Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 2.





Тема: Художественный образ в литературном произведении (занятие 1). Анализ стихотворения А. Тарковского «Дождь».

Литература

1. Эпштейн М. Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 252 – 256 (до раздела «Историческая судьба образа»).

Задание

I. Теория.

1. Ознакомиться с указанной статьёй. Составить её конспект.

2. Ответить на следующие вопросы:

а) определение художественного образа;

б) художественный образ и понятие;

в) теория поэтической образности в работах А. А. Потебни;

г) сравнение как элементарная модель художественного образа; часть и целое в произведении словесно-художественного творчества;

д) границы и объём художественного образа; соотношение понятий «художественный образ» и «поэтическая образность».

е) художественный образ и знак.

II. Анализ стихотворения А. Тарковского «Дождь».

1. Какие образы в первых двух строфах стихотворения раскрывают такое высказывание лирического героя, как «весь этот мир, меняющий обличье»? Почему лирическому герою необходимо «вдохнуть» его в стихотворенье? Объясните необходимость кажущейся «странной» конструкции «вдохнуть в стихотворенье мир, меняющий обличье» (а не написать стихотворенье о мире – что выглядело бы более традиционным).



2. Почему желание лирического героя «вдохнуть в стихотворенье весь этот мир, меняющий обличье» вызывает воспоминание о грозе и согнутом в «бараний рог» дереве? Какие смысловые противоречия обнаруживаются в структуре такого словесного образа, как «крона – зелёный слепок грозового гула»? Докажите, что эти смысловые противоречия продуктивны для всей образной системы данного произведения. Какие образно-смысловые аналоги образов настоящего (желание лирического героя) можно найти в прошлом? Попытайтесь мотивировать, почему картины прошлого развёртываются в сознании (воображении) лирического героя именно в такой последовательности («дерево на берегу Ингула» – «крона – зелёный слепок грозового гула» – «дождь бежал по глиняному склону»)?

3. Рассмотрите пространственно-временные характеристики «прекрасного и горбатого» мира в стихотворении А. Тарковского. Попытайтесь выявить закономерности размещения образов вертикального и горизонтального пространства, статики и динамики в стихотворении. Какую роль играют переходы от вертикально к горизонтально организованному пространству (сгибание дерева, «у ног моих он пал на полдороге»)? Почему стихотворение завершается «падением» дождя у ног лирического героя? Есть ли что-нибудь общее в «участи» согнутого в «бараний рог» дерева и дождя?



4. Исходя из такого свойства художественного образа, как контекстуальность, обоснуйте необходимость в стихотворении таких образов, как «в бараний рог согнула», «упрямый ствол», «у ног моих он пал на полдороге».

5. «Образ языка» стихотворения А. Тарковского. В чём Вы видите художественный смысл соседства в стихотворении А. Тарковского разных языковых стихий: просторечной («обличье»), высокой («пал на полдороге»). Меняется ли «образ языка» от начала к концу стихотворения?

6. Обратите внимание на расстановку знаков препинания в стихотворении А. Тарковского. Почему первые три строфы оказываются синтаксически незавершёнными, в то время как остальные строфы завершены в синтаксическом отношении?

7. Некоторые издания воспроизводят другой (более ранний) вариант данного стихотворения, лишённый заглавия и деления на строфы. Как Вы считаете, меняется ли смысл стихотворения, если оно организовано по-другому? Докажите.

А. Тарковский. «Дождь»[2].

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье

Весь этот мир, меняющий обличье:

Травы неуловимое движенье,

 

Мгновенное и смутное величье

Деревьев, раздражённый и крылатый



Сухой песок, щебечущий по-птичьи, –

 

Весь этот мир, прекрасный и горбатый,

Как дерево на берегу Ингула.

Там я услышал первые раскаты

 

Грозы. Она в бараний рог согнула

Упрямый ствол, и я увидел крону –

Зелёный слепок грозового гула.

 

А дождь бежал по глиняному склону,

Гонимый стрелами, ветвисторогий,

Уже во всё подобный Актеону.

 

У ног моих он пал на полдороге.

Практическое занятие № 3.

Тема: Художественный образ в литературном произведении (занятие 2). Анализ стихотворения Э. Багрицкого «Нарушение гармонии».

Задание

I. Теория (см. план предшествующего задания).

II. Анализ стихотворения Э. Багрицкого «Нарушение гармонии».

1. Какие признаки лежат в основе центрального сравнения первой строфы «И развернулись желчью хлеба шахматною доской поля»? Есть ли в стихотворении какие-нибудь образные аналоги этого сравнения? Какие образно-смысловые противоречия можно обнаружить в первой строфе произведения Э. Багрицкого? Как эти противоречия развёртываются в стихотворении далее?

