Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция о социальной регрессии





Эта концепция расширяет теоретическую систему Боуэна для объяснения влияния семейных процессов на более широкое сообщество.

Эмоциональный процесс в обществе, наряду с эмоциональным разрывом - понятия, разработанные Боуэном совсем недавно, и в сравнении с другими концепциями семейной теории Боуэна оно наименее разработано. Эмоциональный процесс в обществе представляет самое крупное из всех возможных противоречий между индивидуацией и совместностью.

Боуэн утверждал: эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. Исходя из этой гипотезы, для любого общества будет иметь место следующая закономерность: чем больше напряжения в обществе (что характерно для войн и кризисов), тем больше отдельные его члены стремятся к совместности и слиянию. Если вспомнить рассказы людей, переживших войну, то можно отметить нечто общее: «Было трудно, но мы все жили как одна семья». Однако мы помним, что при преобладании сил слияния вырастает менее дифференцированное потомство, которому трудно сепарироваться, а, следовательно, оно вынуждено прибегнуть к эмоциональному разрыву, чтобы построить свою идентичность. В результате мы имеем поколение шестидесятников – тех детей, кто родился во время войны (когда в обществе преобладали силы слияния), прибегнувших к эмоциональному разрыву со своим прошлым. Мы уже писали о последствиях эмоционального разрыва для жизни последующих поколений. Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, чем меньше учитывается опыт предыдущих поколений, тем больше вероятность того, что у следующего поколения возникнут те же проблемы, что и у предыдущего, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении, его дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы. История нашей страны – наглядное тому доказательство.



Когда напряженность в том или ином социуме начинает превосходить некий порог, определяемый его уровнем дифференцированности, этот социум стремиться привлечь третью сторону: например развязать конфликт или, наоборот вступить в альянc. Недифференциованному обществу, подобно недифференцированной семье семье, трудно разрешить свои проблемы без поляризации по любому вопросу, без разрывов, взаимного сверх- и недостаточного функционирования и т. п. Результатом является серия кризисов, разрешающаяся в основном через восстановления комфорта, а не тщательно продуманного подхода, основанного на принципах уважения к различным точкам зрения.



Боуэн предполагает, что в определенные исторические периоды существовали общественные тенденции либо к дифференциации, либо к слиянию, и, по всей вероятности, они сохраняются.

Чем ниже уровень социальной тревоги, тем больше будет присутствовать конструктивных способов поведения и больше прогрессивных направлений социального изменения. Взаимоотношения при этом более свободны, реактивность между отдельными личностями и группами присутствует реже.

Боуэн (1978, стр 272) постулирует, что «возрастающая тревога человека является следствием бума роста народонаселения, исчезновением возможности колонизировать новые земли пригодные для жизни, истощение природных источников сырья, необходимого для поддержания жизни, и растущим осознанием того, что «земной корабль» не может бесконечно поддерживать человеческую жизнь в том стиле, к которому человек привык. Возросшая тревога в обществе создает волну совместности, что в свою очередь создает еще больший дискомфорт и порождает еще большую тревогу.

Таким образом, эмоциональный процесс в обществе - больше чем просто «фон» для наблюдения конкретных способов семейного взаимодействия.

 

Оценка семейной системы на основе теории Боуэна



 

Процесс оценки семейной системы - важный этап семейной терапии, основанной на теории Боуэна. Его непосредственная цель -получение фактов и выявление паттернов, характерных для данной семейной системы. Это могут быть, например, паттерны взаимодействия, или передачи каких-то особенностей от одного поколения другому, или социального функционирования. В результате должно быть построено некое семейное “поле”, в котором каждый индивид играет определенную роль, выполняет функцию, и, исходя из которого, возможно разработать интервенцию, направленную на помощь одному или нескольким индивидам в изменении их позиции в семье. Иначе говоря, оценка семейной системы - способ организации клинических данных в связную картину эмоционального фунционирования семьи.

Объект оценки - не просто ядерная семья, а многопоколенная семейная эмоциональная система, составленная из перекрывающихся эмоциональных полей ядерных и расширенной семей. Таким образом, должно быть исследовано не менее трех поколений. Под «эмоциональными полями» подразумеваются автоматические реакции членов семьи на изменения дистанции между ними - иначе говоря, некие психологические силы притяжения и отталкивания. Поле влияет на эмоциональное функционирование каждого члена семьи. Согласно Боуэну, поле первично, индивидуальные реакции вторичны. Поле выражается, в частности, в предсказуемости реакций членов семьи.

