разговора, и информацию об остатке на счету можно получить сразу после звонка.

Оптимизация биллинга - улучшение, совершенствование оператором своей БС.

Постинг биллинга –фиксация результатов расчета биллинга. После расчетов результаты становятся доступными пользователям (рассылаются, печатаются).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.