Сделай Сам Свою Работу на 5

Композиция лирического произведения.

1. Почему вопрос о композиции лирического произведения считается проблемным в литературоведении?

2. Какое решение проблемы композиции лирического произведения предлагает В. М. Жирмунский? Какие композиционные уровни в лирическом произведении он выделяет? Назовите единицы каждого из этих композиционных уровней.

3. Какие композиционные приёмы существуют в лирическом произведении?

4. Что такое параллелизм как композиционный приём (определения Ю. М. Лотмана и М. Л. Гаспарова, их отличие друг от друга)? Приведите примеры.

5. Раскройте значение термина «анафора». Какие типы анафоры возможны в лирическом произведении?

6. Что такое эпифора? Чем эпифора отличается от рифмы? Какие явления включаются в область эпифоры?

7. Что такое «акромонограмма» («анадиплосис»)? Назовите разновидности акромонограммы.

8. Какие Вы знаете композиционные типы лирического произведения?

9. Как Вы понимаете термин «смешанный тип композиции»? Почему возникает необходимость выделения этого типа композиции. Приведите примеры известных Вам лирических произведений со смешанным типом композиции.

Литературные роды.

1. Как соотносятся индивидуальное и типическое в литературном произведении? Почему литературоведению необходимо понятие литературного рода? Что такое литературный род?

2. Воспроизведите критерии выделения литературных родов, предлагаемые Платоном, Аристотелем, Ф. Шеллингом, Г. Ф. Гегелем.

3. Воспроизведите суть психологического и лингвистического подходов к выделению литературных родов? Насколько эти подходы могут считаться продуктивными в литературоведении?

4. Какие критерии выделения литературных родов предлагаются в современном литературоведении?

5. Что такое межродовые формы, внеродовые формы? Приведите примеры.

6. Чем отличаются друг от друга понятия литературного рода и жанра?

Эпос как род литературы.

1. Какие значения термин «эпос» имеет в современном литературоведении?

2. Что является предметом эпоса как литературного рода, согласно Г. Ф. Гегелю?



3. Опишите, что представляет собой эпический тип ситуации, эпический тип события, герой в эпическом произведении?

4. Как Вы понимаете отмеченную Н. Д. Тамарченко такую особенность сюжета эпического произведения, как «удвоение центрального события»? Зачем это «удвоение» необходимо эпосу как литературному роду?

5. Что представляет собой «закон эпической ретардации»? Что такое ретардация? Почему ретардации являются необходимым моментом в сюжетосложении эпического произведения?

6. Как соотносятся в сюжете эпического произведения такие категории, как случай и необходимость?

7. Что представляет собой речевая структура эпического произведения?

8. Назовите известные Вам эпические жанры.

Лирика как род литературы.

1. Что является предметом лирики как литературного рода, согласно Г. Ф. Гегелю?

2. Назовите специфические особенности слова в лирическом произведении.

3. Что представляет собой субъектная структура лирического произведения? Дайте определение понятия «субъектный синкретизм». Как Вы понимаете мысль М. М. Бахтина о том, что «в лирике я ещё весь в хоре, и ещё говорю из хора»? Как в лирике отражаются следы её хорового прошлого?

4. Что представляет собой семантическая структура лирического произведения в трактовке Т. И. Сильман? Покажите на примере известных Вам лирических произведении.

5. Как Вы понимаете мысль В. Е. Хализева о том, что «лирическое творчество обладает суггестивностью»? Расшифруйте смысл этого понятия.

6. Что такое ролевая лирика? Приведите примеры известных Вам произведений, которые могли бы быть отнесены к ролевой лирике?

7. Назовите известные Вам лирические жанры.

Драма как род литературы.

1. Как организовано художественное время и художественное пространство в драматическом произведении в сравнении с эпическим произведением? Как «ограничение пространства-времени действия» (Н. Д. Тамарченко) связано с природой конфликта в драме?

2. Как соотносятся природа конфликта в драматическом произведении и природа эпической ситуации? Чем отличается герой драматического произведения от героя эпического произведения?