Для того, чтобы оценить семейную систему, необходимо собрать информацию об истории семьи. Для получения базовых фактов обычно достаточно одной-двух сессий, но весь процесс исторического исследования может потребовать и больше времени. Беседы ведутся, как правило, с одним из супругов или с супружеской парой. Информация структурируется, а в результате беседы должна быть получена генограмма семьи.

Терапевт не должен забывать, что он имеет дело с живыми людьми, к тому же находящимися в данный период в состоянии стресса. Важно, чтобы он объяснил семье важность сбора информации о семейной истории и построения генограммы. Кроме того, важно, чтобы во время своих изысканий терапевт был внимателен к актуальному состоянию членов семьи к их потребности обсуждать проблему, которая привела их в терапию именно сейчас.

Основные символы, используемые при построении генограммы:

Мужчины располагаются слева и обозначаются квадратиками, вот так:

 
 


Женщина располагаются справа и обозначаются кружочками:

       
   
 
 

 


Брак между мужчиной и женщиной обозначается

одной простой линией между ними:

           
   
 
   
 

 


Официально не зарегистрированные союзы

обозначаются пунктирной линией:

       
 
 
   


Развод обозначается перечеркиванием соединительной

линии между супругами двумя короткими линиями:

           
   
   
 
 
 

 

 


Прекращение совместной жизни без развода обозначается:

 
 

 


Дети обозначаются вне зависимости от пола по старшинству слева направо. При этом родной (генетически) ребенок связывается на рисунке с родителями сплошной линией, приемный – пунктирной.

 

 

 
 

 

 


Близнецы обозначаются следующим образом:

 

       
   
 
 


Существующая беременность:

       
 
 
   

 


Смерть обозначается перечерикиванием квадратика или кружочка, обозначающего члена семьи:

 

 

Выкидыш:

 

 


 

Аборт:

       
   
 
 

 


Отмечаются также дети погибшие в раннем возрасте:

 

На генограмме могут быть отображена информация об эмоциональных отношениях между членами семьи:

 

интенсивные сверхблизкие (симбиотические) отношения между любыми членами семьи отображаются:

 


близкие отношения:

 


конфликтные отношения:

 


амбивалентные отношения(одновременно близкие и конфликтные):

 

дистантные отношения:

 

разрыв отношений:

 

 

А. План сбора данных по семейной истории:

1. Состав ядерной семьи. Здесь указывается: пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов семьи.

2. Взгляд членов семьи на предъявляемую проблему, в частности, их представление о времени начала текущих симптомов, а также об истории проблемы.

3. Сбор информации о ядерной эмоциональной системе:

· Когда, где и как состоялась встреча будущих супругов. Как они ухаживали друг за другом. Какие происходили значимые события в тот период;

· Кто был инициатором заключения брака. Когда, где и как состоялось заключение брака. Кто на нём присутствовал. Каковы были отношения членов родительских семей.

· Значимые события в ядерной семье со времени заключения брака: переезды, болезни, рождение детей, смерти, разводы, смены работы.

4. Затем переходим к выяснению состава расширенной семьи. Здесь отмечаются: пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов расширенной семьи.

5. Сбор информации о расширенной семье:

· У каждого из супругов выясняется, какие существенные события произошли в период после оставления им родительского дома и до вступления в брак.

· Выясняются паттерны, характерные для личной жизни, профессионального развития, получения образования.

· Значимые события в обеих родительских семьях до и после ухода из дома члена рассматриваемой ядерной семьи.

· Семейные истории сиблингов.

· Отношения родителей - их встреча, брак, значимые события их жизни.

· Построение генограммы для родительских семей мужа и жены.

 

Б. Анализ собранной информации:

1. Развитие симптома в ядерной семье, его первое проявление и хронология. Кто является носителем симптома. Чувства и фантазии членов семьи, касающиеся начала проявления симптома. (Имейте в виду, что при быстром развитии симптомов вполне вероятно, что они есть реакции на некие нарушения в расширенной семье. В этом случае прогноз хороший. Если симптомы развиваются медленно, в течение долгого времени, они обычно происходят от дисфункции в ядерной семье, формировавшейся в течение долгого времени.)

