VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
для студентов специальности
Психология»
Очной, заочной форм обучения
Разработчик
Брандт Г.А. доктор философ.наук, доцент
Екатеринбург
| УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
_________________ И. К. Кощеева
(подпись)
«______» __________ 20 ____ г.
(дата)
|
ПРИНЯТО:
Ученым советом
_ факультета социальной психологии
(название факультета)
|
| РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:
Решением кафедры социальной психологии
Протокол заседания № 10 от 25.06.2010
| |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Г.А.Брандт., 2010
Программа дисциплины «Гендерная психология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки специалиста по специальности 030301 «Психология».Дисциплина относится к циклу ОПД дисциплины по выборуучебного плана.
Форма обучения
|
очная
| Семестр (семестры)
|
_____5_______ (учебные семестры)
| Трудоемкость дисциплины
|
_____40____ (в часах), в том числе:
| Аудиторная работа:
| _____17_____ (час.)
| Лекций:
| _____8______ (час.)
| Семинаров:
| ______9_____ (час.)
| Самостоятельная работа
|
______23______ (в часах), в том числе:
| Контрольные мероприятия
реферат
|
| Отчетность
|
| Зачет:
| _____5_______ (отчетный семестр)
|
|
| Форма обучения
|
заочная
| Семестр (семестры)
|
6, 7 (учебные семестры)
| Трудоемкость дисциплины
|
______40______ (в часах), в том числе:
| Аудиторная работа:
| 10 (час.)
| Лекций:
| __10_____________ (час.)
| Самостоятельная работа
|
_____30________ (в часах), в том числе:
| Контрольные мероприятия
|
| |
| Контрольные работы
(аудиторные и внеаудиторные):
|
___1, 7__________ (количество, семестр)
| Отчетность
|
| Зачет:
| ____7____________ (отчетный семестр)
|
|
|
I. ВВЕДЕНИЕ
Гендерная психология – одна из важных дисциплин общепрофессиональной подготовки психологов и современная отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией. Гендерная психология существенно дополняет научные представления о развитии и реализации человека и позволяет увидеть важнейшие тенденции и последствия социализации для мужчин и женщин. Гендерная психология дает представление о гендерных различиях, гендерных характеристиках личности, гендерных отношениях и прикладных аспектах гендерной психологии.
Курс базируется на знаниях и навыках, ранее приобретенных студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Дифференциальная психология», «Психология личности», «Социология», «Философия».
1. Цели изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:
· формирование у студентов базовых знаний по гендерной психологии
· Задачи дисциплины:
- познакомить студентов с этапами формирования и развития гендерного подхода в психологии;
- сформировать представление о предмете и понятийном аппарате гендерной психологии;
- охарактеризовать основные проблемы гендерной социализации и гендерных отношений в советской и современной России;
2. В результате изучения курса студенты должны
знать:
основные понятия гендерной психологии и концепции гендерной социализации личности;
уметь:
использовать основные методы исследования гендерных характеристик и факторов гендерной социализации личности;
демонстрировать:
профессиональное (толерантное и не стереотипное) отношение к многообразию гендерных характеристик личности, которые выступают условием адаптации и самореализации личности в быстро меняющемся современном мире.
