Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 5.





Тема: Элементы сюжета и источники его развития. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Литература

1. Гоголь Н. В. Старосветские помещики (любое издание).

2. Тамарченко Н. Д. Событие // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2002.

3. Теория литературы: В 2т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т.1. С. 190 – 193 (§3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт).

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. М., 1999. – С. 180 – 181 (то, что касается понятия «ситуация»).

5. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. – М., 1963 (критерии разграничения сюжета и фабулы).

6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 402 – 406 (понятия «изображенный хронотоп», «событие, о котором рассказывается», «событие самого рассказывания», «хронотоп автора и читателя»).

Задание

I. Теория.

1. Вспомните, опираясь на план предшествующего занятия, основные понятия, изученные ранее: художественное время и художественное пространство; хронотоп, изображённый и изображающий хронотоп; событие.

2. Понятие «ситуация».



а) Попытайтесь объяснить необходимость использования при описании сюжета литературного произведения наряду с понятием «событие» понятия «ситуация».

б) Какие определения понятия «ситуация» существуют? Чем они отличаются друг от друга (сравните подходы Б. В. Томашевского и
Н. Д. Тамарченко)? Как ситуация переходит в событие? Коллизия как переход от ситуации к событию (см. об этом в названном параграфе учебника «Теория литературы»).

в) Как Вы понимаете термины «частная ситуация», «общая ситуация»? Для того, чтобы понять разницу между «частной» и «общей» ситуацией, проанализируйте примеры, которые приводит Н. Д. Тамарченко в названном параграфе учебника.

3. Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и
В. В. Кожинов, М. М. Бахтин). Какой критерий разграничения сюжета и фабулы кладется в основу каждой концепции?

П. Анализ повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

1. Докажите, опираясь на текст повести, мысль
Н. Д. Тамарченко о том, что «сюжет литературного произведения складывается из событий и разделяющих эти события «частных» ситуаций». Сколько событий и ситуаций выделяется в данном произведении?



2.Попытайтесь разграничить сюжет и фабулу в этом произведении, используя известные вам критерии разграничения этих понятий (Аристотель, формалисты, Кожинов, Бахтин).

3. Событие, о котором рассказывается, и «событие самого рассказывания» в повести Н. В. Гоголя. Кто является носителем события рассказывания? Насколько применимо к «событию рассказывания» определение Ю. М. Лотмана о событии как пересечении границы семантического поля? Какую роль играет в событии рассказывания временная дистанция между событиями в прошлом и их осмыслением в настоящем? Можно ли сказать, что рассказчик в процессе рассказывания переосмысливает определённые жизненные ценности и обогащает себя новым духовным опытом? Докажите, что участниками события рассказывания являются автор и читатель? Как соотносятся ценностные реакции автора и рассказчика?

Практическое занятие № 6.

Тема: Событие в лирическом произведении. Сюжет и фабула в лирическом произведении. Анализ стихотворения А. Фета «На кресле отвалясь…».

Литература

1. Фет А. На кресле отвалясь (любое издание).

2. Тамарченко Н. Д. Лирическое произведение // Тамарченко Н. Д., Магомедова Д. М. Анализ литературного произведения. – М., 1992. – С. 81 – 94 (ксерокопии имеются на кафедре).

Вопросы и задания.

I. Опираясь на работу Н. Д Тамарченко, попытайтесь сформулировать, в чём состоит специфика события в лирическом произведении. Как Вы понимаете мысль Н. Д. Тамарченко о том, что лирическое событие есть «событие высказывания, притом поэтического, событие рождения поэтического Слова»? Приведите примеры.



II. Анализ стихотворения А. Фета «На кресле отвалясь».

1. Исходя из анализа первой строфы стихотворения, попытайтесь обозначить набор жизненных ценностей лирического героя, охарактеризовать хронотоп, в котором он находится, его эмоциональное состояние. Можно ли говорить о том, что в первой строфе стихотворения происходит смена реакции лирического героя на определённые ценности бытия, или же в первой строфе стихотворения сохраняется некая устойчивая форма его эмоционального поведения?

2. Какие смысловые аналоги образов второй строфы «зари осенней след», «грачи кружатся», «тёмное стадо» можно обнаружить в первой строфе стихотворения? Можно ли говорить о том, что появление названной выше образной цепочки свидетельствует об изменении характера эмоции лирического героя, его жизненных ценностей?