2. На какой стадии жизненного цикла находится ядерная семья. Боуэн выделяет следующие стадии семейного цикла: брак; рождение ребенка; полная ядерная семья (когда все дети уже родились); стадия ухода детей из дома (от ухода первого ребенка до ухода последнего); старость; смерть. Для каждой стадии характерны свои значимые треугольники.

3. Эмоциональные процессы в ядерной семье. Опишите и проанализируйте отношения между членами семьи и какае способы защиты от близости они используют (дистанцирование, конфликт, проекции, гипер или гипофункционирование).

4. Стрессоры семьи. Узловые события (существенные для хода жизни межпоколенческой семейной системы - точки скопления феноменов, вследствие которых семейная система может стать более открытой, или более закрытой, или разрушиться), активизирующие тревогу в семейных полях (ядерной и расширенной эмоциональных системах). Возможные узловые события: рождение ребенка, поступление в школу, смена школы, переезд семьи, супружеская сепарация, развод, повторный брак, стресс на работе, безработица, физические травмы, болезнь, смерть.

5. Эмоциональная реактивность. Как семья реагирует на стрессоры, какое количество и интенсивность симптомов при этом присутствует.

6. Адаптивность семьи. Приспособляемость семьи напрямую связана со степенью дифференциации семьи. Здесь важно соотношение между стрессорами, действующими на семью, и реактивностью семьи. Например, если семья подвергалась большим стрессам, но имеет малую реактивность, то это говорит о высокой степени дифференциации. Если немного стрессоров, но большая реактивность, то это – низкий уровень дифференциации.

7. Стабильность и целостность расширенной семьи. Уровень функционирования расширенной семьи. Доступность расширенной семьи для ядерной семьи.

8. Эмоциональные разрывы. Количество незавершённых эмоциональных привязанностей в ядерной и расширенной семьях. В каких формах (эмоциональное или физическое дистанцирование) выражается эмоциональный разрыв. Чем больше эмоциональный разрыв с родительской семьей, тем больше симптомов возникает в ядерной семье

9. Паттерны и темы, присутствующие в семейных полях. Паттерны и основные события в ядерной и расширенной семьях взаимосвязаны. Здесь анализируем, что общего существует в ядерной и расширенной семьях: типология симптомов, конфигурация слияний и эмоциональных разрывов, значимые треугольники, эмоциональные процессы, процессы проекции, корреляция значимых событий.

10. Уровень дифференциации семьи. (Имейте в виду, чем ниже общий уровень дифференцированности в семье, тем чаще и интенсивней проявляется феномен эмоциональных волн, то есть ряд тревожащих узловых событий, «пронизывающих» семейную систему).

11. Фокус в терапии. Существует две клинические цели:

· Снижение тревоги, ведущее к облегчению симптома. (Имейте в виду, чем ниже уровень дифференцированности, тем труднее мотивировать индивида к работе над базовым личностным изменением - он больше живет в мире чувств, чем в мире мыслей. У него выше эмоциональная зависимость от других и слабее способность пожертвовать сиюминутным комфортом ради достижения нового понимания).

· Долгосрочное стремление повысить базовый уровень дифференциации.

Определитесь, какой из этих фокусов вы выберете для этой семьи.

12. Прогноз. Основываясь на обследовании эмоциональных факторов, как вы оцениваете результат для денной семьи.

· Прогноз хуже всего, когда весь процесс проекции сосредоточен на одном ребенке или у одного из супругов развивается болезнь ( это свидетельствует об интенсивности процесса проекции);

· Прогноз ухудшается в том случае, если семья выражает свою недифференцированность посредством лишь одного механизма;

· Если присутствуют все механизмы (эмоциональные процессы), и каждый из них не столь фиксирован, и это указывает на лучший прогноз изменений;

· Наилучший шанс радикальных изменений имеется при наличии потенциала открытой коммуникации и наличии отношений с родительской семьей.

