Сделай Сам Свою Работу на 5

Связь диалектологии с другими науками





Вопросы к занятию:

1. Предмет и основные понятия диалектологии (говор, группа говоров, диалект, наречие). Территориальные диалекты в их отношении к другим разновидностям общенародного языка: литературному языку, просторечию, полудиалекту, социальным диалектам (жаргонам).

2. Диалектные различия простые и сложные, системные (регулярные) и изолированные (единичные), двучленные и многочленные, одноплановые и многоплановые, непротивопоставленные и противопоставленные.

3. Взаимоотношение между русским литературным языком и диалектами в различные эпохи.

4. Методы изучения диалектов.

5. Связь диалектологии с другими науками.

6. Диалектология и школа.

 

Литература:

1. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

2. Блинова, О.И. Русская диалектология. Лексика: Уч. пособие / О.И. Блинова. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984.

3. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).



4. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

5. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

6.

Практическое занятие № 2

Тема: Диалектные различия в области вокализма

Вопросы к занятию:

1. Ударный вокализм (сильная позиция для гласных фонем во всех говорах; различия в составе гласных фонем).

2. Безударный вокализм (оканье, аканье, яканье, еканье, ёканье, иканье).

 

Задания:

1. Заполните схемы I, II, III, приведённые на с. 174 «Сборника задач и упражнений по русской диалектологии» О.В. Горшковой, Т.А. Хмелевской, используя материал диалектного текста, расположенного на с. 170 указанного пособия.

2. Выполните упр. 53, 91, 104, 135 (текст II) в «Сборнике задач и упражнений по русской диалектологии» О.В. Горшковой, Т.А. Хмелевской.

 



Литература:

1. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

2. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

3. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

4. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

5. Горшкова, О.В. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / О.В. Горшкова, Т.А. Хмелевская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

Практическое занятие № 3

Тема: Диалектные различия в области консонантизма

Вопросы к занятию:

1. Диалектные различия, связанные с составом согласных фонем, их противопоставлением по разным дифференциальным признакам, функциональной нагрузкой фонем и их звуковым обликом.

2. Глухие и звонкие заднеязычные фонемы. Твёрдые и мягкие заднеязычные фонемы.

3. Фонемы <ф>,< ф’>: звуки на их месте в говорах, не знающих этих фонем.

4. Фонемы <л>, <л’>: звуки на их месте в разных позициях.

5. Аффрикаты ц, ч. Цоканье, его разновидности и пути утраты.

6. Фонемы <ш>, <ж>; звуки на их месте.

7. Долгие шипящие и их соответствия.

8. Фонемы <р>, < р’>; звуки на их месте.



9. Корреляция согласных по глухости / звонкости.

10. Корреляция согласных по твердости / мягкости.

11. Преобразование сочетаний согласных.

 

Задания:

1. Заполните схему IV на с. 175 «Сборника задач и упражнений по русской диалектологии» О.В. Горшковой, Т.А. Хмелевской, используя материал диалектного текста, расположенного на с. 170 указанного пособия.

2. Выполните упр. 182 в «Сборнике задач и упражнений по русской диалектологии» О.В. Горшковой, Т.А. Хмелевской.

 

Литература:

1. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

2. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика / Р.И. Аванесов. – М., 1974.

3. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

4. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

5. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

6. Горшкова, О.В. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / О.В. Горшкова, Т.А. Хмелевская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

 

Практическое занятие № 4

Тема: Диалектные различия в морфологии

(имя существительное, имя прилагательное и местоимения)

Вопросы к занятию:

1. Склонение существительных в единственном числе. Типы склонения существительных.

2. Склонение существительных во множественном числе.

3. Склонение прилагательных в единственном и множественном числе. Стяжённые окончания прилагательных. Формы сравнительной степени.

4. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица и возвратного местоимения в единственном числе. Формы местоимения 3-го лица.

 

Задания:

1. Охарактеризуйте особенности склонения существительных в следующих примерах из русских говоров:

а) на этой шшоки, на руки, ф той-то избы, на той стороны;

б) из этово глазу, от пожару, около дому-то, ф том дому, на суду;

в) к ноче, на пече, на меле, в жизне-то, на лошаде.

 

2. Выполните упр. 200, 207, 209, 223 в «Сборнике задач и упражнений по русской диалектологии» О.В. Горшковой, Т.А. Хмелевской.

 

Литература:

1. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

2. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

3. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

4. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

5. Скобликова, Е.С. Географическое распространение диалектных форм личных местоимений. Ученые записки Куйбышевского госпединститута. – Вып. 13. Филологические науки, 1955. – С. 263-273.

6. Чагишева, В.И. Изучение склонения имен существительных в условиях местного диалекта / В.И. Чагищева. – Л., 1968.

7. Горшкова, О.В. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / О.В. Горшкова, Т.А. Хмелевская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Диалектные различия в морфологии

(имя числительное, глагол, причастие и деепричастие)

Вопросы к занятию:

1. Группы числительных, выделяемые в зависимости от типа склонения. Форма творительного падежа. Сближение склонения числительных пять, шесть и т.п.со склонением числительных два, три, четыре.

2. Формообразовательные разряды глаголов, свойственные всем говорам (обязательные) или только их части (необязательные). Переход глаголов из необязательных разрядов в обязательные. Формы инфинитива. Формы настоящего времени. Сложные формы прошедшего времени – перфекта и плюсквамперфекта. Формы повелительного наклонения.

3. Причастия и деепричастия. Суффиксы причастий и особенности их распределения. Образование деепричастий от возвратных глаголов.

 

Задания:

1. Выполните упр. 253, 254, 255, 270, 297 в «Сборнике задач и упражнений по русской диалектологии» Л.И. Баранниковой, В.Д. Бондалетова.

 

Литература:

1. Трубинский, В.И. Русская диалектология: Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем: учеб. пособие для вузов по спец. «Филология» / В.И. Трубинский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование).

2. Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989 (и более поздние издания).

3. Русская диалектология: пособие для вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина, В.И. Трубинский, О.А. Черепанова; под ред. В.В. Колесова. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

4. Русская диалектология: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. П.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1973.

5. Баранникова, Л.И. Сборник упражнений по русской диалектологии: Для пед. ин-тов по спец. 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л.И. Баранникова, В.Д. Бондалетов. – М.: Высшая школа, 1980.

 

 

Практическое занятие № 6

Тема: Словарный состав говоров русского языка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.