Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 4. М.А. Колосов и А.И. Соболевский – исследователи русских диалектов.





Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):

1. М.А. Колосов как один из первых собирателей народных песен и сказок.

2. А.И. Соболевский – учёный, с именем которого связано становление диалектологии как учебной дисциплины.

Литература:

1. История русской диалектологии. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1961.

2. Русская диалектология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1989.

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

Тема № 5. Новые методы диалектологических исследований в трудах Д.К. Зеленина и А.А. Шахматова.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём вопрос о Д.К. Зеленине и А.А. Шахматове как разработчиках новых методов анализа диалектного материала.

Литература:

1. История русской диалектологии. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1961.

2. Русская диалектология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1989.



Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 6. Диалектные материалы Е.Ф. Будде, В.И. Чернышева, О. Брока.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):

1. Е.Ф. Будде как исследователь средне- и южнорусских говоров.

2. В.И. Чернышев и его основные труды в области русской диалектологии.

3. О. Брок – исследователь фонетики и физиологии славянской речи.

Литература:

1. История русской диалектологии. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1961.

2. Русская диалектология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1989.

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 7. Изучение русских диалектов в начале 20 века. Деятельность Н.Н. Дурново, Н.Н. Соколова, Д.Н. Ушакова.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):



1. Н.Н. Дурново, Н.Н. Соколов, Д.Н. Ушаков как основатели «Кружка по изучению истории и диалектологии русского языка».

2. Н.Н. Дурново, Н.Н. Соколов, Д.Н. Ушаков – авторы «Опыта диалектологической карты русского языка в Европе с приложением Очерка русской диалектологии» (1915).

Литература для конспектирования:

1. История русской диалектологии. – М.: Изд. Акад. наук СССР, 1961.

2. Русская диалектология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1989.

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

Тема № 8. Морфологическая система русских народных говоров.

По данной теме предполагается составление таблицы «Части речи в морфологической системе диалектного языка».

Задание: изучите указанную литературу, составьте таблицу «Части речи в морфологической системе диалектного языка», отразив особенности системы частей речи в диалектном языке.

Литература:

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

2. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

4. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).



Сроки отчётности: практическое занятие № 4.

Тема № 9.Типы словосочетаний, являющихся неразличительными и различительными элементами синтаксического строя говоров.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):

1. Необщераспространённые типы предложных словосочетаний.

2. Необщераспространённые типы беспредложных словосочетаний.

Литература:

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

2. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

4. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 10.Область функционирования словосочетаний.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём вопрос об области функционирования словосочетаний в диалектном языке.

Литература:

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

2. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

4. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 11.Типы предложений, являющиеся неразличительными и различительными элементами синтаксического строя говоров.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):

1. Предложения типа быть дождю идти.

2. Предложения типа для этой работы машина надо.

3. Предложения типа есть у нас ржи, ездило всякого народу.

4. Конструкции с краткими страдательными причастиями.

5. Конструкции с предикативными деепричастными формами.

Литература:

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

2. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

4. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 12.Категория перфекта в русских говорах.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём вопрос о категории перфекта в русских говорах.

Литература:

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

2. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

4. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 13.Различительные диалектные явления в области сложного предложения.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):

1. Структура сложных предложений.

2. Компоненты, соединяющие части сложных предложений.

Литература:

1. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

2. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

4. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

Тема № 14.Камчатское наречие, история его формирования. Основные лингвистические исследования, выполненные на региональном материале.

Задание: изучите указанную литературу, составьте конспект, отразив в нём следующие вопросы (положения):

1. Историю формирования камчатского наречия, этапы его изучения лингвистами.

2. Фонетические, грамматические и лексические особенности говоров Камчатки.

3. Основные лингвистические исследования, в которых представлен региональный диалектный материал.

4. Перспективы изучения камчатского наречия.

5. «Камчатский областной словарь».

Литература:

1. Браславец, К.М. Диалектологический очерк Камчатки / К.М. Браславец // Ученые записки Хабаровского гос. пед. института. – Том XIV. – Южно-Сахалинск, 1968.

2. Быкова, И.И. Имя прилагательное в говорах камчадалов : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук по спец. 10.02.01 – русский язык / И.И. Быкова; Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга, каф. рус. яз. – Ярославль, 2006.

3. Глущенко, О.А. Лингвистическое краеведение: камчатские говоры. Учебно-методическое пособие / О.А. Глущенко. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004.

4. Глущенко, О.А. Этнолингвистическое описание камчатского наречия: Учебно-методическое пособие / О.А. Глущенко. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2008.

5. Григоренко, Н.А. Лексика флоры и фауны в говорах камчадалов : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук по спец. 10.02.01 – русский язык / Н.А. Григоренко; Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга, каф. рус. яз. – Ярославль, 2007.