 

ПРАКТИКА ПОМОЩИ СЕМЬЕ

 

При оценке семейной системы на основе теории Боуэна терапевт решает на самом деле целый ряд задач не только диагностического, но и непосредственно терапевтического характера. Например, сам процесс семейной оценки снижает эмоциональность семьи, и делает проблемы менее нагруженными эмоциями, благодаря тому, что помещает их в контекст поля, включающего 3-4 поколения. Семья получает возможность как бы наблюдать за собой со стороны. В ходе оценки терапевт также может определить, кто наиболее мотивирован для работы и какой уровень изменения может быть достигнут. В дальнейшем терапевт может избрать любой вариант работы, но неизменно придерживается наиболее важного терапевтического принципа: если эмоциональный паттерн изменяется в одном значимом треугольнике, и члены этого треугольника остаются в эмоциональном контакте с остальными членами семьи, то другие треугольники автоматически изменятся. Варианты работы могут быть следующие.

Семейная психотерапия с родителями или супругами. Это основная конфигурация для семейной психотерапии. Её цель - модификация наиболее важного семейного треугольника (как правило включающего в себя двух родителей или двух супругов). Боуэн считал, что самый быстрый путь модификации центрального треугольника – создание нового треугольника, состоящего из двух наиболее значимых членов семьи и терапевта. Какая бы ни была исходная проблема – супружеский конфликт, дисфункция у супруга или проблема ребенка, терапия проводится с обоими супругами или родителями, Если удается модифицировать эмоциональные паттерны в этом центральном треугольнике, то все остальные члены семьи автоматически меняются.

Фундаментальный принцип этого психотерапевтического метода требует, чтобы терапевт оставался детриангулированым, то есть не становился членом того эмоционального поля, в которое погружена супружеская пара. Два человека автоматически используют в общении с терапевтом те же механизмы, что и с любым третьим лицом. Если терапевт сможет оставаться вне их эмоционального поля и не реагировать на супругов так, как обычно реагируют на них другие, то их привычные паттерны смогут быть модифицированы.

В работе с супругами или родителями М.Боуэн применял четыре основных терапевтических приёма:

· Поддерживал между ними эмоциональную систему достаточно активной (для того, чтобы она была значимой), но без излишней эмоциональной реактивности (чтобы ее можно было наблюдать объективно). Терапевт задает вопросы, по очереди то одному, то другому супругу, выясняя, что думает один по поводу того, что сказал терапевту другой. Это купирует непосредственное эмоциональное взаимодействие между супругами на сессии, и позволяет каждому «слышать» другого, будучи вне действия эмоционального поля, а, следовательно, вести себя менее автоматически в эмоциональных ситуациях.

· Оставался детриангулированным, в стороне от эмоционального процесса между двумя членами семьи.

· Устанавливал и сохранял «я-позицию» (что является аспектом дифференциации Я) по отношению к клиентам. Впоследствии, это позволяет им принимать аналогичные позиции по отношению друг к другу.

· Просвещал клиентов, рассказывая о функционировании эмоциональных систем. Поощрял их усилия, направленные на дифференциацию от родительских семей. Здесь тоже очень важно для терапевта поддерживать этот процесс в активном состоянии и при этом, не вовлекаться в эмоциональную систему между супругами. В результате терапии каждый партнер может достичь лучшей дифференциации.

Семейная психотерапия с одним супругом может рассматриваться как подготовительный этап к семейной терапии с обоими супругами. Этот метод создан для семей, в которых один супруг настроен негативно и не склонен включаться в семейную психотерапию. Первая часть протекает аналогично тому, что написано в следующем разделе по поводу терапии с одним членом семьи. Задача состоит в том, чтобы помочь мотивированному супругу понять ту роль, которую он сам играет в семейной системе, что, в конце концов, должно привести к тому, чтобы не мотивированный прежде супруг захотел сотрудничать с первым и присоединился к семейной терапии.

Семейная психотерапия с одним мотивированным членом семьи. Этот подход был разработан для взрослых людей, живущих отдельно от родителей, или чьи родители отказались участвовать в терапии. Терапия проходит через четыре стадии. Их последовательность следующая:

1. В течение первых сессий проводится просвещение клиента на тему изучения характеристик семейной системы.

2. Затем выдвигаются некие гипотезы о роли, которую этот один член семьи играет в семейной системе.