2. Опираясь на такое свойство художественного образа, как контекстуальность, докажите необходимость в стихотворении образов «остроты», «вонзания», «рассечения»? Какие образы вступают в синонимические отношения, а какие – в антонимические с данной образной цепочкой?

3. Почему Землемер в стихотворении наделяется таким «странным» набором характеристик, как «вышедший из тёмной дали», «в даль впиваясь мутным взором», «во сне усталом ты видишь тот далёкий скат, где треугольник острым жалом впился в очерченный квадрат». Как наличие данных характеристик связано с центральными противоречиями образной системы данного произведения?

4. Почему стихотворение завершается образом «бессильного памятника»? Попытайтесь объяснить, в чём его «бессилие»? Как судьба памятника («Что в медь надтреснутых извилин впился зелёный купорос») связана с теми противоречиями, которые Вы обнаружили в произведении?

5. Обратите внимание на образы цвета в произведении. Как Вы полагаете, почему природа в стихотворении наделена такими цветовыми характеристиками, как «развернулись желчью хлеба», «кровь поздних роз», «ультрамариновое небо», «впился зелёный купорос», а не просто сказано, что хлеба «жёлтые», розы «красные», небо «синее» и т.д. (что было бы более традиционным)? Докажите необходимость именно таких характеристик в произведении, как они связаны с центральными противоречиями стихотворения Э. Багрицкого.

6. «Образ языка» стихотворения Э. Багрицкого. Можно ли сказать, что «Нарушение гармонии» однородно в языковом отношении, или же внутри него существуют разные языковые стихии? Почему в произведении появляются случаи «сдвига» ударения в слове: («и развернулись желчью хлеба шахматною доской поля», «что в медь надреснутых извилин впился зелёный купорос»)?

7. Найдите в стихотворении Э. Багрицкого случаи, когда словесный образ преодолевает свою знаковую природу.

8. Почему стихотворение называется «Нарушение гармонии»? Приведите примеры образов «нарушения гармонии» в стихотворении.

Практическое занятие № 4[3].

Тема: Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Анализ повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

Литература

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988, с. 487-489. (Статья И. Роднянской «Художественное время и художественное пространство»).

2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе//
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975, с. 234-236, 373-384, 391-402, 406.

3. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998, с. 211-240 (ксерокопии имеются на кафедре).

4. Н. В. Гоголь. Старосветские помещики (любое издание).

Дополнительная литература

1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979 (3-е издание), с. 209-218 (Раздел «Художественное время словесного произведения» из главы «Поэтика художественного времени»), с. 225-228. (Раздел «Замкнутое пространство сказки» той же главы), с. 335-340 (Разделы «Художественное пространство сказки» из главы «Поэтика художественного пространства»).

 

Задание

I. Ознакомиться с указанной литературой и законспектировать её. Подготовиться к ответам на следующие вопросы:

а) Художественное время и художественное пространство как основные характеристики художественного образа.

б) Чем отличается художественное время и пространство от реального (физического) времени и пространства?

в) Разнообразие типов художественного времени и пространства.

г) Понятие «хронотоп» (по М. М. Бахтину)

д) Понятие «событие» (по Ю. М. Лотману).

II. Проанализируйте особенности художественного времени и художественного пространства в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

а) Охарактеризуйте мир «старосветских» помещиков и «весь остальной мир», используя все известные вам характеристики времени и пространства.

б) Можно ли сказать, что мир «большой» жизни и его ценности полностью противоположен миру «старосветскому» или же, напротив, для того и другого характерна общая иерархия ценностей. Обоснуйте вашу точку зрения (обратите внимание на отношения этих двух миров к истории, войне, к человеку и т.д.)

в) Чем отличаются вещи в доме и усадьбе Товстогубов от вещей «всего остального мира»?

г) Событие. Выделите все события повести, опираясь на определение Ю. М. Лотмана («Событие есть пересечение границ семантического поля»). Докажите, что выделенные вами сцены, эпизоды являются событиями.

д) События изображенные (т.е. такие, которые являются предметом изображения, события, о которых рассказывается в произведении) и событие рассказывания. Покажите, что для события рассказывания вполне применимо определение Ю. М. Лотмана. Покажите, где и как в событии рассказывания пересекаются границы семантического поля. Кто является носителем события рассказывания?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.