6. Ильинская, Н.Г. Диалектологическая работа в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга / Н.Г. Ильинская // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки». – № 1. – 2008. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга.

7. Ильинская, Н.Г. Методические рекомендации по сбору диалектного лексического материала в полевых условиях Камчатской области / Н.Г. Ильинская. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2005.

8. Ильинская, Н.Г. О необходимости создания Камчатского областного словаря / Н.Г. Ильинская // Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во Камчатского гос. пед. ин-та, 1993.

9. Ильинская, Н.Г. Русские говоры Камчатки: история и перспективы изучения / Н.Г. Ильинская // 22-е Крашенинниковские чтения «Веков связующая нить», посвящённые 60-летию Победы. – Петропавловск-Камчатский, 2005.

10. Ильинская, Н.Г. Состав и структура «Камчатского областного словаря» / Н.Г. Ильинская // Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Часть 1. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во Камчатского гос. пед. ин-та, 1997.

11. Каргина, А.П. Общерусский глагол в говорах камчадалов : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук по спец. 10.02.01 – русский язык / А.П. Каргина; Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга; каф. рус. яз. – Владивосток, 2006.

12. Олесова, Н.Г. Рыболовецкая лексика в говорах камчадалов : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук по спец. 10.02.01 – русский язык / Н.Г. Олесова; Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга, каф. рус. яз. – Ярославль, 2006.

13. Полищук, Л.А. Названия одежды и обуви в говорах камчадалов : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук по спец. 10.02.01 – русский язык / Л.А. Полищук; Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга, каф. рус. яз. – Ярославль, 2007.

14. Словарь русского камчатского наречия / под ред. К.М. Браславца. – Хабаровск : Изд-во Хабаровского гос. пед. ин-та, 1977.

Сроки отчётности: перед экзаменационной консультацией.

 

 

Список терминов по дисциплине

 

  1. Аканье
  2. Акцентологический диалектизм
  3. Антонимия
  4. Ассимиляция
  5. Вокализм
  6. Гиперкоррекция
  7. Говор
  8. Грамматический диалектизм
  9. Диалект
  10. Диалектная зона
  11. Диалектный язык
  12. Диалектологический атлас
  13. Диалектология
  14. Диссимиляция
  15. Еканье
  16. Ёканье
  17. Иканье
  18. Интердиалектная лексика
  19. Консонантизм
  20. Лексикография
  21. Лингвистическая география
  22. Лингвистический атлас
  23. Междиалектные соответствия
 
  1. Наречия русского языка
  2. Непротивопоставленные диалектные различия
  3. Оканье
  4. Омонимия
  5. Полисемия
  6. Просторечие
  7. Противопоставленные диалектные различия
  8. Северновеликорусское наречие
  9. Сегментные единицы
  10. Семантический диалектизм
  11. Синонимия
  12. Слог
  13. Средневеликорусское наречие
  14. Суперсегментные единицы
  15. Темп речи
  16. Ударение
  17. Фонематический диалектизм
  18. Фразеологические варианты
  19. Цоканье
  20. Частная диалектная система
  21. Чоканье
  22. Этнографизмы
  23. Южновеликорусское наречие
  24. Яканье
 

 

 

Структура сдачи зачета

по дисциплине

Билет включает один теоретический вопрос и практическое задание: комплексный анализ диалектного текста.

Вопросы к зачету

по русской диалектологии

1. Предмет и основные понятия диалектологии. Связь диалектологии с другими науками.

2. История русской диалектологии. Русский язык в его наречиях и говорах.

3. Характер диалектных различий в области вокализма.

4. Характер диалектных различий в области консонантизма.

5. Диалектные различия в морфологии. Имя существительное.

6. Диалектные различия в морфологии. Местоимение и числительное.

7. Диалектные различия в морфологии. Глагол, причастия и деепричастия.

8. Диалектные различия в морфологии. Имя прилагательное.

9. Словарный состав говоров русского языка. Историческая обусловленность словарного состава говоров и развитие диалектного словаря.

10. Диалектная лексика с точки зрения функционально-стилистической принадлежности и экспрессивной окраски.

11. Системные отношения в лексике говоров.

12. История лингвистической географии. Методы лингвистической географии.

13. Основные типы диалектных словарей.

14. Своеобразие диалектных фразеологизмов в лексическом составе, грамматических особенностях и значении.

15. Камчатское наречие (история формирования, основные этапы изучения, современное состояние).

16. Фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические особенности камчатского наречия. «Словарь русского камчатского наречия» К.М. Браславца.

17. Комплексный анализ диалектного текста, методика его проведения.

18. Диалектные различия в области синтаксиса.

19. Методы сбора и анализа диалектного материала.

20. Преподавание русского языка в диалектных условиях.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.