3. Затем он учится наблюдать паттерны собственных эмоциональных реакций в родительской системе. Для проверки выдвинутых гипотез, для получения новых наблюдений, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезы и для поиска путей изменения реакций клиент начинает чаще контактировать с родительской и расширенной семьёй.

4. Затем осуществляется реализация совместно с терапевтом разработанного плана по дифференциации клиента из эмоционального поля семьи. Он (план), как правило, включает сравнительно частые контакты с родительскими семьями, изменение своего эмоционального реагирования и функционирования.

Для изучения свойств эмоциональных систем можно использовать также рабочие системы и социальные системы. Средний хорошо мотивированный молодой взрослый готов проводить около 100 часов в год в течение четырех или пяти лет за такой работой. Более частые встречи не повышают способность наблюдения и контроля эмоциональной реактивности. Результаты работы по этому методу в среднем далеко превосходят итоги конвенциальной психотерапии.

 


Клинический случай

(Семейная история Мюррея Боуэна)

 

 

 


Рис. 8

Далее приводится описание клинического случая. В этой презентации клиническим примером служит собственная семья Мюррея Боуэна (На рис. 8 представлена семейная генограмма). Последовательность событий в эмоциональном поле семьи, о которой здесь будет идти речь, занимает период более пятидесяти лет.

· . Мюррей Боуэн (31 01 1913 - 09 11 1990) родился в г. Веверли, штат Теннесси. Этот небольшой городок, расположенный примерно в шестидесяти милях к западу от Нэшвилла насчитывал в 1913 году приблизительно 1000 жителей. Мюррей, по его комментарию, – старший из пяти детей «в дружной, сплоченной семье, которая в течение нескольких поколений жила в одном и том же маленьком городе». Себя Боуэн характеризовал как гиперответственного старшего сына. Впоследствии он женился на второй из трех дочерей, функционирующей, по его мнению, скорее как старшая. От этого брака родилось четверо детей.

· Своего младшего на два года брата, Мюррей характеризовал как общительного, энергичного бизнесмена, который сразу после окончания колледжа переехал в другой штат. Он женился на соученице по колледжу, которая в свою очередь, была единственным ребенком.

· Третий ребенок в семье Боуэнов, второй брат Мюррея, на три года младше его первого брата (и, соответственно, на пять самого Мюррея) - глава семейного бизнеса, функционирующий дома как глава клана. Он женился во время военной службы на втором ребенке, старшей дочери. У них два сына и дочь.

· Четвертый ребенок в семье Боуэна – старшая дочь, на два года младше третьего ребенка. Она, по мнению Боуэна, была наиболее эмоционально вовлечена в семейную систему. Она - единственная, кто не закончил колледж, и хуже всех членов семьи адаптировалась к жизни. Выйдя замуж за служащего их семейного бизнеса, она родила дочь и сын.

· Пятый ребенок – дочь, на четыре года младше четвертого. После окончания колледжа она работала в другом городе, где и вышла замуж; у нее одна дочь. Через несколько лет ее муж продал свой бизнес, и они вернулись в родной город, где он стал работать в семейном бизнесе Боуэнов. Ни у кого из пяти детей, их супругов и их детей никогда не было никаких заболеваний или несчастных случаев.

· Отец Боуэна потерял своего отца (дедушку Мюррея) ещё в младенчестве. Он, по описанию Боуэна был единственным ребенком, функционировавшим как ответственный старший. До двенадцати лет его воспитывала одна мать; затем она вышла замуж и родила еще детей. С детства он был самостоятелен и обеспечивал сам себя.

· Мать Боуэна – ответственная старшая дочь, на семь лет старше своего брата. Ее мать умерла, когда ей был один год, после чего они с отцом до ее шести лет жили с его родителями. Затем отец женился. Следующие семнадцать лет она жила со своим отцом, мачехой и сводным братом, родившимся год спустя.

· Родители Боуэна познакомились в то время, когда они оба работали городке Веверли, штат Теннесси. Отец работал служащим железной дороги, а мать - в универмаге, основанном её отцом . Поженившись, родители Боуэна дальнейшие пять лет прожили в собственном доме. Мюррей родился через полтора года после заключения брака, а его первый брат – еще два года спустя. Личностные профили домочадцев могут сказать многое о семейном эмоциональном поле. Отец Мюррея – ориентированный на действие старший сын, мать – ответственная деятельная старшая дочь. Их брак, по определению самого Боуэна, - гладко функционирующее партнерство

· Его дед (по матери), основатель семейного бизнеса, будучи страшим, женился поочередно на двух подчиняющихся младших дочерях. Бабушка, его вторая жена, была мягкой и покладистой.