3. Как соотносятся в драме такие категории, как «свобода выбора» и «необходимость»?

4. В чём состоит специфика речи в драме в сравнении с эпическим произведением?

5. Назовите известные Вам драматические жанры.

Основные понятия стиховедения.

1. Чем в трактовке В. М. Жирмунского отличается стихотворная речь от прозаической?

2. Как в работе В. М. Жирмунского «Теория стиха» разграничиваются такие понятия, как «метр» и «ритм»? Покажите это отличие на примере какого-нибудь стихотворного произведения. Что такое пиррихий, спондей, сдвиг метрически обязательного ударения?

3. Расшифруйте смысл следующих понятий: «стопа», «размер», «анакруза», «клаузула», «цезура».

4. Опишите, что представляет собой метрическое стихосложение. Для каких языков оно продуктивно?

5. Назовите основные ритмообразующие характеристики и размеры силлабического стихосложения. Для каких языков оно продуктивно? Как силлабическое стихосложение было представлено в истории русского стиха?

6. Что представляет собой тоническое стихосложение? Для каких языков оно продуктивно? Чем тоническое стихосложение отличается от силлабо-тонического?

7. Назовите основные ритмообразующие признаки и размеры силлабо-тонического стихосложения. Почему оно так называется?

8. Объясните разницу следующих понятий: «вольный стих», «белый стих», «свободный стих».

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет и задачи литературоведения как науки. «Главные» и «вспомогательные» отрасли литературоведения.

2. Понятие о литературном произведении. Текст и внутренний мир литературного произведения.

3. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.

4. Сюжет и фабула в литературном произведении.

5. Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве.

6. Понятие типа (модуса) художественности. Характеристика основных типов (модусов) художественности.

7. Композиция литературного произведения. Значения термина «композиция» в литературоведении. Основные композиционные формы эпического произведения.

8. Композиция лирического произведения. Композиционные уровни и композиционные приёмы лирического произведения. Композиционные типы стихотворных лирических произведений.

9. Субъектно-объектная организация литературного произведения (основные понятия).

10. Субъектно-объектная организация эпического, лирического и драматического произведения.

11. Категория автора в современном литературоведении. Основные значения термина. М. М. Бахтин о специфике отношений между автором и героем. Формы выражения авторского сознания в литературном произведении.

12. Художественный образ в литературном произведении. Художественный образ и понятие. Структура художественного образа. Художественный образ и целостность литературного произведения.

13. Границы и объём художественного образа в литературном произведении. Теория поэтической образности в работах А. А. Потебни. Художественный образ и поэтическая образность. Художественный образ и знак.

14. Понятие литературного рода. Критерии выделения литературных родов.

15. Эпос как род литературы.

16. Лирика как род литературы.

17. Драма как род литературы.

18. Понятия «метра» и «ритма» в стиховедении. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные размеры русского классического стиха.

Метрическая, силлабическая, тоническая системы стихосложения.


Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.

Методические рекомендации студентам для подготовки к практическим занятиям:

1. В силу того, что все практические занятия состоят из двух частей (теоретическая и практическая), рекомендуется перед тем, как приступить к анализу предлагаемого произведения, тщательно освоить теоретический материал.

2. При подготовке к практическому занятию необходимо, с одной стороны, перечитать лекцию по данной теме (поскольку на лекциях те или иные теоретико-литературные концепции не просто воспроиводятся, но и сравниваются – тем самым оценивается степень их продуктивности – непродуктивности), с другой стороны, законспектировать рекомендуемые к практическому занятию научные статьи или фрагменты монографий. Тщательное освоение теоретических источников необходимо как раз для того, чтобы в процессе их «пристального чтения» у студентов складывался язык описания литературного произведения и его основных аспектов.

3. Рекомендуется вдумчиво читать сами планы практических занятиях. Во-первых, в силу того, что в них содержатся подсказки (заметные внимательному читателю) к тому, что с чем сравнивать, сопоставлять в анализируемых произведениях. Во-вторых, в самих вопросах к тому или иному произведению можно найти формулировки, которые можно брать на вооружение при анализе и описании художественных текстов (то есть сами вопросы направлены на формирование у студента необходимого языка описания литературного произведения).