Методическая новизна курса
В преподавании используются методы активного обучения: работа в малых группах
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Учебно-тематический план занятий студентов
Очной формы обучения
№
п/п
| Наименование
разделов и тем курса
| ВСЕГО
часов
(трудоемкость дисциплины)
| Аудиторные занятия
(в часах)
| Самостоятельная работа студентов
(внеаудиторные занятия)
(в часах)
| в том числе
| Лекции
| Семинары (практические, лабораторные) занятия
|
| Тема 1. Социально-психологические предпосылки и этапы формирования гендерной психологии в Западной Европе
|
|
|
|
|
| Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии
|
|
|
|
|
| Тема 3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России
|
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
|
|
| Учебно-тематический план занятий студентов
Заочной формы обучения
№
п/п
| Наименование
разделов и тем курса
| ВСЕГО
часов
(трудоемкость дисциплины)
| Аудиторные занятия
(в часах)
| Самостоятельная работа студентов
(внеаудиторные занятия)
(в часах)
| в том числе
| Лекции
| Семинары (практические, лабораторные) занятия
|
| Тема 1. Социально-психологические предпосылки и этапы формирования гендерной психологии в Западной Европе
|
|
|
|
|
| Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии
|
|
|
|
|
| Тема 3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России
|
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
| |
|
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Социально-психологические предпосылки и этапы формирования гендерной психологии в Западной Европе
Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем: либеральное, социалистическое, радикальное и психоаналитическое направления феминизма. Институционализация «женских исследований» в вузовской науке.
Women’s studies и история развития гендерных исследований. История и теория «мужских исследований». Маскулинность/феминность и мужские/женские роли. От мужских/женских ролей к гендерным идентичностям. Принципы гендерного исследования.
Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии
Предмет и основные разделы исследований в гендерной психологии: гендерные различия, гендерная социализация, гендерные характеристики, гендерные особенности лидерства, гендерные отношения. Проблема исследования гендерной идентичности личности.
Основные понятия гендерной психологии: пол, половой диморфизм, гендер, гендерология / гендерные исследования, гендерная роль, гендерные стереотипы, маскулинность, феминность, гендерная идентичность, гендерный подход, гендерная социализация, гендерные технологии.
Тема 3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России
Модель гендерной системы в России. Этапы становления советского гендерного порядка. Гендерные отношения в постсоветской России.
Гендерные отношения в профессиональной сфере. Женщина и карьера. Женщина и домашняя работа. Ролевой конфликт или феномен двойной идентичности. Психологическое обоснование явления гендерной асимметрии и гендерной дискриминации.
Гендерные проблемы семейных отношений: отцовство, материнство, воспитание, насилие и др. Материнство как социальный институт.
Гендерная идентичность и экзистенциальные смыслы личности. Личностный смысл как механизм формирования и реализации гендерного сценария личности. Нонконформистские типы гендерной идентичности личности.
Технологии конструирования пола в современной России.
IV. ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии
Занятие 1. Гендерная психология: основные понятия
Вопросы для обсуждения
- В чем состоят проблемы использования понятий «пол» и «гендер»?
- Как идеи феминизма повлияли на развитие психологических концепций?
- Каковы основные идеи мужских движений?
- В чем состоит основное отличие женских и гендерных исследований?
- Что такое гендерная психология и каково ее место в системе наук?
Тема3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России
Занятие 2. Гендерная социализация личности
Вопросы для обсуждения
1. В чем состоят биологические и социокультурные различия между мужчиной и женщиной?
2. Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?
3. Что такое гендерные технологии и как они реализуются в семье и школе?
4. В чем заключается формирующая роль СМИ?
5. Какие стратегии и механизмы может использовать личность для согласования семейной, профессиональной и гендерной ролей
V. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Гендер (gender «род, вид») – социально-психологический пол личности, включающий в себя биологический пол, стереотипы, нормы и роли, предписываемые личности в соответствии с ее биологическим полом в конкретном обществе и осознание их самой личностью.
2. Пол / половой диморфизм (sex) – биологическая категория, определяющая принадлежность человеческого вида как самца или самки по морфофизиологическим признакам.
3. Гендерология– это научная дисциплина или область научного знания, с помощью которой изучается, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также то, какие последствия это распределение имеет для них.
4. Гендерные исследования – исследования, направленные на реконструкцию социально- психологической эволюции гендера, бытующего в практиках повседневности.
5. Феминизм (feminism)- социальное движение и теория, связанная с описанием и преодолением глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам.
6. Гендерная дифференциация (gender differentiation) - процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.
7. Гендерная социализация – процессе воспитания и усвоения человеком гендерных стереотипов, гендерных ролей и норм маскулинности/феминности.