· Дядя (брат матери), функционально единственный ребенок т.к. разница в возрасте между ним и старшей сестрой семь лет, являлся к тому же единственным ребенком своей матери. У него был профиль подающего надежды младшего сына. Эти личностные профили в сочетании способствовали тому, что семейство было дружное, настроенное на внутреннее сотрудничество, с низким уровнем конфликта.

Вскоре после его рождения началась последовательность событий, глубоко повлиявшая на будущее семьи. То есть 1918 год знаменуется несколькими важными для семьи событиями.

· Здоровье дедушки (отца матери), основавшего семейный бизнес начало ухудшаться, и отец Мюррея стал тратить все больше времени на семейный бизнес. Это было обусловлено ещё и тем, брат его матери учился в колледже в другом городе и не мог тратить время на семейный бизнес.

· Мой дед (по матери) умер в 1918году. Он был ответственным старшим сыном в большой семье. Его смерть явилась узловым моментом семейной истории:

- Отец ушел со своей предыдущей работы,

- брат моей матери вернулся домой из колледжа,

- отец и дядя стали партнерами в семейном бизнесе,

- родители переехали в родительский дом матери,

- через пять месяцев после смерти своего отца мать забеременела третьим ребенком,

- несколько месяцев спустя дядю одним из первых забрали на войну,

- отец принял всю ответственность за бизнес

· Итак, получается, что второй брат Мюррея был зачат немного месяцев спустя после смерти деда, реорганизации бизнеса и слияния живших прежде отдельно родственников в единую семью. Он родился несколько месяцев спустя ухода дяди на войну. Как будто бы он был рожден для того, чтобы взять на себя семейный бизнес.

· Дядя вернулся с войны почти два года спустя, примерно в то же время, когда мать забеременела своим четвертым ребенком, старшей дочерью. Она давно хотела дочь, и этот ребенок стал «особым», гиперопекаемым, наиболее вовлеченным в эмоциональный семейный процесс и потерпевшим от него наибольший ущерб. Почему в эмоциональные паттерны оказалась вовлечена дочь, а не предыдущий сын? Боуэн объясняет это устройством своей семьи. Отец был активен в семейном бизнесе и нес ответственность за него, а мать приняла ответственность за домашнее функционирование семьи. Всегда была масса повседневных обязанностей, всегда нужна была дополнительная помощь в доме и бизнесе, - само собой разумеющимся было, что дети работали. Четкие разграничения между мужской и женской работой способствовали тому, что старшая сестра, как бы относилась к другой категории. Она осталась эмоционально зависимой от родителей. Учиться ей было трудно, и она была единственная из сиблингов, кто не пошел в колледж. У нее был личностный профиль зависимого младшего ребенка, характерный для того из детей, кто наиболее вовлечен в семейный эмоциональный процесс.

· Пятый ребенок, еще одна дочь, родился через четыре года после четвертого. Она росла в большей степени вне семейной эмоциональной системы и получила профиль ответственной старшей дочери. Период после рождения последнего ребенка семейная структура сравнительно стабильна.

· О функционировании семьи. Трое мальчиков имели практически одинаковый уровень адаптации. Они проводили значительное время с отцом, работая и отдыхая. Мать взяла на себя ответственность за дом: бóльшая часть напоминаний о тяжелой работе, помощи другим и т. д. исходила от неё.

Рис.9

 

 

 


· Главный треугольник в этой комбинации бизнеса и домашней жизни состоял из отца, матери и дяди. Отец и дядя были недовольны друг другом, но, высказывали своё недовольство не напрямую друг другу, а через мать (Рис. 9).

· С 1940 по1945 годы в семье произошли следующие глобальные перемены:,

- Мюррей и его братья покинули дом, чтобы учиться в колледже, а затем служили в армии

- внезапно умерла бабушка,

- дядя женился и обосновался в собственном доме,

- родители перебрались в другой дом, старый семейный дом был сдан в аренду,

- все братья женились,

- старшая сестра вышла замуж и уехала из Веверли,

- младшая сестра уехала учиться в колледж.