4. Прежде чем приступить к анализу текста, предлагаемого к практическому занятию, постарайтесь сформулировать вопросы к нему, отметить, что Вам показалось в нём «странным», удивительным, вызвавшим недоумение. Странности могут быть обнаружены как на уровне изображённого мира (например, «несообразности», бросающиеся в глаза противоречия, несовпадение с законами физической действительности), так и на уровне текста (странные грамматические конструкции, нарушения грамматических, лексических, синтаксических норм языка, недопустимые нормой сочетания слов, бросающиеся в глаза ритмические сбои в стихотворном лирическом произведении, изменения в строении строф и т. д.).

 


Методические рекомендации студентам к работе на лекциях:

1. Поскольку лекции проходят раз в две недели, необходимо перед очередной лекцией перечитать тот материал, который оговаривался на предыдущей (чтобы вспомнить его)

2. В предлагаемом курсе все лекции связаны причинно-следственными связями, поэтому в случае пропуска лекции перед следующей лекцией она должна быть переписана и освоена.

3. На лекции необходимо фиксировать в тетрадях не только теоретические положения, но и примеры (и подробные комментарии к ним), а также оценки продуктивности-непродуктивности тех или иных концепций. Вот почему требуется очень подробная запись лекций. Литературоведческое знание не возникает как изначально цельное монолитное знание, оно существует и развивается благодаря появлению разных школ и концепций.


Учебно-методические материалы по дисциплине:

1. Тезисы лекции по теме «Литературное произведение: текст и внутренний мир литературного произведения» (тема осваивается студентами самостоятельно).

В современном литературоведении закрепилось представление о литературном произведении как «едином, но сложном событии», включающем в себя «и его внешнюю материальную данность, и текст, и изображённый в нём мир, и автора-творца, и слушателя-читателя» (М. М. Бахтин). В высказывании М. М. Бахтина обращается внимание на многоаспектность литературного произведения. Следовательно, для того, чтобы понять, что такое литературное произведение, необходимо выделить и описать каждый из этих аспектов.

Что такое внешняя материальная данность? Любое искусство всегда пользуется определённым материалом. Понятно, что материалом для словесно-художественного творчества выступает слово.

Для поэтики имеет фундаментальное значение разграничение текста литературного произведения и изображённого мира. Исходя из определения М. М. Бахтина, продуктивным будет рассматривать это соотношение в связи с такими категориями, как автор и читатель.

Изображённый в литературном произведении мир, или мир героя, называется в литературоведении по-разному: «поэтическая реальность», «внутренний мир», «художественный мир». Попытаемся разобраться в этих номинациях.

В наименовании «поэтическая реальность» прежде всего подчёркивается отличие «поэтической» реальности от окружающей нас, так сказать, «прозаической», реальности[4].

Н. Д. Тамарченко полагает, что предпочтительней выглядит наименование «внутренний мир», предлагаемое Д. С. Лихачёвым в статье, которая так и называется «Внутренний мир литературного произведения»[5].

Почему это наименование наиболее продуктивно?

Дело в том, что восприятие изображённого в произведении мира связано с внутренней точкой зрения читателя. Читателю необходимо войти в этот мир, чтобы его увидеть. По словам Н. Д. Тамарченко, «требуется в пределе совмещение точки зрения читателя с точкой зрения одного из персонажей (курсив Н. Д. Тамарченко. – А. П.), то есть, чтобы читатель так же, как персонажи, считал реальным миром всё, что окружает героя»[6]. Вот почему мы говорим о внутренней точке зрения читателя. Так, в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» герой обустраивает свою жизнь на острове, вовсе не подозревая, что он является героем литературного произведения. То же самое происходит и с читателем, который входит в изображённый мир, сопереживает герою, воспринимая его как живого человека.

Внутренний мир литературного произведения обладает своими специфическими законами, часто не совпадающими с законами объективной реальности.