3. Охарактеризуйте разницу поэтической окраски мира в третьей строфе стихотворения («я слышу трепетные руки») и мира, изображённого в первой строфе стихотворения («на кресле отвалясь»). Попытайтесь описать «образ языка» лирического героя и проследить, как он меняется по ходу развёртывания переживания (от первой строфы стихотворения к третьей)? В чём Вы видите смысл такой категоричной реакции лирического героя в начале третьей строфы стихотворения («Нет, то не крыльев шум, то кони у крыльца…»)?

4. Можно ли, исходя из анализа третьей-четвёртой строфы стихотворения, реконструировать этапы биографии лирического героя (то есть фабульный уровень произведения)? Используя формулировку Ю. М. Лотмана (событие «есть перемещение персонажа через границу семантического поля»), докажите, что переход от одного этапа биографии лирического героя к другому является событием.

5. Событие переживания в стихотворении. Как смена объектов бытия, возникающих в сознании (воображении) лирического героя («кружок вертится призрачною тенью», «зари осенней след», «грачи кружатся тёмным стадом», «кони у крыльца», «я слышу трепетные руки», «бледность прекрасного лица»), связана с пересмотром им определённых жизненных ценностей?

6. Обратите внимание на словесные образы четвёртой строфы стихотворения. Можно ли мотивировать эмоциональное состояние лирического героя («потерянный»), исходя из развёртывания события переживания в стихотворении (почему – «потеряный»?). Можно ли сказать, что в четвёртой строфе стихотворения происходит переход к качественно иному этапу развёртывания переживания лирического героя, или же это возвращение к какому-то ранее выявленному Вами этапу?

7. Попытайтесь применить к данному лирическому произведению известные Вам способы разграничения сюжета и фабулы (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и В. В. Кожинов, М. М. Бахтин).

8. Докажите, что сознание автора как «эстетически деятельного субъекта», как творца художественного целого не совпадает с сознанием лирического героя в данном стихотворении. Формы выражения авторского сознания в лирическом произведении.

 

Практическое занятие № 7.

Тема:Композиция литературного произведения.Субъектно-объектная организация литературного произведения.

Литература

1. Корман Б. О. Практикум по изучению литературного произведения. – Ижевск, 1977 (ксерокопии брать на кафедре).

2. Комментарии к работе Б. О. Кормана (имеются на кафедре).

3. Теория литературы: В 2т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т.1. – М., 2004. Часть вторая. Литература как продукт деятельности: теоретическая поэтика. Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия нарратологии. Введение. §1; § 3.

Задание

I. а) Повторите теоретический материал, который был предложен к освоению на коллоквиуме.

б) Попытайтесь описать формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию стихотворения А. Фета «На кресле отвалясь», используя терминологию Б. О. Кормана.

II. Анализ рассказа И. А. Бунина «Часовня».

1) Опишите формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию данного рассказа. Сохраняется ли на протяжении всего текста совпадение субъекта речи и субъекта сознания?

2) Какую роль играет своеобразное «обрамление» детской точки зрения речевыми зонами, в которых передаётся точка зрения повествователя? Чем отличаются оценки «часовни», её внутреннего интерьера, мира вокруг неё повествователем и детьми?

3) Есть ли какое-нибудь различие в ценностной реакции повествователя в начале рассказа и в конце, или же она остаётся устойчивой на протяжении всего произведения? Меняется ли язык повествователя? Если меняется, то почему? Влияет ли точка зрения детей на финальную реакцию повествователя на такие ценности бытия как «жизнь», «смерть», «движение», «неподвижность», «тепло», «холод», «свет», «тьма», или же между точками зрения повествователя и детей сохраняется речевой и ценностный «зазор»?

4) Проанализируйте синтаксическую структуру последнего предложения. Почему оно построено таким «странным» образом (по принципу «чем – тем»)? Связано ли такое построение фразы со спецификой финальной ценностной реакции повествователя?

5)Опираясь на рассуждения Б. О. Кормана, докажите, что сознание автора не совпадает с сознанием повествователя. Попытайтесь определить, к какому типу художественности относится данное произведение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.