Таким образом, родители оставались дома одни. В войну трудно было найти работников, поэтому мать посвящала все свое время семейному бизнесу. В результате сформировалась новая версия семейного треугольника, часто встречающаяся в семейных системах. Одну вершину треугольника составляли дядя и его жена, которая склонна была выражать свое недовольство вне семьи (Рис.10).

 

 

 

 


Рис. 10

· После войны появилась нужда в новых идеях и энергии для реформации бизнеса, который в течение войны лишь поддерживался. В итоге семья объединяется вновь:

- второй брат вместе со своей семьей вернулся в город и начал работать в бизнесе, преднолагая, что в итоге он будет иметь свою долю в бизнесе,

- старшая сестра и ее муж также вернулись в Веверли, и он вновь стал служащим в бизнесе,

- еще через несколько лет вернулись младшая сестра с мужем, чтобы помогать в бизнесе,

Второй брат, такой же энергичный в бизнесе, как и отец, стал «главой клана», а мою сестра – преемницей матери. Внутри семьи имелся ряд треугольников и подвижных коалиций, связанных с вопросами второстепенной важности, но в основных вопросах продолжал действовать все тот же главный трегуольный паттерн. Теперь он состоял из отца и брата в одной вершине, матери и младшей сестры в другой, дяди и его жены в третьей (Рис.11).

 

 

 

 


Рис.11

· Со стрессом были сопряжены темы расширения бизнеса. Поскольку семья теперь жила пятью отдельными хозяйствами, стала более выражена тенденция - обсуждать семейные вопросы вне семьи с друзьями. Каждый стрессовый период сопровождался дискуссией по поводу разделения бизнеса и дополнительным признанием вклада второго брата, после чего наступал новый спокойный промежуток. Так повторялось до тех пор, пока во время очередного стресса дядя не отошел от дел, продав свою половину второму брату. Бизнес был реорганизован как корпорация, в которой у второго брата была половина акций, а у отца и матери – по одной четвертой. Семья склонна была воспринимать этот расклад как окончательное решение.* Если бы она могла думать вместо того, чтобы реагировать, она бы знала, что новое появление симптома в какой-либо новой точке системы – только вопрос времени. Что и произошло.

· В этот период позиция Мюррея по отношению к родительской семье заключалась в том, что он физически и эмоционально дистанцировался, делал вид, будто он отстранен, объективен и остаётся вне семейной проблемы.**. На самом деле он был вовлечен, как всегда, а иллюзию нереагирования создавал с помощью эмоциональной дистанции и молчания. Но эмоциональную систему дистанцией и молчанием не обманешь.

 

Далее приводится описание того, как Мюррей Боуэн работал над собственной дифференциацией из родительской семьи. Эта работа проходила в несколько этапов и имела ряд фокусов.

Дифференциация Я

На протяжении большей части этого времени Боуэн работал над многопоколенной историей своей семьи. Он пишет: «Получение знания об отдаленных семьях наших предков может помочь нам отдать себе отчет, что в семье не было ни ангелов, ни демонов, а были только человеческие существа, каждое со своими сильными и слабыми сторонами, предсказуемо реагирующее на эмоциональные проблемы момента и пытающееся, насколько оно способно, поступить как можно лучше со своей жизнью». (Bowen, M., «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson, 1978)

Поскольку он со своей женой и детьми жил в другом городе, его визиты в родительскую семью были нечастыми. Во время них он ставил перед собой задачу сохранять объективность как можно дольше и находить пути выхода из слияния. В частности, он пробовал приезжать в город своих родителей вместе с женой и детьми. Но этот план никогда не срабатывал. Жена постоянно передавала ему подробности о чем-то ужасном, что сделала или сказала его сестра либо жена брата. Это, безусловно, свидетельствует о слипании ядерной семьи с расширенной системой.

Следующими шагом было чередование визитов в родительскую семью и отдыха только ядерной семьёй. Таким образом Боуэн рассчитывал освободиться от слияния, дав отдых собственной реактивности восстановить силы. Это тоже не сработало.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.