Так, в романе Л. Толстого «Анна Каренина» в эпизоде скачек лошадь ломает хребет[7]. Этот эпизод вызвал массу нареканий у биологов (с точки зрения жизненной достоверности, в такой ситуации, которая изображена в романе, сломать хребет у скаковой лошади невозможно). «Однако ощущение абсолютной достоверности изображённого сохраняется…, несмотря на всю полноту знаний о строении лошади»[8], потому что эпизод падения лошади «в сознании читателя соотносится не с контекстом объективной реальности, а с контекстом реальности поэтической»[9] (внутренняя точка зрения читателя). В поэтической реальности этот эпизод является необходимым, поскольку соотнесён с другими эпизодами романа (эпизод гибели лошади соотнесён с гибелью сторожа на вокзале в начале романа и гибелью самой Анны Каренины).

В стихотворении Ф. Тютчева «Весенняя гроза» во время грозы небо «голубое» (а не серое, как в объективной действительности). Такое расхождение с физическими законами отнюдь не случайно, такой цвет неба вполне объясним в контексте художественного целого и связан с другими свойствами изображённого в данном произведении мира. Дело в том, что гроза в этом стихотворении изображается как праздник бытия – радость и веселье неба («как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом») и земли («и гам лесной, и шум нагорный – всё вторит весело громам»). Понятно, что в контексте данного произведения небо не может быть серым.

По определению М. Ю. Лучникова, внутренний мир литературного произведения «не хочет отождествить себя с объективной реальностью, но стремится к самотождественности, к реализации полноты и самодостаточности своего существования»[10].

Этот мир также называется художественным, так как всё-таки это не реальный мир, а мир героя, этот мир «входит в кругозор героя (герой как-то ценностно реагирует на этот мир – вставка наша. – А. П.) и (или) представляет его окружение»[11].

Однако «хороший читатель» воспринимает литературное произведение не только с внутренней, но и с внешней точки зрения. С одной стороны, читатель входит в мир героев, воспринимая его как определённую реальность, размышляет о нравственно-этических мотивах их поступков (поскольку, воспринимая изображённый мир, читатель относится к ним не как к героям, а как к живым людям), с другой стороны – у читателя должна быть способность, воспринимая произведение, видеть, как «сделано» произведение, как устроен текст (под текстом же понимается упорядоченный определённым образом речевой материал), на какие части он делится, какие художественные приёмы использовал автор, особенности метрики и ритмики, если речь идёт о стихотворном произведении, звуковые, лексические и синтаксические повторы. Когда мы говорим о художественном времени и художественном пространстве, о героях, событиях их жизни, мы говорим об изображённом мире, или мире героя. Когда мы говорим об особенностях метрики и ритмики, стихотворном размере, делении на строфы, повторах, выделяемых в тексте частях, мы говорим о тексте.

Таким образом, к уровню изображённого мира относятся такие аспекты художественного целого, как художественное время и художественное пространство, событие, ситуация и коллизия, сюжет. К уровню текста – композиция, композиционные формы речи, субъектная организация литературного произведения.

Почему мы эти понятия рассматриваем в связи с такими категориями, как автор и читатель? Дело в том, что устройство изображённого в произведении мира и устройство текста являются способами выражения авторского сознания.

Читателю важно понять, почему о мире героя, событиях его жизни рассказано именно так, а не иначе, посредством таких художественных приёмов, а не каких-то других.

Наконец возникает вопрос, почему литературное произведение есть «сложное событие» (см. определение М. М. Бахтина, с которого мы и начали). Дело в том, что литературное произведение «представляет собой не только изображенный мир, но и высказывание автора об этом мире[12]» (Н. Д. Тамарченко). Всякое высказывание, в свою очередь, предполагает не только автора, но и адресата, любое высказывание кому-то адресовано. Поэтому, можно сказать, что литературное произведение – это прежде всего событие общения автора и читателя, или коммуникативное событие. Читатель реагирует не только на героя, но и на авторскую реакцию на героя.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.