8. Социальные роли – набор норм, ценностей и правил поведения, принятых в определенном обществе.
9. Гендерная роль (gender role) - социальные ожидания, предписания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов.
10. Гендерные стереотипы – стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям “мужское/маскулинное” и “женское/феминное”.
11. Маскулинность и феминность (от лат. masculinus – мужской и femininus – женский) – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
12. Андрогиния – сочетание (или совмещение) феминных и маскулинных черт, способов поведения и ценностей.
13. Гермафродитизм - группа спорных половых состояний, при которых за основу выбора пола, принимается «пол воспитания» (психический пол), а не генетический, гонадальный или генитальный.
14. Транссексуализм - стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное, соответствующее генетическому полу формирование гонад, урогенитального тракта, вторичных половых признаков; характеризуется стремлением изменить свой пол путем гормонального, хирургического лечения и легализовать в обществе желаемую половую роль.
15. Гендерная схема (own-sex schemas) – схема собственного пола, которая состоит из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру.
16. Гендерная идентичность понимается как аспект самосознания, отражающий переживание человеком себя как представителя определенного пола
17. Гендерные технологии – способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций, соотносимые со всем дискурсом социальных отношений: язык, реклама, власть, воспитание и т.д.
18. Фейсизм – фотография, используемая в рекламе и прессе, подчеркивающая лицо мужчины (мужчины на них обычно изображены от шеи и выше) и тело у женщины.
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Примерные вопросы к зачету
1. Что такое гендерная психология и каково ее место в системе наук?
2. В чем состоят проблемы использования понятий «пол» и «гендер»?
3. Как идеи феминизма повлияли на развитие психологических концепций?
4. Каковы основные идеи мужских движений?
5. В чем состоит основное отличие женских и гендерных исследований?
6. Каково влияние гуманистической, трансперсональной, феноменологической и экзистенциональной теории на развитие гендерной теории в психологии?
7. Каковы основные направления исследований пола в отечественной психологии до середины 90-х годов 20 в.?
8. В чем заключаются основные положения теории гендерной идентичности личности?
9. В чем отличие биполярной, андрогинной и мультиполярной модели пола?
10. Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?
11. Что такое гендерные технологии и как они реализуются в семье и школе?
12. Какие методы исследования используются в гендерной психологии?
13. Почему качественные методы являются наиболее предпочитаемыми в гендерной психологии?
14. Какие преимущества и недостатки имеют проективные методы исследования гендерных особенностей личности?
15. Что такое семейный и гендерный сценарий? Как они связаны с понятием жизненный сценарий личности?
16. В чем заключаются особенности ролевого конфликта для людей представителей различных гендеров?
Примерные темы рефератов
1. Взгляды античных и средневековых философов на роль женщины и мужчины.
Литература:
Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006
Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Пер. с фр. СПб., 1899.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Бытие-Имя-Космос. М., 1993.
Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. М., 1991.
О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.
Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании // Общественные науки и современность. 1993. № 4.
2. Развитие либеральных идей равноправия полов в период Просвещения (Декарт Р., Ж-Ж Руссо).
Литература:
Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006
Декарт Р. Избр. соч. М„ 1950.
Декарт Р. Рассуждения о методе. // Соч. в 2-х т.т.] М., 1989.
Руссо Ж -Ж. Эмиль, или О воспитании. // Руссо Ж. Педагогические сочинения Т. 1 М.. 1981.
Руссо Ж.- Ж. Исповедь. Избр. соч. Т.2. М.,1961.
Руссо Ж.-Ж. Юлия или Новая Элоиза. Избр. соч. Т.З.М ,1961
4. Классическая немецкая философия о мужчине и женщине (Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель).
Литература:
Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006
Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 209 - 213.
Кант И. О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин. Соч. Т. 2. М., 1964.
Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. т. 4. ч.. 1. М.,1965.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 358 - 365.
5. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие представлений о сексуальности мужчины и женщины.
Литература:
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
Фрейд З. Три статьи по психологии сексуальности // Фрейд З. Основной инстинкт. М., 1997. С. 15-127.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
6. Русская философия о дифференциации маскулинного и феминного (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В.Розанов и т.д).
Литература:
Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Русский эрос или философия любви в России. М., 1991.
Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006
Лосев А. Русская философия. // Русская философия. Очерки истории. Екатеринбург.
Розанов В. Женщина перед великою задачею. \\ Розанов В. Соч т. 1 .
Розанов В. Люди лунного света М„ 1990.
Розанов В. Религия и культура. \\ Собр. Соч.М.,т.1. 1990.
Розанов В. Уединенное. // Русский эрос или философия любви в России. М, 1991.
Соловьев В. Об упадке средневекового миросозерцания. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988.
Соловьев В. Смысл любви. \\ Русский эрос или философия любви в России М., 1991.
Соловьев Вл. Жизненная драма Платона. \\ Соловьев Вл. Соч. в 2 т. т.2. М.. 1998.
7. Социологические теории разделения половых ролей (Т. Парсонс, П. Бергер и Т. Лукман, И. Гоффман, Г. Гарфинкель).
Литература:
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. Питер, 2006.
Гофман И. Формула внешнего выражения роли // http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-01goff.html.
Зравомыслова. Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 51 - 61.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Плахов В. Западная социология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_09.php.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001. С.44 – 49.
8. Основные идеи и направления феминизма: либеральный феминизм и его критика.
Литература:
Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский. М., 2001.
Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 148 – 156.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001.
Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. N 5. С. 138 - 145.
Феминизм: проза, мемуары, письма. М„ 1992.
9. Основные идеи и направления феминизма: социалистический феминизм и идеи марксизма
Литература:
Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский. М., 2001.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание)
Феминизм: проза, мемуары, письма. М„ 1992.
10. Основные идеи и направления феминизма: радикальный феминизм.
Литература:
Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский. М., 2001.
Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147 - 172.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001.
Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. N 5. С. 138 - 145.
Феминизм: проза, мемуары, письма. М„ 1992.
11. Основные положения и идеи постмодернизма. Постмодернистская феминистская эпистемология (Э. Сиксу, Л. Иригари, Ю. Кристнева).
Литература:
Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский.М., 2001.
Гримшоу Д. Идея «женской этики» // Феминизм: Восток. Запад. Россия // Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 1993. С.8 – 29.
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001. С.74 – 82.
12. Переинтерпретация психоаналитических позиций (К. Хорни, Н. Чодороу, К.Гиллиган).
Литература:
Аристархова И. Существует ли женщина: Введение в теорию полового различия (Л. Иригари) // Женщина не существует: современные исследования полового различия: Сб. ст. /Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999.
Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. С.166-187
Хорни К. Уход от женственности. Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин // Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. Т. 1. М.: И здательство «Смысл», 1997. С. 35 - 53.
Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. М., 2000. С. 29-77.
16. Философские взгляды К. Юнга на развитие личности (влияние восточной философии).
Литература:
Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков., 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997..
Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.
Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Сиренко. М., 1997.
17. Гуманистические теории личности (А. Маслоу, Э.Фромм). Самоактуализация мужчины и женщины.
Литература:
Леонтьев Д.А. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С.157-176.
Маслоу А.Г., Рэнд Х., Ньюмен С. Некоторые аналогии между сексуально-доминантным поведением низших приматов и фантазиями пациентов при психотерапии // Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. С.365-383.
Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998. С. 114.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997..
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
18. Женские теории: риторика насилии и перформативность гендера.
Литература:
Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. М., 2000. С.297 – 347.
Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. М., 2000. С.347 -373.
Палуди М. Психология женщины. СПб., 2001.
Фрейджер р.. Фейдимен Д., Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. с.294-309.
Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Пер.с англ. Киев; М., 2002.
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|